Гость » 24 июл 2006, 08:53:50
[b][size=180]Никита Джигурда
Nikita Djigurda[/size][/b]
( 27.03.1961 года )
Россия (russia)
Он часто бывал в КПЗ и сумасшедшем доме, в свое время вполне мог бы загреметь по статье за антикоммунистическую деятельность. Многие его считали законченным алкоголиком, он слыл Казановой даже в далеко не целомудренных актерских кругах. Нынче к ранее устоявшемуся образу Джигурды — «экстремиста» (буяна, гуляки, рубахи-парня, барда, актера) — добавились совсем другие ипостаси: теософа, проповедника, вегетарианца…
[b]— Никита, в фильмах «Любить по-русски» и «Ермак» вы играли настоящих русских мужиков, которые и водочку уважают, и женщин крепко любят. Вам эти образы близки?
[/b]
— Безусловно, я принадлежу к тем актерам, которые играют то, что им близко, оставаясь при этом самими собой. Если бы в свое время я не прошел через то, что пришлось пережить моим героям, то вряд ли бы они у меня получились настолько убедительными. И именно эти роли помогли мне в какой-то момент глубоко задуматься над тем, как выйти из вечного круга страданий, в котором находятся мои Иван Кольцов или летчик Виктор Курлыкин… Их можно назвать финальным аккордом в моем жизненном буйстве.
[b]— Что же пришло на смену бесшабашности?[/b]
— Терпимость, познание высших законов мироздания через любовь. Последние годы я занимаюсь теософией — наукой о космических и божественных законах.
[b]— Почему вы занялись духовными поисками?[/b]
— Потому что стал понимать простую истину: овладеть духовным оружием гораздо сложнее, чем холодным, а именно за холодное оружие я хватался и в кино, и в жизни. Когда появилась свобода и мои концерты вышли из-под запрета, я стал много ездить с концертами, творческими встречами, после которых, естественно, стол заставлялся спиртным. Пару раз напился, что называется, до беспамятства и после этого подумал, что все, хватит, пора завязывать… Я бросил пить, курить, стал голодать. Делал это постепенно, доведя голодание до 48 дней, из них 16 — полностью не ел и не пил. За 48 дней сбросил 32 килограмма. Голоданием удалось избавиться от астматической аллергии, язвы желудка, доброкачественной опухоли и других болячек. При этом я почувствовал свое единство с окружающим миром. У меня в это время был необычайный творческий прорыв, написал множество стихов и песен, даже вышла книжка «Падение в любовь».
[b]— Кто ваш духовный наставник?[/b]
— Если вы имеете в виду земной уровень, то лет с тринадцати я рос на песнях Окуджавы, Галича, Визбора. Но однажды взял в руки гитару и стал петь только песни Владимира Высоцкого. У меня поэтому и голос такой надорванный: я часами пел его песни, срывая голос, который в результате закалился, но так и остался хриплым. В свое время мне предлагали сделать операцию, чтобы исправить голос, сделать его чистым, но я не согласился.
[b]— Почему вы, профессиональный спортсмен, кандидат в мастера спорта, чемпион Украины по гребле на каноэ, студент Киевского института физкультуры, вдруг круто изменили свою жизнь и пошли в театральный?[/b]
— Судите сами. Я родился 27 марта 1967 года. Именно в этот день по решению ЮНЕСКО стали отмечать Всемирный день театра. Мне же на роду было написано стать актером. Когда я сдавал экзамены за первый курс, мой старший брат Сергей заканчивал Киевский театральный институт. В это время там набирали «русский» курс. И я решил — это именно то, что мне нужно. Был страшный скандал в физкультурном институте, когда я забирал оттуда документы, дома тоже были против моего ухода, так как справедливо полагали, что в случае провала я могу «загреметь» в армию. Но к удивлению всех я стал студентом Щукинского театрального училища.
[b]— Вы многое испытали в жизни?[/b]
— После смерти Владимира Семеновича Высоцкого я распевал его и свои песни у его могилы на Ваганьковском кладбище. И меня отправили в психушку, чтобы там сделать из меня «нормального» человека. Кололи всякой дрянью, лечили электричеством. Я чувствовал себя при этом лечении полным идиотом. Попадал и в милицию, и в КГБ, прошел через поломанные пальцы, так как был буйным парнем, и, естественно, оказывал сопротивление, меня исключали из института.
[size=180][b]Никита Джигурда
Nikita Djigurda[/b][/size]
( 27.03.1961 года )
Россия (russia)
Недавно в Ижевске со спектаклем Тайны замка Шинон побывал замечательный звездный ансамбль актеров. Вместо обещанного Евгения Сидихина приехал актер Никита Джигурда, чей голос очень похож на голос Владимира Высоцкого. Многим он известен по фильмам Ермак, Любить по-русски и другим.
Никита Джигурда великолепно справился с ролью старшего сына короля, резкого и жестокого Ричарда Львиное Сердце. Он отлично вошел в образ и, казалось, просто создан для этой роли.
После спектакля состоялась наша беседа с актером. Никита Джигурда оказался весьма интересным, неординарным человеком и очень разговорчивым собеседником. Вот фрагменты нашего разговора.
[b]- А как Вы оказались в этом составе?[/b]
- Мы уже третий спектакль играем в таком составе. Что случилось, честно говоря, не знаю. Мне позвонили в последний момент, и я согласился помочь. Еще год назад меня собирались вводить в этот спектакль, но я был увлечен другими делами: философией, эзотерикой… Я изучал труды Блаватской, Рериха, Бейли, Андреева. Это для меня на сегодняшний день важнее. Вообще, буквально до недавнего времени я собирался уходить из профессии.
