Космическая одиссея
Руины заканчиваетсяИстория легендарного
Южмаша,ракеты которого
были гарантами мира во время
холодной войны и неотъемлемой частью международных космических программ, близка к бесславному концу. Нет ни кадров, ни заказов, ни денег, ни даже воды в туалетах. Хуже того, в трагической судьбе ЮМЗ отражается будущее всей украинской промышленности.
Собственно говоря, без заказов предприятие простаивает еще с прошлого года, а в январе его работников отправили в отпуск за свой счет по причине накопившихся долгов по зарплате. Вынужденный простой длился до апреля. Затем, после погашения задолженности и под аккомпанемент щедрых обещаний от первых лиц государства завалить ЮМЗ работой, рабочие вернулись в цеха. Но, по-видимому, ненадолго, поскольку делать им там особо нечего. И, судя по последним событиям, простым бездельем дело на этот раз не ограничится.
Как сообщил журналистам помощник гендиректора предприятия по общим вопросам Владимир Ткаченко, на заводе вот уже больше двух недель отключена техническая вода. В связи с этим пришлось остановить работу в литейных цехах, на связанных с кузницей участках и в местах, где происходит закалка и охлаждение металла. По той же причине закрыли санузлы, лишив сотрудников элементарных бытовых удобств.
Параллельно муссируются слухи о возможном отключении электроэнергии, подкрепленные недавними перебоями с энергоснабжением на насосных станциях. А вот новые долги по заработной плате – уже не слухи, а реальность: после апреля выплаты вновь прекратились. «Говорили, что ожидается реструктуризация, и с августа на 30–40% сократят персонал. Пока что работникам не платят зарплату, видимо, ожидая, что люди сами будут увольняться», – полагает глава независимого профсоюза Южмаша Евгений Деркач.
Дополнительным стимулом для добровольного увольнения теперь стали представители военкоматов, караулящие призывного вида мужчин прямо у главной проходной. Причем хватать они предпочитают сотрудников конструкторского бюро. То ли потому, что те приходят на работу позже остальных, то ли ввиду их ненадобности для загибающегося производства. В свою очередь «уклонисты», опираясь на поддержку коллег и даже руководства, упорно не желающего расставаться с последними кадрами, держат круговую оборону: ведут телефонное оповещение об опасности и не покидают территорию завода до отъезда «ловцов».
Каким он был и стал у нынешних жовто-блакитных.
Своим негласным титулом столицы советского ракетостроения Днепропетровск обязан Корейской войне. Именно она вынудила тогдашнее руководство ВПК во главе с министром вооружения Дмитрием Устиновым в 1950 году срочно перепрофилировать еще толком не достроенный Днепропетровский автозавод в сверхсекретный «почтовый ящик № 586». В том же году вместо грузовиков и самосвалов на нем был налажен выпуск первой советской боевой ракеты Р-1 (проходившей по документации как «автомобиль вертикального взлета»), которую Сергей Королев с помощниками скопировали с трофейной «Фау-2». Немного позже завод начинает выпускать Р-5М – первую в мире ракету, способную нести ядерный заряд.
Спустя несколько лет на территории «завода № 586» создается особое конструкторское бюро ОКБ-586 (теперь КБ «Южное»). Его возглавляет Михаил Янгель – бывший зам Королева, взявшийся за разработку ракеты на высококипящих компонентах топлива, позволявших держать «изделие» в боевой готовности, то есть заправленной топливом, продолжительное время (больше месяца).
В 1959 году после успешных испытаний на вооружение Советской армии была принята жидкостная одноступенчатая баллистическая ракета средней дальности Р-12. Четырьмя годами позже на боевое дежурство в только что созданных ракетных войсках стратегического назначения заступает ее новационная на то время модификация Р-12У для шахтной пусковой установки. А немного раньше создается Р-16 – первая двухступенчатая
межконтинентальная
баллистическая ракета, способная «накрывать» территорию США и лишавшая, таким образом, главного стратегического противника Советского Союза преимущества безответного удара.
