Ergo Proxy Title Ergo Proxy
Official Site http://www.ergoproxy.com/
Category -
Total Episodes -
Genres -
Year Published 2006
Studio Geneon Entertainment
US Distribution Geneon Entertainment
User Rating 9.1/10.0
Description
Romd is a dome city where robots and human beings cohabitate. It is also a paradise whose citizens are completely controlled and they don’t have to have emotions. Lil Mayo is a young carrier woman of the Intelligence Bureau. While she is investigating a murder case occurred in the city, she noticed mysterious messages, “awakening”. At that night, she is assaulted by a grotesque monster.
Производство: Япония
Жанр: приключения, фантастика, мистерия
Тип: ТВ (23 эпизода), 25 мин.
Трансляция: c 25.02.2006 по 12.08.2006
Выпуск в 19:00 [вечерний сеанс] на WOWOW
Режиссёр: Мурасэ Сюко
Сценарий: Сато Дай
Средний балл: 8.8 из 10
Краткое содержание:
В мире, где люди и роботы живут вместе, есть купольный город под названием «Ромудо» - находящийся под абсолютным контролем рай, в котором нет необходимости в такой вещи, как «чувства». Но этот утопический пейзаж вскоре будет нарушен серией таинственных убийств. Рил Мэйер, женщине-следователю из Управления Гражданской Информации, поручено расследовать причины этих убийств. Проникая глубже в суть дела, она вскоре увязает в тайне «Пробуждения», которое изменит её жизнь и жизни всех, кто живёт в «Ромудо»… навсегда. / © Xsirt
Эпизоды:
01. Awakening
02. Confession
03. Mazecity
04. Futu-risk
05. TASOGARE
06. Domecoming
07. re-1124c41+
08. Shining Sign
09. Angel's Share
10. Cytotropism
11. Anamunesisu
12. Hideout
13. Wrong Way Home
14. Ophelia
15. Who Wants to be in Jeopardy!
16. Busy Doing Nothing
17. Terra Incognita
18. Life After God
19. Eternal Smile
20. Goodbye Vincent
21. Shampoo Planet
22. Bilbul
23. Deus Ex Machina
Рецензия:
© Анастасия Розанова, 2006.12.05
«Неправильные пчелы делают неправильный мед», предупреждал нас великий поэт и мыслитель В.-П. Правда, он не уточнил, что здесь причина, а что – следствие. Конечно, проще предположить, что неправильны пчелы, ergo, сомнителен и мед. Ergo… Плохой философ формирует скверную теорию. Порченный бог мастерит колченогий мир. Из посылок следует – ergo – вывод. От осинки не родятся апельсинки. Каков поп, таков и приход. Приход. Ergo Proxy. Вот это был приход…
Не перебивайте, я сам собьюсь. Жизнь под колпаком. Ну, не под колпаком, а под куполом, но это одно и то же. Жизнь в совершенном Ромдо: все на виду у всех, в ровном свете ламп, на стерильных плоскостях экранов, как на умозрительных операционных столах. Операция на открытом мозге длиною в жизнь. «Образцовые граждане, избавляйтесь от ненужных вещей»; Боже, сколько их, ненужных вещей, накопила цивилизация – частная жизнь, чудачества, инстинкты, слабости, тайны… Винсент Ло – маленький винтик городского механизма, вернее, одна из микросхем. Он иммигрант, новоприбывший в Ромдо, он только встал на путь образцового гражданина, но хочет пройти по нему до конца, до полного отсутствия вещей и тайн. По-своему Ромдо прекрасен – как антипод стихий вне купола, как оппозиция хаосу. Городом правят мэр, параличный и всемогущий, и его советники (если вы были в Флоренции у фамильного склепа Медичи, то вы их видели, советников: мраморные плакальщики работы Микеланджело – и представьте себе на минуточку, что такие насоветуют! – зато какая эстетика). Кроме того, в Ромдо есть Рил Мейер, женщина с белым лицом и немыслимым make-up’ом. Почти совершенная. Почти бессердечная. Самонадеянная, черствая, капризная. Таких естественно любить и легко ненавидеть…
Говорить по существу? Да, конечно, я могу говорить по существу. «Эрго Прокси» – сериал многих возможностей. Некоторую их часть авторы упустили – причем не выронили, не совладав, а выпустили за ненадобностью. Остальные использовали как-то не по назначению. И роботы-«автолэйвы», и люди, и высшие силы чем-то не тем у них заняты! Я могу рассуждать здраво, вот, доктор, судите сами: есть простейшая религиозная пирамида (прямой аналог пирамиды пищевой): роботы – люди – божества. Так? Роботы служат людям, люди – богам. Всё правильно. И не надо путать причину существования со смыслом его! Причина для каждого яруса видна: роботы созданы людьми, люди – божественным умыслом. Тогда как насчет смысла там всё очень темно и априори небесспорно. Но причина-то ЕСТЬ! Так и держитесь же за нее, за причину… нет. Не хотят. Андроиды-автолэйвы молятся. Зачем?.. Люди, наоборот, молиться забыли. Какого, спрашивается, черта?!. Они надеются, что познают бога, поймав его в западню и разобрав на анатомические препараты! Ха!
