Ольга Большакова: «Впереди нас ждут неприятные сюрпризы».
- Как распределяются свободные места в мультиплексах?
- По конкурсу. В Нацсовете уже прошел первый общий конкурс и повторный конкурс на региональные места. Будет еще третий конкурс, наверное, на существующие свободные места в мультиплексах и, пожалуй, все.
- А в чем причина отказов в выдаче лицензии, как правило?
- «Не убедили в том, что справитесь». Кому-то на заседании члены Национального совета говорят о причине отказа, но в целом данный процесс субъективен, это конкурс красоты в чистом виде.
- Можете ли оценить ситуацию по регионам – где ситуация наиболее благоприятная, где - наоборот?
- Наиболее кризисная ситуация – Львов, Одесса, Харьков, очень болезненная ситуация в городе Черновцы, где для регионального телевидения было выделено 4 места, одно из которых получила местная ОГТРК, еще одно – компания – победитель из пятерки, которая разделила Украину между собой, и явно строит общенациональный телеканал. И два места – только что созданные компании. При этом в Черновцах работают две региональные ТРК, которым по 15-20 лет, победители конкурсов, со сложившейся лояльной аудиторией.
Наиболее благоприятная... можно ли назвать благоприятной ситуацию
в регионах, где свободны места в мультиплексах, потому что там нет региональных компаний?
- Вы говорили, что 130 телекомпаний могут остаться после июня 2015 года без работы. Можно ли оценить эту угрозу в цифрах (количество рабочих мест, доходы, зрители…)
- Можно только приблизительно. Если в местной телекомпании работает в среднем около 20 человек, в региональной - 50-60 человек, а с рынка уйдет по нашим подсчетам около 130 компаний, то можете посчитать сами. Как распределяется соотношение местных и региональных телекомпаний – не могу сказать, мы не подсчитывали. Что касается зрителей, приведу пример: в городе Черновцы все зрители окажутся без качественной местной информации. Никакого плюрализма там больше не будет, так как говорить о местных новостях будет только ОГТРК. Те две телекомпании, которые уже должны были работать несколько месяцев, а то и полгода, до сих пор в эфире демонстрируют заставку с рыбками в аквариуме.
- А вещание в кабеле или интернет-вещание - выход?
- Кабель – это не выход. Мы помним ситуацию в Харькове, кабельные операторы в один день могут отключить телеканал по любой причине технического или хозяйственного характера, и никому ничего не докажешь. И ни о какой защищенности вещателя в кабеле речи не идет. В интернете - да, но проникновение интернета у нас недостаточно велико. Мы говорим ведь о небольших, местных и региональных телекомпаниях, которые во многом обеспечивают информацией жителей небольших населенных пунктов, где проникновение интернета идет медленно.
- Каковы тарифы на «цифру» от Зеонбуда для телекомпаний - насколько она отличается от других стран (в большую или меньшую сторону), насколько оправдана, будут ли какие-то дополнительные сборы после 2015?
- К сожалению, мы не смогли себе позволить качественное экспертное исследование по стоимости услуг операторов телекоммуникаций в зарубежных странах. Это коммерческая, достаточно закрытая информация. Специалисты, которые могли бы дать оценку, запросили достаточно высокий гонорар, который мы, к сожалению, не смогли себе позволить – порядка 30
тысяч долларов.
Все, что мы можем сказать по этому поводу – что для стандартной компании за рубежом стоимость услуг трансляции в цифре по сравнению с аналогом упала, у нас она выросла. По нашей скромной оценке тарифы "Зеонбуда" минимум в 4-5 раз завышены. Если быть нескромными – то в 7-8 раз. "Зеонбуд" равняется на тарифы концерна РРТ. При аналогичных затратах концерт РРТ транслирует 1 канал. А "Зеонбуд" – 8, и берет такую же плату, как и РРТ с каждого из восьми. То есть, переплата в 8 раз. Конечно, это приблизительная оценка, так как затраты меняются, и прочие факторы, но картинка понятна.
- По поводу договоров с "Зеонбудом" многие сетовали на невозможность внесения поправок и дополнений. Можно ли в связи с этим ожидать «сюрпризов» в ближайшее время?
- Это в большей степени затронет общенациональных вещателей. Там есть один пункт, скажу о нем, чтобы не замахиваться на большой рассказ, так как в договоре масса всего интересного. Так вот, в соответствии с этим пунктом договора "Зеонбуд" в одностороннем порядке для улучшения качества покрытия может увеличивать количество передатчиков на неопределенное количество.
Насколько мы понимаем финансовую составляющую, "Зеонбуд" должен был уже погасить первый транш кредита. Соответственно, у них сейчас на руках достаточно дорогая сеть, долгов существенных нет. По нашим предположениям в такой ситуации компания должна хотеть расти, расширяться. Развиваться она
может за счет увеличения количества передатчиков, вплоть до
построения тех самых синхронных зон. И ничто теоретически не мешает сегодня "Зеонбуду" взять следующий транш кредита и начать
достраивать синхронные сети. И тогда расходы общенациональных компаний вырастут в разы.