[b]- С чем это связано?[/b]
- Показалось скучно заниматься тем, что не поднимает глубинных вопросов бытия на том уровне, на котором я его постиг. Я смею так говорить, потому что за моими плечами пять лет духовной практики, пять лет жесткого самоконтроля. Вряд ли кто может себе представить, что в перерывах между съемками фильма «Любить по-русски» я голодал от одного до сорока восьми дней. Было все: пять лет вегетарианства, полтора года без молочных продуктов, год только на овощах и фруктах. То, что мне открылось, послужило подготовкой к роли прообраза Христа в картине украинского режиссера Юрия Ильенко «Агн и Агасфер». Ильенко утвердил меня сразу на две главные роли в своем фильме: на Агна и Агасфера. То есть на прообраз Иисуса и на прообраз Антихриста одновременно. Это еще больше подтолкнуло меня на путь самосовершенствования. Я не хотел идти традиционным путем, которым многие идут в шоу-бизнесе. Не хотел продаваться до такой степени, чтобы не владеть своей свободой. Я искал другой путь. Его я нашел в духовной практике. Уход в монастырь, полное отрешение от мира на сегодняшний день старая практика, и она не действенна. Войти в мир и сохранить в нем чистоту, чтобы поднять его на следующую ступеньку развития, - в этом смысл. Но это очень сложно, так как много искушений.
[b]- Что Вам это дало?[/b]
- Пройдя через очищение, я смею говорить, что, довел свое сознание и подсознание до такой степени, что сегодня я безгрешен. Мало кто может позволить так о себе думать. Но я сознаю себя клеткой Творца, Господа Бога. Последние полгода я пребываю в таком гармоничном внутреннем состоянии! Человек может изменить свою судьбу и построить себе все, что он хочет.
Моя практика направлена на то, чтобы постичь то же, что постигли в свое время Пифагор, Сократ, Гаутама, ставший Буддой, Иисус, ставший потом Христом. Любой человек может быть Христом, если захочет. Просто люди не ставят себе такой цели.
[b]- Насколько, на Ваш взгляд, совместимы такие вещи как сцена и семья?[/b]
- Очень совместимы, когда люди понимают сверхзадачу своей профессии. И наоборот, если у них на первом месте стоят деньги и слава. Это, как правило, всегда заканчивается плачевно. Такая семья не устоит перед искушениями. Но в случае, когда актеры ставят своей целью поднятие духовного уровня, именно такие семьи крепкие, и никакие искушения на них не подействуют. Я как раз из их числа. (Никита считает свой брак очень счастливым, хотя жена - актриса Яна Павелковская-Джигурда и младше его на 14 лет. - авт.)
[b]- Всегда ли Вам близки те роли, которые вам приходится исполнять?[/b]
- Вообще, мне варвары всегда удавались. Просто до этого были разбойники, лихие ребята, летчики, как, например, в фильме «Любить по-русски». Я и сам был таким. В свое время я вытворял все, что делал и Ричард Львиное Сердце, и Ричард Третий, разве что не убивал на физическом уровне. Хотя в порыве гнева в юности мог завестись до такого состояния, что горе тому, кто попал бы под мою горячую руку. Запросто мог убить. Вообще, я надеюсь, что дождусь своей картины, где смогу продемонстрировать свой диапазон в широком смысле, а не только в том, в каком меня знают по «Ермаку», «Любить по-русски», по «Тонкой штучке».
[b]- Лучший исполнитель песен Высоцкого, режиссер-постановщик, исполнитель собственных песен, актер кино и театра. Как это уживается в одном человеке?
[/b]
- Когда меня спросили, кем я себя больше ощущаю: режиссером, актером, музыкантом или автором-исполнителем, - тогда, еще неосознанно, я отвечал: «Творцом». Это же все составляющие Творца, который сотворил все на Земле.
Что касается Высоцкого, то я выпустил альбом, посвященный его памяти. Когда в 13 лет я в первый раз взял в руки гитару, то начал музицировать с его песен. У нас с Высоцким много общего. Высоцкий, как и я, любил в детстве лирическую музыку, Армстронга. Поначалу он тоже пел без хрипа и лишь потом нашел эту жесткую манеру исполнения. Для меня такая манера оказалась спасением. Я пел его песни, чтобы протест, бушевавший внутри меня, выразился через песни. Так я спасал свою душу. Наорусь, охрипну - и мне становилось легче. Несколько раз я срывал голос, поэтому он стал грубым.
Когда захрипел публично, у меня даже появились проблемы с комитетом Госбезопасности. Были даже угрозы исключения из института… Сейчас это вспоминается с улыбкой, хотя и тогда я не считал это трагедией. А вот для моих близких это было настоящей трагедией. Но, несмотря ни на что, я всегда ставил себе задачу продолжать Высоцкого, а не подражать ему. Недавно я выпустил диск «Волчья кровь». Это своего рода дань учителю, который научил меня быть настоящим мужчиной. Из слов его песен я взял для себя три девиза. Первый: «Узнай, есть ли предел там, на краю земли и можно ли раздвинуть горизонты». Второй: «Во мне сидит мохнатый злобный жлоб с мозолистыми цепкими руками. Я себе мгновенья не прощу, когда он вдруг меня одолевает». Надо иметь силу признаться, что жлоб сидит в тебе, а не в друзьях или в жене. Когда признаешься, начинаешь с ним бороться. Я его убрал из своей души медитациями, молитвами, хотя я и не крещен. И, наконец, третий: «Я поля влюбленным постелю. Пусть поют во сне и наяву. Я дышу, и значит, я люблю, я люблю, и значит, я живу».