(Спасибо-спасибо, я уже успокоился.) Или – странствие. Красивое, вздорное и совершенно глючное путешествие на буере по ледяным пустыням. Винсент и Рил путешествуют в поисках истины (ну, или – самих себя, своих отношений с миром – нужное подчеркнуть). Казалось бы, классика. Но вместо того, чтобы дойти до расчетной точки и – выяснить, познать, достичь и т.п., герои возвращаются, причем возвращаются, в сущности, ни с чем. Еще старик-Гораций говаривал, что «небо, а не душу меняет тот, кто за море бежит». Следовательно – ergo! – незачем никуда ходить, и своих богов каждый носит сам с собой (и сам же расчленяет их по мере необходимости).
А герои? Самые человечные образы в «Эрго Прокси» это – автолэйвы и (в меньшей степени) сами прокси. Личный автолэйв-помощник Рил по имени Игги и по-настоящему трогательная Пино (робот-приемная дочь, домашний любимец, мечта гипер-родителей – ребенок навсегда) с честью представляют лучшие человеческие свойства. А люди Ромдо настолько заняты соблюдением должной дистанции между собой, своими роботами и своими богами, что почти разучились взаимодействовать. Только андроиды, с вживленными функциями преданности, заботы и дочерней нежности, сохраняют и развивают (посредством инфекционных молитв!.. нет, какая ирония, вдумайтесь, доктор: вера и поиски смысла – всего лишь заразная болезнь… впрочем, я-то давно это подозревал!)… так вот, сохраняют и развивают свои способности к любви и сочувствию. Винсент, какой-то весь затрапезный, тусклый, провинциальный, именно в этих качествах наиболее симпатичен. А всё сверхчеловеческое так и остается «поверх» человеческого восприятия. Потому Винсент красив, когда увлеченно играет с искусственным ребенком или по-дурацки мажется помадой Рил, и довольно банален, когда вручную потрошит врагов. И, наверно, именно поэтому «выпал» из обоймы жанров «киберпанк». Мир компьютерного будущего оказался не рассмотрен. За очевидностью. А теогония сведена к серии личных, тоже вполне человеческих, конфликтов.
Но и это тоже не главное, доктор… А что, что в нём главное? Нет-нет, не перебивайте. Я ищу, я сосредоточен… вот, скажем, оформление всего сериала. Классики много говорили о красоте, которая спасет мир… В «Эрго Прокси» не та красота, какая-то другая. С другими задачами. Красота операционного бокса, снежной пустыни, рваных носков и накрашенной женщины. Будет такая красота спасать или, скорее, еще чуточку разрушит? Неважно. «Эрго Прокси» замечательно отрисован, что да, то да, но едва ли не красивее всего мне кажется черно-белый, наискось прочерченный титрами и Radiohead’ом, эндинг. Он прокси-божественен. После каждой утонченной, ужасно-прекрасной серии – самое то. О, как оттягивает. Темнота и музыка. Туда проваливаешься, оттуда трудно возвращаться. И не хочется. Не тяните меня. НЕ ТЯНИТЕ, говорю…
(- Ну-ну, ничего страшного… Уже всё, всё. Сестра, пишите: ergo proxy в стадии разрешения. А галоперидол всё-таки пока не снимаем. Пока наш эндинг нас не отпустит…)
Рецензия #2:
© Александр Жевнеров, 2006.12.05
После просмотра «Эрго Прокси» пребываю в неописуемом восторге. Но чтобы не перехвалить эту вещь, воздержусь от чрезмерно-радостных возгласов, попытаясь как можно более сдержанно поделиться впечатлениями (хотя всё равно не получится).
