Гость » 30 авг 2006, 15:06:18
Николай Расторгуев
- вокалист, солист группы "Любэ". Родился 21 февраля 1957 года.
Об отечественном шоу-бизнесе доперестроечных времен.
При партийных органах существовали отделы культуры, которые требовали сдачи программы. Ни один коллектив, даже ресторанный, не имел права выступать и выезжать на гастроли, не сдав программу. Поэтому мы готовились очень серьезно. Доходило до смешного: сидят чиновники, выпивают-закусывают, рядом - венгерская барная стойка, и бармен в бабочке протирает стаканы. А на сцене ансамбль играет. После выступления обсуждение, во время которого встает чиновник и говорит: "Вроде бы все хорошо, вот только молодой человек на органе очень громко играет". Клавишник пытается объяснить, что этого требует жанр, а руководитель ансамбля обрывает его и, обращаясь к чиновнику: "Хорошо, хорошо, мы приберем звук". При этом все понимали, что люди, сидящие в комиссии, ни хрена не смыслят в музыке. К тому же, была квота - репертуар на 80% должен был состоять из песен членов Союза композиторов. На концерты инкогнито приезжали эмиссары отделов культуры и следили за этим. Естественно, мы догадывались, кто сидит в зале, тут же перекраивали программу и пели сквозь зубы комсомольские песни.
О песне "Комбат"
Это достойная песня о войне, которая появилась в 90-х годах. Поэтому она нашла отклик у участников всех войн - афганцев, чеченцев. И неважно, о какой войне в ней поется. Хотя мы ее записывали к 50-летию Победы - 7 мая 1995 года она впервые прозвучала в эфире.
О патриотизме
Конечно, я патриот. Даже если представить себе гипотетическую ситуацию, что окажусь за границей, я понятия не имею, что буду там делать. У нас совершенно другой менталитет, какими бы образованными мы ни были, все равно будем изгоями на Западе. Вообще об этом не имеет смысла много говорить. Надо просто чувствовать собственное достоинство, свой народ, землю… Я не люблю излишней патетики, но у нас есть песни, которые предельно искренне исполнены. Не потому, что я очень старался это сделать, а просто это глубоко сидит внутри меня.
О том, как чуть не подрался с Юрием Шевчуком
Это случилось в начале девяностых годов на презентации "Черного альбома" группы "Кино" в Московском Дворце Молодежи. Все выпили, помянули Цоя. Шевчук что-то сказал, а я Айзеншпису заметил, что вот, мол, Шевчук правильно говорит. Юре показалось, что я сказал про него какую-то гадость, и он начал на меня огрызаться. Мы пошли сходиться, нас развели. Примерно через два месяца после этого случая я приехал к нему сам и сказал: "Если есть какие-то претензии, давай разберемся?" В конечном итоге, мы друг друга поняли, выпили коньяку и вместе орали на сцене Зеленого театра песни "ДДТ", типа "Мама, я любера люблю".
Идея, которая лежит в основе "Любэ"
Наша музыка несет народный дух, да и мой образ необычен для нашей музыкальной культуры. У нас есть разные песни: серьезные, легкие, веселые, для застолья, но мы не стараемся уходить от действительности. В песнях отражается наша гражданская позиция. Без этого нельзя.
Если иметь в виду некую народность, патриотичность, то это не изживается. Суперпродвинутая молодежь, которая слушает английскую музыку, все-таки кучкуется в крупных мегаполисах, а их всего два в стране - Москва и Питер. Большинство людей слушает обычную музыку, в том числе и нашу. Просто появляются песни, записываются и исполняются потом на концертах. Они вполне отвечают моим душевным колебаниям. Это и есть та идея, которая существует в основе группы "Любэ".
