Виктор Литовкин, военный обозреватель РИА Новости.
На прошлой неделе главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, генеральный директор авиационной холдинговой компании "Сухой" Михаил Погосян и генеральный директор Новосибирского авиационного производственного объединения (НАПО) имени Чкалова Федор Жданов подписали акт о передаче Военно-Воздушным силам России первых двух серийных многофункциональных истребителей-бомбардировщиков Су-34.
Передача самолетов произошла в торжественной обстановке на заводском аэродроме "Ельцовка" в ходе митинга коллектива НАПО и большого количества гостей. Она напоминала хорошо забытые события недавнего прошлого нашей страны, когда телевидение рассказывало нам о прохождении первых составов по новой ветке железной дороги, о запуске первой очереди ГЭС, введении в строй очередного прокатного стана. Для авиастроителей и военных летчиков сдача двух ударных самолетов тоже была праздником.
Это, как сказал главком ВВС генерал Михайлов, первые совершенно новые истребители, которые получает российская военная авиация с 1992 года. До нынешнего декабрьского дня 2006 года шла лишь модернизация тех крылатых машин, что стоят в боевом строю. Она продолжается и сегодня, но вот теперь поступили и совершенно новые машины.
О тактико-технических характеристиках истребителя-бомбардировщика Су-34 можно говорить достаточно долго. РИА Новости на своем сайте еще 31 августа 2006 года опубликовало материал, который назывался «Бомбардировщик повышенной комфортности». К той публикации можно добавить только сведения о том, что максимальная взлетная масса самолета составляет около 39 тонн, максимальная скорость на большой высоте - 1900 км/ч, максимальная скорость около земли - 1400 км/ч, максимальная дальность полета с внутренним запасом топлива - 4000 км, с дозаправкой в воздухе - не имеет предела. Вооружение самолета включает в себя встроенную пушку калибра 30 мм, а также управляемые и неуправляемые бомбы и ракеты различных классов. Су-34 способен в любых метеоусловиях, независимо от времени суток, эффективно поражать как наземные, так и морские цели (в том числе и точечные) с применением всей номенклатуры авиационных боеприпасов. Он, кроме того, может использовать боеприпасы со спутниковой коррекцией, испытания которых завершены на Су-34 летом текущего года, что делает этот самолет уникальным средством поражения малоразмерных особо важных целей, среди которых можно выделить как пункты управления войсками, так и базы расположения террористов, их склады оружия и боеприпасов.
Парк новейших ударных бомбардировщиков Су-34, что будут получать ВВС России в рамках Программы вооружений на 2007-2015 годы, будет оснащаться модернизированными двигателями АЛ-31Ф-М1 производства ММПП "Салют". По словам гендиректора "Салюта" Юрия Елисеева, который также присутствовал на празднике передачи "сушек" военным летчикам, модификация АЛ-31Ф-М1 отличается от базового варианта увеличенной на одну тонну тягой и повышенным до 750 часов межремонтным ресурсом. В дальнейшем тяга двигателя будет повышена до 14 тонн, а межремонтный ресурс - до 1000 часов.
Правда, первые два Су-34 с бортовыми номерами "01" и "02" на фюзеляже, по большому счету, не являются первыми. По заводскому счету они "девятый" и "десятый". После полета действительно первого истребителя Су-34 18 декабря 1993 года было построено еще семь предсерийных машин, которые проходили государственные и войсковые испытания, а также модернизацию. Как заявил РИА Новости главный конструктор бомбардировщика Роллан Мартиросов, за время создания современного образца самолета он прошел, как минимум, три стадии усовершенствования. Одна из них была в 1999 году, другая - в 2004-м, а последняя - совсем недавно.
В итоге от первой машины "девятая" и "десятая" отличаются кардинально. Фактически сегодня они представляют собой "летающий компьютер", который можно настраивать на новую программу, не разбирая самолет и не меняя на планере никаких основных конструктивных узлов. Надо только заменить на нем бортовую радиоэлектронную аппаратуру и навесить новое ракетно-бомбовое оружие.
В бомбардировщике фактически нет никаких проводов. Его модернизацию, как выразился главный конструктор, можно проводить "прямо на ходу". В том числе, и заменить нынешний двигатель на новый с отклоняемым вектором тяги. Но пока такой необходимости нет, сказал Роллан Мартиросов. И с этим двигателем бомбардировщик великолепно справляется со всеми своими боевыми задачами. Но вообще, заметил конструктор, Су-34 - машина будущего. Она будет востребована еще, как минимум, 30-40 лет.
А пока что самолеты с бортовыми номерами "01" и "02" полетят в 4-й Центр боевого применения и подготовки летного состава в Липецке и в Научно-испытательный центр ВВС в Ахтубинске Астраханской области. Там, сказал генерал Михайлов, опытные летчики-методисты полетают на них, напишут методички по боевому применению бомбардировщика, а рядовые летчики будут читать эти наставления и пользоваться ими при эксплуатации Су-34.
В соответствии с заключенным трехлетним контрактом между ВВС России и НАПО в 2007 году в войска будут поставлены еще два бомбардировщика Су-34, а потом ежегодно на предприятии будут делать по десять таких самолетов. Что потребует, как сказал РИА Новости генеральный директор предприятия Федор Жданов, радикального технологического перевооружения НАПО. Оно, кстати, сейчас идет опережающими темпами.
А также надо будет увеличить инженерно-технический состав завода еще, как минимум, на 150 человек в 2007 году, в 2008-м - на 450, а затем еще на 400. Особенно много новых сотрудников потребуется, когда Су-34 пойдут на экспорт.
Всего, как сказал главнокомандующий ВВС России генерал армии Владимир Михайлов, до 2020 года в войска должно поступить 200 бомбардировщиков Су-34. Они постепенно заменят в строю нынешние фронтовые бомбардировщики Су-24. Хотя и эти машины параллельно с поступлением новых "сушек" будут проходить модернизацию. А поставлять на экспорт Су-34 начнут только после того, как в российских ВВС будет сформировано первое ударное соединение многофункциональных истребителей-бомбардировщиков.
ну кто што думаед?