Итак, начнём сначала. А начинается всё с расследования Информационным Бюро (в другом переводе - Управлением Гражданской Информации) серии убийств, возможно, совершённых заражёнными когито автолейвами или кем-то с ними связанным. Если перевести на русский язык, то с того, что готичного вида девушка Рил Мэйер (Re-l Meyer) расследует обстоятельства участившихся случаев обретения собственного Я у андроидов. Параллельно с этим эмигрант Винсент Ло (Vincent Law) работает в службе контроля за автолейвами и должен не допускать случаев неповиновения андроидов. Всё это происходит под сводами чудесного города Ромдо, рая на земле, особенно учитывая, что от остальной земли мало что осталось. В этом прекрасном городе имеется контроль над чувствами и эмоциями граждан, контроль рождаемости, всевидящее око камер наблюдения, множество благ для Образцовых Граждан™ и рабский труд для иммигрантов, всё, что надо утопичному обществу постапокалиптического мира.
Итак, логично напрашивается дальнейшее развитие сюжета. Рил узнаёт, что её персональный автолейв Игги уже давно заражён когито, Винсент понимает всё тяжесть бытия разумным роботом и больше не может их убивать. В поисках смысла жизни андроиды обращаются к правительству, которое вместо помощи пытается их всячески уничтожить. В сцене, когда озверевшая толпа коваными сапогами забивает автолейва, закрывшего собой щенка, как нельзя лучше показано, что сами люди бывают бездушнее машин…
К счастью, всего этого нет. Товарищи из студий Manglobe, до этого разочаровавшие меня уж очень коммерчески выверенным «Самураем Чамплу», в этот раз создали помесь, казалось бы, несовместимых вещей - таких, как «Призрак в доспехах», «Путешествие Кино», «Технолайз», фильмы «Эквилибриум» и «В пасти безумия».
Копание в собственном подсознании и экзистенциальные кризисы. Мистика, сюрреализм, психоделика, био- и киберглюки - это то, что станет постоянным спутником на двадцать три серии, и это только на поверхности. Если копнуть глубже, то за стандартными символами можно увидеть более глубокие, множество образов и знаков почерпнуто из различной эзотерики, о чём, однако, не говорится в лоб, а лишь намекается узнаваемыми каббалистическими схемами на заднем плане в опенинге. За каждым именем скрывается подсказка к пониманию мира «Эрго Прокси».
Кто-то скажет, что это типичный занудный киберпанк, с закосом под философию, с претензиями на лавры Тарковского, избитый на сюжет и слабый символикой. Но античные статуи, обсуждающие проблему запуска ядрёной ракеты – это, как минимум, оригинально.
Каждый персонаж – личность. Нельзя сказать «вот это типичный злодей, желающий злого зла, исключительно из своей злобности», нет, каждый герой очень противоречив, но отличие от Евы не напрашивается на приём к врачу… ну, не без исключений, конечно. Даже удалось, на первый взгляд, типично кавайную маленькую девочку сделать не очередным клоном какой-нибудь Азмарии (см. «Крестовый поход Хроно»), а вполне органично вписывающейся в общее действо.
Если затронуть визуальную сторону, что тут всё замечательно. Этот аниме, созданное под HDTV, не могло быть плохо нарисовано. Однако многие места настолько тёмные, что при просмотре постоянно вспоминаются «Секретные материалы», где у Малдера ломается фонарик, как раз тогда, когда он находит ответ на «страшную тайну» серии. Причём, если в повести о буднях ФБРовцев таковым эффектом можно было скрыть непродуманность находки (или вообще отсутствие у авторов идеи, что именно находит отважный агент), то в «Эрго Прокси» это только скрывает пейзажи различной степени мрачности. Благо если немного подкрутить настройки, всё становится нормально, но всё же ощущение, что что-то не так с цветами, так и осталось. Возможно, всё дело в настройках компа, но не факт. Ещё стоит отметить, что чем ближе к концу, тем больше графика ухудшается. Откровенно плохой она не становится, но если сравнивать с первыми сериями, то прорисованость персонажей на заднем плане явно становится хуже, а смачные взрывы уступают место невыразительным оранжевым вспышкам.
