Химера писал(а):teorema Firma "Бойцовский клуб" Паланика.
Манго писал(а):t#m, зато какой подход к делу! Тем более при покупке книги, всегда важно знать в чем её суть)
Роман Эльфриды Елинек «Похоть» переведен в России
Роман Нобелевской лауреатки в области литературы австрийской писательницы Эльфриды Елинек «Похоть» вышел на родине автора в 1989 году. Публикация сопровождалась грандиозным скандалом. Роман был объявлен откровенной порнографией. Критика неистовствовала. Политики оттягивались. Общественность ополчилась и требовала запрета. Тираж в крохотной Австрии взлетел до ста тысяч.
Спустя семнадцать лет роман «Похоть» появился в России. Защитники нравственности, увлеченные войной с Мадонной, выхода романа не заметили.
За тридцать лет Эльфрида Елинек написала восемь романов. Для «настоящего» писателя продуктивность вполне приличная. Для коммерческого – нулевая. Тем не менее, книги Елинек выходят у нас именно со скорострельностью если не бульварщины, то уж мейнстрима точно. Только в этом году переведены и вышли в свет четыре книги писательницы, чья проза сопровождается эпитетами – трудная, авангардная, бунтарская, закрытая, не для массового читателя. И дело тут не в нобелевском лауреатстве (проверено – на спрос не влияет). Что-то в творчестве Елинек оказалось неожиданно близким российскому читателю новой формации. Хотя реакция продвинутого читательского сообщества почти не отличается от европейской. Одни возмущены. Другие в восторге.
Выход «Похоти», скорее всего, разнесет сторонников и противников творчества Елинек в России еще дальше.
Формулировка, которой сопроводил нобелевский комитет миллион с четвертью премиальных – «За музыкальные переливы голосов и отголосков в романах и пьесах, которые с экстраординарным лингвистическим усердием раскрывают абсурдность социальных клише и их порабощающей силы». Именно в «Похоти» все это реализовано Елинек наиболее полно. Идея, сюжет, характеры и конфликты в традиционно литературном понимании здесь отходят не на второй, на десятый план. Музыкальные переливы, лингвистические эксперименты, крошево из масскультовых языковых штампов, в том числе и из «настоящих порнографических романов» выплавленное в некий новый уникальный стиль – главный герой и достоинство романа «Похоть».
Сюжет присутствует. Он прост, груб и прямолинеен почти до плакатности, до антирекламного слогана.
Альпийский городок. Горнолыжный курорт. Директор единственной на всю округу фабрики имеет все население городка, поскольку всем дает работу, но ему этого мало. Главным своим достоинством он считает достоинство мужское. Хотел бы иметь всех женщин разом, но боится СПИДа, вынужден отказаться от соитий на стороне, направляет всю свою половую энергию на жену. Любовь его животна, груба, садистична, извращенна, списана с порнолент и кино про маньяков. В семье растет сын – изнасилованный уроками музыки (отец вбивает в него музыкальную культуру, как не скажу что), будущий горнолыжник, активный потребитель, шантажист и извращенец. Постоянно подглядывает за родителями и выбивает намеками, что все видел, новые горнолыжные подарки.
Жена, обезумевшая от сексуального и материнского рабства, сбегает из дома в халате и тапочках. На снежной дороге ее подбирает студент, использует и возвращает мужу. При этом жена почему-то видит в циничном молодом подонке свое будущее освобождение. Снова сбегает к студенту, и он со своими приятелями использует ее прямо на горнолыжной трассе. Жена вынуждена вернуться к мужу и к тому, от чего сбежала. Перед очередным мужниным изнасилованием, она заходит в спальню сына, нежно прощается с ним и набрасывает ему на голову полиэтиленовый пакет.
Тот, кто примет книгу за такую абсурдистскую провокацию – ошибется.
Разочарование ждет отбросившего приставку «анти» и купившего роман, как порнографический. Решивший, что перед ним жестокая и натуралистическая семейная драма, не одолеет и двух десятков страниц.
Для порнографического романа в «Похоти» есть все, в том числе подробнейшее описание со всеми анатомо-физиологическими деталями более пятидесяти половых актов. Но половые акты есть, а порнографии нет. Секс есть, а похоть отсутствует. Вожделение у читающего не растет – свертывается, тухнет. В этом смысле роман действительно антипорнографический, но его достоинство точно не в этом.
Ключ к сердцу елинековской прозы – музыкальный, басовый, ритмический, стиховой. Без него эту книгу не открыть. Нобелевский комитет был прав и щедр в формулировке, но поскупился на рекомендации.
Читающему придется включить свой музыкальный слух и чувство ритма, чтобы убедиться: роман написан белым стихом, что скрыто в наборе в подбор. Он услышит ритмичное биение гомеровских гекзаметров, скандирующий стих рэпа, иногда оперенный в конце абзаца трехстишием хокку. Ближе всего роман любителям рок-поэзии семидесятых с ее смешением социальных лозунгов, физиологических откровений, апокалиптических суждений о буржуазном обществе, сдобренных любовной романтикой (у Елинек принципиально невозможной)
Только читая эту прозу, как стихи, и слушая, как музыку, вы приблизитесь к редкому таланту автора. Вам не будет мешать обобщенность образов до полной бестелесности. Отсутствие характеров, деталей, узнаваемых черт героев (фундаментальнейшее убеждение Елинек – в мире штампов и мифов, индивидуальность просто невозможна, и незачем ее выдумывать). Вас перестанет мучить вопрос, к какому виду относятся описанные в романе существа. Он станет неуместен, как исследование зоологами видовой принадлежности босховых фантомов в «Искушении св. Антония».
То, что муж проникает в жену до «самых глубин окружного уголовного суда», не вызовет изумления. Куда ж ему еще проникать?
Одно читателю придется принять безусловно. Или смириться с этим. С «бешенством и ненавистью к окружающему миру и людям», которые по собственному признанию писательницы вдохновляют ее на творчество.
Книги Елинек поэтичны и музыкальны, но это – поэзия отвращения к жизни, причина которого – страх. Фундаментальный и банальный страх европейского человека, задавленного цивилизационными требованиями, отягощенный фрейдовскими кошмарами и прочим, и прочим, так въедливо описанным в «Пианистке». Страх перед насилием, перед отвратительным животным в мужском обличии, едва прикрытый левацкими штампами, плоским марксизмом, разделом мира на сильных и слабых, богатых сволочей и жертвенных овец.
В общем – разнесло двух австрийских знаменитостей во времени. Доктор Фрейд, вне сомнения, нашел бы случай выдающимся.
Velverdelin писал(а):Ищу книгу И.Хакамады "Sex в большой политике". В инете пока есть только отдельные главы.
Gladness писал(а):Видела эту книгу…… в Доме книги…. Маман домой приносила ещё ….
Сырок писал(а):Ищу произведения Стерлинга Ланье из серии "Мир Иеро"… Желательно электронный вариант… Скиньте или дайте ссылку… Заранее благодарен…
Мобильника нет… но есть куча других произведений…Химера писал(а):С.Кинг - "Мобильник".
Зарегистрированные пользователи: AhrefsBot [Bot], DotBot [Crawler], Google [Bot], Trendiction [Бот], Яндекс [Бот]