Наверняка каждый современный телезритель знаком с японской анимацией благодаря бесконечным приключениям Сейлормун и воинов в матросках, Кэнди или же Покемонам. Не солгу, сказав, что многим искусство аниме (а именно так называется современная японская анимация) не по душе. Что сказать? Это дело вкуса. Да и, признаться, те фильмы, которые нам показывают, зачастую далеко не высшего качества и не первой свежести.
Меня часто спрашивают, почему у героев аниме, к примеру, такие большие глаза, а у героинь - столь длинные ноги? Почему эти японцы так странно рисуют? Что же, прежде всего необходимо просто смириться с существованием данного вида искусства. Искусства неповторимого (ведь у каждой аниме-студии свой собственный стиль: взять, к примеру, творчество Hayao Miyazaki (Мой сосед Тоторо, Принцесса Мононоке) и Naoko Takeuchi (Сейлормун): стили не похожи абсолютно, и тем не менее все это аниме!) и неустанно развивающегося, а не деградирующего, как некоторые западные творения. Разумным будет вопрос о том, с чего же началась и как развивалась столь оригинальная анимация страны по имени Нихон, ставшая, равно как и синто, неотъемлемой частью японской культуры.
А началось все с манги - это что-то наподобие комиксов, но намного серьезнее. Первые манга появились в Японии еще в 1815 году. Их создатель, художник Хакусайи, называл так свои сатирические рисунки. Но истинным отцом манги можно считать Osamu Tezuka (1928-1989). Он создал около 500 историй, некоторые из них насчитывали десятки томов по 250-300 страниц в каждом! Всего же на его счету не менее 150000 страниц манги! Необходимо сказать, что господин Тезука был сообразителен и сумел угодить как романтичному подрастающему поколению, так и взрослому читателю, добавив в свою мангу немало элементов хентая (скажем так: это ну очень откровенные рисунки для взрослых).
Так как же выглядит манга? Скажу лишь о том, что смогла увидеть сама (увы, не в Украине - у нас такое добро пока что, к стыду и сожалению, не водится): это небольшая по размеру, но приличная по толщине (более 200 страниц!) книжечка с черно-белыми картинками комиксами. Почему манга не цветная? Из-за больших объемов и солидных тиражей. Да и на раскрашивание одного томика манги уходило бы немало времени: не столько из-за немалых размеров комиксов, сколько из-за трудолюбия их создателей - не могут японцы делать все лишь бы как! На это нужно время, а богатенький читатель ждать не любит. Вот и все дела.
Очень многая манга (включая и хентай) была экранизирована, т.е. стала аниме. Так, например, анимационная постановка манги «Акира» (занимающего 2000 страниц!) художника Katsuhiro Otomo в 1988 году открыла Западу японское искусство.
Одной из основных отличительных черт манги и аниме является развитый язык графических символов, благодаря которому при помощи малого количества штрихов возможно передать эмоции или выразить характер персонажа. Просто, но как гениально! Даже по цвету волос в аниме (в манге цветные картинки встречаются очень редко) можно многое узнать о герое: красный, рыжий может означать вспыльчивость; белый, голубой спокойствие; черный, зеленый что-то среднее. Размер глаз и степень их блеска говорят о молодости и открытости героя этому миру, о его настроении и чувствах. В аниме и манге глаза персонажа – это действительно зеркало его души, в отличие от диснеевских, где что у Тарзана, что у львенка Симбы глаза рисованы как под копирку; или от советских, где глаза - две бессмысленные зеленые пуговицы. Ну так же нельзя!
Сюжеты многой манги впоследствии легли в основу компьютерных игр, таких как Pokemon, Final Fantasy и других, о которых, прошу прощения, мне уже известно меньше. Благо, что мы вообще имеем представление об анимационном искусстве японцев, которое стало неотъемлемой частью истинных отаку (поклоннников аниме) во всем мире. Я искренне надеюсь, что мой, хоть и неполный, рассказ поможет кому-то понять современную японскую анимацию, а кому-то и полюбить ее, сделав прекрасной частью своей жизни.
Мичиру
www.crystalpower.org
Почему у героев такие большие глаза?
Вовсе не потому, что японцы комплексуют по поводу своего узкоглазия и подделываются под евростандарт. Величина глаз часто говорит о возрасте персонажа – чем они больше, тем герой младше. Большие глаза это «кавай», то есть «миленький, симпатичный». Типичные пример кавай-внешности – девочки из сериалов «Сейлормун». У них глаза просто непропорционально велики. Зато, если в мультфильме встречается персонаж с небольшими глазками - наверняка злодей или хитрец. В аниме глаза в полном смысле – зеркало души. Но в некоторых стилях, например, у знаменитого художника Миядзаки, у всех героев глаза почти нормальные.