Музыка же постоянно остаётся на одном уровне, начиная с первой серии, и уровень этот весьма неплохой, особенно порадовал опенинг. Но что сказать про амбиет (основная часть музыки представлена именно им), кроме того, что он получился очень атмосферным? Да и не надо ничего говорить, слушать надо.
Подводя итог, можно сказать, что перед нами очень непростое произведение. Люди, ожидающие безудержного драйва, будут разочарованы, но тем, кто хочет посмотреть что-то многоуровневое, сложное и небанальное, «Эрго Прокси» придётся по душе.
И напоследок немного изотерики. Всё ниже написанное, естественно, стоит воспринимать как дополнительную пищу для размышлений или бредовые мысленные испражнения автора (в моём лице). Слабонервным или несмотревшим сериал дальше не читать, ибо спойлеры.
С какой серии точно не скажу, но близко к началу я предположил, чем всё кончится - да так оно и оказалось. Причём не в стиле «все умрут, но некоторые выживут», а только, что десант с орбиты спустится, не предсказал. Всякие поверхностные моменты, вроде эпизода, когда созданная Дедалом копия Рил улетает к солнцу, я затрагивать не буду, их и без меня заметить несложно. А расскажу я о найденный символах Таро в данном аниме. Ещё раз повторю, всё сугубо субъективные суждения. Специально не выискивал, просто эти моменты сами бросаются в глаза. Так как заинтересовался я этими картишками недавно, то в основном из массы усмотренный символов мне удалось расшифровать только те, что относились к Винсенту. Даются две цифры, XIII и I, и образ шута (маска Эрго, ещё в 8 или 9 серии мелькает карта шута). Шут символизирует путешествие, без чётко очерченной цели, при абсолютной неизвестности, с чем предстоит столкнуться. Интуитивный поиск истины и непроявленную силу или возможности, плюс наивность. В точности соответствует человеку по имени Винсент Ло.
I, красующаяся на медальоне Ergo 1, соответствует аркану Маг. Характерными чертами Мага являются стремление создавать и менять мир, жажда власти и чёткое представление о том, чего он хочет. Пока Шут слепо ищет, что надо сделать, Маг уже вовсю это делает.
XIII – номер аркана Смерть. Винсент неоднократно называет себя то посланником смерти, то самой смертью. Смерть в Таро имеет множество значений, но главное, что стоит выделить, это постепенное угасание или естественная смерть, но не конец. Смысл в том, что после смерти одной части появляется другая. После смерти следует перерождение, но не возрождение в той же самой форме, а рождение чего-то нового.
Из этого несложно вывести, чем окончатся поиски Винсента. А ещё множество символов, точно интерпретировать которые я пока не могу. Если наличие башни (XVI - разрушение) в каждом городе ещё несложно понять, на что намекает, то, скажем, в 8-9 сериях можно усмотреть Императора с Императрицей, но к чему это - непонятно.
И вот интересно, насколько авторы «Эрго Прокси» обдуманно вместили эти символы. Возможно, они с помощью карт придумывали этот мир (есть такой хитрый способ, когда просто фантазии не хватает), может, исключительно бессознательно смешали архетипические образы, или это мне не стоит читать бесовские книжки, на ночь глядя?
С другой стороны, нужно ли столь подробно разбирать произведения искусства? Не теряют ли они от этого части своей привлекательности?
Комментарии на этот фильм:
Избранный комментарий [по мнению World Art], автор текста - Tetsu-kun | пользователь № 12813
2Chaya
Егро Прокси - это ярчайшая звезда маленького мира аниме-киберпанка. А тем кому не понравилось скажу одно: "Как вы после этого можете называть себя анимешниками!??"
Как примитивно. Неужели нельзя подобрать более содержательные аргументы для понравившейся вещи? Сказали бы "Вы нишарите" - и не мучались. Если не умеете отстаивать фаворитов - не беритесь за это. К тому же - "лучшая вещь этого года" - вы посмотрели все две с половиной сотни сериалов (а так же онгоингов), чтобы судить так четко?
Об Эрго. Неплохой киберпанк. Но у него есть один жуткий, топящий недостаток - он - это не калька с американкого/европейского киберпанка. А всего-лишь перениматель традиций япкиберпанка. Никаких оригинальных идей не подает - что Хит Гай Джей, что ГИТС - это недосягаемая высота для этой Прокси. Вещь на два вечера. Если не заснете. Не отстой, не середнячок - вещь отнюдь не низкого жанра. Просто Эрго - аниме с большими недостатками, а выезжает на безрыбье. Хотя, надеюсь, что следующие твореиние Мэнглоб будет достойно Чамплу.