Об алкоголе
Если надо, выпиваем. Но стараемся делать это так, чтобы не отражалось на концерте. А так, в свободное время после концерта, можно и выпить. Почему нет? Хотя чрезмерное злоупотребление может привести к бытовому алкоголизму. По медицинским понятиям, любой человек, который выпивает хотя бы раз в неделю, уже алкаш. В 80-е годы легко было спиться, тогда пила вся страна, и мы в том числе, бухали по-страшному. А что было делать? Все заведения работали до одиннадцати, и вечером некуда было податься. Уснуть сразу после концерта ты не можешь, потому что на взводе. Поэтому и собирались в номере распить бутылочку-другую. Сейчас появилось огромное разнообразие спиртных напитков, и открылось столько всяких клубов, что помимо пьянства людям есть чем вечером заняться. Хотя, выходя на сцену, я иногда шучу: "Вы знаете, почему концерт задержали? Потому, что все артисты пьяные."
О приметах
Всегда обуваюсь с левой ноги, независимо от того, концерт впереди или обычный день, утро или вечер. А если вдруг задумаюсь и до половины надену ботинок на правую ногу, то опять снимаю и начинаю с левой. Есть еще вокально-инструментальные заповеди, которым я тоже безропотно повинуюсь, например: на гастролях запрещено грызть семечки - сборов не будет, афиши должны валяться на полу, и по ним нужно ходить (умный администратор всегда сам бросает плакаты на пол). Перед полетом нельзя бриться. Мне кажется, последнее поверье распространяется и на спортсменов: смотрю, теннисисты вечно все небритые играют.
Об армии
В армии я не служил. Учился в институте, там была военная кафедра, но поскольку не доучился, офицерские погоны так и не получил. Так что я сугубо мирный человек, но могу сказать, что служить, конечно, надо. В такой стране, как Россия, армия должна быть сильной, боеспособной и победоносной. Мои товарищи практически все служили. Другое дело, как в нашей армии служится бедному солдату: тут и дедовщина, и зачастую голод, и холод, и наплевательское отношение со стороны офицеров… Каждый из нас, наверное, в какой-то степени чувствует свою принадлежность к нашей армии, победившей в великой войне. Поэтому совершенно необходимо поддерживать армию. Одни должны поддерживать материально, а другие - как мы, например, - содействовать поднятию морального духа, чтобы ребята чувствовали, что хотя бы так о них заботятся. Все, что делаем на армейскую тему, делаем совершенно искренне.
О семье
Я женат второй раз. С первой женой прожил почти 15 лет, а потом встретил Наташу и развелся. Но никого в этом нельзя винить, ведь такое случается вовсе не по злой воле. Наташа младше меня на 13 лет. У меня двое детей - старшему сыну от первого брака Павлу 22 года. Он живет не со мной, но у нас с ним хорошие взаимоотношения. Младшего зовут, как и меня, Николай, ему 6 лет. Я очень добрый отец, часто нежничаю с сыном, иногда чересчур.
О досуге
Очень люблю играть в бильярд. Отсюда - бессонные ночи: бильярдные клубы, к счастью, открыты круглосуточно. Еще люблю посещать спортклуб.
Игорь Игоревич Матвиенко (продюсер, создатель группы "Любэ", композитор, написавший все песни "Любэ"). Родился 6 февраля 1960 года.
О творческой кухне
…Я сознательно не хочу идти в сторону западной поп-музыки. Мне интереснее использовать наши песенные традиции. Русское пение, фольклор мне всегда нравились. И советская массовая песня в лице ее лучших представителей (Дунаевский, Фрадкин и т.д.) тоже мне близка. Считаю себя продолжателем этой линии. В свое время я пытался заниматься рок-музыкой, но потом понял, что это просто копирование западных образцов. У них совершенно иная культура восприятия музыки. Наш народ ищет в песнях мелодию и смысл. Даже сведение и аранжировка у нас строятся по этому принципу - голос немного выпирает, чтобы можно было расслышать слова. У НИХ же другой подход - от ритма, от драйва, а текст вообще является частью аранжировки. Но поскольку вся музыка пришла ОТТУДА, мы все равно используем их "лупы", "сэмплы", звуки и речитатив (которого нет у "Любэ", но есть у "Иванушек").
