«Принцесса Мононокэ» – аниме Миядзаки, которое последовало после пятилетнего перерыва – именно столько мастер не радовал нас своими авторскими работами. Совсем не похожая на последние его творения и напоминающая «Навсикаю из Долины ветров», «Мононокэ» быстро и легко завоевала весь мир. Миядзаки затрагивает весьма актуальную проблему взаимоотношения Природы и Человечества, но использует для этого средневековую Японию и ожившие легенды. Его фильм вполне позволяет увидеть жесткое отношение к Природе, сложность выживания людей в борьбе друг с другом, вытекающие отсюда нравственные проблемы и простую историю любви двух главных героев.
Человек – вершина Природы. И в «Принцессе Мононокэ» это никоим образом не подвергается сомнению. Но вот только без подножия вершины не бывает…
В чем причина вражды, которая описывается в данном аниме? Хотя «вражда» – неправильное слово. Нет противостояния человечества и природы. Есть попытки выжить. Это не война. Люди сопереживают природе, она сопереживает людям. И самое важное в этом всем - сопереживание. Не сосуществование, не форма симбиоза. Человек – часть Природы, и как бы далеко он ни ушел от нее, корни не выбирают.
Вот только то самое «подножие» не всегда может принять свое новое положение. Долгое время иметь возможность решать свою судьбу и лишиться этой возможность – это ли не причина для гнева? Миядзаки рассказывает нам историю, где Духи Природы уступают человечеству право стоять у руля. Нелегко уступают, сопротивляясь… Как разрубить этот узел? Единственное решение – человеку быть благородным с теми, кто уступает ему, не умаляя их величия, а Духам – смириться с тем, что не им жить и идти дальше, что они – уходят в историю, а точнее – в легенды. Но и человек не стремится вести себя правильно, и Духи сражаются за себя.
Может природа мстить каждому человеку за зло, которое ей причинило человечество в общем? Может. Это легкий вопрос. А вот имеет ли она на это право? Это уже сложнее. Те, кто не смирился – должны умереть. Вот почему в «Принцессе Мононокэ» просто и легко жить вместе с людьми Хозяину Леса, и потому же надо умереть Духам-вепрям, воинственным и жестоким. Собираясь в стаи, объявляя войну, это гордые создания только приближают неминуемую гибель. Кто знает – идя на смерть, они, может, и имеют целью быстрее покончить с собственным вымиранием… Не все так просто, как кажется человечеству. Оно – слишком молодо, чтобы понимать и чувствовать Природу. И снисходительное отношение Духов к человечеству оправдано, не наоборот.
Рано или поздно, но все-таки люди победят. Это всего лишь вопрос времени. Только вот пока это время пройдет, сколькими жертвами достанется эта победа? Юный принц Аситака, один из главных героев, сражаясь за свой народ, был наказан за это умирающим Вепрем. Справедливо ли? Смотря как посмотреть… Нет абсолютной справедливости. А относительность вещь изменчивая. Как траектория зависит от точки отсчета, так и мнение о поступках героев данного аниме, их причинах и их адекватности зависит только от позиции смотрящего.
Еще одна героиня – сама принцесса Мононокэ, девушка, воспитанная волками и сражающаяся на стороне Природы. Она невольно становится козырной картой - человек, переступивший через интересы человечества. Она предательница? Да. Нет. В ней совсем нет того смирения, которое помогает Аситаке находить единственное верное решение в сложных ситуациях. Того смирения, которое способно прекратить бессмысленную вражду. Девушка знает, что борьба безнадежна, что заранее проиграна, но… Измени себя, и мир изменится. Помоги, пусть зря, как кажется, это уже не твоя вина. Где он, тот камешек, который сдвинет равновесие в чью-то пользу. Может, в твоей руке?
Помогает Аситака, закрывая Принцессу от людей, помогает Мононокэ, спасая Аситаку. Не стоит искать подвига во многом – все подвиги в малом, надо только это увидеть. Так Миядзаки намеками показывает нам истины, лежащие на поверхности и поэтому так трудно замечаемые, когда пытаются познать глубину.
Принц Аситака воспринимает проклятие как само собой разумеющееся. Вот кто смог бы найти равновесие в мире, где люди воюют с деревьями. Но он один. Принцесса по-юношески категорична: она хочет решить все сражением - от безысходности или от недальновидности… Она прекрасна в своих искренних порывах, но в них же жестока.