Никита ДЖИГУРДА: "Для полного усмирения мне кололи в ягодицы и под лопатки абрикосовое масло. Застывая, оно вызывало температуру под 40 и галлюцинации, дотронуться до пятой точки было невозможно. Санитары меня еще и били по ней, чтобы больнее было"
Разбойничий хриплый голос, от которого у оперных певцов начинает болеть горло, неизменная - с 19 лет! - борода, косая сажень в молодецких плечах - не скажешь, что ничего тяжелее гитары и весла этот человек в руках не держал. О таких, как народный артист России Никита Джигурда, говорят: "Пришел, увидел, охмурил".
Рубаха-парень, буян и гуляка, он с юных лет не только знает себе цену, но и умеет выгодно себя продать. Иначе до сих пор играл бы, при своих 186 сантиметрах роста, гнома в "Белоснежке" да на тесных киевских кухнях хрипел бы Высоцкого, с песен которого стартовал в начале 80-х в богемную жизнь.
Никита спинным мозгом чувствует, когда стукнуть кулаком по столу и пуститься в рассуждения о домострое, чтобы женщины ахнули и захотели - немедленно! - от него ребенка. Ему по силам эффектно рыкнуть, чтобы с прославленных режиссеров слетел их снобизм и мэтры на блюдечке с голубой каемочкой принесли ему главную роль. Он так надрывно орет песни Высоцкого и куплеты собственного сочинения, что Крутой и прочие акулы шоу-бизнеса сами набиваются с заманчивыми контрактами. Вот только 44-летнему Джигурде этого не надо!
Не случайно единственный фильм, где Никита выступил режиссером, сценаристом и композитором, носит красноречивое название "Супермен поневоле, или Эротический мутант". Актер не скрывает, что очень любит свое тело и постоянно совершенствует его посредством вегетарианства, медитаций и голодания. Что же касается духа… Достаточно сказать, что сына своего, родившегося три года назад, он назвал Артемий-Добровлад. Тем не менее в душе Джигурда не голливудский супермен и даже не казачий атаман, хотя уверяет, что его фамилия уходит корнями в Запорожскую Сечь. Скорее былинный богатырь или герой русской народной сказки.
Завязка ее проста. Жили-были три брата-артиста: Сергей, Никита и Руслан. Старший окончил киевский театральный, средний - московскую "Щуку", а младший - эстрадно-цирковое училище. Ну а дальше жизнь внесла в традиционный сюжет интригу и сделала народным любимцем - со всеми вытекающими отсюда последствиями! - не младшего брата, а среднего…
"Перестройка, перестройка, большевизму все - звездец!"
- Здравствуй, Никита, вечный бунтарь, тонкий лирик, нежный романтик, актер, певец, спортсмен, хулиган! И все это, как говорится, в одном лице…
- Помимо этого (смеется), я еще киевлянин и гражданин Украины. Здравствуй!
- Вспоминаю 88-й год: разгар перестройки, я только демобилизовался и преисполнен самых радужных надежд. В армии, начитавшись журналов "Огонек", "Новый мир" и "Знамя", стал кандидатом в члены КПСС, слова "гласность" и "демократия" не были для меня пустым звуком…
- (Смеется). Видимо, ты хотел очистить партийные ряды изнутри.
- Да, да! Только приехал домой, в Киев, друзья говорят: "Во Дворце культуры завода "Большевик" состоится уматный концерт. Тут один бард появился… Фамилию выговорить не можем, но парень стоящий, такие песни поет - все просто дуреют". Речь шла о тебе. Ты даже не представляешь, каким потрясением стал для меня этот концерт, - я был абсолютно уверен, что посадят не только того, кто пел, но и тех, кто слушал…
- Ой, из зала тогда мне приходили записки: "Вы не боитесь петь? Нам страшно слушать!".
- Я вообще не понимал, как такое возможно. Гласность гласностью, но неужели уже настолько? Народ, помню, сходил с ума, когда ты пел свою знаменитую "Перестройку"…
- Ну как же! (Поет):
Перестройка, перестройка,
Большевизму все - звездец!
Потому что Ельцин Борька
Показал им всем конец.
Он теперь не коммуняка,
И пора из той клоаки
Честным членам выходить,
Чтобы членами не быть.
От неожиданности и от восторга публика устраивала овацию.
Перестройка, перестройка
С мылом порошок исчез,
И, наверное, надолго,
Ведь моет зад КПСС.
В коммунизм трудна дорога,
И она, забывши Бога,
Так изгадилась в пути,
Что вовек не отскрести.
Были там и куплеты о мягкой посадке Руста на Красную площадь:
Перестройка, перестройка,
Мы друзей зовем к себе.
Правда, их бывает столько,
Что в запаре КГБ.
Кто бы мог подумать, право,
Под народа крики "Браво!"
Прям на площадь у Кремля
Сел посланец мира, ……
- Ты еще Михал Сергеичу привет передавал…
- (Поет):
Так спасибочки тому,
Кто не дал пойти ко дну
И врубил нам свет в окне
В дупель спившейся стране.
Пусть живет он много лет,
Будет хоть чуть-чуть аскет.
Ну а коль предаст народ,
Пол-оглобли ему в рот!
Понятное дело, в те времена я в основном выступал в Киеве и Харькове - в остальных городах Украины и России больше одного концерта не пропускали, потому что после первой же песни восседавший в партере горком партии поднимался и выходил. Естественно, люди боялись.
- Примерно тогда же ты прорвался на Центральное телевидение в очень популярную передачу "До и после полуночи". Когда со словами "Не бойтесь!" Владимир Молчанов - интеллигент до мозга костей - предложил тебе спеть в прямом эфире что-нибудь наиболее острое, ты философски заметил: "Я не за себя боюсь, а за вас"…
- Вскоре не менее славная программа "Взгляд" записала тогда цикл моих антиленинских песен. Ведущие тоже допытывались: "Не боитесь?" - "Ребята, - говорю, - лишь бы у вас неприятностей не было". Просто на тот момент я для себя уже все решил. "Взглядовцы" запустили самую безобидную песню. (Поет):
Слушай, братцы, ходят слухи,
Будто на Руси
Развелись, как будто мухи,
Люди-ереси.
