Эрдоган играет в русскую рулеткуПрезидент Турции Реджеп Тайип Эрдоган продолжает загонять страну в политический тупик и делает одно противоречивое заявление за другим.
После попыток сделать шаг назад и заявить, что Турция якобы не знала, что сбитый бомбардировщик Су-24 принадлежал России, Эрдоган вернулся к радикальной риторике. 27 ноября он заявил, что атака российскими ЗРК С-400 против военного самолета страны будет расценена, как агрессия, даже в том случае, если он нарушит границу Сирии и будет сбит над ее территорией.
«Мы бы не хотели видеть эскалацию этого конфликта. В этом заинтересованы стороны, которые участвуют в конфликте и принимают сторону официального Дамаска. Если же наш самолет будет сбит, то такой инцидент призовет нас к действию. Это, конечно, агрессия против нас, и у нас есть право на самооборону», — заявил Эрдоган в интервью американскому каналу CNN.
При этом ранее турецкий президент дал понять, что извиняться за сбитый российский бомбардировщик, который, якобы, нарушил воздушное пространство Турции, он не собирается. С каких пор суверенитет государства выражается в праве залета на территорию соседней страны, Эрдоган не уточнил.
Впрочем, позднее появились его комментарий уже агентству Reuters, в котором турецкий президент сказал, что для его страны очень важны отношения с Россией, и он не хочет портить их из-за инцидента с Су-24.
Россия, тем не менее, успела жестко отреагировать на слова Эрдогана об С-400. «Мы вместе видели заявление наших военных о том, что С-400 не только развернуты, но и встали на боевое дежурство», — прокомментировал слова Эрдогана пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков. Он добавил, что Турция не вправе говорить об использовании С-400 в Сирии как об акте агрессии, пока не квалифицировала свои действия в отношении Су-24.
Министр иностранных дел РФ Сергей Лавров, в свою очередь, отметил, что «турецкое руководство перешло грань допустимого и рискует завести Турцию в тяжелейшую ситуацию и с точки зрения долгосрочных национальных интересов, и с точки зрения положения в регионе».
В то же время, ряд турецких СМИ сообщил о том, что несмотря на «грозные» заявления Эрдогана, турецкая боевая авиация прекратила полеты над Сирией. Не исключено, что военные страны все же настроены более здраво, чем президент, и не хотят дальнейшей эскалации. Но, учитывая тупик, в который загнал себя Эрдоган, она все же возможна.
Сирийский журналист- международник Аббас Джума не исключает, что Анкара пойдет на сознательную провокацию против России, что приведет к дальнейшему обострению ситуации вплоть до противостояния с НАТО.
— Эрдоган находится в очень сложном положении. Он не может отступить и ударить в грязь лицом. Этого не поймут ни заокеанские коллеги, ни народ. Что сделано, то сделано. Этот шаг можно расценивать как ошибку, как дерзость, но изменить уже ничего нельзя. Подозреваю, что говоря эти вещи, Эрдоган сжимает кулаки и думает про себя: «Что я несу?» Потому что всем понятно, что если турецкий самолет будет сбит над Сирией, это не будет агрессией против суверенитета страны. Напротив, это Турция уже давно осуществляет агрессию на сирийской территории, в частности, бомбит позиции курдов, помогая тем самым ИГИЛ .
Когда Россия заявляет, что будет защищать свои позиции и не позволит туркам помогать ИГ, правда на стороне России. Причем правда в этом случае — это не абстрактное понятие, а международные законы, законы совести и морали. Это понимают все. Но признать это — значит извиниться перед Россией. А извиняться — это не в турецкой традиции. Они не извинились перед армянами, и перед нами не собираются, о чем Эрдоган прямо сказал.
В связи с этим турецкому президенту ничего не остается, как уходить все «дальше в лес». Любое слово, которое будет не таким радикальным, расценят, как слабину и попытку извиниться. Он стоит перед выбором — упасть в грязь лицом или продолжать гнуть эту линию, понимая, что это пустые слова, но хотя бы оставаясь в глазах народа лидером и «отцом нации».
