Ровно год назад в Киеве произошел государственный переворот. После трех с лишним месяцев непрерывного Майдана со стрельбой и драками, президент Украины Виктор Янукович бежал из столицы, его заочно отрешили от власти и начали строить новое государство. Настало время подвести промежуточные итоги. Многим они не понравятся.
Говоря о плодах победы, надо уточнять – для кого. У Майдана и переворота было три основные действующие силы, и урожай каждая из них получила разный. Первая – это собственно бунтари с Майдана, чьими руками переворот осуществлялся. Вторая – лидеры Майдана, сменившие свергнутых заправил преступного режима в руководящих кабинетах. Третья – западные спонсоры Майдана, обеспечившие ему «крышу» и всяческое содействие. У каждой из этих сил были схожие, но разные устремления. И с реализацией устремлений за прошедший год получилось по-разному.
Те, кто выходил на Майдан, сбивался в «сотни» и штурмовал президентскую резиденцию, имели высокие устремленья. Как бы отвратительно ни выглядели горящие покрышки в центре большого города, но ведь цели были достойными! Во всяком случае, на современный либеральный взгляд. Люди на Майдане хотели прогнать олигархов, победить коррупцию, защитить свободу, войти в Европу и обеспечить национальное возрождение. В последнем пункте они, правда, все время сбивались на призывы вешать москалей и бить жидов, но не все же. И потом, лес рубят – щепки летят!
На практике получилось не изгнание олигархов, а замена одних другими. Причем, победоносные кланы получили в свои руки такую силу, какая не снилась Ахметову с Януковичем. Ярчайший пример – Игорь «Беня» Коломойский, ставший безраздельным владыкой Днепропетровской области. Уровень коррупции ничуть не снизился, а с началом боевых действий в Донбассе даже вырос (об этом довольно подробно рассказал весьма сведущий в предмете экс-премьер Украины Николай Азаров). Свобода обернулась беспрецедентной централизацией информационного пространства.
Что же касается «европейского выбора», то ничего никуда не сдвинулось. Европа сказала много красивых слов в поддержку новой Украины, но не спешит заключить ее в объятия. Даже соглашение о сотрудничестве с ЕС, из-за приостановки подписания которого и начался Майдан, так и не вступило в действие. Золотой дождь не пролился. А если пролился, то совсем не тот.
Единственное, в чем за год произошли большие подвижки, это в национальном вопросе. Градус антирусской истерии, к которой сводится пресловутое национальное возрождение, и впрямь существенно возрос. Сильно ли это утешает майдановский актив, в очередной раз обманутый своими вожаками и спонсорами? Пока – вполне. Потому что пока истерика помогает игнорировать реальность.
Что касается лидеров Майдана, их задачи были скромнее и приземленнее. Интересы Украины как страны в расчет не принимались. Впрочем, это в исторической традиции. Не зря в советское время Украину часто называли не «краиной рад» (укр. – страна советов), а «краиной зрад» (укр. – страна предательств).
Задач у новых правителей было три. Потрафить западным спонсорам и заручиться их полной поддержкой. Отобрать да поделить власть и собственность у «донецких». Создать устойчивую систему власти, гарантирующую им безоговорочное господство в стране.
Первое получилось отчасти. Все политики, не являющиеся прозападными, удалены с горизонта. Новая власть готова выполнять любые указания Брюсселя и Вашингтона. У спонсоров есть почти все основания быть довольными... Вот только не всё получается. Крым, представляющий особый интерес для США и НАТО, потерян. Гражданская война, которую новая власть не смогла ни предотвратить, ни завершить, создает головную боль для Европы. На Украину приходится тратить куда больше времени и сил, чем готов Запад. Так что, особого доверия у своей «крыши» февральские победители не вызывают.
И с переделом власти не все кругло. «Донецких» убрали, но тут же выяснилось, что у самих победителей разные представления
о том, кто из них главный. Есть группа Яценюка – Турчинова, сыгравшая ключевую роль в перевороте и развязывании войны. Она считает себя единственно верной идеалам Большого Брата и не хочет поступаться ни кусочком власти. Есть президент Порошенко, разрывающийся между президентскими обязанностями и политическими обязательствами. Есть Коломойский и подобные – уже не олигархи, а удельные князья. Национал-радикалов типа Тягнибока и Яроша по итогам выборов в Раду вывели за скобки, зато появилась целая «фракция комбатов» и примкнувший к ним боевой радикал Ляшко. Идейности у них может и поменьше, зато отмороженности побольше. И привычка действовать оружием имеется.
При таком раскладе говорить об устойчивости власти не приходится. За год были проведены президентские и парламентские выборы – но в них не приняла участие половина граждан страны. «Русскую весну» объединенными усилиями олигархов и национал- радикалов удалось подавить в шести из восьми русскоязычных регионах – зато в оставшихся двух дело дошло до кровопролитной войны. Используемая для консолидации байка про «российскую агрессию» работает так себе: за неимением реального агрессора приходится чрезмерно напрягать фантазию.
В общем, февральские революционеры напоролись не на то, за что боролись.
А вот спонсорам переворота жаловаться практически не на что. У
них ведь была всего одна задача: сделать Украину не просто «не- Россией», а анти-Россией. И в основном получилось, издержки не так уж велики. Ну Крым упустили – обидно, но ладно. Ну гражданская война случилась – да и пусть себе воюют. Ну расколется Украина – значит, такова её судьба. Пускай даже граница пройдет по Днепру и Причерноморью, главное, чтобы Украина и Россия окончательно стали врагами.
Для Европы цена великовата, потому что Украина рядом; она входит в Европу географически – и рвется войти политически и экономически. Такое европейское счастье, учитывая габариты и состояние Украины, может обернуться большим горем.
Есть, правда, немалая вероятность, которую не хотят принимать во внимание в Брюсселе и Вашингтоне: распад Украины может зайти слишком далеко. И Евросоюзу (вместе с Россией, что характерно) придется заниматься спасением того, что останется от страны. Впрочем, Америку это вряд ли слишком беспокоит. Ведь главная задача решена – создана зона турбулентности между Европой и Россией.
Ну а что Украина? Не ее «политикум», не активисты Майдана – вся страна? Что дал ей этот год? В экономике – ускоряющееся движение к коллапсу. В политике – растущий бардак. И гражданская война. И зашкаливающее вранье новых властителей... В общем, Руина.
Пока растущее недовольство удается канализировать, нагнетая истерию вокруг «войны с Россией» и переводя стрелки на «террористов» в Донбассе. Особенно это действует на подрастающее поколение. Например, характерно отношение к
детям-беженцам из Донбасса в украинских школах: сошкольники их третируют как «сепаратистов» при полном одобрении учителей.
Но такое нагнетание имеет естественные границы. И срыв неизбежен. Какой – непредсказуемо. То ли в виде срыва в настоящую украинско- российскую войну. То ли в форме появления новых очагов войны гражданской (не обязательно на юге или востоке – Галиция или Закарпатье тоже могут себя показать). То ли дело кончится украинским бунтом – не менее бессмысленным и беспощадным, чем русский.
Вряд ли кто-то на Украине не видит, что от прошлогодних надежд и посулов остался только пепел. Этот пепел постепенно превращается в порох. Где-то он бабахнет.
Олег Черняев