Говорят они о мире,
Сами ж точат нож,
Чтоб заставить жить в сортире
Нас, ядрена вошь.
А их главный -
Буйный и лукавый -
Царский род весь перевел
В холодец кровавый…
Ну и так далее.
- Никита, ты был обычным киевским парнем, занимался каноэ - по фигуре это даже сейчас видно…
-…стал кандидатом в мастера спорта, чемпионом Украины…
-…и вдруг вышел на площадь (сейчас это Майдан Незалежности, и уже не все знают, что раньше это была площадь Октябрьской революции)…
- Это был 81-й год. Я выходил и пел под памятником Ленину "Охоту на волков" Высоцкого, пел Галича:
А ночами, а ночами
Для ответственных людей,
Для высокого начальства
Крутят фильмы про ….
И в экран уставится
Сытое мурло,
Очень ему нравится
Мэрилин Монро.
Конечно же, исполнял и свои песни:
Но хрип я выхаркнул вместе
с печенкой:
"Ешьте, дворняги из КГБ".
Партийный босс нам машет
ручонкой
Из коммунизма, похожий на б…
На политических б… - это ясно.
Ура политическим звездорастам!
Милиция растерялась, не знала, как на это все реагировать. Она была в шоке, потому что в те времена люди только в советские праздники выходили на площадь, а тут средь бела дня собралась толпа. Сначала сбежалось человек 10, потом 20-30, сотня… После второй песни мне стали говорить: "Парень, уходи или тебя заметут!".
- Не замели?
- Не успели. Я отпел 15 минут. Блюстители порядка забегали, стали связываться с начальством, по рации что-то передавать - тогда же мобильных телефонов не было, и кто-то из людей мне сказал: "Мы остановили такси, прыгай, потому что за тобой уже едут". Я в машину - и был таков. Несколько раз такие адреналиновые акции устраивал.
"Обалдевший Любимов спросил: "А еще раз подряд можешь?"
- Тогда же, проучившись год в Киевском институте физкультуры, я подался в театральный, где раз в четыре года набирали "русский" курс. Несмотря на мои буйные качества, знаменитый актер Театра имени Леси Украинки Николай Николаевич Рушковский меня взял, за что я ему по сей день благодарен.
Киевский театральный институт заложил серьезную базу - особенно в плане сценической речи. Из меня, в частности, вычистили
Никита, Артемий-Добровлад и Яна
украинизмы, но через год мне наскучило заниматься лирическими этюдами.
Никита, Артемий-Добровлад и Яна
Я был бунтарем, а бунтовать в государственном учреждении -
значит подставлять и руководителей курса, и ректора. Пришлось уйти, восстановиться в институте физкультуры, но я не задержался и там.
- Уехал в Москву?
- Нет - сначала устроился сторожем, грузчиком поработал: наверстывал то, что упустил в юности, профессионально занимаясь спортом. Изучал поэзию, отец мне подсовывал запрещенного тогда Солженицына, булгаковского "Мастера и Маргариту", "Полет над гнездом кукушки".
Потом Виталька Малахов взял меня к себе в театр эстрады: оформил осветителем, но выпускал на сцену. В спектаклях я тоже периодически импровизировал и выдавал в зрительный зал монологи "от себя". В конце концов Малахов сказал: "Смывайся в Москву, потому что здесь тебя или уложат в "дурку", или сгноят в тюрьме. Там все-таки центр демократии, езжай!".
- И ты внял совету?
- Да. Отправился я ни много ни мало в Театр на Таганке и, две недели под ним просидев, добился-таки, чтобы меня прослушал Юрий Петрович Любимов. Он созвал худсовет, а перед этим Зина Славина, любимая актриса Высоцкого, посоветовала мне выучить монолог Хлопуши…
-…который потрясающе читал сам Владимир Семенович…
- После его смерти на эту роль в театре так и не смогли найти замену. "Гамлета" играли, а Хлопушу, как эстафетную палочку, передавали друг другу несколько молодых актеров. После первого же прочтения надрывного монолога ребята срывали себе голос, и затем история повторялась со следующим.
- Да, такой голос, как у тебя, не сорвешь!
- А то! Как во Франции Мирей Матье выросла на Эдит Пиаф, так я с 14 лет - на песнях Высоцкого. Связки - та же мышца, они принимают форму, которую им придаешь. В 18-19 лет, во время мутации, по четыре-пять часов кряду я горланил на кухне или где-нибудь на улице песни Высоцкого, и после столь мощных тренировок мой голос заматерел…
В Театре на Таганке я начал показ с того, что спел свои песни, прочитал стихотворение:
Иной, глядишь, в чинах, в медалях,
Везде почти что есть рука.
А что свободу отобрали -
Не в тягость то для дурака.
Конечно, можно выйти в спор,
Найти рой оправданий метких,
Но иному клетка, как простор, -
Другому и простор, как клетка.
Любимов - он сидел прямо передо мной - спрашивает: "Сколько вам лет?". - "21", - отвечаю. Он головой покачал: "Да, переросточек… Ну что ж, давай-ка теперь Хлопушу". И у меня…
-…полилось?
- Это было какое-то сумасшествие, бешенство. Меня предупредили: когда Любимову не нравится, он может прервать сразу и очень грубо, но если ему в кайф, загорается, как ребенок, начинает смотреть по сторонам… После первых же фраз вижу - у него заблестели глаза, он стал оглядываться на художника Боровского, на завтруппой… И когда я дошел до главного куска… (Надрывно хрипит):
Ежедневно молясь на зари желтый
гроб,
Кандалы я сосал голубыми руками…
Вдруг… три ночи назад…
губернатор Рейнсдорп,
Как сорвавшийся лист,
Взлетел ко мне в камеру…
"Слушай, каторжник! (Так он сказал).
