Точка невозврата по вопросу о долге Украины перед РФ близка, совсем скоро страна окажется перед необходимостью либо вносить крупный залог для предотвращения дефолта, либо обзавестись «железобетонными» международными гарантиями, считает гендиректор Smith Research & Gradings Теренс Смит.
Во вторник министр финансов РФ Антон Силуанов заявил, что Россия готова начать обсуждать предложение о реструктуризации долга Украины по условиям, озвученным президентом Владимиром Путиным в Анкаре (рассрочка 3 миллиардов долларов долга на три года, начиная с 2016 года), если это предложение будет поддержано Международным валютным Фондом (МВФ).
Президент также добавил, что РФ желает, чтобы данная реструктуризация проводилась под гарантии крупных фининститутов или госгарантии от США или Европы.Госдепартамент США сообщил, что знаком с предложением российского президента, но от дальнейших комментариев отказался.
Однако известно, что Минфин США выразил готовность рассмотреть предоставление Украине еще 1 миллиарда долларов кредитных гарантий к уже выданным 2 миллиардам, об этом в рамках визита на Украину в середине ноября заявил глава Минфина Джейкоб Лью. Тогда же он призвал Россию к переговорам по украинскому долгу, поскольку это важно для обеих сторон и для стабильности региона в целом.
В Еврокомиссии вопрос об отношении к предложению РФ по гарантиям тоже оставили без ответа.
Поддержка МВФ и других институтов необходима России, чтобы быть уверенной, что долг будет возвращен. Именно кредит МВФ обеспечивает финансирование Украины, находящейся в глубоком кризисе. По текущим правилам фонда просрочка по суверенному долгу, коим является долг перед РФ,
была для Украины очень опасной, поскольку грозила срывом программы по линии МВФ.
Четырехлетняя программа финансовой помощи Украине была утверждена советом директоров МВФ 11 марта. Программа предусматривает выделение фондом 17,5 миллиарда долларов, а всеми международными кредиторами за четыре года — 40 миллиардов долларов. Одним из условий фонда, под которым подписались украинские чиновники, была реструктуризация внешнего долга на 15,7 миллиарда долларов. В список бумаг к реструктуризации вошли и российские бонды.
Украина в текущем году уже получила 6,7 миллиарда долларов помощи, при общем объеме помощи, предусмотренной на 2015 год, в 10 миллиардов долларов. В этом году предусмотрено выделение еще двух траншей по 1,7 миллиарда долларов. Эти деньги должны пойти, в частности, на увеличение международных резервов страны, чтобы та смогла снова вернуться на рынок заимствований.
Украина предложила РФ реструктуризацию долга по принципу всех коммерческих долгов с условием списания 20% от номинала и началом выплат после завершения программы МВФ. «Однако абсурдно было полагать, что РФ на это согласится», — считает Смит. Украинские чиновники заявляли, что предлагать другие условия РФ они не намерены и, если отказаться от них, то долг так и останется невозвратным.
Россия надеялась, что сможет вернуть свои деньги под угрозой, что потребует остановки программы МВФ, если дефолт будет допущен. Однако фонд объявил о намерении пересмотреть свои правила в ближайшее время. Большинство экспертов склонялось к тому, что это было сделано именно для спасения Украины, хотя и МВФ настаивает, что реформа — в рамках мер, заявленных еще в 2010 году.
Фонд может пойти на такой непопулярный шаг, как внесение изменений в уже действующие контракты и применить регрессное право. То есть, несмотря на то, что контракт с Украиной был заключен год назад и в нем фигурировало требование реструктурировать российские бонды, такое требование вполне могло быть исключено из обязательств Украины.
Таким образом, российские власти на будущее хотели бы получить как можно больше гарантий от всевозможных институтов и стран, что деньги, которые были выделены Украине из Фонда Национального Благосостояния, будут возвращены. К слову, облигации были куплены за 100% от номинала, в то время когда спекулянты, которые как раз и согласились на реструктуризацию по условиям Украины, скупали ее долги с дисконтом, доходившим до 40%.
Тем не менее, эксперты отмечают, что независимо от остановки или продолжения программы фонда, дефолт по долгу перед РФ сделал бы возврат Украины на рынок внешних заимствований очень сложным, так как негативно бы отразился на инвестиционной
привлекательности Украины.
После того, как РФ озвучила свое предложение по реструктуризации украинского долга, международное
рейтинговое агентство Fitch повысило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте с уровня «RD» до уровня «CCC». Долгосрочный рейтинг в национальной валюте подтвержден на уровне «ССС». Агентство также повысило краткосрочный рейтинг дефолта эмитента в иностранной валюте с уровня «RD» до уровня «C».
В то время, как в октябре Fitch понизило долгосрочный рейтинг дефолта эмитента (РДЭ) Украины в иностранной валюте до уровня «RD» («ограниченный дефолт») с «С».
Не смотря на позитивные сдвиги на рынке, времени для переговоров остается мало (срок возврата РФ 3 миллиардов — 20 декабря 2015 года). Официальный представитель МВФ заявил,что они надеются на прямые переговоры между РФ и Украиной.
«На недавней встрече президента Путина и управляющего директора (Кристин Лагард), российские власти озвучили предложение, которое касалось долговой нагрузки и финансовой ситуации на Украине в контексте программы фонда. Как мы уже говорили, мы ожидаем, что российские и украинские власти проведут прямые переговоры по этому вопросу», — сказал представитель. Ранее он же называл шаг России позитивным сдвигом.
Однако сообщить, будет ли фонд поддерживать каким-либо образом ход данных переговоров, он не смог. Глава Минфина Украины Наталия Яресько сообщила в среду, что Киев пока не получил предложение РФ по реструктуризации долга.
«Мы быстро подходим к моменту, когда нельзя будет пролонгировать долг Украины перед Россией без того, чтобы внести вперед крупный денежный залог или же заручиться железобетонной гарантией третьей стороны», — предупреждает Смит.
Поэтому эксперт считает, что с решением вопроса нужно поторопиться. В противном случае МВФ рискует потерять свое влияние на долговой рынок, а Киев в преддверии отопительного сезона — еще больше испортить отношения с Москвой. По мнению Смита, это несет «серьезные гуманитарные риски».