…почему в России здравые, казалось бы, идеи, воплощаются в абсурдном виде.
Западные люди прагматичны. Это хорошо известно. Также хорошо известно (хотя бы из курсов марксистско-ленинской философии, для тех, кому довелось их прослушать), что в массе своей западные люди привержены объективному идеализму. В последнее время они, по-видимому, даже больше склоняются к субъективному идеализму, но мы это учитывать не будем, хотя тема влияния Голливуда на политическую практику западных стран представляет большой интерес.
Как люди прагматичные, западные люди занимаются решением стоящих перед ними конкретных проблем. Как объективные идеалисты, они не могут не объявлять способы решения этих проблем «вечными», «соответствующими естественным законам и природе человека». Если они не будут этого делать, то принимаемые решения с их собственной точки зрения, не говоря уже о точке зрения окружающих, будут представляться недостаточно легитимными. Собственно для Запада это все не представляет особой проблемы. Когда возникает новая практическая проблема, придумывается новый вечный и естественный закон, он каким-то образом, иногда, весьма изощренным, встраивается в систему ранее сформулированных законов, и жизнь продолжается.
А вот в России… Россия населена смелыми, внутренне свободными людьми. Особенно это касается российских правителей, которые совершенно свободны от ответственности перед своим народом (а что они при этом чувствуют себя ответственными перед Западом, так ведь меру этой ответственности они сами и устанавливают). Их совершенно не волнует контекст, в котором были сформулированы те или иные идеи. Они ведь свои идеи выдумывают просто так, вне всякого контекста, от широты души. Да и как этот контекст выявить, если Запад сам не очень-то им интересуется? И уж если русскому человеку какая западная идея понравится, он ее до логического конца додумает, чего западный человек делать не будет (раз практическая цель достигнута, то зачем, да и боязно), и не только додумает, но и на практике воплотит в самом что ни на есть завершенном виде.
И вовсе не Россия абсурдна. Абсурдны именно западные идеи, если их применять последовательно и доводить до конца. Между прочим, главный «упрек», который предъявил России Чаадаев, заключался в том, что в ней нет контекста для симпатичных ему западных идей. А что ответил ему Пушкин? У нас есть свой собственный контекст (включающий, кстати, и историю приживления западных идей на русской почве). К сожалению, до уровня той дискуссии российская общественная мысль никогда более не подымалась.
О.Григорьев. Дискуссия о бюрократии