. 29.08.2006
Ferra: Многие абоненты МТС сталкиваются с проблемой отсутствия биллинга в реальном времени. Как планируется развивать биллинг в этом направлении?
МТС: Как я уже говорил, ошибки биллинга случаются. Но они обусловлены вполне объективными причинами. МТС развивалась в регионах путём приобретения лидеров местного рынка. Компания приходила в регион и покупала там самого крупного из местных операторов, у которого уже была своя биллинговая система, свой персонал, своя техника и так далее. И так в 80 регионах России. Получилось самое настоящее лоскутное одеяло. Биллинговые системы были как российской разработки, так и зарубежной, в одних регионах тарификация производилась в долларах, в других – в рублях. К примеру, в Краснодаре расчёты всегда производились в рублях, потому что у оператора, которого там в своё время приобрела МТС, была биллинговая платформа, основанная на рублёвых расчётах, а в других регионах оплата производилась в долларах.
Всё это нужно было привести к общему знаменателю и поставить на одну платформу, чтобы создать единую систему обслуживания и сократить расходы компании. Начался переход, во время которого случались задержки в тарификации или какие-то программные сбои в системе.
Приведу ещё один пример. Вот происходит переход на новую систему биллинга. У некого абонента на счёте лежат 5 долларов. Проходит месяц, а эти деньги всё лежат и лежат, несмотря на то что он разговаривал по телефону, отправлял SMS. Естественно, проверив счёт, он остается в восторге от полученной информации и совершенно забывает, что деньги на телефоне он тратил. Далее абонент собирается в отпуск, пополняет свой счёт ещё на 10 долларов. Как раз в этот момент переход на новую систему завершился, и у него со счёта вдруг снимаются уже 15 долларов. Естественно, первая мысль, которая приходит ему в голову, что МТС своровала деньги. Но на самом-то деле в течение всего месяца у него не снимали деньги из-за перехода на новый биллинг, абонент же думал, что он просто мало наговорил.
В данном случае проблема в том, что эти изменения прошли не совсем гладко и грамотно с точки зрения удобства абонентов. Но ситуация исправляется, поскольку практически во всех регионах мы ввели новую систему биллинга, и процент подобных ситуаций снижается. В некоторых регионах, кстати, их не было никогда, и абоненты там считают, что у нас отличный биллинг. В общем, всё зависит от конкретного региона.
Ferra: Многие абоненты МТС сталкиваются с проблемой отсутствия онлайн-тарификации. Ведётся ли работа в этом направлении? Что в этом отношении ожидает архивные тарифы?
МТС: Да, это, конечно, тоже важный момент, поскольку мы понимаем, что абоненту необходимо чётко знать, что происходит на его счёте. Сейчас мы тарифицируем в режиме онлайн только голосовую связь. Пользование дополнительными услугами – GPRS, к примеру, – в реальном времени мы пока не тарифицируем нигде, кроме Москвы, потому что это технически сложнее сделать. Но работа по налаживанию системы онлайн-тарификации ведётся по всем направлениям, и рано или поздно «страждущие» её получат.
Что же касается архивных тарифов, к которым уже невозможно подключиться, то работа с ними, безусловно, тоже ведётся. Никто не собирается забрасывать эти тарифные планы и пересаживать людей на новые, потому что, как уже говорилось, ими пользуется очень большое число абонентов. Коренных изменений, скорее всего, не будет, но модернизация биллинговой системы, включая онлайн-тарификацию, распространяется и на архивные тарифы.
Ferra: Когда примерно стоит ожидать окончания процесса модернизации биллинга?
МТС: На самом деле модернизация биллинга – процесс бесконечный. Сейчас мы уже практически завершили её во всех регионах страны. У нас теперь единая биллинговая платформа. Но технологии не стоят на месте, и в рамках этой платформы не только у нас, но и у других операторов постоянно появляются какие-то новые программы, их обновления и новые услуги, которые также необходимо тарифицировать. Биллинговая система – это постоянно развивающийся, живой организм. Именно поэтому, кстати, нельзя полностью исключить какие-либо сбои. Их просто можно свести к минимуму, так же как и время реагирования на них. Улучшить можно всё, но остановить модернизацию биллинговой системы невозможно.