МИД России дал оценку действиям Норвегии, касающимся разработки шельфа Шпицбергена.
Россия считает неправомерными попытки Норвегии вывести из-под действия договора 1920 года поиски и разработку шельфа Шпицбергена. Об этом заявила 26 июля на брифинге официальный представитель МИД РФ Мария Захарова.
«Обратили внимание на представленный правительством Норвегии в июне доклад по вопросу о разработке минеральных ресурсов на норвежском континентальном шельфе, включая районы архипелага Шпицберген. В этой связи полагали необходимым акцентировать внимание на нашей позиции относительно правого статуса шельфа. Мы считаем неправомерными попытки Норвегии по выводу вопросов по поиску и разработке минеральных ресурсов континентального шельфа архипелага Шпицберген из-под договора о Шпицбергене 1920 года», —сказала Захарова.
Дипломат отметила, что континентальный шельф архипелага представляет собой естественное продолжение его суши и образует с ней единое и неразрывное целое, а правовой режим, установленный указанным договором, полностью распространяется на шельф архипелага в пределах, определенных в первой статье документа.
«Таким образом, Норвегией не могут устанавливаться и осуществляться какие-либо исключительные интересы или права в отношении шельфа в указанном районе без согласия всех других участников договора 1920 года. Хотели бы вновь напомнить норвежской стороне, что ее суверенитет над архипелагом Шпицберген не является безусловным», — подчеркнула представитель российского МИД.
Попытки одностороннего регулирования ресурсодобывающей деятельности на участках шельфа в границах действия договора расценивается РФ как нарушение Норвегией режима этого документа и обязательств по нему, указала она.
«Неоднократно призывали норвежскую сторону отказаться от подобной неправомерной с точки зрения международного права практики, в том числе в контексте промыслов морских биологических ресурсов в водах Шпицбергена или разработки минеральных ресурсов», — подчеркнула дипломат Захарова.
13 лет назад Россия заключила одну из самых невыгодных в своей новейшей истории международную договорённость. По итогам переговоров президента РФ Дмитрия Медведева с норвежским премьер-министром Йенсом Столтенбергом Москва и Осло достигли компромисса по вопросу раздела континентального шельфа Баренцева моря и Северного Ледовитого океана.
«Это историческая дата, когда разрешена очень важная историческая проблема. Существует согласие обо всех элементах комплексного решения. Это решение говорит о проведении линии границы и также о разработке нефтяных месторождений и сферы рыболовства», — сказал тогда на совместной пресс-конференции Столтенберг.
Речь шла о разграничении спорных территорий в 175 тыс. квадратных километров. Со слов норвежского премьера следовало, что Москва и Осло разделили спорные районы «на две равные по значению части». 15 сентября 2010 года в Мурманске был подписан соответствующий договор «о разграничении морских пространств и сотрудничестве в Баренцевом море и Северном Ледовитом океане».
Документ снял действовавший с 1970 года мораторий на разработку нефтегазовых месторождений арктического континентального шельфа в зоне интересов СССР и Норвегии.
Советский Союз настаивал на том, чтобы провести линию раздела по западной границе своих арктических владений. В свою очередь Норвегия призывала очертить границу на равном удалении от архипелагов Шпицберген, Новая Земля и Земля Франца-Иосифа.
Как говорили в Москве, предложение Осло нарушало условия равного доступа к 200-мильной исключительной зоне Шпицбергена. В итоге Медведев перенёс границу за пределы 200-мильной зоны, отдав участок шельфа Норвегии. Это решение обернулось для России потерями в десятки миллиардов долларов.
В первые годы после заключения соглашения Медведева—Столтенберга норвежский нефтяной директорат (NPD) провёл исследование, по результатам которого в 2013 году были опубликованы шокирующие для России данные. На уступленной Москвой заполярной территории учёные королевства обнаружили 300 млн кубометров залежей углеводородов или 1,9 млрд баррелей в нефтяном эквиваленте. Свои новые запасы норвежцы оценили в 30 млрд евро.
После такой новости у многих в России возник логичный вопрос: с какой же тогда целью господин Медведев заключал с Норвегией договор о разделе шельфа? Неужели руководство Кремля, которое обсуждало проблему спорных территорий в течение десятков лет, не подозревало, что западные арктические районы так богаты углеводородами?
Определённое понимание экономической и хозяйственной важности территорий, отданных в 2010 году Норвегии, у советских и российских властей всё-таки было. Не зря же Москва вела торг с Осло более 40 лет.
Дмитрий Медведев,будучи на тот момент Главой государства, несколько раз повторял, что разработку энергоресурсов Россия и Норвегия будут проводить совместно. Договор якобы «укрепит потенциал сотрудничества в энергетической области». Этого, как ни сложно догадаться, не произошло.
Осло даёт Москве понять, что считает 200-мильную зону Шпицбергена своим владением. И такое поведение — не единственная «благодарность» за уступки по континентальному шельфу.
Столтенберг, с которым был так учтив Медведев, впоследствии стал генеральным секретарём НАТО, которое заметно активизировалось на его родине после 2014 года. Осенью 2018 года в центральной части королевства альянс провёл крупнейшие с 1990-х годов военные учения, которые в России сочли репетицией к «действиям наступательного характера».
За минувшие 13 лет Норвегия по отношению к РФ стала вести себя намного агрессивнее. Даже в годы холодной войны Осло, будучи членом НАТО, не позволял размещать на своей территории иностранные войска, чтобы не провоцировать восточного соседа.