К тому времени Днепропетровский машиностроительный завод уже полностью был ориентирован на продукцию, разработанную командой Янгеля. Как довольно сообщил журналистам генсек Никита Хрущев после посещения предприятия: «У нас производство ракет поставлено на конвейер! Недавно я был на одном заводе и видел, как там ракеты выходят, словно сосиски из автоматов».
Такой результат стал возможен благодаря слаженной работе тандема в лице руководителя ОКБ Янгеля и его бывшего главного инженера Александра Макарова, назначенного в 1961 году директором завода. «Именно они создали модель единой опытно- конструкторско-производственной
базы, которая и по сей день является новацией в сфере производства и проектирования», – напишет позже еще один экс- директор Южмаша, бывший президент Украины Леонид Кучма.
Главным совместным творением Янгеля и Макарова стал Р-36М (SS-18 Satan по классификации НАТО) – ракетный комплекс с многоцелевой межконтинентальной
баллистической ракетой тяжелого класса, допускавший применение различных видов боевого оснащения (головных частей), в том числе разделяющихся с индивидуальным наведением боевых блоков, и реализовывавший стратегию гарантированного ответного удара. Не имевшая аналогов «Сатана», с ее автономной системой управления и полной ампулизацией топливных систем после заправки (это позволяло держать ракету в полной боевой готовности полтора десятка лет), ставшая главным элементом «ракетного щита» СССР, заставила в начале 70-х американцев, прозвавших ЮМЗ «фабрикой страха», срочно пойти на переговоры по ракетно- ядерному разоружению.
Одной из самых нашумевших тогда
новинок стал придуманный Янгелем так называемый минометный старт, когда многотонная махина в ее варианте запуска из транспортно-пускового контейнера вначале под давлением пороховых аккумуляторов «выстреливалась» из ТПК, а уж затем запускался ее двигатель. Это дало возможность конструктору Владимиру Уткину, завершавшему проект «Сатаны» после смерти Михаила Янгеля в 1971 году, вместе с братом Алексеем позже создать РТ-23 УТТХ «Молодец» (SS-24 Scalpel) – боевой железнодорожный ракетный комплекс, в количестве 12 поездов с 36 пусковыми установками стоявший на боевом дежурстве в РВСН СССР и России в 1987–1994 годах (все они были списаны и утилизированы по условиям договора СНВ-2).
Не менее активно Южмаш, 80% продукции которого в 1960–1980-е годы составляли боевые ракеты, участвовал в космических программах. Созданная там ракета «Зенит» в качестве модульной части блока первой ступени ракеты- носителя «Энергия» была использована в реализации проекта первого (и, к сожалению, последнего) советского многоразового космического корабля «Буран». А жидкостные ракеты-носители легкого класса «Циклон» или созданные на базе Р-12 и Р-14 «Космос» и «Интеркосмос» выводили на низкую околоземную орбиту космические аппараты, многие из которых (серии АУОС, «Целина» или «Тайфун») были созданы опять-таки днепропетровскими специалистами. Не отставали и цеха «побочных производств», выпускавшие трактора вначале под маркой «Беларусь» (ввиду засекреченности предприятия), а затем и собственной – ЮМЗ (общим количеством более двух миллионов машин), а также прочий мирный «ширпотреб».
С развалом Союза славная история Южмаша, как и многих других гигантов ВПК, могла закончиться в одночасье. Сотни боевых ракет, выпускавшихся там ежегодно, больше не были никому нужны – как, впрочем, и десятки тысяч тракторов. Большинство смежников оказались за новыми границами, а государственный заказ
сменил «дикий рынок». Ситуацию спасли президентские выборы 1994
года. Новый глава государства Леонид Кучма сделал все для выживания не чужого ему Южмаша, к тому же являвшегося одним из немногих флагманов молодой украинской экономики.
