Власовцы XXI векаДля войны на «восточном фронте» в Киеве из актива болотной оппозиции создают «Русскую повстанческую армию».
Под занавес уходящего года в пресс-центре киевского майдана презентовали новый проект – Русскую повстанческую армию (РПА). Заявлено, что уже 9 января набранные в нее добровольцы- россияне начнут военную подготовку перед отправкой на «восточный фронт». Конечной же целью РПА является свержение Путина и установление в России режима, аналогичного нынешнему киевскому.
Подобная инициатива неизбежно вызывает в памяти печально известную РОА генерала Андрея Власова. Интересно, что ее пытался воскресить во время первой чеченской войны вождь УНА-УНСО Дмитрий Корчинский, воевавший на стороне дудаевцев. В своей книге
«Война в толпе» (1998) он вспоминает, что унсовцы издавали и распространяли листовки, призывающие российских военнослужащих «вступать в Русскую освободительную армию бригадного генерала Салмана Радуева». Предателей тогда, впрочем, не нашлось. Да и в 1943 году власовская РОА была фантомом немецкой пропаганды, за которым на практике ничего не стояло (это хорошо показал историк Борис Ковалев в своей вышедшей в 2009 году книге «Коллаборационизм в России в 1941-1945 гг.: Типы и формы»).
Во время евромайдана в Киеве было объявлено о создании «Русского легиона». Начал формировать его Роман Стригунков – недавний руководитель белгородского отделения национал-демократической партии «Новая сила», уже несколько лет тесно связанный с действующей в Харькове Социал-национальной ассамблеей, в конце 2013 года вошедшей в «Правый сектор». Итог также оказался неушительным. «Мы
уже год предпринимаем попытки создать хотя бы батальон, пусть из трех-четырех рот, да что там», – печально писал 1 января Стригунков, явно уже осознавший бесперспективность своей деятельности в «незалежной». Дальнейшие его слова подтверждают, что хоть сколько- нибудь людей в «Русский легион» набрать ему не удалось, да и звучат абсолютно саморазоблачительно: «А если хоть какое-то количество и наберется, то оно обречено стать мародерской бандой москалей, всеми презираемой и проклятой». Точно так же, как «Русская освободительная народная армия» Бронислава Каминского, превратившая к 1944 году в презираемых даже своими немецкими хозяевами профессиональных убийц и мародеров.
Но РПА – проект более серьезный, продуманный и основательный. Она изначально не ставит задачей лишь формирование очередной парамилитарной части в «незалежной», тем более, что россиян, желающих месить там грязь и подставлять себя под пули, мало. Один из участников пресс- конференции 29 декабря Андрей Кузнецов к тому же прямо заявил, что «в данный момент Русская повстанческая армия не является самостоятельной боевой единицей и будет частью добровольческого батальона ДУК». Речь о «Добровольческом украинском корпусе», сформированном «Правым сектором», части которого участвуют и в боевых действиях в аэропорту Донецка. Украинские пропагандисты при этом регулярно подчеркивают, что находящийся в донецком аэропорту и соседнем населенном пункте Пески батальон ДУК «включает в себя местных русскоговорящих жителей». Так что, на статус выше местных hiwi, говоря языком вермахта, бойцам РПА рассчитывать не стоит.
Собственно, назначение этой структуры в другом. Еще один из ее создателей, Виктор Смалий, прямо посетовал на пресс-конференции в Киеве 29 декабря, что «на сегодняшний день украинские власти не способствуют (то есть, не помогают) российской оппозиции». Он и его соратники намерены активно работать в этом направлении. «На территории Российской Федерации уже есть действующие центры, которые в ближайшее время получат определенную литературу, чтобы среди студенчества разъяснять всю пагубность политики Путина», – пояснил Смалий.
Что это за уже действующие в России «центры», готовые работать среди студентов, сложно понять. Можно предположить, что речь идет о молодежной группе в одной из социальных сетей, создателем и модератором которой является Андрей Кузнецов, член питерского Национал-демократического
альянса, бежавший 16 июня 2014 года в Киев и получивший там политическое убежище.
С другой стороны, еще с начала 2014 года известно о сотрудничестве российской внесистемной оппозиции (прежде всего ориентированных на Алексея Навального «Партии 5 декабря» и «Партии прогресса») и украинских майдановцев. Две последние партии были, например, организаторами митинга в поддержку евромайдана 16 февраля в Санкт-Петербурге.
Андрей Кузнецов заявил также: «Наша цель – это подкрепление слов оппозиции силой». По сути, это анонс формирования штурмовых отрядов российской оппозиции. В случае чего участников таковых обещают также приютить в «незалежной». «Мы будем всячески способствовать российской интеллигенции проживать в Украине, – заявил на плохом русском языке (похожем на лексику немецких листовок про «рус, сдавайс, тебя ждет у нас теплый прием и котелок с кашей») Смалий, – при необходимости получению политического убежища и различных преференций, которые могло бы предоставить украинское правительство».
Вот уже и украинское правительство показалось. Дело в том, что организаторы РПА – эти борцы за свободу в России – как выясняется, довольно тесно связаны с нынешними киевскими властями. Например, Кузнецов еще в июле рассказывал СМИ, что получить убежище «ему помогли ребята, которые занимаются «продавливанием» в Раде вопроса об облегченном получении вида на жительство россиян, лояльных событиям в Украине». В том числе, например, он упоминал бывшего президента Украины Виктора Ющенко.