Просчитать песню, конечно, можно, но это не самоцель. Передо мной изначально не стоит задача написать хит. Но здоровый рационализм в базовой подготовке, безусловно, есть - в том смысле, что все должно быть профессионально и грамотно. Были у меня ситуации, когда кто-то просил меня написать песню. Как правило, не очень получалось. Условно говоря, у тебя плохое настроение, а тебя заставляют писать радостную песню. Можно написать, но импульс должен соответствовать твоему состоянию.
Поэтому у меня все интуитивно. Просчет был бы в том случае, если бы я взял коротко стриженного пацана, записал бы полублатные песни. В этом случае отбивка денег происходит моментально. Хорошо сказал Александр Шульгин (глава компании "Бекар рекордз") "Нарисуй сейчас на обложке компакт-диска тюремную решетку и считай, что три-пять тысяч экземпляров продашь независимо от того, что там будет записано." Когда очень хочешь, чтобы у тебя что-то получилось, начинаешь торопиться, бегать, суетиться, происходит внутренний зажим. Но стоит расслабиться и сказать "Пошло все к черту!", и начинает получаться. Думаю, это вообще присуще любому творчеству…
О жизненной философии
…Может, это связано с возрастом, но для меня музыка, шоу-бизнес, зарабатывание денег, коллективы - не являются смыслом всей жизни. Я недавно переехал за город и редко появляюсь в Москве. Стараюсь каждое воскресенье ходить в церковь, практически не читаю светской литературы, в основном, богословские книги.
Не хочу употреблять слово "религия", потому что это может прозвучать как спекуляция или реклама православия. Но могу сказать, что для меня отношения с Богом важнее, чем продвижение коллективов по лестнице успеха в шоу-бизнесе. Он, как известно, ведет к товарищу Бесу. Жалею, что слишком поздно крестился. Но сегодня вера придает мне уверенности.
Моему старшему сыну уже 16 лет - самое время определяться. Не хотелось бы, чтобы он избрал профессию отца уж больно опасен этот путь. Чтобы стать настоящим профессионалом, нужно долго и нудно учиться (школа, училище, консерватория). А потом может выясниться, что ты никому не нужен. Из моего курса музыкального училища более-менее пристроились женщины, мужчины в основном все спились. А шоу-бизнес, к тому же, такая мясорубка! Немногие выживают в морально-нравственном плане. Типичный пример - Женя Белоусов. Он был востребован, пока позволяли его возраст и внешность.
А чем человек известнее и популярнее, тем сильнее раздирают его на части противоречия. И я тоже мучаюсь, когда вижу истерию девчонок на концертах "Иванушек". Но каждый раз сам себя утешаю, что все же стараюсь не вкладывать пошлости в песни. Они достаточно светлые и позитивные…
Об этапах развития "Любэ"
…Вообще, творчество "Любэ" можно разбить на несколько этапов. Первый - это люберецкие песни качки, перестройка, движение. И песни были в духе того времени "Дуся-агрегат", "Клетки", "Люберцы". В общем, агрессия своего рода… Конечно, нельзя не вспомнить про первый хит - "Батька Махно". Второй этап - национально-патриотический, с песнями гражданского содержания "Атас", "Станция Таганская"… Мне кажется, это был своего рода первый пик популярности, тогда группа нашла свою нишу, слушателя. Третий этап - "Зона Любэ". Это вовсе не означало, что теперь группа будет петь только "зековские" песни. Да они по сути и не были о зоне. Скорее, этот период можно назвать философским песни стали более личностными, интимными, в них появилось больше солирующих партий… С "Комбата" начался четвертый период. Наверное, здесь была кульминация военно-патриотического направления в творчестве "Любэ". "Песни о людях" и этот, последний альбом "Полустаночки" - ностальгические, лирические альбомы, не перегруженные философией. Тем не менее, есть одна общая нить, которая проходит через все творчество "Любэ".
