Цифровой тахометр - спидометр v 1 Цифровой тахометр, схема которого приведена на рисунке предназначен для измерения, частоты вращения вала двигателя. Однако он может использоваться и как спидометр, например для велосипеда. Цифровые тахометры обычно работают так: счетчик определенное время считает поступающие с датчика импульсы, затем счет прекращается, и индикатор некоторое время отображает измеренную частоту вращения вала двигателя. Далее счетчик прибора обнуляется, и цикл работы повторяется. Во время счета импульсов индикаторы не светятся. Обычно время счета равно времени индикации, потому при беглом взгляде на индикатор результат измерения можно и не увидеть. Увеличить время индикации можно, но за счет снижения оперативности отображения информации. Для устранения этого недостатка в предлагаемом приборе предусмотрена промежуточная память, позволяющая зафиксировать на индикаторе результат на полное время цикла работы.
Импульсы с геркона поступают на вход ждущего мультивибратора на транзисторах VT1 VT2, устраняющего помехи от дребезга контактов геркона, и далее на вход счетчика DD1. DD2. Информация с выхода счетчика в параллельном коде поступает на вход дешифратора DD3, DD4 и после преобразовании выводится на светодиодные индикаторы HG1 и HG2. Генератор на логических элементах DD5.1 и DD5.2 вырабатывает импульсы длительностью 2 -3 мс с выбранным периодом Т. Скважность около 1000 удается получить благодаря высокому входному сопротивлению элементов микросхемы К176ЛА7. При поступлении импульса генератора на вход С дешифраторов DD3, DD4, происходит запись в их входные регистры новой информации, поступающей с выхода счетчика. Этим же импульсом, но задержанным на время, равное приблизительно его длительности обнуляется счетчик. Линия задержки составлена из элементов DD5.3, DD5.4 и цепей C4R9, C5R10. Одновременно с записью информации в дешифратор происходит смена показания на индикаторах.
Детали электронной части спидометра монтируют на печатной плате из фольгированного стеклотекстолита, которую размещают в дюралюминиевой коробке размерами примерно 70Х50Х20 мм. Транзисторы VT1,VT2,можно заменить любыми подходящими, соответствующей проводимости. Вместо индикаторов АЛС314А, можно использовать любые другие, с общим катодом, необходимо лишь подобрать резисторы R18-R24, так чтобы ток через сегменты не превышал 10 мА. Можно использовать индикаторы и с общим анодом, но в этом случае выводы 6 микросхем DD3, DD4, необходимо соединить с плюсовым выводом источника питания. Если предпологается использование на велосипеде, то источником питания тахометра может быть аккумуляторная батарея 7Д-0,1 или любая другая с напряжением 9 В.
Налаживание тахометра начинают с установки периода следования импульсов тактового генератора. При периоде следования до 2 С, в качестве образцовой удобно использовать частоту электросети. Датчиком импульсов частотой 25 Гц может быть электромагнит, включенный в сеть через выпрямительный диод, например Д226Б, и резистор ограничивающий ток через обмотку до приемлемою значения. Функцию такого датчика может выполнять любое электромагнитов реле с удаленным якорем. Электромагнит подносят к геркону, убеждаются в том, что он срабатывает (прослушивается слабый звук, соответствующий частоте замыкания контактов), и подстроечным резистором R5, a если надо, то и подборкой резисторов R9, R10 и конденсаторов С4, С5, добиваются показания на индикаторе, равного 50 Т.
Велосипедный спидометр v 2С помощью этого устройсва Вы можете измерять скорость движения велосипеда и пройденное расстояние. Использование в схеме микроконтрроллера позволяет на месте корректировать параметры измерений, и, таким образом, устанавливать его на велосипеды различных конструкций