В договоре очень много тонкостей и нюансов, но это мелочи по сравнению с тем, что "Зеонбуд" может в любой момент в 8-10 раз увеличить количество передатчиков.
- Частотный ресурс в Украине – есть ли перспективы для теле- и радиокомпаний находить «ниши» для вещания? Насколько сегодня легко/сложно создать новую телекомпанию или радиостанцию? Стоимость такой затеи, проблемы, законодательные ограничения…
- Аналоговый частотный ресурс – Terra Incognita. Украинский центр радиочастот – военное предприятие, которое информацию о резерве частот не раскрывает. Обычно происходит так: частот нет в Украине некоторое время, а потом вдруг на конкурсе их появляется сразу много, достаточно для создания новой сети. Откуда они взялись? Когда отобрали частоты у "Мелодии", источник свободных частот был ясен. Но когда они возникают вдруг из ниоткуда, становится непонятно почему именно сейчас стало возможно согласовать сеть на пол Украины, а до этого частот не было вообще нигде, никак и ни на каких условиях?
Фактически для получения частоты законодательных препятствий нет. Компания, которая хочет стать вещателем, обращается в Национальный совет с просьбой просчитать частоту в том городе, в котором она планирует работать. Национальный совет делает запрос в УДЦР и тут – сумеречная зона, мы перестаем понимать, что происходит. УДЦР либо дает частоту, либо нет. Проверить его на наличие свободных частот нет никакой возможности, потому что кроме него ни у кого нет необходимой информации о том, какой частотный ресурс кем занят.
Даже если окажется, что свободная частота есть, вам ее не выдадут. Ее выставят на конкурс, и не факт, что вы его выиграете.
- Конкурсы на получение частот нередко заканчиваются скандалами. Вы предлагали изменить принципы сегодняшней процедуры. Расскажите об этом подробнее.
- Это сложный вопрос. Как я уже говорила, конкурс на получение радиочастоты проходит по принципу конкурса красоты, который все хотя бы раз в жизни видели. Невозможно оспорить результаты конкурса на сегодня, потому что даже если одной компанией была предоставлена идеальная программная концепция, а выдана частота другой компании, которая предоставила намного худшую концепцию, суд вынесет решение, что это – дискреционные полномочия Национального совета. Восемь человек посмотрели и подумали: да, концепция хороша, но ее реализовать компания не сможет, а вторая концепция похуже, но ее воплотить реально. И регулятор априори прав.
И вопрос не в объективности или необъективности Национального совета, а в том, что невозможно на момент обращения компании в Нацсовет понять, как предложенная ею концепция реализуется в будущем. Цифровой конкурс показал: пришла компания с прекрасной концепцией, финансовымыи гарантиями, списками трудового коллектива. Убедила, но в эфире до сих пор рыбки плавают.
Какие бы ни были красивые и убедительные документы на момент проведения конкурса, все они расторгаются по обоюдному согласию сторон, трудовой коллектив увольняется, и это абсолютно легально. Программная концепция потом меняется или исполняется на минимальном уровне - по сути, соответствует, а по качеству - телемагазин и то интереснее.
Мы считаем, что распределение частот на аукционе - процесс значительно более прозрачный. Конечно, и здесь не исключены нарушения, тем не менее, в данном случае можно собрать доказательства, свидетельства, пойти в суд и обжаловать. В случае с конкурсом судиться нереально.
К сожалению, да, может быть такое, что какая-то хорошая компания – энтузиаст не сможет получить частоту на аукционе, только потому, что у нее не хватит денег. Но опыт последних лет показывает, что у такой компании и на конкурсе практически нет шансов. Тем более, что сейчас Национальный совет уделяет много внимания финансовым гарантиям. На аукционе, по крайней мере, компании будут соревноваться реально существующими деньгами,
а не сомнительными бумажками, как сейчас.
А для творческих коллективов компаний-энтузиастов в новом законе будет предусмотрен некоммерческий вариант развития - так называемое "общинное вещание", это - общественное вещание на местном уровне.
- Какие законодательные и нормативные изменения вы намерены инициировать в ближайшее время?
- Все общественные организации сегодня сосредоточились на новой редакции Закона о телевидении и радиовещании. Мы сделали все, что могли по части внедрения цифрового ТВ, не позволили замолчать проблему. В данный момент мы можем только мониторить ситуацию, сообщать о нарушениях, но повлиять серьезно на нее уже не в наших силах.
И теперь мы все сосредоточены на новой редакции закона, новых гарантиях для вещательных компаний, новых условиях лицензирования и т.д. Параллельно – мы работаем по внедрению мини – сетей для нужд регионального вещания. В том числе - направляем письма в государственные органы, органы местного самоуправления, чтобы они обращались в Нацсовет с просьбой ускорить решение этого вопроса. Все, что мы хотим – разрешения провести эксперимент. Если он состоится, можно будет двигаться дальше, так как на данный момент наши выкладки по мини – мультиплексам – это теория, подготовленная хорошими экспертами, протестированная на международных конференциях, получившая высокие оценки от международных экспертов, но - только теория.