Главной темой для завода и КБ «Южное» с тех пор стал коммерческий космос. Одним из первых проектов был «Морской старт» – создание с помощью плавучей платформы морского космодрома на экваторе, где имеются наилучшие условия для запуска (можно максимально эффективно использовать скорость вращения Земли). В созданный в 1995 году консорциум Sea Launch Company, кроме Южмаша и КБ «Южное», вошли Boeing Commercial Space Company (космическая «дочка» американского авиагиганта), российская РКК «Энергия» и норвежская судостроительная компания Aker Kværner. Спустя четыре года был успешно произведен первый коммерческий запуск, а всего за 15 лет (до мая 2014 года) осуществлено 36 запусков (из них 33 удачных).
Вскоре после первых запусков «Морского старта» в КБ «Южное» родилась идея его наземного аналога, изначально получившего название «Старт из пустыни» (позже
было согласовано более привычное «Наземный старт»). Он представлял собой совместный проект России, Украины и США по использованию стартового комплекса на космодроме Байконур для запусков модернизированных ракет- носителей «Зенит-2SLБ» и «Зенит-3SLБ». В ходе этой программы с 2008 по 2013 год было осуществлено шесть успешных запусков космических аппаратов.
На базе легендарной «Сатаны» была создана ракета-носитель «Днепр», с 1999 по 2015 год выполнившая 22 пуска, с помощью которых на орбиту было выведено более 140 космических аппаратов, принадлежащих 20 государствам. И уже под самый конец второго президентского срока Кучмы (в 2003 году) Украина подписала договор с Бразилией о долгосрочном сотрудничестве по созданию РКК «Циклон-4» для запусков космических аппаратов на бразильском приэкваториальном космодроме Алкантара.
Попутно южмашевцы зарабатывали деньги на обслуживании и продлении срока эксплуатации ракет, стоявших на вооружении российских РВСН, «адаптировали» под украинские реалии чешские троллейбусы и трамваи, а также осваивали выпуск ветряных турбин, оборудования для пищевой промышленности и агрегатов шасси для самолетов Ан-140, Ан-148 и Ан-158. Это в совокупности давало заметную загруженность производственных мощностей и завидные по меркам Днепропетровска зарплаты.
Не поколебала уверенность работников Южмаша в собственном благополучном будущем и пятилетка правления Ющенко, утомлявшего их во время своих нечастых визитов нудными лекциями о трипольской культуре и голодоморе. «Караван идет, а денежки капают», – рассуждали они. Тем более что капали денежки все ощутимее – ожившая со второй половины 2000-х российская «оборонка» своими закупками начала пробуждать в памяти заводчан воспоминания о благословенных советских временах. А уж когда посетивший Южмаш уже при Януковиче (в конце 2013 года) вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин заговорил о создании объединенной ракетно- космической корпорации, былое счастье казалось совсем близким.
Но грянул февраль 2014-го, и все планы накрылось жовто- блакитным тазом с красно-черным отливом. В начале марта прошлого года завод посетил новоназначенный губернатор Игорь Коломойский. Он с озабоченным видом побродил по цехам, подписав с гендиректором Южмаша Сергеем Войтом некий «меморандум о сотрудничестве». По
итогам этой экскурсии заказов на заводе не прибавилось, зато оттуда начали вывозить металл из стратегических запасов (примерно так же из трубопроводов подконтрольной Коломойскому госкомпании «Укрнафта» в прошлом году выкачали 600 тысяч тонн технической нефти). В то же время в Сети появилась информация о возможной продаже третьим странам документации по производившейся в Днепре БМБР «Воевода» (советское наименование знаменитой «Сатаны»).
Еще какое-то время наивным землякам Коломойского казалось, что все переменится. И, в принципе, они не ошиблись. Вот только перемены оказались к худшему. Еще в апреле прошлого года Кучма,
знавший всю подноготную выживания родного предприятия, предупреждал: «У нас слишком многое завязано на России, чтобы отказаться от сотрудничества с ней. Но, если мы потеряем контракты с Российской Федерацией, нужно дать альтернативу. В Европе я не вижу рынков сбыта для продукции Южмаша».