Избранный комментарий [по мнению World Art], автор текста - fitsko | пользователь № 5187
После десятка серий Эрго Прокси продолжает оставаться классическим занудным киберпанком. ^____^
Работа аниматоров - на высшем уровне. Что и немудрено - этот сериал для ХДТВ. Хотя, надо сказать, детализация в неключевых сценах несколько упала. Опенинг заслуживает отдельной похвалы - тянет на полноценный клип. Но в том же Мушиши, особенно в последних сериях артворк на порядок выше.
Что касается сюжета. Мое мнение - оригинальных сюжетов в мире от силы с десяток. Все остальное - вариации. В киберпанке сюжетов - и того меньше. Самый основной - пробуждение самосознания у машин. Собственно, Эрго Прокси об этом. Никаких неожиданных сюжетных ходов не наблюдается, божественных истин не открывают. Все очень и очень стандартно. Даже символизм стандартен до безобразия - например, закрытые и открытые глаза у Винсента.
Картина мира тоже стандартна - хотя, японцам всегда удавалась постапокалиптика. Но ничего нового в общей картине мира, а так же небольших сюжетных отвлетвлениях нет. В мире что то сильно бабахнуло. Почти все умерли. Город с искусственной средой, на "улице" - "сколько себя помню, все время шел дождь" (С)- Wonderfull Days и отдельные кучки народа, борющиеся за существование сами с собою, природными условиями и бешенными киборгами.
Общее впечатление - очень дорогая вещь с претензией. Отсутсвие серьезных сюжетных ляпов, техническое исполнение - несомненные плюсы. Однако, полное отсутствие новых идей, ужасающая стандартность и поверхностность символизма (представьте, что студент-отличник режиссерского факультета снимает фильм под Тарковского) и, главное _претензия на исключительность_ - портят впечатление от просмотра. Шедевра не получилось,но смотреть вполне можно, ибо красиво и, в общем то, не глупо.
Nica | пользователь № 14322 | 2006.12.18
Сказать, что это лучшее из того, что я видела, будет неправильно.
Сказать, что мне не понравилось, будет в корне неверно.
Сказать, что отношусь к нему равнодушно - не сказать ничего.
Это аниме стало для меня настолько уникальным, что трудно четко описать свое к нему отношение. Оно ни на что не похоже и не имеет аналогов, но при этом все это мы уже видели. Оно собирает в себе Фантастические дни, Призрака в доспехах, Аниматрицу, Яблочное семя, Детей пришествия, Эрмитаж и множество других подобных аниме, но при этом не становится скучной второсортной копией.
Эрго можно рассматривать как сериал с местами непонятным сюжетом, но гораздо легче рассматривать отдельно взятые серии как самостоятельные истории. В самом деле, до выхода Винсента во внешний мир это был один сериал, во время его одинокого путешествия - другой, а с присоединением Рил он вновь изменился. Не говоря уже о сериях с городом развлечений и телевизионной викториной. Смотреть его из-за этого было местами сложно, но всегда одинаково интересно. Более того, вообще было за уши не оттянуть. И в памяти такие сериалы остаются на всю жизнь.
Атмосфера в большинстве серий моя любимая)) - давящая готическая, но местами примешан юмор, романтика, философия, хоррор и, конечно, киберпанк.
Добавляя еще пару слов… Прокси на сегодняшний день единственное аниме, которое сумело напугать меня настолько, что я заорала сидя перед монитором (не буду говорить что за серия, догадаться несложно . А серия, где герои ожидают ветра, вообще могла бы быть самостоятельным мини-фильмом. Она понравилась мне едва ли не больше всех остальных. Опенинг и эндинг - выше всяких похвал. А вот концовка немного огорчила, я ожидала другого, не столь помпезного и заумного…
Это как Хеллсинг - много шума, великолепная анимация, потрясающий саундтрек, однако ничего принципиально нового и умного. Но разве он плох?
Подводя итог: запоминающееся аниме с мудреным сюжетом. Смотреть стоит без предубеждений, каждый все равно воспримет по-своему.