Лишь тебе одному поверю я.
Там в ковыльных просторах ревет
гроза,
От которой дрожит вся империя.
Так какой-то пройдоха, мошенник
и вор
Вздумал вздыбить Россию ордой
грабителей,
И дворянские головы сечет топор -
Как березовые купола
В лесной обители.
Ты, конечно, сумеешь всадить в него
нож?
(Так он сказал, так он сказал мне).
Вот за эту услугу ты свободу
найдешь
И в карманах зазвякает серебро,
а не камни".
Уж три дня и три ночи, пробиваясь
сквозь тьму,
Я ищу его лагерь, и спросить мне
некого.
Проведите ж, проведите меня
к нему.
Я хочу видеть этого человека!
- Блестяще!
- Есенину уже 110 лет, но его "Пугачев" до сих пор актуален, особенно в России. Прикинь: в казне 150 миллиардов, а люди нищие. Имея такой потенциал, верхи ничего не могут придумать, не знают, как эти огромные деньги использовать. Боятся потерять власть, боятся, что нефтедоллары, если их куда-то вложить, пропадут. Кинули бабки себе на счета в Америку, и все - в любой момент можно сорваться.
Я много езжу по России и поверь: с Украиной это несравнимо. У нас вдоль дорог домики аккуратные, чисто вокруг, красиво. Да, люди тоже нищие, бедно живут, но работают…
- А там киряют?
- В российской глубинке развал полный, все безнадежно разрушено. Может, погодные условия сказываются… Здесь люди все-таки на огородах выживают, на подножном корму, а там холода…
Впрочем, я немного отвлекся. Вернемся к Любимову. Совершенно, по-моему, обалдевший, он спросил: "А еще раз, подряд можешь? Этот же монолог?" - "Сколько угодно, - отвечаю, - у меня глотка луженая". - "Все, - он сказал, - с осени играешь Хлопушу, Гудзенко, Маяковского - все роли Володины будут твои". У меня, конечно, столбняк… Стою и ничего сказать не могу - челюсть начинает…
-…отваливаться?
- Просто щелкать! Я, ты пойми, на что угодно рассчитывал, только не на это. Ты же помнишь, как говорили: "Зачем? Второго Высоцкого все равно никогда не будет?". Я же не собирался быть, как он, - хотел лишь продолжить то, что Высоцкий делал. Недаром он пел: "Пошли мне, Господь, второго, чтоб вытянул петь со мной". (Песня на стихи Андрея Вознесенского. - Ред.)
- Тем не менее уйти от подражания было не так-то просто…
- Естественно, в юности я старался петь, как Высоцкий, а после 80-го года, после его ухода, написал цикл песен о коммунистах, думая, как это - свободно, открыто! - сделал бы он. Я соединил тогда в себе надрыв и напор Высоцкого, открытость Галича, лиризм Окуджавы и Визбора. Все они были моими учителями.
…Выслушав мою программу, Любимов стал готовить меня к осени. "Мы, - сказал, - устроим бемс, покажем кузькину мать и Москве, и актерам, которые без Володи расслабились. Ты будешь их кусать, чтобы работали, сбрасывали вес, не теряли тонус". Тогда же он отослал меня к Симонову, который как раз набирал ребят в "Щуку". "Иди туда прямо сейчас!".
Увы, через полтора-два месяца Любимова лишили гражданства, он остался за границей, и моей мечте не суждено было сбыться.
""Я проснулся в "острой" палате с отвисшей челюстью и страшным гулом в голове"
- Симонов вас взял без проблем?
- Ну да - я же пришел от Любимова. Я прочитал Евгению Рубеновичу свои стихи, спел песни, и мэтр сказал: "Мальчишка-дугачок, все, ты у меня на кугсе. Экзамены - это фогмальность, забудь. Главное - не набедокугь: больше на площади не выходи". Ему уже передали, что, приехав в Москву, я пел на Ваганьковском кладбище и перед Таганкой…
Позже из "Щуки" меня исключили, кагэбисты поломали пальцы, а в 86-м, едва началась перестройка, Симонов позвал меня к себе и сказал: "Никита, я ходил в КГБ, за тебя погучился. Ну честное слово, ты очень мне нужен. Я дам тебе в Театге Вахтангова главные голи: Антонио в Шекспиге, Сигано де Бегжегака, но выбигай: ты или геволюционег, или актег - это газные пгофессии". Тогда я понял, что в самом деле надо выбирать, и замаскировался…
-…на время. Это, кстати, правда, что тебя упекли в психбольницу?
- Это случилось, когда пошла тягомотина с армией… Здесь, в Киеве, я честно пришел в военкомат и хотел серьезно, логически объяснить, почему не согласен служить. Прямо сказал майору: "Не хочу быть человекоподобной обезьяной под номером таким-то, поэтому давайте обсудим ситуацию". - "Твою мать, - понеслось в ответ, - а ну марш отсюда! Тра-та-та-та, бороду сбрить, волосы постричь!". Я сначала опешил, а потом сказал этому хаму: "Сейчас дам тебе в лоб, и окочуришься". Пока он в себя приходил, я развернулся, выбил ногой дверь и ушел.
…Сначала пришла одна повестка, потом другая, а потом приехали за мной из военкомата и доставили туда под белы ручки. Майор позвал полковника, который еще хлеще стал на меня наезжать. Я ему выдал такую же матерную тираду - он схватился за пистолет. Представь, вокруг призывники… Я только рассмеялся и послал его русским могучим.