Помимо крайностей - принца, пострадавшего за людей, и принцессы, страдающей за Природу, нам показывают еще и многих других героев. Они обычны и жизненны. Они хотят жить и не хотят изменять убеждениям. Только вот нередко убеждения и жизнь не совмещаются в данном месте и в данное время. Миядзаки не идет легким путем. Добра нет, зла нет. Нет и персонажей, их олицетворяющих.
Есть, например, Госпожа Эбоси, желающая смерти Хозяину леса, а помимо этого желающая процветания своим людям. И она единственная, кто приютила больных проказой, дав им хорошую работу. Да, ее интересы не расходятся с интересами тех, за кого она в ответе. И нельзя выделить причину или следствие в данной взаимосвязи. Но… Она отвечает за тех, кто на нее надеется, она идет впереди, когда наступает необходимость в сражении. Она защищает свой дом. За это ей многое можно простить.
Священник, который многое сделал для того, чтобы Дух Леса все-таки лишился головы, просто глуп и корыстен. Он не смотрит в будущее, ему важно настоящее, в котором он есть. Таких людей много. И Миядзаки не рисует его в негативных тонах - мы сами решаем, как к нему относиться. Вот они - люди, с их слабостями и амбициями. Кто сказал, что Природа сражается с человеком? Или человек с Природой? Война - это дело людей. А средства они выбирают разные, даже если это и Хозяин леса.
И от противостояния Природы и человека нас уводят… К наивному и светлому чувству принца и принцессы. Как в сказке: они встретились, понравились друг другу, и будь иные обстоятельства… Иногда все сложные решения нечего не стоят рядом с простым. К тому же – Аситака ни на чьей стороне, он просто и гуманен, и природолюбив. Но, к сожалению, он – исключение, хотя должен быть нормой. А еще – к обычным людским проблемам, которые гораздо страшнее Природы, ибо это они толкают людей взять оружие.
Как относиться к простым людям, которые хотят выжить? Они не злы… В «Принцессе Мононокэ» нет простых вопросов и нет простых ответов. Нет даже сложных. В финале - хрупкое равновесие, которое в любой момент разрушится от дуновения ветра. И это настолько вписывается в сюжет, что не ждешь нечего иного.
Самое страшное, что изображено в данном аниме - это не гибель Хозяина леса от рук людей, не монах, который стремится к прибыли за счет страданий природы, не Духи, идущие на смерть, ибо в мире людей им нет места, и даже не падающие с веток малыши-духи, чья гибель показательна и ужасна. Самое страшное - это обыденность, приводящая к трагедии. И трагедия при таком раскладе становится обыденностью. И не научиться жить иначе: что-то неуловимо уходит из нашей жизни, а мы и не замечаем, ибо поздно замечать… В данной ситуации любая победа – поражение.
«Принцесса Мононокэ» красива не только сюжетом, но и графикой. Было ли у зрителей столько симпатии к Природе, не будь она так изображена? И было ли столько желания поражения госпоже Эбоси, не будь на ее красивом лице такой хищной улыбки?
Одно из самых красивых аниме Миядзаки. Лесные поляны, глубокие озера, мох на морщинистой коре и бабочки, опыляющие цветы. Белые волки - благородные и страшные звери, свирепые вепри, Хозяин леса - загадочный и непостижимый для людей. И с обычным качеством нарисованы персонажи. Прекрасная и деловая госпожа Эбоcи, госпожа и защитница. Наивная и решительная Мононокэ. Серьезный не по годам, но, тем не менее, юный Аситака.
Музыка создает настроение, подчеркивает важность происходящего, является фоном. Все обычные функции музыкального сопровождения соблюдены. Нельзя сказать, что музыка из «Принцессы Мононокэ» - нечто особенное, но она очень гармонирует с изображением и сюжетом. Что ж - это, наверное, норма для аниме Миядзаки. Этнические составляющие только добавляют очарования пусть и фоновым, но таким необходимым мелодиям.
Самое недетское творение Миядзаки. Недетское, ибо жестокое и очень жизненное. Сказке не осталось места в противостоянии Человека и Природы. Да и не будет в таком вопросе сказки никогда. А будет - жизнь, пронизанная легендами, которые, оживают, чтобы умереть навсегда под рукой человека… Или не умереть. Это – Вам решать!
