Одновременно с Криворожской ТЭС, сбой произошел на Славянской ТЭС - был отключен 7 блок станции. А 1 августа стало известно о том, что проблемы начались на Приднепровской ТЭС. Оказался остановлен последний остававшийся в работе энергоблок. На эти три станции приходится чуть более 20% от суммарной выработки электроэнергии всех украинских ТЭС.
Проблема далеко не новая. Вызвана
она острым дефицитом угля, который за последний год стал хроническим. Еще с лета 2014 года нехватка топлива стала «нормой» для 7 из 14 ТЭС Украины: Славянская, Старобешевская (Донбассэнерго), Луганская (Востокэнерго), Криворожская, Приднепровская (Днепроэнерго), Змиевская, Трипольская (Центрэнерго) - работают в шаге от полной остановки. Что объединяет эти ТЭС? Все они вырабатывают энергию из марок угля «А» и «Т», добыча которых осуществляется на угольных шахтах Донбасса.
Война, которую уже больше года ведут в регионе украинские войска, привела к падению добычи угля вдвое. Так, согласно данным официальной статистики, угледобывающие предприятия Украины в январе-июне сократили добычу каменного угля на 52,2% или на 21,3 млн. тонн. При этом добыча энергетического угля сократилась на 47,7%. Для сравнения, за аналогичный период прошлого года шахты добыли 40,6 млн. тонн. угля.
Так как львиная доля украинского угля добывается для нужд страны, в частности для нужд энергетики, падение его добычи привело к тому, что текущий объем поставок не способен покрыть потребности ТЭС. В связи с чем предприятия энергетики вынуждены работать на минимальных мощностях, не говоря о том, что в данной ситуации не представляется возможным накопить сколь существенные запасы угля дя осенне-зимнего периода.
Хотя на дворе еще лето и энергетика Украины не обременена проблемой выработки тепла, запасы топлива находятся на критическом уровне, учитывая неизбежно приближающийся отопительный сезон. Так, по состоянию на конец июля в распоряжении складов ТЭС и теплоэлектроцентралей находилось всего 1,4 млн. тонн угля. В то время как в конце июля прошлого года станции располагали запасами в размере 3,1 млн тонн.
О том, что ситуация с запасами угля близка к критической заявили и в НЭК «Укрэнерго» - государственном операторе магистральных и межгосударственных линий электропередач Украины. По словам главного государственного инспектора по эксплуатации станций и сетей «Укрэнерго» Олега Коземко, у большинства электростанций запасов угля хватит для работы в течение суток.
Кроме того, в конце июля в «Укрэнерго» заявляли о сложившемся дефиците мощностей
энергосистемы в объеме 2800 МВт ежесуточно. Для сравнения, зимой 2014-2015 дефицит мощностей составлял 3000 МВт. То есть уже сейчас, когда на дворе лето, дефицит энергии сопоставим с его нехваткой прошлой зимы.
Тревожные «звонки» докатились и до Киева. Премьер-министр Украины Арсений Яценюк заявил о созыве «антикризисного энергетического штаба». По его словам ситуация в энергетическом секторе кризисная, профильное министерство и соответствующие государственные компании не готовы к обеспечению теплом и электроэнергией страны. «Катастрофическая ситуация в энергетическом секторе. В понедельник я буду проводить антикризисный энергетический штаб» - сообщил Яценюк.
Правда, остается загадкой, чем занимался глава кабмина, в то время как только слепой мог не заметить многочисленные сообщения о регулярных сбоях в энергосистеме или статистических выкладок украинского Госстата о рекордно низких показателях добычи угля. Более того, еще в начале года было очевидно, что если продолжать боевые действия на Донбассе, то причина энергетического дефицита прошлой зимы - нехватка донбасского угля - еще больше усугубится. И если каким-то «чудом» (с помощью угля из России по схеме «бери, а плати - потом»), прошлую зиму Киеву удалось пересидеть ровно, то теперь шансы главы Кабмина поймать обещанную «кулю в лоб» - снова повышаются.
Дмитрий Заворотный
Как это чем занимался премьер?
Бегал с протянутой рукой по
разным странам.
А когда почти везде отказали, то
решил заняться внутренними
проблемами.