Выборы президента Латвии, которые вначале выглядели скучной рутиной, вдруг закрутились невероятно быстро и вышли на уровень "тайн мадридского двора". Начало этому политическому балагану положил действующий президент Левитс, когда собрался на второй срок. Насквозь прозападный и подконтрольный, он полностью устроил бы американских кураторов, кабы не одно "но". Своим невероятным высокомерием, жадностью и глупостью Левитс ухитрился настолько восстановить против себя все латвийское общество, что поддержать его кандидатуру не решилась даже правящая партия, которую он верно и преданно обслуживал четыре года – "Новое Единство". Свои голоса ему обещала лишь кучка отмороженных националистов – 13 парламентариев Национального объединения.
Левитс стал токсичным. Поэтому американские кураторы вынудили его снять свою кандидатуру. А "Новому Единству" велели выдвинуть в президенты министра иностранных дел Эдгара Ринкевича. Своей главной задачей Ринкевич называет военную помощь Украине и организацию трибунала над Россией. Это ж просто идеальный президент Латвии!
Однако вот незадача: выдвинуть-то Ринкевича выдвинули, но как собрать ему голоса для решающего перевеса? На партнеров по коалиции "Новому Единству" рассчитывать не приходится. У "Объединенного списка" свой кандидат – бизнесмен Улдис Пиленс. А Нацобъединение попало в ловушку своих лозунгов про консервативные ценности и не может поддержать кандидата-гомосексуалиста.
Лидер Нацобъединения Райвис Дзинтарс даже подтвердил публично: его фракция в парламенте не будет голосовать ни за одного из выдвинутых кандидатов в президенты – ни за Эдгара Ринкевича, ни за Улдиса Пиленса, ни за Элину Пинто (ее выдвинула партия "Прогрессивные"). Нацобъединение уверено, что все они провалятся в первом туре выборов, после чего три правительственных партии сумеют, наконец, договориться о едином кандидате.
Однако пока ситуация сложилась, словно в басне Крылова про лебедя, рака и щуку. Выборы президента – 31 мая, а воз с поклажей уже встал намертво.
Важный момент: сюжет знаменитой басни начался не сегодня – с президентской гонки, а много месяцев назад. Коалиция, кое-как слепленная после осенних выборов в парламент, все рабочее время тратит на бесконечные споры. Каждый тянет в свою сторону: слишком радикально разнятся их цели и желания.
Националисты (Нацобъединение) делают то единственное, что умеют: разжигают русофобию, ксенофобию, гомофобию, мигрантофобию и прочие девиации. Чистопородным латышским лебедем парят они над воображаемой пасторальной Латвией, населенной только латышами в национальных костюмах, которые пашут, пляшут, поют и делают детей. В реальности такая страна существовать не может, но эту неприятную мысль нацики отвергают.
Глобалисты ("Новое Единство") тоже делают единственное, что умеют: хитрой щукой охотятся на западные гранты, субсидии, дотации и заглатывают их целиком, ни с кем не делясь. В их картинке мире латыши также пашут и пляшут, но под радужными флагами (демократические ценности!) и недолго, чтобы не отягощать пенсионный фонд.
Местные предприниматели ("Объединенный список") раком пятятся назад в надежде вернуть Латвию в золотые нулевые докризисные годы, когда в стране еще была жива промышленность и активно развивались транзитный, транспортный и туристический бизнес. Надежда их наивна: латвийская экономика в ту пору процветала благодаря дружбе с Россией, что нынче строжайше запрещено вашингтонским обкомом.
Могут ли три такие разновекторные силы о чем-то договориться? Нет. Поэтому они увязли в грызне, а страна продолжает все глубже погружаться в пучину кризиса. В провале все сферы одновременно: образование, здравоохранение, социалка, насквозь убыточное предпринимательство с госучастием, транспорт, дороги…
Правительство, составленное этой троицей, поначалу размахивало обещанием трансформировать экономику. Однако едва дело доходит до необходимых (и непопулярных) решений, оно тут же само себя тормозит. Например, ясно, что нужно вводить налог на сверхприбыль банков.
Но как "Новое Единство" может позволить трогать уважаемых богатых людей – своих спонсоров? Надо либерализовать законодательство в области трудовой миграции. Но тут костьми готово лечь Национальное объединение, лишь бы не пустить в страну иностранцев. И вот так – по каждому острому актуальному вопросу: реформе пенсий по выслуге лет, введению налога на здравоохранение, перераспределению подоходного налога с населения… Всюду вместо конструктива – лай, грызня, драка и шерсть клочками по залу заседаний.
Неудивительно, что хозяин этой зверофермы – посольство США в Латвии – пришел к выводу, что надо срочно менять состав упряжки. Потому что нынешняя, очевидно, не вывезет.
Первыми неладное почуяли нацики. Как приверженцы всего традиционного, суконного, посконного и домотканного, они живут больше инстинктами – и в сердце у них что-то заекало, под ложечкой засосало, а в мозгу зашевелилась ужасная мысль: вдруг без нас обойдутся?
Все последние годы Национальное объединение считало себя незаменимым. Политика власти словно под их диктовку писалась: дерусификация, уничтожение русских школ, запрет на российские каналы, разрыв всех связей с РФ. Нацики не понимали, что для американских кураторов – истинных хозяев Латвии – они являются лишь временными попутчиками, удобным орудием. Как только это орудие вообразило, что может целиться куда хочет, хозяева решили спилить ему боек. Во избежание непроизвольных выстрелов.
И вот в кулуарах начались слухи, что премьер Кариньш и его "Новое Единство" втихую ищут себе союзников вне коалиции. Готовые на все, лишь бы протолкнуть Ринкевича в президенты, они якобы даже пошли на переговоры с давним врагом – Союзом "зеленых" и крестьян (СЗК) и его отцом-основателем Айваром Лембергсом.
