Хотя PC является открытой платформой, без стандартов он существовать неспособен. Правда, никто не может обязать производителей поддерживать тот или иной стандарт, и при желании реально придумать свой собственный. Например, Intel поступала так неоднократно, пытаясь навязать индустрии разъемы для периферии собственного дизайна или малораспространенную память от Rambus. Подобные шаги, как правило, проваливались, ведь шагать в ногу с остальными куда легче, чем тянуть всех за собой на веревке. Однако если все оборудование ПК, так или иначе, стандартизировано, то до игр ни у кого руки так и не дошли. Разработчики не связаны никакими рамками, их поведение определяет только спрос на продукцию со стороны игроков. И вот, Microsoft решила, что пора навести здесь хотя бы немного порядка. Games for Windows представляет собой абсолютно добровольную систему сертификации компьютерных игр. Требования, которые будут предъявляться к претендентам, разделены на четыре категории:
1. Качество. Игры с брендом Games for Windows должны быть тщательно протестированы, причем не только студией-создателем, но и самой Microsoft. Не допускается наличие багов, проект должна быть стабилен сам, и не представлять угрозы для стабильности операционной системы. Данное требование существенно ударит по карману производителей. В последнее время стало модно выпускать недоделанные игры, используя геймеров в качестве бета-тестеров: это сильно понижает расходы на весьма дорогостоящее тестирование, плюс уменьшает потери от пиратства (так как во многих случаях патчи на пиратские версии поставить невозможно, а желающих играть в забагованные проекты не так много). Откажутся ли издатели от заведенной схемы? Покажет будущее.
2. Совместимость. Игра должна одинаково хорошо работать на ОС Windows XP и Windows Vista, включая 32- и 64-битные версии. Кроме того, если в проекте предусмотрено управление с помощью геймпада, должны в полной мере поддерживаться геймпад от Xbox 360 и беспроводной ресивер Xbox 360 для Windows. Есть и другие аспекты проблемы — например, поддержка широкоэкранных мониторов. Очевидное стремление Microsoft подружить PC и Xbox 360 должно принести им обоим лишь преимущества. Ведь совместимость не заканчивается лишь поддержкой контроллеров, гораздо более актуальным представляется скорое открытие сервиса Games for Windows Live. С 8 мая «компьютерщики» и «консольщики» смогут играть друг с другом на равных. Общая функциональность GFW Live и Xbox Live примерно одинакова, поэтому владельцев ПК ждут и другие приятные возможности.
3. Безопасность. Сюда Microsoft относит поддержку двух новых систем безопасности, предусмотренных в Windows Vista — «родительского контроля» и «семейных установок». Фактически, это попытка ввести некий моральный ограничитель. Неизвестно, как это будет работать на практике — возможно, станет лишь поводом, чтобы избавиться от нападок противников компьютерных игр, вроде Джека Томпсона. Также неясно, насколько сложным станет для разработчиков адаптация своих продуктов под это требование.
4. Легкость в обращении. Проекты в рамках системы Games for Windows обязаны легко устанавливаться и удаляться. Вероятно, здесь предусмотрена и защита от некорректного удаления самим пользователем. Инсталлятор должен регистрировать программу в Windows Vista Games Explorer — разделе, специально адаптированном для менеджмента игр (помощи в поиске, запуске и удалении). Очень полезное нововведение, давно пора признать, что игры — это особая категория, к которой нужен специальный подход. Обычные программы устанавливают по необходимости, места они занимают немного и, как правило, работают в течение долгого времени без изменений. А игры — занимают массу места, постоянно устанавливаются, удаляются, обновляются, причем часто все эти действия производится руками ребенка, мало понимающего в компьютерах. Уже более десяти лет под игры выделяют отдельную папку, а теперь дошла очередь и до собственного менеджера.
Вот и все, что можно сказать о программе Games for Windows. Пока понятно одно — она должна принести пользу рядовому геймеру и много неприятностей издателям. И чем старее игра (имеется в виду не год выхода, а технологический уровень), тем сложнее ей будет соответствовать предъявленным требованиям. Уже сейчас раздаются возмущенные возгласы противников системы. Например, главный маркетолог Valve, Даг Ломбарди, заявил, что Games for Windows — лишь пиар-акция ОС Vista, и предсказал ей самое мрачное будущее.
Резюме. В начале главы мы говорили, что идти со всеми в ногу куда легче, чем тащить их за собой на веревке. Но иногда нужны и такие «локомотивы», как Microsoft, двигающие индустрию вперед. Что получится в итоге — удача или забвение — неизвестно. Впрочем, основания для оптимизма имеются. Несмотря на добровольность программы Games for Windows, веревка, с помощью которой Microsoft «тащит» за собой производителей, больше похожа на удавку — рычаги давления на разработчиков у корпорации имеются. Миллионы долларов, вкладываемые в Games for Windows, автоматически становятся антирекламой для проектов, которые не прошли сертификацию. Если при помощи рекламы игра без ярлычка GFW на коробке в глазах пользователя станет неполноценной, то это может существенно снизить доход издателя. Есть повод задуматься.