Уже в августе украинский Совбез принял решение о прекращении военного и научно-технического сотрудничества с предприятиями ВПК России. Это крайне вдохновило патриотов вроде председателя Совета предпринимателей Днепропетровской области Владимира Дона, заявившего следующее: «Сегодня экспорт с этого предприятия в Россию уменьшился на 80%. Это продукция, которая связана с вооружением. Это логично, мы же не можем продавать нашим потенциальным врагам оружие, из которого будут убивать наших солдат, наших воинов, наших граждан. Необходимо применять ряд мер. Ошибочность позиций руководства завода заключается в том, что они думают: государство поможет. Никто не поможет».
В том, что государство действительно бросило промышленный гигант на произвол
судьбы, коллектив предприятия убедился довольно скоро. «В результате последовательного сокращения объемов производства ракетно-космической техники поступления денежных средств снизились более чем в четыре раза, с 1 млрд 907 млн грн в 2011 году до 450 млн грн в 2014-м. При этом по договорам с Россией сокращение оказалось более чем 60-кратным – с
1 млрд 719 млн до 28 млн грн. Дальнейшее производство ракетоносителя «Зенит» (проекты «Морской старт», «Наземный старт») приостановлено. Возобновление находится под вопросом. Россия сокращает сотрудничество по прочим проектам («Днепр», Федеральная космическая программа). В результате потери основного заказчика дефицит оборотных средств составил на конец 2014 года около 700 млн грн.
Долги предприятия на 01.01.2015 составляют около 640 млн грн, в том числе по зарплате, сопутствующим платежам и социальным выплатам – более 140 млн грн», – сообщал сайт ЮМЗ (спустя короткое время информация по неизвестной причине была удалена).
Президент Петр Порошенко, появившийся на заводе через месяц после его февральской остановки, привычно пообещал как
заказ по линии минобороны («В оборонном заказе есть предложение для Южмаша. Вы можете догадываться, о какой номенклатуре производства идет речь»), так и гражданский («Я сказал, будет предложен заказ на 45 млн грн на троллейбусы для Днепропетровска и Днепропетровской области»). В обоих случаях Порошенко обманул. О госзаказе («догадайтесь, какой номенклатуры») до сих пор не слышно ничего, а вот с троллейбусами днепропетровцев «прокатили» совершенно бессовестно. 6 июля Южмаш должен был подписать контракт на поставку десяти машин, но автокомпания «Богдан Моторс», контролируемая Олегом Свинарчуком (бизнес-партнером Порошенко) внезапно подала жалобу из-за недостатка нужных документов от завода. После этого Антимонопольный комитет спешно аннулировал контракт.
Не менее «успешно» складываются дела Днепропетровского машиностроительного завода и на внешних рынках. Еще в декабре 2014-го американская компания Orbital Science Corporation остановила сотрудничество с Южмашем из-за взрыва двигателя ракеты-носителя Antares с транспортным кораблем Cygnus. На этом фоне еще смешнее выглядит заявление о том, что Украина намерена перенести свой наглухо «замороженный» космический проект «Алкантавра» из Бразилии в США.
«Это был единственный крупный инвестиционный проект Украины за рубежом, не только утверждающий нашу страну как ведущую в аэрокосмической отрасли, но и дающий перспективу загрузки и развития наших предприятий на многие годы», – написал на своей странице в Facebook экс-премьер Николай Азаров. «По команде своих хозяев они поставили крест на самой передовой отрасли Украины – авиакосмической
промышленности», – констатировал он.
По мнению политолога Андрея Золотарева, ситуация с Южмашем и КБ «Южное» чревата для всей Украины потерей статуса космической державы. «Базарному» капитализму космос ни к чему. Его интересует не перспектива, а прибыль сейчас и сегодня», – считает эксперт, уверенный, что в процессе реформ Украина получит новую модель экономики, которая будет вписана в западный рынок. Единственным успешным вариантом подобного «вписывания» является «тотальная деиндустриализация».
Так что разруха, воспетая родившимся в Киеве Булгаковым, действительно не в южмашевских клозетах, а в головах тех, кто в полном соответствии со словами партийного гимна столь ненавистных им коммунистов взялся разрушать до основания созданный не ими мир и оставить после себя хаос, сотворить который, пожалуй, не под силу даже знаменитой «Сатане».
Сергей Кольцов