Об участниках коллектива
За десять лет музыканты группы, конечно, изменились. Все начиналось как коммерческий проект была записана фонограмма и набраны ребята больше по физическим данным, чем как музыканты. Постепенно костяк коллектива трансформировался, и сегодня в "Любэ" работают хорошие, профессиональные музыканты. Примером этому служит тот факт, что если первое время группа выступала только под фонограмму, то теперь, даже когда прошу выступить "под фанеру", они категорически отказываются и работают вживую. Безусловно, каждый из ребят - не просто состоявшийся музыкант, а артист клавишник Виталик Локтев (Дзержинский), Кулешов Толя, который принимал участие во всех альбомах и как хоровик, и как музыкант, Сергей Перегуда - отличный гитарист, молодой и перспективный бас-гитарист Павел Усанов, Саша Ерохин - просто талисман группы.
На протяжении долгих лет у нас складывался альянс с поэтами Сашей Шагановым и Михаилом Андреевым… Да, хоть иногда, бывает, спорим, но, как бы трудно ни было, наши авторы - самые лучшие. Надеюсь, что совместно мы напишем еще не одну хорошую песню…
Александр Шаганов
- поэт-песенник, постоянный соавтор Игоря Матвиенко. Родился 4 марта 1965 года. Автор популярных песен отечественных исполнителей, лауреат национальной премии «Овация», член Союза писателей Москвы.
О дружбе с Матвиенко
С Игорем мы даже больше, чем просто поэт и композитор, мы -друзья. Он умный и талантливый. Поэтому всегда чувствует, как и что нужно сделать, чтобы получилась хорошая песня. Честно говоря, с кем бы я ни работал, лучше всех понимал меня именно Матвей. Сколько еще не написанных с ним в соавторстве песен для "Любэ" - неизвестно. Надеюсь, много.
О самых ярких песнях группы
Их очень много, но наиболее заметные, на мой взгляд - это "Батька Махно", "Не валяй дурака, Америка", "Станция Таганская" и, конечно, "Комбат", стихи для которой два года пролежали в столе Игоря Матвиенко. Я уже даже начал обижаться, почему это так долго Игорь не пишет к ним музыку. Но когда это все-таки произошло, то результат превзошел все ожидания ее поют и стар, и млад. Это, конечно, приятно.
Песня "Там, за туманами" появилась на свет, когда я вернулся из путешествия, где плавал на корабле. Любимым выражением обитателей корабля было "Там, за туманами". Вот я приехал в Москву, звоню Игорю со словами "Я песню пишу, должна получиться очень хорошей". Так и случилось…
.:
Александр Шаганов сочиняет стихи с 14 лет. Первый успех - композиция «Владимирская Русь» группы «Черный кофе» (муз. Дм.Варшавского). Работа над пластинками «Переступи порог», «Вольному воля». Последняя совместно записанная песня - «Леди Осень».
Сотрудничество с композитором и исполнителем Дмитрием Маликовым. Песни «До завтра», «Студент», «Сторона родная» и др. составили дебютную пластинку певца.
Творческая работа с композитором Игорем Матвиенко над проектами «Класс», «Любэ», песнями для Жени Белоусова, Натальи Лапиной. «Батька Махно», «Атас», «Станция Таганская», «Не валяй дурака, Америка», «Комбат», «Шпарю», «Дорога», Девчонка-девчоночка», «Облако волос», «Гимназистки-проститутки» и многие другие - совместные авторские работы.
Совместно с Игорем Матвиенко написаны песни для группы «Иванушки-International» («Вселенная», «Тучи», «Колечко», «Туман» и др.).
Участвовал как продюсер и автор стихов певца Сергея Чумакова. («На Тверской», «Гадюка», «Не обижай, жених» и др. песни записанны на музыку В. Башенева).
Исполнение собственных песен нашло отражение в выпуске сольной пластинки «Пой, братишка».
Подготовлена и в 1999 году вышла в свет книга стихов А.Шаганова «Станция Таганская».
Песни на стихи А.Шаганова входят в репертуар А.Пугачевой, С.Ротару, Л.Зыкиной, А.Кальянова, Вл. Сташевского, гр. «Рондо» и др., написанные на музыку В.Матецкого, В.Окорокова, И.Зубкова.