Но как же так? Ведь меньше года назад, перед парламентскими выборами, Лембергс, выдвинутый своей партией на пост премьер-министра, был для "Нового Единства" персоной нон-грата. Лидер "НЕ" Кришьянис Кариньш отказывался даже участвовать в предвыборных дебатах, если туда приглашали Лембергса. По принципу – я с ним на одном поле не сяду...
А теперь ненавистный конкурент и без пяти минут зэк (Лембергс осужден на пять лет тюрьмы за взятки, подделку документов, отмывание денег, служебный подлог, дачу заведомо ложных показаний и находится на воле лишь благодаря обжалованию приговора) для Кариньша белый и пушистый? Вот уж точно, как в известном фильме: "Жить захочешь – не так раскорячишься".Но слухи к делу не подошьешь. Чтобы припереть "Новое Единство" к стенке, его союзники пошли ва-банк и публично потребовали от Кариньша прямого ответа: предал он их или не предал, Брут он или не Брут?
Член правления Национального объединения (она же – министр обороны) Инара Мурниеце сделала это в передаче "Утренняя панорама" Латвийского телевидения: "Узнали, что "Новое Единство" вместе с Союзом зеленых и крестьян (СЗК) и "Прогрессивными" готовит новое правительство. Хотелось бы получить конкретные ответы, идет ли такой процесс, насколько далеко он зашел?"
А один из лидеров "Объединенного списка" (по совместительству министр земледелия) Дидзис Шмитс дал интервью газете Diena, где обвинил "Новое Единство" в том, что оно постоянно всех кидает. Оно уже кинуло Левитса, не поддержав его кандидатуру, кинуло националистов, выдвигавших Левитса, а теперь ведет переговоры с Союзом "зеленых" и крестьян, суля ему включение в правящую коалицию в обмен на поддержку Ринкевича. Шмитс назвал и место тайных переговоров – в МИДе, где сидит Ринкевич. Работает партийная разведка!
Что коварный заговор партии премьера против своих союзников реален, признают и все латвийские политологи. "Красные линии" в отношении лидера СЗК Айвара Лембергса в этом созыве Сейма значительно поблекли, – говорит Андис Кудорс. "Дни правительства сочтены", – выражается еще яснее Лелде Метла-Розентале. По ее словам, в правящей коалиции "все поссорились", поэтому если 31 мая в Латвии будет новый президент, сторонники победителя и создадут новое правительство.
Как же может выглядеть новая коалиция? Все очень просто: Нацобъединение (13 депутатов) и "Объединенный список" (15 депутатов) выкидываются, а на их место приходят Союз зеленых и крестьян (16 депутатов) и "Прогрессивные" (10 депутатов). Конечно, в этом случае не скажешь, что после пожара деревня стала еще краше, так как новая коалиция будет иметь на два голоса меньше, чем старая. Однако во главе с "Новым Единством" (26 депутатов) она все равно получит в Сейме контрольный пакет: 52 голоса из ста. Достаточно, чтобы и своего президента поставить, и свое правительство создать.
В общем, при всех раскладах "Новое Единство" опять останется у власти. Сей факт со злобой и горечью констатирует страстная сторонница Нацобъединения, журналистка газеты Neatkarīgā Rīta Avīze Элита Вейдемане:
"Каким бы измученным и оттого бессвязным ни выглядел Кришьянис Кариньш, у него пока нет большого желания покидать теплую должность премьер-министра, где он может спокойно реализовывать различные мистификации, состряпанные Государственной канцелярией, которая фактически возглавляет коалицию. Поэтому мы можем быть уверены: Кариньш, который был у власти последние 20 лет, будет так же успешно делать это и в следующие 20. Именно потому что трудно представить коалицию без "Нового Единства".А вот националистам придется очень туго. Уход в оппозицию может стать для них катастрофой, от которой они уже не оправятся, с ужасом пророчит Вейдемане.
Признаки того, что нацики потеряли былой авторитет, налицо. Если еще недавно все их безумные русофобские проекты принимались в Сейме с колес и на ура, то теперь их запихивают в долгий ящик. Как это случилось с предложением Нацобъединения запретить в фильмах русские субтитры. Разработанные нациками поправки в Закон о государственном языке (которые ударили бы не по России, а по латвийским кинопрокатчикам) все еще не приняты.
Нет сомнений, что Нацобъединение вот-вот попросят с вещами на выход. Отморозки хороши для разовых мероприятий или на авральный период. А потом они начинают только мешать.
Если 31 мая Сейм утвердит Ринкевича следующим президентом Латвии, об этом прорвутся все либеральные СМИ планеты. Ведь он станет вторым в истории современного мира главой государства, открыто признавшим свою гомосексуальность. И поможет, наконец, американским кураторам внедрить в Латвии милую их сердцу ЛГБТ-повестку на уровне различных законов.
До сих пор подобные инициативы вызывали резкое неприятие латвийского общества. Из-за боязни расширения прав ЛГБТ Сейм так и не ратифицировал Стамбульскую конвенцию. Не последнюю роль в том сыграли националисты.
Но если у американских кураторов все получится – и Ринкевича в президенты провести, и Нацобъединение подальше задвинуть, то Латвия волшебно изменится, окрасившись не только в желто-голубые цвета, но и во весь спектр радуги.
И не беда, если задуманное не удастся протащить 31 мая. Законодательство Латвии так удобно устроено, что в президентских выборах нет временных рамок и прочих барьеров. На втором туре можно выдвигать как прежних, так и новых кандидатов. В третьем туре – вновь перетасовать их как хочешь и прибавить пару десятков новичков. Этот политический цирк может длиться хоть до скончания веков – пока кураторы не удовлетворятся результатом.