Хотя мне кажется, что и среди населения Турции растет возмущение и непонимание действий руководства. А когда турки ощутят на своем кошельке всю тяжесть санкций, Эрдогану вообще не поздоровится. Он уже проигрывал на выборах, не набрав столько, сколько планировал. Когда турки очнутся, они вообще перестанут голосовать за партию Эрдогана, и тогда посмотрим, как он запоет. Для него главная цель — сохранить свои позиции и в идеале перейти на президентскую форму правления. До сих пор ему это не удавалось, а теперь, думаю, и не удастся.
— Насколько велика вероятность дальнейших провокаций со стороны Турции, с учетом угроз Эрдогана?
— Такая вероятность есть, и она достаточно велика. Вполне возможно, что турецкая сторона постарается разведать ситуацию и выяснить, не блефует ли Россия. Это была бы большая глупость со стороны Эрдогана — провоцировать Россию на фоне негодования по поводу сбитого бомбардировщика. Но зная, как он поступал раньше, учитывая его агрессивную позицию и заявления, могу предположить, что Анкара будет прощупывать почву, чтобы выяснить, насколько Москва серьезно настроена. В этом случае Россия ответит жестко, потому что всегда выполняет свои обещания — будь то торговая сделка или уничтожение всех, кто будет ей мешать. Мы, в отличие от турок, не блефуем, не хитрим и подлостей не делаем.
Если у Эрдогана хватит глупости послать свои самолеты на разведку, мы их собьем, и вот тут начнется настоящий скандал. За турками стоит Вашингтон и НАТО, Эрдоган об этом сразу упомянул. Ситуация опасная. С одной стороны, мы сделали жесткие заявления и если от них отступим, не сможем претендовать на роль великой державы на мировой арене. Но и Эрдоган не будет Эрдоганом, если не попробует переломить ситуацию в свою пользу. Для этого ему достаточно создать провокацию. Поэтому вероятность такой провокации крайне велика.
— Выступит ли НАТО на стороне Турции, если Эрдоган будет открыто провоцировать РФ?
— По уставу все страны НАТО должны заступаться за своего члена. Все понимают, что сбитый российский самолет уже был провокацией, что никаких десяти предупреждений и серьезного залета на территорию Турции не было. Даже если бомбардировщик оказался по ту сторону границы на 10−15 секунд, это случается в мировой практике сплошь и рядом, и никто за это не сбивает. Страны- члены НАТО все это ясно осознают, но в один голос заступаются за Турцию и говорят, что турки осуществляют свое право на самооборону. Само поведение Эрдогана свидетельствует о том, что его за кулисами уверили, что он может говорить все, что угодно — за
него вступятся. Это придает ему сил, чтобы делать такие вызывающие заявления.
Если турецкий самолет залетит на сирийскую территорию, чтобы побомбить курдов или даже случайно, и будет сбит, о чем мы предупреждали, члены НАТО прекрасно поймут, что это провокация. Но они все равно заступятся за Турцию, это неизбежно. Вы можете себе представить, чтобы кто-то из членов НАТО выступил на стороне России?
— То есть они готовы к открытой конфронтации с Россией?
— Открытой конфронтации не будет. Турки своим шагом вплотную приблизились к красной черте, но пока еще не перешли ее. Пока стороны понимают, что эта ситуация не стоит того, чтобы начинать воевать друг с другом. На фоне террористической угрозы это было бы крайне неразумно со стороны мирового сообщества. Но на политическом уровне это подольет масла в огонь. Мы и так не очень дружим, обращаем друг против друга все новые санкции.
Вчера это было из-за Украины, завтра — из-за Турции. Если последует новый инцидент, неизбежна эскалация санкций. Вырастет взаимная изоляция, ненависть, начнется отзыв послов, разрыв дипломатических связей. До горячей войны не дойдет, но холодная будет усилена многократно. Это то, чего хотят США и то, чего в принципе хочет Эрдоган.
Директор Института Ближнего Востока Евгений Сатановский, в свою очередь, убежден, что Североатлантический альянс не станет поддерживать Турция при таком развитии событий.