Между прочим, в то время у меня родилось классическое стихотворение. Обычно я читаю его в госпиталях, где лежат ребята после Афгана, Чечни, с Северного флота - короче, в мужской компании: стрессы как рукой снимает. Не думаю, что "Бульвар" его обнародует - оно состоит из одного слова фаллосного (читает):
О…уеваю о…уенно
До о…уения…уярю…
Ну и так далее…
Это просто песня! С первой буквы она звучит так, что вышибает людей из любой депрессухи. Когда в военкомате я им это дело выдал, они тут же повели меня к психиатру. Я с ним поговорил, и меня отпустили, торжественно пообещав: "В армии вы служить не будете".
Ну а потом за мной прямо на дом приехали дюжие ребята в белых халатах - как в кино. Я был в ванной. Сказал им: "Мне нужно душ принять", а они: "Тебя там помоют". Привезли в Павловскую больницу. (Недавно я там в отреставрированной Кирилловской церкви был, а тогда она стояла разрушенная). Втолкнули меня в подвальное помещение, пару уколов в зад дали…
-…чтобы не умничал…
- Проснулся я в "острой" палате (для больных с обострением) с отвисшей челюстью и страшным гулом в голове. Оглянулся по сторонам: психи лежат на кроватях и под кроватями, а между ними санитар ходит и приговаривает: "Пилюлю - и в люлю. Кто не хочет - п…дюлю". Естественно, я попытался протестовать, но меня привязали к кровати. "Хочешь, - спросили, - чтобы мы тебя в туалет выпустили? На колени! Ах, нет? Тогда под себя ссы".
Через все это я прошел. Маму только на третий день увидел…
- Через сколько же времени ты смог вернуться домой?
- Через две недели - и то под расписку матери. Опять-таки мне повезло: я знал Высоцкого. По соседству лежали алкоголики, и, разведав, что я пою песни, - видимо, в душе услышали или еще где - они на время отмазывали меня из "острой" палаты. В заколотом, заторможенном состоянии (в день мне всаживали по семь уколов галоперидола с аминазином!) я пел им "Охоту на волков", и они уговорили медбратьев не колоть мне тормозящие препараты. Через два дня, слегка очухавшись, я устроил побег, но был пойман и опять водворен в "острую" палату.
Видимо, для полного усмирения и подавления мне стали колоть в ягодицы и под лопатки абрикосовое масло. Застывая, оно вызывало температуру под 40, галлюцинации, не говоря о том, что дотронуться до пятой точки было невозможно. Ходил, как натянутая струна, а санитары тебя еще и били в то место, чтобы больнее было…
- Кошмар!
- Все эти две недели мать пыталась меня оттуда вытащить, а ее "успокаивали": "Не волнуйтесь, мы его вылечим". Врачи вели с ней длительные беседы и по ходу выспрашивали: "А чем ваш сын от других отличался?". Она с ними делилась: "Вы знаете, в школе он буйный был". Вспоминала, как в юности я лазил к любимой на девятый этаж. Все это было приобщено к истории болезни как доказательство моей
"О…уеваю о…уенно
До о…уения …уярю".
Джигурда после 48-дневного голодания
ненормальности. Представь: доктор мне о болезни, а я ему (бормочет): "Ау-мэ-уле-мони".
"О…уеваю о…уенно
До о…уения …уярю".
Джигурда после 48-дневного голодания
Он: "Что это вы за песни пишете? "Проснитесь,
люди, откройте глаза!"… Я в ответ (гнусаво): "Иа-уня Есенин, Маяковский… а-у-яе, "Мастер и Маргарита" (смеется). - "А, понятно!". И в карточке записывает: "Мания величия"…
Через две недели назначили комиссию - в заколотом состоянии меня посадили перед шеренгой врачей, тут же мама. Главврач перед этим предупредил: "Знаете, куда вы попали? Можете остаться здесь еще на пару месяцев, а то и на полгода - это зависит от вас, от вашего поведения. Мой вам совет: перестаньте повторять, что вы нормальный, все терпите, и мы будем считать вас здоровым. В общем, так: если взбрыкнете, пеняйте на себя".
Это было похоже на перекрестный допрос. Один из врачей к матери повернулся: "Вы родили урода" - и понес на нее чуть ли не матом. Несмотря на заколотость, видеть, как на твоих глазах унижают самое родное существо, было невыносимо. Меня просто распирало чувство протеста, но я себя одергивал: "Спокойно, спокойно!". В легкие набирал воздуха и только искоса на мучителей в белых халатах поглядывал.
Все длилось минут пять, после чего главврач стал перед мамой извиняться. "Вы нормальный человек, - сказал мне, - мы отпускаем вас под расписку, но знайте: то, что вы делаете, очень похоже на психопатию, шизофрению. (Рядом со мной, кстати, в "дурке" лежали суворовец и какой-то ученый, который все уши прожужжал мне о своем открытии и косности властей).
Слава Богу, я вышел, а через полгода физическими упражнениями выгнал из организма все лекарства и свалил в Москву. В этом городе тоже было не сладко… Я уже говорил, как там ломали пальцы, исключали из института, но неожиданно мне повезло - грянула перестройка.
"На сходке авторитеты решали, что с Джигурдой делать: валить или нет"
- В 86-м году взорвался Чернобыль, и ты отреагировал на это знаменитым циклом песен о Петюне…
- Меня до сих пор просят их на концертах исполнить. Тогда, после катастрофы, мой киевский друг Володя Баранников сказал: "Слушай, Никит, так хреново - и деваться же некуда. Напиши что-нибудь жизнерадостное, чтобы, блин, хоть какой-то был оптимизм". И тогда мы со старшим братом Сережкой (ныне актером Сергеем Джигурдой) создали цикл песен. Были там и переделки (поет на мотив "Ой ти, Галю, Галю молодая"):
Їхали козаки,
Гуркотiв їх трактор.
