В прошлом году президент Руины Петр Порошенко в очередном своем алкогольном «откровении» поведал миру о «самой сильной армии континента», чем вызвал восторг майданутой и недоумение всей остальной общественности. Высказывание Вальцмана в своей одиозности все более походящего на позднего Ельцина (не хватает только дирижерской палочки и оркестра), мы оставим для лечебной психиатрии, а вот проанализировать текущее состояние руинских вооруженных сил очень интересно.
Для начала немного ретроспективы:
На момент обретения Украиной независимости, в 1991 году, на территории Украинской ССР находилась одна из крупнейших группировкок советских войск, расположенная на территории 3-х военных округов: Киевского, Одесского и Прикарпатского. Группировка включала в себя:
— 780 тысяч человек личного состава;
— 6500 танков различных типов;
— более 7000 бронированных боевых машин;
— 7200 артиллерийских систем (в том числе РСЗО);
— более 500 кораблей и судов;
— 1100 боевых самолетов, а также отдельную армию ПВО.
Также на территории Украины после распада Советского Союза осталось более 1000 единиц тактического ядерного оружия и 176 межконтинентальных баллистических ракет, что делало ее третьей (!) в мире ядерной державой. Основу ракетных войск составляли пять дивизий из состава 43-й ракетной армии РВСН СССР. На вооружении украинских ракетчиков стояли стратегические комплексы стационарного базирования в шахтах (ракеты УР-100Н и РТ-23УТТХ), мобильные ракетные комплексы («Пионер» и «Пионер-УТТХ») и многое другое. Впрочем, эпопея с ядерным оружием на Украине – это тема отдельной статьи.
Десятая экономика мира, прекрасно развитое сельское хозяйство, передовое машиностроение, одна из сильнейших в мире систем подготовки инженерных и научных кадров, выгодное геостратегическое
расположение, развитая транспортная инфраструктура – у Украины было все, чтобы с течением времени выйти в число передовых держав Европы, встать в один ряд с Германией и Францией. А итог: сейчас Украину-Руину сравнивают с Бангладеш, Руандой и Габоном… Столь же печальна и судьба украинской армии.
Одна из самых боеспособных группировок Советской армии, оснащенная новейшим вооружением и военной техникой (предполагалось, что в случае конфликта СССР-НАТО основные сражения должны были развернуться именно на Украино-Белорусском ТВД – между Днепром и Вислой) попросту прекратила свое существование. Великое, не побоюсь этого слова, советское наследство, за двадцать с небольшим лет незалежности было пущено под нож, распродано за бесценок или попросту разворовано.
Чтобы не быть голословным, приведу статистические выкладки:
По данным открытой печати, на конец 2013 года в составе украинских сухопутных войск состояли 3 армейских корпуса. Еще одна ракетная бригада и отдельная аэромобильная бригада подчинялись непосредственно командованию сухопутных войск Украины. Отмечалось, что в общей сложности это 68 тыс. человек личного состава, 692 (по другим данным 683) танка, 1965 бронемашин, 379 артиллерийских систем и 72 вертолета.
В составе воздушных сил – 6 бригад тактической авиации, 6 зенитно-ракетных полков, 6 зенитно-ракетных бригад, 5 радиотехнических бригад. Также в непосредственном подчинении командования Воздушных сил находилось 2 бригады транспортной авиации и полк дистанционно управляемых летательных аппаратов. Это 43 100 человек личного состава, 208 боевых самолетов, 39 транспортных самолетов (на начало 2 квартала 2014 года фигурируют цифры уже в 160 боевых и 27 транспортных самолетов).
В составе военно-морских сил — центр морских операций (в который входили 2 бригады надводных кораблей), 2 военно-морские базы, морская авиабригада, Центр войск береговой обороны (отдельная бригада береговой обороны, отдельная береговая артиллерийская группа, части обеспечения). Это в общей сложности 14 700 человек личного состава и 26 боевых кораблей и катеров, 8 противолодочных вертолетов и 4 противолодочных самолета. Также в частях береговой обороны числились 41 танк, 177 ББМ, 52 артсистемы калибром более 100 мм.
Итого, в конце 2013 г. – перед началом революции «гидности» – численность украинской армии, вместе со вспомогательными частями и частями обеспечения, достигала 190 тысяч человек личного состава (по другим оценкам — порядка 180 тыс. чел.).Казалось бы, 190 тысяч солдат и офицеров, – ощутимая сила (к примеру, численность Бундесвера – немецкой армии — около 169 тысяч), сила, способная выполнять реальные боевые задачи. Но только на бумаге… Гражданская война на Донбассе, или как ее стыдливо называют в Киеве – «АТО», показала полную неспособность украинской армии вести сколь- либо интенсивные боевые действия против мотивированного противника. Официальные источники в Киеве сообщают о нескольких тысячах
погибших, но реальные потери личного состава, в том числе от пьянства, суицидов, неуставных отношений и откровенной халатности в обращении с оружием и боеприпасами давно перешагнули за отметку в 50 тысяч, и по инсайдерской информации, скоро достигнут 100 тысяч человек.
