Странный свинячий контрнаступ.
Есть такая военная максима: хочешь победить – удиви. Но не насмеши, хочется добавить, подробно разобрав день восьмое июня 2023-го года, уже попавший в славную летопись славного русского оружия.
На пятый день начавшегося классического наступления, как и прогнозировал – начался накат механизированных частей ВСУ, разве что с направлением промахнулся, думал шановни панове на южно-донецком направлении ещё разок-другой удачи попытают. Но они перешли к основному блюду без разведки боем на Запорожье, давно известном месте удара для прорыва в сторону Азовского моря, блокирования Крыма с суши.
Результаты уже к полудню прошлого дня были понятны, в двух местах ВСУ сбили наши боевые охранения и продвинулись на 500-700 метров, так и не преодолев первую линию обороны. Не вскрыт на всю глубину ни один ротный опорный пункт, а задействованные силы (по стандартам НАТО) лишились почти всей бронетехники на минных полях, под артиллерийскими ударами, налётами фронтовой и армейской авиации. Открываем наставления наших заклятых партнёров и понимаем, что главная боевая задача для механизированной бригады в наступлении на подготовленные позиции полностью провалена, глубина прорыва обороны условного «батальона» противника (3 - 5 км) в первый день не достигнута. Будет второй …
И третий, если штабные планировщики и кураторы ВСУ подтянут резервы и постараются телами солдат и остовами сгоревших танков продолжить атаки в отчаянной попытке оформить тактический прорыв. И начать молиться на дальнейший успех «легкой пехоты» на американских БМП «Страйкер» (и прочей легкобронированной западной технике), призванной с захваченного плацдарма начать дыру во фронте расширять, под угрозой окружения вынуждая наши подразделения «перегруппировываться», как в Харьковской области осенью 2022-го.
Наивные люди, хоть и в погонах. Не преуспев в «тактике просачивания» – сразу решили долбануть кувалдой, ломанулись в атаку батальонными колоннами поперёк собственных же Уставов, не выйдя на рубежи развёртывания в ротные и взводные. А получив огневое поражение и потеряв десятки машин на минных полях, учудили другую глупость – начали дробить подразделения на мелкие группы, тыкая растопыренными пальцами в железобетон русской обороны. Хотя объяснение такому поведению есть: наши ВКС и все виды разведки начали вскрывать районы сосредоточения ударных батальонных групп, а потом выжигать их.
Тактика
Хотя язык не поворачивается назвать происходящее на Запорожье таким военным термином. Творится что-то невообразимое, то отчаянный накат силами танкового батальона, уничтожаемого нами в течение двух часов без остатка, то бестолковое тыканье ротными группами без сил инженерного разграждения. Причём в место, где шановних панов давно ждали, они сами проели плешь всему миру с направлением главного удара, россказнями о желании разрубить группировку Спецоперации на две части, одну часть русских войск загнать в Крым, вторую – на Донбасс.
Хвалёная «спутниковая разведка» НАТО не сообщила пану гетьману и его бунчужным атаманам, что именно на Запорожье наивысшая плотность инженерных заграждений, опорных пунктов, три полноценных эшелона войск армейского подчинения и концентрация сил ВКС? Где разрекламированная «сетецентричность» ведения боевых действий, почему элита элит, 47-ая штурмовая бригада ВСУ из идейных добровольцев говорит всем «подержи моё пиво, глянь что я умею» и прёт четырьмя (не двумя!) колоннами в одиночку на полный фарш, а её соседи даже шагу вперёд не делают. Психические атаки? Ну-ну ...
Это переоценка своих сил, надежда на трусость у русских? А как поступают другие подразделения ВСУ, это же военное преступление, бросать в прорыв силы до двух-трёх механизированных рот, не имеющих (даже в случае успеха) шанса свою удачу развить. Ладно развить – удержать занятое не могут по причине ограниченности ресурса.
Опять «разведка боем»? Дорого же она обходится, когда каждая брошенная в атаку бригада теряет треть своего ударного потенциала за неполный день. Нет желания впадать в победный угар, но ВСУ не массируют (как раньше) артиллерийский огонь, не явили миру «воздушные армады FPV-дронов», а хвалёные «Хаймарсы» наводятся для единичных ударов по отдельным блиндажам на передке. Проблемы с нашими рэбовцами? Забыли, как воевать по бумажным картам и матом управлять боем по рации? Или что-то случилось с общим управлением...