Раптом бiля рiчки
Ревонув реактор.
В результате Галя "зробила чудо - у Iвана зразу вирiс аж до чуба". А "Гимн киевлянина" помнишь? (Поет):
В дветысячинадцать каком-то году
Наш Киев объявят музеем.
Билеты желающим всем раздадут
И станут водить ротозеев.
Двуглавый хохол на гербе отражен,
Каштаны верхушками в небо.
Трава по колено, грибы, словно
трон,
Избыток продуктов и хлеба.
"Ну як тебе не любити, Києве мiй?".
Сиамские братья и сестры кругом,
Сиамские кошки, собаки.
Сиамские голуби крутят хвостом,
Сиамские свадьбы и драки.
Эх, крутится-вертится шар голубой,
И все подсмотреть невозможно.
А с дополнительною головой
С разных сторон видеть можно.
"Ну як тебе не любити, Києве мiй?".
Читаешь в газете одной головой,
Как наш наливается колос,
И в то же самое время другой
Слушаешь вражеский голос.
Поговорив сам с собой по душам,
Конечно, поверишь… газетам.
Безалкогольную водку глуша,
Песню затянешь дуэтом:
"Як тебе не любити, Києве мiй?".
Да и вдобавок в любой стороне
Мужик-киевлянин в почете:
Своими двумя успокоит вполне
Он самую страстную тетю.
И скажет грузин: "Жаль,
не праизашел
Рядом с Тбилиси тот случай.
Адын галава - может быть, харашо,
Но две галавы много лучше".
"Так як тебе не любити, Києве мiй?".
Естественно, люди в депрессивном состоянии воспринимали песни про Петюню на ура. Мы даже в самом Чернобыле это пели.
- У тебя тогда было множество концертов по всей стране. Думаю, во время перестройки ты стал очень богатым человеком…
- Относительно подавляющего большинства советских людей - конечно. Помню, так было смешно… По тем временам я зарабатывал четыре-пять-десять тысяч рублей - на эти деньги можно было купить квартиру в Москве или видеомагнитофон, шубу и прочее барахло. Я выбрал второй вариант - отхватил несколько видиков и телевизоров, отоварился видеокассетами, которые только сюда хлынули, подарил любимой меха. Прошло несколько лет, и, когда цены на квартиры взлетели, я понял, какой можно было на эти деньги развернуть бизнес.
Увы, это не мое, я жил, что называется, душой, сиюминутными интересами. Для меня тогда каждый концерт был, как последний, я ждал, что вот-вот все будет кончено. Мне же постоянно угрожали, причем не тюрьмой, а физической расправой. Годы спустя ребята-авторитеты рассказывали, как после моих антисталинских песен решали на сходке, что с Джигурдой делать: валить или нет за то, что против отца народов себе позволяет. Прикинь, они обиделись не за Ленина - тот был от них очень далек, а за Сталина. Через много лет в Детектив-клубе, который покойный Аркаша Вайнер организовал, я встретил известного вора в законе. Он мне сказал: "Я тебя, Никита, отмазал, и ты за это должен мне быть благодарен". Ну а потом завалили Талькова…
- Ты думаешь, из-за его политических взглядов?
- Не думаю - я это знаю! Его жену, телохранителя предупреждали… За две недели до смерти Игорь послал Ельцину ультимативное письмо: "Если вы называете себя демократом, почему Ленин не вынесен из Мавзолея? Почему прекратили суд над КПСС? Я вам верил. Если вы тот, за кого себя выдаете, дайте мне зеленую улицу, не запрещайте концерты".
- Но ведь в гримерке питерского Дворца спорта "Юбилейный" была обычная драка из-за очередности выхода на сцену…
- Не обычная, а спровоцированная. У Игоря тоже был буйный характер, но для него тема ленинизма и сталинизма оказалась острее: у меня репрессировали деда, а у него отца.
Знаешь… Я пел о политике с начала
80-х годов, успел кое на что насмотреться, и, когда в 91-м дали отмашку свободе, мне стало скучно. Не хватало адреналина, потому что это уже было не запрещено, и я перешел в лирику, в философию, в эзотерику. А вот Игорешка не смог…
Иногда то ли в шутку, то ли всерьез я рассказываю свою любимую притчу. Подъезжает добрый молодец к пещере и, размахивая мечом, прямо в нее орет: "Змей Горыныч, подлый мерзавец, а ну выходи на ратный бой!". Горыныч с ленцой отвечает: "Выйти-то я выйду, но зачем в жопу кричать?". В один прекрасный день я просто понял, что вся борьба хороша лишь до того момента, когда ты вдруг осознаешь…
-…куда кричишь…
-…да, что и это иллюзия. Есть более результативный и более тонкий метод воздействия - изменить сознание и друга, и недруга можно, пользуясь своим интеллектом. Из касты воинов исходит каста жрецов, и это следующая планка, подняться на которую не все воины могут…
- Насколько я понимаю, в какой-то момент ты свое бунтарство забросил, понял, что это безрезультатно…
- Просто я перевел его в совершенно другое русло.
- И занялся более творческим делом - стал активно сниматься в кино. Я помню ленты с твоим участием: "Ермак", "Любить по-русски"…
- Ой, их было много. В "Иване Федорове", например, сыграл Андрея Курбского - первого диссидента-эмигранта, в картине "Тонкая штучка" - смешную роль Гиви. Ну а еще раньше Коля Засеев-Руденко пригласил меня в картину "Раненые камни". Здесь же, на киностудии Довженко, в "Молитве о гетмане Мазепе" я сыграл Карла ХII.