Что, учитывая начальную численность ВСУ менее 200 тысяч человек, иначе как катастрофой назвать нельзя. Пять волн мобилизации, или как ее прозвали в народе, «могилизации», никак не могут спасти ситуацию, а лишь усугубляют ее – в зону «так называемой АТО» отправляются люди лишенные всякой мотивации, без профессиональной подготовки, а зачастую и вовсе неспособные проходить военную службу по состоянию здоровья. А киевская хунта, которая давно живет в отрыве от реальности, декларирует одной из своих целей довести численность вооруженных сил в 2016 г. уже до 250 тыс. человек.
И в это же самое время всем в Незалежной известны расценки на уклонение от прохождения воинской службы, – и миллионы мужчин призывного возраста бегут в Европу и Россию от «могилизации», военкомы покупают новые иномарки, а волонтеры – квартиры в центре Киева…
Добровольческие батальоны тоже никак ситуацию не исправляют – все уже давно убедились в нежелании этих «лыцарей» воевать на передовой. Бойцов добробатов не зря прозвали карателями, а сами батальоны – «карательными», по аналогии с карательными батальонами нацисткой Германии. Мародерство, грабежи, наркомания, пьянство, немотивированное насилие, а иногда и откровенная уголовщина – вот что получается у карателей лучше всего. А воевать – не барское это дело…
Впрочем, и их идейные предшественники из ОУН-УПА не
отличались успехами на фронте. На основании изучения архивных данных можно с полной уверенностью утверждать, – руководство Вермахта времен Третьего рейха не рассматривало ОУН-УПА как реальную боевую силу, и она таковой не являлась. Что полностью подтвердилось во время наступления Красной Армии в 1944 г. – все части ОУН- УПА, рискнувшие выступить против наступающих советских войск, были наголову разбиты в боестолкновениях с регулярными советскими частями, и частично уничтожены, частично взяты в плен. Немалая часть бандеровцев укрылась в лесах и схронах, откуда совершала подлые вылазки против мирного населения вплоть до начала 1950-х годов (борьба с бандеровцами шла до 1953 г., но с 1949 г. активность последователей идей Бандеры и Шухевича заметно пошла на убыль), еще меньшая часть эмигрировала в Канаду и США – страны, куда мечтает убежать с Украины любой «укропатриот».
В 1991 году Украине досталась в наследство «железная машина», которая насчитывала около 6500 танков различных типов (Т-55, Т-62, Т-64, Т-72, Т-80), более 7000 различных бронемашин и спецтехники, свыше 7200 артиллерийских систем различного калибра, в том числе и самоходных, ракетных и залпового огня. И опять же, показательно, что количество, например, танков, стоящих на вооружении ВСУ, за годы «незалежности» сократилось более чем в 10 раз. На конец 2013 – начало 2014 непосредственно танков в частях насчитывалось меньше 700 единиц, бронемашин – около 2000 единиц, артиллерийских орудий и систем – около 380. Причем техническое состояние бронетехники смело можно было назвать неудовлетворительным: на ходу было около 2/3 наличной бронетехники, в полностью исправном состоянии – чуть более половины.
Огромные потери бронетехники в илловайском и дебальцевском котлах серьезно ухудшили и без того неблестящие показатели – только по фотографиям военкоров удалось насчитать 385 единиц уничтоженной украинской бронетехники, еще 183 единицы стали трофеями ополчения ДНР и ЛНР и в дальнейшем приняли участие в боях против ВСУ. Обещанные «джавелины» (противотанковые комплексы, стоящие на вооружении ряда стран НАТО) американцы поставлять Украине отказались – видимо, понимая, чем это может закончиться. Но ведь и поставка «джавеллинов» отнюдь не панацея – а где взять боеприпасы к ним, которые стоят
отнюдь не дешево, да и продаются за иностранную валюту (каждая ракета – 50 тысяч долларов США!). Да и кто будет обучать украинских военных пользоваться данными комплексами? Поставлять «джавеллины» в комплекте с солдатами НАТО? Эта шутка после демонстрации мощи ВС России в Сирии перестала быть смешной…
В данный момент «на бумаге» в частях и соединениях ВСУ фигурируют примерно 400 танков и 1000 бронемашин различной степени боеготовности, причем не более половины способны быть задействованы в боевых действиях даже средней степени интенсивности (без риска срыва гусеницы после пройденных на марше первых 10 километров или отказа системы заряжения на 5-м выстреле). С артиллерией ситуация и того хуже – по самым оптимистичным подсчетам на вооружении ВСУ на конец 2015 г. стояло около 200 артиллеррийских систем, РСЗО и САУ, по более реалистичным – около 150.