Средневековая Япония, середина XV века. В стране пылает междоусобная война. Молодой воин по имени Аситака из племени эмиси отправляется в лес великого божества Сисигами, чтобы очиститься от проклятия, перешедшее на него от обезумевшего Бога Кабанов. Произошло это, когда Аситака для спасения своей деревни вынужден был убить его. Необходимо торопиться, проклятье медленно, но верно убивает юного воина. На границе леса он находит поселение сталеваров, возглавляемое харизматичной Эбоси-годзэн. Вырубание леса для сталеваров – необходимый элемент производственного цикла. Им необходимо топливо. Благодаря производимому ими металлу и изготовляемому из него огнестрельному оружию они могут сохранить независимость от окружающих феодалов. Поселение Эбоси - прибежище прокаженных и беглых преступников. Людям противостоят разумные животные, населяющие леса, и их божества во главе с Богиней-волчицей и её воспитанницей - Сан, Принцессой-мононокэ ("мононокэ" по-японски - "разгневанный дух"). И те, и другие защищают свои интересы. И ни тем, ни другим просто некуда отступать. Третья сила в конфликте - шпионы императора, желающие использовать ситуацию, чтобы заполучить голову Сисигами, которая, по древней легенде, может дать бессмертие ее обладателю. Героизм и предательство, любовь и ненависть, извечная вражда и вновь зарождающееся доверие - в этом фильме есть всё.
Комментарии на этот фильм:
Избранный комментарий [по мнению World Art], автор текста - Teyto | пользователь № 9855
Впечатление человека, мало знакомого с аниме, не задавленного авторитетом именитых создателей и т.д.
Что ж, посмотрел "Мононокэ". Ждал шедевра, получил… Хм.
Любопытное анимэ, оставляющее приятное впечатление. Времени потраченного не жаль, но любимым фильмом это аниме не станет.
Мультипликация красивая, но тяготеет, скорей, к американской, чем к более самобытному аниме. Хотя лес получился отменным, надо признать.
Забавно, что характеры зверей и богов сделаны сложнее и лучше, чем героев-людей. Комично-примитивные персонажи города (к чему там были приплетены бордели - не понятно), дикий ловкий, умелый и весёлый, но беспринципный монах, "зверёныш"-Мононокэ.
Эффективная холодная стерва Эбоси, с претензией на дуальность ("на лицо узасная, добрая унутри") на отведенную её роль противоречивого персонажа тоже не тянет. Её "доброта" не впечатляет - легко отвинтив голову Духу Леса (который ей ничего не сделал, в отличие от кабанов, например), она так же легко отвинтит голову человеку - буде придется. В критический момент она вполне забила на свой город, заботой о котором её всё время прикрывают, и пошла охотится, как ни в чём не бывало.
Как ни странно, глубоким мне показался только Аситаку, которого здесь часто упрекают в плоскости. Обычно такие "гиперположительные" герои вызывают ощущение фальши и просто бесят. Здесь другое. Аситаку прост, но в этой простоте естественнен и совершенен. Получить удар отточенным камнем в грудь, а потом, вместо ответного удара, обнять Мононокэ и сказать - "Прости…" - это сильно.
Боги-звери на порядок выше - мудрая, холодная и жестокая волчица (искренне желал ей снести Эбоси не руку, а башку), яростный старый Бог-Кабан, безумный, но впечатляющий в своём беге к смерти (истинно самурайский дух), и сам Дух леса, не произнесший за весь фильм не слова (один взгляд!) - берут за душу.
А главное - сам лес - зелёный, искрящийся, с бабочками и озерцами, с маленькими смешными Духами (лучшая находка фильма!) - вот настоящий герой. Сцена, в которой погибающие Духи леса беспомощно падают с деревьев, произвела на меня самое сильное впечатление.
Люди не удались - и это самая большая беда фильма. Сопереживаешь лесу, а не разрываешься в смешанных чувствах. Сумей авторы преодолеть эту планку - что ж, всё было бы совсем иначе.
Сюжет… Что ж, право природы на существование, на свои интересы, необходимость понимания и мира - настолько простые истины, что откровения "Мононокэ" не принесла.
А вот маленький Дух Леса, бродящий среди ростков, как символ возрождения и непрерывности жизни - классный и светлый момент.