Если происходящее не глобальная и кровавая попытка убедить наше командование в потере управляемости и усыпить бдительность – то пока готов сделать некие предварительные выводы, осторожные и без ура-патриотического оптимизма. Итак, многочисленные видео (огромный респект МО РФ, научились наконец-то) показывают: все распиаренные «бригады штурма» ВСУ прекрасно оснащены по штатам, но лютая солянка из нескольких типов техники создаёт проблему управляемости на уровне группа/взвод/рота. То есть, командиры мотопехоты не понимают, как взаимодействовать с танками, артиллерией, инженерными частями.
Предложенная НАТО схема трехмесячного обучения новобранцев ВСУ показала свою полную неэффективность, личный состав обладает лишь базовыми навыками наспех подготовленного бойца. Техники своей не знает, тактическим схемам не обучен, слаживание даже на уровне роты не прошёл. Можно предположить, судя по хаосу в случае штатного попадания под обстрел или на минное поле – «штурмовики» сразу теряют боевое управление, никаких слаженных действий не демонстрируют, технику бросают. Единичными машинами начинают действовать по старому приказу, не проведя перегруппировку. Отсюда вывод – командиры не имеют никакого опыта проведения наступлений, либо им любая инициатива строжайше запрещена.
Проблема, с которой придётся вскоре столкнуться и нам, кстати. Научившись худо-бедно тактикам «активной обороны» с короткими контрударами, наловчившись держать позиции и взаимодействовать с огневыми средствами поражения, вести ограниченные штурмовые действия, – на очереди главные испытания, приобретение навыков настоящих наступательных операций оперативного характера против закалённого, умеющего драться в глухой обороне противника.
Но это перспектива среднесрочная, пока к другим странностям этого странного «наступа». Только единожды увидел украинский танк с бульдозерным отвалом, способный очистить себе дорожку от мин, остальная бронетехника не оборудована даже простыми в изготовлении катковыми минными тралами. Паны атаманы не видели сюжетов российских военблогеров, средствами объективного контроля прошляпили сплошное минирование наших полос обороны и бросили русские позиции свои «ролики» без специальных инженерных машин штурма и разграждения? Им же намедни в последнем пакете помощи насыпали от души всего для разграждения и разминирования: финских и канадских, американских и южнокорейских машин и даже роботов.
Вопрос, однако. И простой вывод – техника не освоена, а импортный персонал натовские стратеги не решились выпустить на поле боя. К вечеру 8-го июня что-то в головах натовских стратегов щёлкнуло, в сумерках появились бульдозеры на базе артиллерийских тягачей (на видео отчётливо были видны БАТ-2) … с абсолютно небоеготовыми экипажами. Под Новой Таволжанкой после первого же артиллерийского прилёта личный состав лихо выпрыгнул из люков и порскнул по кустам, инженерные машины были расстреляны, словно в тире. Опять вывод: боевое слаживание не проведено, личный состав подготовлен наспех и не владеет простейшими тактическими маневрами.
Пресловутые колониальные «колесницы» стран НАТО: колесные бронемашины с усиленной противоминной защитой (МРАП) оказались в первых атакующих порядках воинства пана гетьмана … аж целой бригадой и понесли катастрофические потери, что ожидаемо. МРАПы являются средством передвижения «полицейских сил», должны кошмарить босоногих повстанцев Северной Африки, Ближнего Востока, Афганистана. Их тактика – по ровной дорожке (выдержав в случае чего подрыв фугаса на обочине) вломиться в деревеньку с глинобитными стенами, там служить поддержкой карательной колониальной пехоте.
Во-первых, подарок ВСУ так себе по рациональности, все виды МРАП крайне капризны в эксплуатации, требуют многочисленных эксплутационно-ремонтных подразделений, обслуживании выливается в кругленькую сумму. Во-вторых, эти высоченные машины вообще не умеют по пересечённой местности, на распаханном замерзшем поле просто падают набок, как и на большинстве наклонных обочин. ВСУ передали (перекрестясь и облегчённо выдохнув) ровно половину натовского парка МРАПов, чуть более тысячи штук, которые не могли продать долгие годы.