Отдельного внимания заслуживает и морально- психологическое состояние украинской армии. О «бухих людях», как прозвали военнослужащих ВСУ, сказано уже столько, что служба в армии для рядового украинца стала хуже «тюрьмы или сумы». Пьянство в рядах как солдат, так и офицеров приобрело поголовный и угрожающий характер, став своего рода визитной карточкой ВСУ. Белая горячка, суициды на почве алкоголизма, пьяные разборки, драки и поножовщина давно стали обыденностью, на которую
уже махнули рукой и с которой, сказать честно, никто особо и не борется.
Статистику о преступлениях, совершаемых «героями АТО», старательно замалчивают, особенно в свете последней «реформы» МВД, но по некоторым видам преступлений (в том числе тяжким и особо тяжким – дракам, грабежам, изнасилованиям и убийствам) «домайданные» показатели превышены в 10 и более раз. И наблюдается тенденция к ухудшению ситуации. Лихие 90-
е скоро покажутся детской сказочкой…
Порошенко в свое время обещал всем участникам АТО «по тысяче гривен в день и страхование жизни на миллион гривен». Тысячи безымянных могил на Донбассе – немые свидетели лжи, цинизма и подлости украинской хунты – министерство обороны Незалежной специально занижало (и продолжает занижать) потери, в разы, а иногда и на порядки(!), чтобы не платить страховку, чтобы вдовы оставались без пособий, а семьи – без льгот. И по сей день десятки
тысяч погибших на Донбассе военнослужащих ВСУ числятся пропавшими без вести, ушедшими в «самоволку» или даже до сих пор «проходящими
воинскую службу» в частях, находящихся в зоне АТО.
Военные эксперты и аналитики (в том числе из ряда стран Европы) крайне низко оценивают боеспособность и моральное состояние украинской армии, а о «добровольческих» батальонах говорят вообще с крайней неохотной, видимо, понимая, что когда украинская экономика рухнет окончательно, добробаты станут неуправляемой силой, «пороховой бочкой» на границе Евросоюза. И что делать с этими ребятами, понюхавшими крови, никому не подчиняющимися и не желающими возвращаться к мирной жизни, не знают ни эти эксперты, ни европейские политики. У последних уже десять лет перед глазами пример Косово – криминального анклава в центре Европы, цинично созданного руками американцев. А еще одно Косово, голодное, злое, с промытой русофобской пропагандой мозгами, Европе не пережить. Потому безвизовый режим для Украины видится европейским политикам только в кошмарных снах. Они с беженцами-то не знают что делать, а тут еще и эти, «майданутые»…
Отдельного упоминания, несомненно, заслуживает и генералитет украинской армии. Величайшие «перемоги» ВСУ – дебальцевский и илловайский котлы навсегда войдут в «анналы военной истории». Сотни единиц уничтоженной бронетехники, тысячи убитых, десятки тысяч раненых – прямая заслуга Генштаба вооруженных сил Украины, проявившего свою
некомпетентность во всей красе. Битые ополченцами, таксистами и шахтерами, патриоты со всех ног драпали с поля боя, сдавая позиции, бросая оружие и бронетехнику, тысячами сдаваясь в плен. А командование
украинской армии приказывало им держать позиции, которые в реальности уже давно были заняты войсками ДНР и ЛНР, а иногда командиры ВСУ просто бросали свои части на произвол судьбы…
В 2016 год ВСУ входят в худшем положении, чем даже в прошлом году. Несмотря на солидное финансирование, заложенное в худеющий с каждым годом украинский бюджет, в армейских частях не хватает всего – современного оружия, обмундирования, боеприпасов, медикаментов. Да о чем говорить, если многие украинские военнослужащие вынуждены сами добывать себе пропитание, порой опускаясь до грабежа приусадебных хозяйств
и продуктовых магазинов. Ни для кого не секрет, что большая часть бюджетных средств, выделяемых на нужды армии, бесследно исчезает – оседая в карманах чиновников и генералов, поставщиков и волонтеров. До солдат и офицеров доходят крохи – и потому голодный, замерзший, по сути, брошенный на произвол судьбы солдат украинской армии уже стал героем многочисленных мемов и фотожаб. А лоснящиеся от шальных денег генералы гордо вещают с телеэкранов об успехах в деле отражения «российской агресии». И, вторя им, «Його Високоповажність» в алкогольном угаре сообщает «о самой сильной армии континента» и «великом щите европейской цивилизации»!
Александр III как-то сказал, что у России есть только два союзника – армия и флот. Это касается не только России, но и любой страны, желающей отстаивать свой суверенитет. У Украины уже не осталось ни армии, ни флота. «Революция гидности» пожирает своих детей…
Андрей Князев