Хм, пока писал этот комментарий, передумал стирать "Мнонокэ". Надо будет пересмотреть. Это не великий фильм, но что-то стоящее в нём есть.
Избранный комментарий [по мнению World Art], автор текста - Larva | пользователь № 1281
Обсуждать "величие" Миядзаки смысла не вижу, равно как и в обсуждении того, важны ли его работы для аниме. Не будь Миядзаки - был бы другой, да. Но Миядзаки был и есть. Его творчество можно любить или не любить, но уважать нужно. Для одного человека его вклад в анимацию огромен. Даже если не говорить о том, какую роль его творчество сыграло в распространинии аниме за пределы Японии. Да, я не очень люблю его творчество, но, если не он, то кто? Мамору Осии, Икухара, Хидеаки - да, известные, но по-другому, по сути, каждый для своей аудитории… Синкай пока еще "маленький", даст Бог, дорастет.
"Всех времен и народов" - конечно, тоже преувеличение. Работы Миядзаки очень качественны, причем "Мононокэ", с моей точки зрения, пиковая работа по балансу качество исполнения/сюжет/смысловая наргузка/персонажи. Творчество Миядзаки "для всех". Это важно. "Мононокэ", "Унесенные призраками", "Наш сосед Тоторо" - мало кто поставит им НИЗКУЮ оценку. С одной стороны, это здорово. Но последствия этого мне не очень нравятся: Гибли все больше скатывается в детскую анимацию (посмотрите в списке произведений студии по годам). Не в "общевозрастную", а именно в детскую. "Кто-то должен снимать и для детей", - скажут некоторые. Да. Должен. Но, по-моему, это ведет к тому, что творения Гибли становятся бесцветными. Безупречно "правильными". После каждой работы Миядзаки (выпущенной не раньше Мононокэ, естественно) я пересматриваю мувик Утены, чтобы просто освободиться от пресноватого ощущения. Да, качественно. Да, красиво. Да, правильно. Но пусто.
Это тоже путь. Навсикая была, с моей точки зрения, последним творением Миядзаки, сделанным не для детей и не "для всех". Она может не понравиться. Почему это важно? А сколько неплохого аниме загублено просто очевидным желанием авторов сделать так, чтобы оно нравилось всем? Миядзаки - талант, загубить что-либо он вряд ли сможет, но свой отпечаток сие стремление накладывает. Вспомним хотя бы "Хоула" - творение, опять же, качественное, идеями старения-молодости, с моей точки зрения, выдающееся, но срубленное под корень, извините, бездарным завершением, не вызывающим вообще никаких эмоций. Мысли: "А, хорошо? Ну, хорошо так хорошо. Сказка ведь".
Мононокэ… самое неоднозначное из творений Миядзаки, пожалуй. Герои для него типичные, это уже обсудили. Ассоциаций, впрочем, полно: сама Химе=Лисичка из "Навсикаи" (испуганное защищающееся животное), Эбоси (или как ее там)=Навсикаевская же принцесса (которая с Технолайзом ^_^), Главный герой=Навсикая, Природа=Навсикаевская природа. Удивительного в этом нет, тема у Навсикаи и в Мононокэ более-менее одна, "человек и природа". Разница в следующем: в Навсикае мир полностью технологичен, в Мононокэ присутствуют мистические силы. В Навсикае апокалипсис УЖЕ свершился, в Мононокэ его только опасаются (и завершение с явной надеждой, что природа все-таки победит любое _самодурство_ человека).
Единственный эволюционирующий характер - Эбоси (не помню точно, как ее зовут). От безоговорочного завоевания природы к "правильной" мысли о том, что с природой можно жить. Эволюция, на самом деле, интересная, т.к. скрытая. Очевидно, что мысль о сожительстве с природой у нее давно была, она просто получила пример. А что еще очевидно - то, что свои деяния она продолжит. Почему? Вспомним Утену: "-Зачем тебе эта сила? - Мне нужна власть. Власть над всем, что имеет надо мной власть" (в этом ключе). Затем же Сила и Эбоси. Мечта человечества - получить власть над природой, имеющей изначальную власть над ним.