А вот более свежая новость из Facebook Игоря Мосийчука, депутата
Киевской городской рады от Радикальной партии Олега Ляшко, в
недавнем прошлом замкомандира батальона «Азов», датированная 26 декабря: «Сегодня группа народных депутатов, среди которых представители всех фракций коалиции и внефракционные, среди которых Юлия Тимошенко, Игорь Мосийчук, Андрей Билецкий и Юрий Шухевич (всего подписались около ста народных депутатов и сбора подписей продолжается) обратились к министру юстиции Украины с требованием немедленно начать реформирование пеницитарной службы и назначить руководителем этой службы правозащитника Виктора Смалия». Как видим, «мохнатая рука» у хлопцев из РПА сильна. Андрей Билецкий, кстати, не
только депутат, но и командир (ныне уже) полка «Азов», а Юрий Шухевич, прошедший в Раду по списку партии Ляшко, – в самом недавнем прошлом председатель УНА-УНСО. Кстати, еще один участник пресс-конференции 29 декабря, учредитель РПА Богдан Тицкий также избирался в Верховную Раду от Радикальной партией Олега Ляшко. Ранее он возглавлял «Черный комитет», движение, еще в 2009 году сразу после избрания президентом Виктора Януковича ставшее боевым авангардом уличной оппозиции, а в 2013 году влившееся в ряды «Правого сектора».
– Все это рассчитано на тот мизерный процент людей, который скоро как год живет с идеей «Крым – это Украина», – считает радиоведущий «России сегодня» Армен Гаспарян, внимательно следящий за подобными настроениями в обществе. – Более взрослая часть этой аудитории видит своими духовными наставниками «Эхо Москвы» и экс- профессора МГИМО Зубова. Для молодежи, которой всегда свойственен радикализм, размышления того же Зубова о том, что нужно сверять жизнь по Евангелию – пустой звук. Она живет в векторе «свой/враг». Им и показывают противника – российское общество, которое, по словам создателей РПА, насквозь советское, а значит – преступное. Взамен им предлагают модный на Украине синтез из либерализма и национализма.
Что же касается тренировки российских оппозиционеров западными инструкторами, то ведь это уже не первый и не второй случай на постсоветском пространстве и в странах Восточной Европы. В 2012 году это происходило в Эстонии, весной 2014 года – в Польше. В последнем случае группа из восемнадцати активистов российских оппозиционных партий («Яблоко», «РПР-Парнас», «Альянс зеленых», «Партия 5 декабря», «Партия прогресса») прошла в Варшаве обучение навыкам работы на избирательных компаниях. Занятия проходили по 10 часов в день и включали в себя лекции и обсуждения по пропаганде в соцсетях («Как коммуницировать с избирателями онлайн», «Тренды социальных медиа в России и мире»), сбору денег на политические инициативы («Фандрайзинг избирательной кампании») и т.п. Обучали их специалисты из Польши, Украины и Литвы, но в основном – эксперты Международного
республиканского института, который возглавляет небезызвестный Джон Маккейн. Позже проходила информация, что на лекциях обсуждались также действия по делегитимизации присоединения Крыма и поддержке нынешней власти в Киеве.
– Мы имеем дело с продолжением политической деятельности лиц, широко известных в узких кругах тусовки нацдемов широпаевского разлива, таких как Андрей Кузнецов, – отмечает секретарь Политсовета партии «Российский общенародный союз» Михаил Синицын. – Этот круг политических активистов давно прославился на ниве примитивной русофобии и её распространения в социальных сетях под видом «непримиримой русской оппозиции режиму Путина». Напомню, что г-ну Кузнецову и его супруге приписывают авторство интернет- мема «Рашка – квадратный ватник», который, по мысли авторов, является собирательным образом современного русского народа. Русский народ для этих деятелей – пьяница, живущий в дерьме. Имея такой «глубокий» и «содержательный»
идеологический багаж, они назвали
себя «непримиримой русской оппозицией» и хотели участвовать в политической деятельности, даже создав для этого сообщество в соцсетях. Но подобная «сортирная русофобия», соответствующая интеллектуального уровня широпаевских нацдемов, оказалась неприемлема и оскорбительна для русских.
«Идеологические наработки» Кузнецова и Ко можно было бы выбросить на помойку, где им и место, если бы на Украине не произошёл государственный переворот, в результате которого там к власти пришли откровенные неонацисты и русофобы, с которыми, к слову, широпаевцы уже давно наладили дружеские контакты. Пропагандисты «новой Украины», как мы видим, с радостью переняли терминологию про «квадратного ватника» для презрительного обозначения русских патриотов, с которыми они борются в «незалежной».
При всей комичности этих деятелей нужно понимать, что украинским пропагандистам сегодня крайне важно найти хоть какие-то точки опоры в России и внедриться в российское политическое пространство. Именно поэтому мы слышим от Кузнецова и его украинских покровителей трогательные слова о «заботе» о русском народе и его «защите» от «путинской тирании». Если учитывать, какую «заботу» проявили украинские власти к русским Донбасса, сначала назвав их «ватниками», а потом начав там геноцид, то никаких серьёзных точек опоры украинские любители русского народа в России не найдут. Однако при этом российские власти всё равно должны проводить более
грамотную и системную политику по отношению к русским национально-ориентированным
молодёжным группам, вовлекая их в позитивный политический процесс хотя бы на местном уровне.
Нельзя их выталкивать в объятия украинствующих радикалов, которые уже достаточно давно ведут работу, например, с российскими футбольными фанатами.