И вот … в прериях Новороссии они нашли самое дурацкое применение – в виде такси для украинской пехоты. Таскают конвейерным способом в первый эшелон атаки солдат, выгружают и мчат за новой партией. А русская артиллерия с монотонностью метронома гвоздит беззащитных «захисников», не способных высунуть нос из посадок. Самый яркий пример бездумного расхода личного состава – 37-я бригада морской пехоты ВСУ, красовавшаяся на роликах с десятками МРАП «M-ATV» и французскими колёсными танками AMX-10RC. На южно-донецком направлении два дня назад … почти все и полегли, вместе с парижским «хрусталём на колёсах».
Ещё более удивительным стало появление в первых атакующих порядках американской дюралевой рухляди в образе БТР M113, вполне себе пригодными и уместными в 1960-х (больше как платформа для широко спектра вооружений, но не для защиты пехоты). Но когда машина с противопульной бронёй и уязвимая для самой маленькой мины выкатывает вместе с танками на штурм «опорников» – подозрения о неважном психиатрическом диагнозе натовских стратегов становятся глубокой убеждённостью. Отсюда и тактика применения украинской пехоты, по уставам использования M113 шестидесятилетней давности.
Выводы
Одно направление удара выявлено – ВСУ стараются выйти на железную дорогу у Токмака. Отвлекающие и вспомогательные удары продолжатся тоже, наряд сил будет кошмарить Белгородчину, тревожить нас под Артёмовском, Угледаром, Сватово, повсеместно. Расслабляться не стоит, именно благодаря эйфории от отбитого в начале сентября херсонского наступления, мы упустили из виду голое харьковское направление и получили там пробоину, закончившуюся оперативной катастрофой. Тем более, главные ударные силы противник ещё не вводил в бой, а они могут принести проблем.
Именно этим объясняется глухое молчание украинских СМИ, пятые сутки игнорирующие так коряво и кроваво начавшийся «наступ». Даже их западные друзья не выдержали, все топовые издания Запада начали обсуждать тему, а немецкий популярный обозреватель Рёпке вообще исполнил истерику одного из руководителей своей страны из прошлого, разбирая в прямом эфире видео русского Минобороны с горящими колоннами танков ВСУ. По полу в студии не катался и ламинат не грыз, но даже патентованный русофоб и пропагандист заключил: так воевать – позор и военная бездарность.
Посмотрим, что будет дальше. На сегодняшний день нанесено поражение третьей части ударной группировки корпусов, подготовленных для «наступа». Если в течение ближайших пяти суток ВСУ не пробьют первую линию обороны нашей группировки, будут нести такие же потери – дальнейшие атакующие действия теряют всякий смысл, даже в случае тактического успеха банально не останется сил для развития успеха и его закрепления. Вот почему пан гетьман и его продюсеры из «Квартала 666» хранят полное молчание о начавшемся «наступе», они просто боятся.
Боятся, что дело закончится катастрофой или тяжелейшей неудачей, поскольку видно даже невооружённым взглядом: русские отказываются «перегруппировываться», на всех направлениях дерутся зло и азартно, не оставляя даже рубежи боевого охранения. А хвалёная «сетецентричность» по стандартам НАТО неожиданно начала сбоить, генерал Суровикин смог увязать наземную и воздушную компоненту сил СВО, обеспечил межвидовое взаимодействие … и судя по хаотичным атакам ВСУ – всё-таки проредил «центры принятия решений», уничтожил штабы Залужного и Буданова. Пусть кто из них и выжил, но общее управление нарушено сильно, привычные контуры управления ВСУ сбоят.
Решающими будут пять-семь дней, до встречи натовских спонсоров киевского режима 15 июня пану гетьман требуется показать результат, поэтому с сегодняшнего дня атаки могут стать более яростными, фанатичными, безоглядными на потери. Выстоим? Теперь появилась уверенность – что да, решительного успеха ВСУ не видать совершенно точно, а тактические успехи могут стоить им так дорого, что даже ослеплённое украинское общество начнёт избавляться от морока «перемог», существующих только в информационном пространстве.