— Россия указала Эрдогану границы
его возможностей. Если он захочет и дальше нагнетать ситуацию, он получит все, что заслужил. Готов он к этому или нет — это уже проблемы его самого, его страны и избирателей. НАТО фактически не поддержало Турцию в ситуации с бомбардировщиком, и вряд ли поддержит, если Эрдоган будет нарываться и дальше. НАТО не собирается из-за амбиций провокаторов в своих рядах начинать войну, которая не имеет никакого отношения к интересам альянса.
Директор Исследовательского центра «Ближний Восток — Кавказ» Международного института новейших государств Станислав Тарасов считает, что Эрдоган загнан в угол, поэтому ведет себя непредсказуемо.
— Москва всегда очень бережно относилась к политическим и экономическим отношениям с Турцией, но Анкара пошла на срыв отношений. Это объясняется целым комплексом причин. Турция на самом деле находится на грани развала. Россия своими энергетическими предложениями пыталась сковать каркас государства, что раздражало американцев, у которых давно были планы по деградации этого государства. Им мешал альянс Путина с Эрдоганом, и теперь он разорван из-за бездарной политики
турецкого руководства.
Мы наблюдаем уникальную ситуацию в мировой истории, и удержать регион в существующих государственных границах вряд ли удастся. Ирак развален, режим Асада вскоре начнет проводить административные реформы, и курды могут получить автономию. Турецкие курды тоже начнут требовать независимости. Все это подталкивает Эрдогана к радикальным действиям.
Хотя ответственность за решение об уничтожении самолета взял на себя премьер-министр Ахмет Давутоглу, а Эрдоган, якобы, был оповещен только потом. Но его дальнейшие действия оказались абсолютно непредсказуемы. Наши источники сообщают, что Запад загнал Эрдогана в угол, так как имеет на него серьезный компромат, в том числе в вопросах коррупции.
Именно западные СМИ дали первую утечку и сообщили, что Турция пропускает боевиков ИГ через свою территорию, снабжает их оружием и даже позволяет отдыхать в Анталии. Россия тогда молчала. Но после уничтожения бомбардировщика, Россия обнародовала документы, подтверждающие, что в турецком правительстве существует коррупционное ядро. Сочетание внутренней и внешней критики создает критическую массу в Турции, которая в ближайшем времени взорвется.
Сейчас Эрдоган разжигает антироссийскую истерию. Но он оказался в ловушке, выбраться из которой ему будет очень трудно. Турция объявлена пособником терроризма, а это очень серьезная формулировка. Власти страны находятся в шоковом состоянии. По имеющейся информации, после размещение в Сирии комплексов С-400 турецкие самолеты опасаются залетать на территорию этой страны. Видимо, сирийское воздушное пространство закрыто российскими ВКС для турецких самолетов. Если турецкий самолет собьют над территорией Сирии, это будет целиком и полностью соответствовать соглашению между Москвой и Дамаском о военно- техническом сотрудничестве. Но я не думаю, что наша сторона пойдет на такой шаг без нарушений со стороны Турции, лишь бы разменять самолет на самолет. Необходимо решать эту проблему, прежде всего, политически.
— И все же, Эрдоган готовися к новым провокациям, раз делает такие заявления?
— Эрдоган уже не может вести себя по-другому. Он допустил ряд серьезнейших стратегических ошибок. У него было несколько сценариев выхода из ситуации, но вместо этого он обратился к НАТО, как будто это Россия сбила их самолет. Первым делом он должен был позвонить нашему президенту и в личном разговоре, не обязательно публично, принести извинения, а затем обсудить пути выхода из кризиса. Наказать виновных, выплатить компенсации семьям, компенсации за потерю самолета. Но этот шанс был упущен.
Возможно, Эрдогану не дали пойти по этому пути «западные партнеры». Сейчас он загнан в угол и будет продолжать нагнетать националистическую истерию. Видимо, ему пообещали, что на этой истерии он может получить мандат доверия по трансформации системы из парламентской в президентскую. Но видно, что после переброски С-400 турки в растерянности и не знают, что делать дальше. Варианты развития ситуации могут быть самыми разными.
Анна Седова