Как делают аниме?
Главный формат – сериал. Их два вида – те, что показываются по ТВ (сотни серий), и видеосериалы (сделаны, как правило, более тщательно). В Японии нет больших студий, которые делают мультфильмы на свои деньги. Аниме производится маленькими компаниями, которые получают заказы от крупных фирм – чаще всего производителей игрушек. Спонсоры могут заказать художникам, чтобы в мультфильме было не менее шести моделей боевых роботов. Потом эти роботы выпускаются в продажу. Прибыль от игрушек окупает производство мультика. Если мультсериал стал очень популярным, студия снимет полнометражный мультфильм. В Америке, кстати, происходит наоборот – сериалы появляются вслед за успешными полнометражками.
Почти все японские аниме-фильмы рисованые, в них очень мало компьютерной графики.
Почему в аниме такие сложные сюжеты?
Они рассчитаны не только на детей, но и на подростков, и даже взрослых. В то время как американцы уделяют много времени прорисовке персонажей, японцы стараются вложить в сюжет какую-нибудь идею. Некоторые аниме невозможно понять с первого раза. В них очень много недосказанностей и намеков. Авторы не ограничивают себя какими-либо условностями, главное -- сюжет не должен быть предсказуемым.. Среди довольно распространенных сюжетных ходов: изменение пола главного героя, переселение в другое тело, слияние героев в одно существо, трансформация доброго героя в злого и наоборот параллельные жизни и скачки между реальностями.
Почему в аниме так много насилия?
В аниме принципиально важна жизненность. Зритель должен чувствовать, что все происходящее – всерьез. Поэтому в аниме почти не бывает «сопливых» хеппи – эндов. Потеряв руки и ноги, девочка-киборг ползет на помощь любимому, волоча за собой разорванные провода… Десятилетние дети управляют боевыми роботами и гибнут в жестоких боях за свободу земли… Для аниме это обычное дело.
Какие жанры есть в аниме?
Зрители могут выбрать сериал по своему вкусу. Помимо общепринятых жанров «киберпанк», «фэнтези», и «космическая опера», есть еще чисто японские: «меха» - фильмы о войнах гигантских роботов, «каваи» - аниме о симпатичных девочках для мальчиков, «сентай» - фильмы о сражениях и очень популярный девичий жанр «девочки- волшебницы».
С девочками-волшебницами мы хорошо знакомы по сериалу «Сейлормун». Другие известные сериалы: «Юная революционерка Утена», «О! Моя богиня», «Ведьма Салли», «Еко – охотница на демонов». Девочки-волшебницы обладают многими странными свойствами: например, с помощью волшебной палочки могут прибавть себе лет и из 10-летней стать 16- летней.
Меха – это про все, что связано с механизмами. В качестве примера можно привести широко известный «Макросс» о битвах гигантских роботов, который когда-то шел и у нас под названием «Роботек».
Чем аниме отличается от манги?
Манга – это комиксы. А аниме – это мультфильмы.
Возможна ли в аниме счастливая любовь?
Редко. Несчастная любовь и ревность чаще всего являются двигателями сюжета. В вопрсах любви японцы вообще проявляют большую фантазию. Герои нередко вступают в связь с инопланетянами и демонами. Не исключаются вполне ясные намеки на гомосексуализм («Сейлормун», например, считается новаторским именно потому, что в нем впервые возникла тема любви между девочками). Авторы любят снабдить главных героев какими- нибудь комплексами и сексуальными проблемами.
Кто такие «сэйю»?
Сэйю - это актеры, озвучивающие аниме. Очень популярная профессия. В сравнении с лицами живых актеров, рисованные лица невыразительны. Поэтому все эмоции должен передавать голос. Сэйю-актеры проходят специальную подготовку. К тому же они должны уметь петь.
Почему в аниме так много мистики?
Японцы до сих пор верят в духов. Одна из государственных религий в Японии - синтоизм. Последователи синтоизма верят, что живые духи есть в горах, камнях, реках и лесах.
Почему у героев синие или зеленые волосы?
Поскольку у всех японцев волосы черные, они отыгрываются на аниме – персонажах. Никакого особенного значения цвет волос не имеет. Просто это красиво, к тому же помогает различать персонажей.
serialmag.ru/arh_article.php?term_id=1759&num_id=212