Евросоюз — Украине: дружба
заканчиваетсяСтарый Свет больше не намерен закрывать глаза на нарушения закона на Украине. Такой вывод можно сделать из обсуждения в западной прессе доклада Совета Европы о трагедии 2 мая 2014 года в Одессе, сообщается в статье, опубликованной в издании «Свободная пресса».
Через два месяца после госпереворота на Украине в Одессе произошли столкновения между участниками «Антимайдана» и праворадикалами. В результате 48 человек погибли, сотни получили ранения. Жестокость, с которой расправлялись с безоружными противниками новой власти, потрясла тогда весь мир. Под нажимом мировой общественности Киев был вынужден начать расследование.
Однако следствие было политически ангажированным. Есть многочисленные видео, где зафиксировано, как украинские националисты стреляют в мирных людей из огнестрельного оружия, поджигают Дом профсоюзов и добивают раненых.
Но власти продолжали утверждать, что сторонники «Антимайдана» «сами себя подожгли», к ответственности привлекали только людей с пострадавшей стороны, а настоящие преступники до сих пор гуляют на свободе.
До определенного момента Киеву казалось, что дело об одесской трагедии можно «спускать на тормозах». Возмущение собственных граждан и жителей соседней России списывалось на «московскую пропаганду», а на посвященные трагедии выставки в европейских столицах, организованные волонтерами, просто не обращали внимания.
Но игнорировать официальные выводы Совета Европы уже нельзя. А выводы в докладе для киевской власти весьма неутешительные.
Международная консультативная группа, образованная по инициативе генсека Совета Европы Торбьерна Ягланда, утверждает, что расследование событий в Одессе не удовлетворяет требованиям Европейской конвенции по правам человека.
«Расследование массовых беспорядков должно осуществляться органом, полностью независимым от тех, в отношении кого проводится расследование. Министерство внутренних дел Украины данному критерию не соответствует. Ему не хватает необходимой институциональной и практической независимости», — заявил бывший председатель Европейского суда по правам человека Николас Братца.
Есть в докладе четкое указание и на бездействие милиции в момент трагедии, и на фактическое пособничество праворадикалам со стороны властей.
Интересно, что на доклад тут же откликнулись западные СМИ.
«Вывод экспертов Международной консультативной группы ясен: при выяснении обстоятельств смертельных выстрелов и пожара в Доме профсоюзов украинские власти допустили полный провал. Украинские политики и прокуратура должны ответить на вопрос, почему расследование пожара в Одессе не просто затянулось, а практически саботировалось», — комментирует Deutsche Welle.
Журнал Der Spiegel назвал доклад Совета Европы «хроникой бездействия украинских властей».
«США, Евросоюз и граждане самой Украины требуют больших достижений в обещанных реформах и борьбе с коррупцией. Правители Украины не сумели также осудить виновных в более чем сотне убийств в ходе уличных протестов в Киеве, в результате которых они пришли к власти полтора года назад», — делает более резкий вывод Bloomberg.
Киевские власти очевидно оказались в непростом положении. Критиковать Совет Европы они не могут, а согласиться с его выводами стало бы политическим самоубийством. Выход был найден оригинальный: украинская пресса, сообщая о докладе, стала просто фальсифицировать его положения.
Информация о докладе строится обычно на выхваченных из контекста фразах. И так получается, что милиция не бездействовала, пожарные тушили Дом профсоюзов, а праворадикалы спасали сторонников «Антимайдана».
Но если некоторых украинских граждан можно обмануть с помощью пропаганды, то киевский истеблишмент вряд ли не смог понять намека из Европы.
— Факт появления доклада говорит о том, что Европа устала от необходимости санкционного, экономического и прочего противоборства с Россией, — считает политический аналитик Международной организации по наблюдению за выборами CIS- EMO Станисла Бышок.
— Доклад, на самом деле, не про Украину. На мой взгляд, это такое фигуральное признание того, что европейские элиты не совсем были правы в тотальной поддержке Украины на всём протяжении «постмайданной» истории.
Киев до сих пор ожидает от Европы полной и безоговорочной поддержки. Причем не только по ситуации в Донбассе, но и по внутренним украинским делам. Дескать, Украина семимильными шагами стремится в ЕС, и никаких политических преступлений в стране не было и не будет, как нет крайне правых.
Но даже осторожные формулировки Совета Европы воспринимаются на Украине, как поддержка «агрессии России против независимой и демократической Украины».
— Какие последствия может иметь доклад для международных отношений?
— Европейские политики уже не могут делать вид, что на Украине не происходит ничего особенного. Скажем, «Немецкая волна» провозглашает мнение, которое стало консенсусным для германской элиты. Германия — ведущая страна Евросоюза, не только в экономическом, но и в политическом плане. Так вот, «Немецкая волна» обсуждает доклад о трагедии в Одессе, раньше там появлялись сообщения о коррупции на подконтрольном Порошенко «Пятом канале».
Мы понимаем, что ФРГ преследует свои собственные интересы, а они лежат в плоскости сотрудничества с Россией. И происходящие на Украине события не могут вселять оптимизм в германские элиты. Германия через СМИ посылает сигналы киевской власти, что безоговорочная поддержка Украины через некоторое время может прекратиться.
