И почему Вы думаете,
что шифроваться будут сервисы а
не транспорт стрим?
Я вообще ничего не думаю.Так как на данный момент полной ясности как будет вводиться кодирование нет даже у министра связи и телекоммуникаций.А насчет отдельных каналов из 1-го мультиплекса пожелавших в будущем закодироваться (их четыре )располагаю достоверной информацией.Основания надеюсь понятны:отдельный контент у этих каналов должен быть защищен авторскими правами,но так как изночально при переходе на DVB-T2 уже предполагалось кодирование преследующее на начальном этапе цель оградить российского зрителя от покупки не сертифицированного приемного оборудования (по крайней мере так об этом заявлено и по такому же "сценарию" ввели бескарточную СУД Irdeto Cloaked CA в Украине,а не для ежемесячной платы за просмотр каналов ),а в дальнейшем чтобы подготовить изначально национальную СУД для кодирования уже платных коммерческих мультиплексов.
Вопрос, нужно ли вводить
обязательное шифрование
бесплатного эфирного телесигнала
в рамках цифровизации
российского телерадиовещания
и как это лучше сделать, возник не случайно и затрагивает интересы
многих участников рынка
телерадиовещания. Доставка
телесигнала из Москвы в регионы
осуществляется по спутниковым
каналам, а технологическая особенность вещания через
космические аппараты такова, что
зоны охвата передающих антенн
телевизионных спутников могут
перекрывать территории
близлежащих стран. Поэтому если телесигнал распространяется
в "свободном эфире" (или как это
принято называть Free-to-Air), то
сопредельные государства и их
жители могут бесплатно и без
особого труда получить к нему доступ. Правообладатели
рейтингового контента продают
вещателям право на его
трансляцию на строго оговоренной
территории. При этом вещатель
должен предоставить правообладателю соответствующие
гарантии и обеспечить соблюдение
этого условия. Для этого телесигнал
шифруется при помощи системы
условного доступа, что делает
невозможным его декодирование без специального оборудования.Помимо этого,
скремблирование эфирного
телесигнала позволяет решать
и другие масштабные
стратегические задачи. В частности,
по мнению главного эксперта ЗАО "Московский научно-
исследовательский телевизионный
институт" (МНИТИ), д.т.н.,
профессора Калью Кукка, при
определенной схеме реализации
закрытый эфир можно использовать для передачи
сигналов экстренного оповещения,
предназначенных только
для жителей России.
А обязательные требования
по поддержке сертифицированной государством системы шифрования
на уровне абонентских устройств
для приема цифрового ТВ
позволяют защитить интересы
отечественного производителя
и ограничить импорт зарубежных аналогов.
Участники рынка, знакомые
с зарубежным опытом
цифровизации телерадиовещания,
обращают внимание на еще один
важный аспект применения систем
условного доступа. По словам Гейра Бьерндала, вице-президента
по продукции и рынкам компании
Conax (один из ключевых игроков
рынка систем условного доступа
в мире, на 90% принадлежащий
норвежскому оператору связи Telenor), все компании,
участвующие во внедрении
наземного цифрового телевидения,
включая поставщиков бесплатного
эфирного ТВ, рано или поздно
задумываются о коммерческих услугах. Поэтому шифрование
телеэфира должно
реализовываться с самого начала
перехода на "цифру" не только как
мера ограничения доступа
к контенту по территориальному признаку, но и как инструмент
для получения дохода и развития
дополнительных платных услуг. "Это очень важный момент,
поскольку если сейчас не заложить
такую возможность в абонентскую
приставку для приема эфирного ТВ,
то в будущем для получения
коммерческих услуг от вещателей эфирного или платного ТВ абоненту
придется покупать
дополнительную приставку", –
вторит коллеге Сергей Грознов
из "НТВ-Плюс". По его словам, такой
печальный опыт есть в ряде европейских стран, где
телевещание уже
цифровизировано и абоненты
вынуждены использовать
по несколько приставок
для доступа к разным ТВ-услугам. Сергей Грознов убежден, что России
не стоит наступать на те же грабли."Стоимость такой приставки несильно увеличится,
если встроить в нее поддержку
одной или нескольких систем
условного доступа, зато это
потенциально позволит
общероссийским эфирным каналам предоставлять абонентам какие-то
дополнительные платные услуги",–
резюмирует Сергей Грознов.Он отметил, что скремблирование
эфирного телесигнала,
необходимое для последующего введения платных услуг
и предотвращения
распространения в России
несертифицированного
абонентского оборудования, нужно
использовать очень осторожно, чтобы не превратить его
в инструмент недобросовестной
конкурентной борьбы между
производителями, от которой могут
пострадать телезрители.
"По крайней мере, четверть миллиона телевизоров в России
уже принимают цифровое
телевидение из эфира: что с ними
делать, если после введения
обязательной системы условного
доступа они вдруг окажутся несертифицированными или будут
с ней несовместимы?" –
риторически вопрошает
Олег Кислов, директор
дирекции регионального развития
и мониторинга ГТРК
"Культура" (филиал ФГУП "Всероссийская государственная
телевизионная
и радиовещательная компания").
Защитить эфирный телесигнал при
помощи системы условного доступа
можно по-разному, но основных
способов всего два. Во-первых,
систему можно внедрить только
на участке между спутником и наземными приемными
станциями, с тем чтобы дальше
по эфирным сетям сигнал
распространялся в открытом виде.
Этот способ обеспечивает защиту
телеэфира от несанкционированного приема
в сопредельных странах, но
не позволяет использовать
функционал систем условного
доступа для реализации платных
услуг. Во-вторых, можно реализовать схему
персонифицированного
управления доступом к контенту.
Для этого необходимо, чтобы
зашифрованный телесигнал
доходил непосредственно до пользователя
и расшифровывался при помощи
абонентского устройства
с поддержкой соответствующей
кодировки. В этом случае при
помощи системы условного доступа можно не только привязать
приемное устройство
к определенной зоне вещания или
к определенному поставщику
услуги, но и обеспечить каждому
пользователю персональный набор услуг, в том числе и платных.
Причем к ним относится не только
возможность просматривать тот или
иной контент за дополнительную
плату, но и, к примеру, сервис так
называемого "родительского контроля", позволяющий
ограничить доступ детей
к некоторым категориям программ.