Остальное не столь интересно. Романтика Мононокэ-Главный герой - по-Миядзаковски правдиво-урезанная и особых чувств не внушающая, сама Мононокэ - лисенок от Экзюпери, его можно приручить, но в лес (у Экзюпери в пустыню ^_^) все равно убежит, сколько сил не трать. Кусается, но скорее от страха. Плюс воплощение противоречия человек/природа. С одной стороны, неплохой набор, с другой - персонаж статичен и поэтому малоинтересен.
Сам главный герой - положительнее некуда (в контексте темы). Этим все сказано.
Мифология хорошая. Жизнь/смерть… не ново, но преподано довольно оригинально и красиво. Безусловный плюс.
Единственное, что, с моей точки зрения, в Мононокэ гораздо лучше, чем в Навсикае - это субстанция, называемая Логикой Необъяснимых Природных Сил (в Навсикае - Ому, в Мононокэ - боги). В Мононокэ уже проявляется та Миядзаковская логичность, когда "все случается именно так, как случилось бы в жизни, чудес не бывает, если их не сделать самим", но она еще не убивает "изюминку" повествования. Это хорошо.
Что до жестокости, которую так часто упоминают, говоря о том, что Мононокэ - не детское творение… ну, не жестокость это. Показная она. Да и количество ее тянет, максимум, на среднестатистическую грустную сказку для детей 8-12 лет. Головы, сшибаемые стрелой - прошу прощения у поклонников этого аниме, просто бред. В Навсикае жестокость показана сильнее. Настоящая (эмоционально насыщенная, скажем так) жестокость - это не когда руки направо, ноги налево, а кетчуп в объектив. Единственная действительно жестокая сцена - когда убивают войско кабанов. И тогда еще страшнее от того, что жестокость эта во многом оправдана.
С уважением, Михаил Гид.
Гость | 2006.11.29
Как почти везде у "Джибли" (именно Джибли, а не Гибли - прочитайте надпись катаканой на логотипе), прекрасные фоны сочетаются с примитивным рисунком персонажей. Для рисования маленьких детей такой стиль подходит - простота линий лица компенсируется его подвижностью и реализмом в передаче эмоций. Но чем старше персонаж, чем сдержаннее его эмоции, тем хуже он удается. В "Мононоке" детей нет, а главных героев - воина, охотницу и правительницу - сам их образ жизни не располагает к бурному выражению эмоций. Они смотрятся скорее как марионетки, чем как живые. А второстепенные - и есть откровенные марионетки. К тому же взрослые персонажи "Джибли" напрочь лишены сексуальности (отсюда, наверно, и споры, была ли романтика или нет). В эти лица не хочется вглядываться, на них просто смотришь. Смотришь и ждешь, когда же снова начнут показывать пейзажи. Таким героям не сопереживаешь, не ставишь себя на их место, они носители идей и не более того.
Как носитель идеи, мне ближе героиня-цивилизатор Эбоши. Она строит. Чтобы что-то построить, надо сперва что-то разрушить. Не срубив деревья, не построишь из нах дом. И она молодец, что делает все сама, не боится запачкать руки. Да, производит оружие. А кинжал Сан и стрелы Ашитаки не оружие? А волчьи зубы? Да, убила Духа леса. Но иначе набеги зверей продолжались бы, и деревья росли бы со сверхъестественной скоростью, мешая выработке руды. Только вот бросать город в опасности не стоило… Без лидера даже самые храбрые и хорошо вооруженные люди ничего не могут, это надо было знать.
А вот "дитя природы" Сан - персонаж в начале совсем не симпатичный. Попросту страшный. Кстати, у нее далеко не все от природы: откуда она в лесу достала одежду и оружие? Тоже плоды цивилизации. Не иначе, сняла с кого-нибудь.
Ашитака - человек первобытного общества. Его народ до сих пор живет в каменном веке. Потому и загнан более цивилизованными японцами в медвежий угол, потому и вымирает со своими традициями и гармонией с природой. Это не золотая середина, это переходный этап от дикости Леса к цивилизации Города. Либо они пойдут по пути Эбоши, либо исчезнут, как исчезли лесные существа. "Мы вырождаемся", говорят в начале фильма старейшины деревни - и почти слово в слово повторяет это вождь кабанов. Они вырождаются, а Цивилизация - растёт.
Зарегистрированные пользователи: Bing [Bot], DotBot [Crawler], Google [Bot], SEMrush [Бот], Trendiction [Бот]