Мол, Берлин в скором будущем будет обращать внимание на поведение украинской власти, которая не проводит ни демократических реформ, ни объективных расследований знаковых преступлений. В целом, речь идет о том, что ФРГ постепенно начинает раздражать Украина.
Вначале было восхищение, во время «евромайдана», а теперь приходит разочарование. Вслед за Германией начинают разочаровываться и другие европейские государства, потому что из-за Украины нарушилось плодотворное сотрудничество с Россией.
Единственные, кто чувствует себя комфортно в нынешней ситуации — Соединенные Штаты. Очаг напряженности в Европе, ухудшение отношений между РФ и ЕС — всё это на руку Вашингтону. Ведь в перспективе не может сложиться евразийского континентального блока.
Порошенко сейчас находится перед дилеммой. С одной стороны, Берлин близко, и он начинает критиковать Киев. С другой стороны, Вашингтон советует продолжать прежнюю политику, он более сильный игрок, чем Берлин, но он далеко. Украинский президент пытается усидеть на двух стульях.
— Может ли недовольство Европы повлиять на внутреннюю политику Украины?
— На самой Украине ничего ждать не стоит. Европа посылает сигнал украинской элите, и не было цели каким-то образом повлиять на настроения украинского общества.
Тем более, за последнее время украинское общество стало «толерантным» к событиям, которые приводят к смерти людей, каким-то образом ассоциированных с Россией. Единая позиция украинских СМИ как раз и говорит о том, что они воспринимают всё, что не соответствует линии Киева, как «козни России».
Общество не способно уже воспринимать объективно события, в том числе трагедию 2 мая и причину войны в Донбассе. Во всём виноваты какие-то пророссийские силы, а факты воспринимаются как некие вбросы, которые играют на руку Москве.
— Какие выводы может сделать для себя украинский истеблишмент?
— Пока никто из украинской элиты никуда не бежит. Но если тема доклада в западных СМИ не уйдет через несколько дней, то Порошенко могут вынудить найти какого-нибудь «стрелочника», чтобы на него всё свалить. Когда ситуация в Донбассе относительно стабилизировалась, правые радикалы превратились в проблему для Порошенко.
Люди с боевым опытом вернулись домой, и теперь представляют опасность. Уже были отголоски в Закарпатье, в Киеве. Возможно, кого-то из боевиков-радикалов посадят. В частности, после трагедии
у стен Верховной Рады партия «Свобода» уже подверглась репрессиям.
Если с Запада будет продолжаться информационное давление, Порошенко найдет, кого обвинить.
— Чего добивается Европа, когда посылает такие сигналы Киеву?
— Европейские элиты пока хотят соблюдения Минских соглашений. В докладе о трагедии в Одессе ничего не сказано про минские договоренности. Собственно, как и в сообщениях о коррупции на «Пятом канале». Но на ситуацию надо смотреть масштабнее. Первое требование европейских элит — обеспечение мира на границе с Россией.
Следующим требованием может стать объективное расследование совершенных преступлений. Не уверен, что ЕС будет требовать расследования событий на Майдане, ведь у самих европейцев роль во всех событиях была не лучшая. Пока главное — мирное урегулирование ситуации в Донбассе.
— В докладе Совета Европы дана справедливая оценка событиям 2 мая в Одессе и ходу расследования трагедии, — отмечает директор Международного института новейших государств Алексей Мартынов. — Мы видим, что евробюрократы начинают проявлять некоторую самостоятельность и уже слепо не следуют всем указаниям из Вашингтона.
Факт появления доклада свидетельствует, что Европа начинает по украинскому вопросу выходить из-под зависимости Соединенных Штатов.
Что касается содержания доклада, то оно объективное. Действительно странно, что расследованием преступления занимается тот, кто его совершал. К сожалению, такая практика стала обыденной на Украине. На это и обратил внимание Совет Европы.
— Изменит ли документ внутреннюю политику киевских властей?
— Порошенко и его команда больше года прикрывались риторикой о евроинтеграции. В ответ ему никто не возражал. Наоборот, многие политики ЕС соглашались и хлопали украинского президента по плечу. Сегодня ситуация изменилась. Очевидно, что «опции» в виде публичной поддержки у Порошенко больше нет.
— Сделала ли выводы украинская элита?
— Процесс скорой смены власти на Украине запущен. Доклад Совета Европы стал катализатором этого процесса. Он стал той каплей, что переполнил чашу терпения.
С другой стороны, я не верю в способность нынешней украинской элиты измениться. Она верит только в «доллар животворящий». Любые идеологемы она рассматривает исключительно как прикрытие для собственного обогащения.
Сейчас рушится идеологема о евроинтеграции. Что ж, украинский истеблишмент будет искать новую идеологию, но суть вещей от этого не поменяется.
Нынешний сигнал Европы заставит элиту задуматься о собственном будущем. И если нынешняя власть в Киеве не обеспечивает безопасного обогащения, то начнется поиск новых форм взаимодействия с окружающим миром.
Я не исключаю, что часть элиты начнет просить прощения у Москвы. Мол, мы немного похулиганили, простите нас, давайте восстановим хозяйственные связи, давайте опять использовать Украину для транзита газа.