"Я понял, что я - Бог"
- Тем не менее однажды ты вдруг прекратил сниматься и подался в то, что сейчас называешь аскезой. Я видел потрясающую фотографию, на которой талия у тебя, по-моему, тоньше, чем даже у Людмилы Марковны Гурченко…
- (Улыбается). После 48-дневного голодания я весил 52 килограмма, а начинал его с 84 килограммами веса.
- Одни говорят, что ты стал голодать из-за того, что сошел с ума, другие утверждают, что у тебя обнаружили рак. Почему, зачем ты довел себя до такого жуткого, плачевного состояния?
- 95-й год, я снимаюсь в фильме "Любить по-русски". Волевым путем, вопреки предостережениям Евгений Матвеев утвердил меня на главную роль. Продюсеры и худсовет отговаривали его и от названия "Любить по-русски", и от того, чтобы в картине играл Джигурда, но Матвеев никого не слушал. "Ты, - сказал, - напоминаешь меня в юности"…
- Такой же хулиган?
- Он еще каким был буяном! "Меня, - вспоминал, - чуть не сломали, поэтому хочу тебе помочь, несмотря на то что не совсем согласен с твоей позицией"…
Это была смешная ситуация, потому что изначально играть в фильме "Любить по-русски" должен был Боря Невзоров - совершенно другой типаж, характерный актер. С Матвеевым мы познакомились на какой-то передаче. Я спел песню, потом мы выпили. Он вздохнул: "Жаль, что ты не из моего фильма. У тебя княжеская внешность, и вообще ты мне нравишься". Буйствуя, я спел еще, стихи ему прочитал, мы опять выпили. Он прикинул: "Герой - бывший офицер, у него высшее образование… Нет, все равно ты слишком изящный!". Мы еще выпили, время перевалило за полночь, и в час ночи, еле ворочая челюстью (выпивая, он был очень похож на Брежнева), Матвеев сказал: "Сегодня в девять утра жду тебя на кинопробы". Я кивнул: "Хорошо!".
В восемь утра меня подбросило, и внутренний голос сказал…
-…"Вперед!"…
- Я одернул себя: "Это же пьяные терки", но быстро собрался. Прихожу - Матвеев сидит трезвый как стеклышко. Сначала попробовался с Леночкой Майоровой (царствие ей небесное!), потом с Ларой Удовиченко.
После "Любить по-русски" - это я на твой вопрос отвечаю - мне предложили очень хороший, выгодный контракт на пять лет, с имиджем русского богатыря. Игореши Талькова уже не было, ниша его пустовала, поэтому один парень звал меня размахивать мечом и вызывать дракона, но я уже знал эту притчу.
Она и определила дальнейший мой путь. Ну и Высоцкий, естественно: "Узнай, а есть предел там, на краю Земли, и можно ли раздвинуть горизонты?". Поэтому я отказался от денег и от шоу-бизнеса, стал искать альтернативу. (Директор мой с горя ушел в Оптину пустынь, потому что от таких предложений не отказываются).
Кстати, год назад, после того как я записал неспетые песни Владимира Семеновича под оркестр (потом с Никитой Высоцким мы провели презентацию альбома "Раздвинутые горизонты" в московском отеле "Украина"), мне снова предложили пятилетний контракт, но уже не с имиджем русского богатыря, а продолжателя дела Высоцкого - с неспетыми песнями проехать по миру. Я снова отказался, но уже гораздо легче, чем первый раз.
На поиски альтернативы я отправился путем, исстари на Руси известным. Да и не только на Руси - Пифагор, Платон, Гаутама, ставший Буддой, чтобы познать откровения, шли в аскезу, в длительный голод.
- Ты не болел в это время? У тебя не было онкологии?
- Нет - имелись лишь залеченная язва желудка и аллергия. Во время своего первого поста - это было весной - я использовал молитвы, формулу любви. Уходил по нарастающей: трое суток, семь, 10 суток полного голодания… Потом 21 день без еды.
- А что такое полное голодание?
- В него я вхожу три дня - то есть трое суток не ем и не пью. После этого вода становится, как еда, я от нее кайфую, и есть уже не хочется вообще. В течение трех недель даже крошки во рту не держу. Уточняю это, потому что встречал людей, которые говорят: "Мы голодали", а потом выясняется, что они пили соки, ели мороженое…
-…и закусывали черной икрой?
- Почти что (смеется). Полный голод - вещь непередаваемая. Позднее я стал находить подтверждения того, что мне открылось. Об этом в доступной форме, приспособленной для светского сознания, пишут Ричард Бах, Пауло Коэльо.
- Что же тебе открылось?
- Что люди - это творцы, что мы и есть Боги. У меня даже родилось такое то ли стихотворение, то ли песня:
Ты знаешь, все вокруг тебя -
Господь,
И ты его частица, что вмещает
Всевышнего всего. И Бога плоть
Есть плоть твоя, хотя о том не знает.
Но ты, четыре четверти пройдя,
Тождественность осознаешь
с Единым.
Стремясь ту силу творчества объять,
Что стать поможет плоти исполином.
Тем исполином, кто усильем воли
Себя своим же светом напоит
Миры создав, в которых нету боли,
А есть огонь, что Вечность созидает.
Я понял, что я - Бог, но попробуй это сказать, когда в тебе 60 килограммов и глаза горят, как в ночи огоньки. Если я приходил с этим к своим друзьям, они говорили: "У Джигурды крыша поехала". Потом, правда, внесли уточнение: "Стал голодать и сошел с ума. Твердит о Боге, карме, о тонком мире". Причем, пересказывая меня, мои слова перевирали.
- Хорошо, давай расшифруем, что же такое голод? Три недели ты ничего не ешь?
- Мой первый длительный голод продолжался 21 день (второй - 30, а третий - 48 дней), и после него я заработал себе доброкачественную опухоль. Почему? То, что мне открылось, было как удар. Жил себе Джигурда, камасутрил налево-направо женщин, пил водку. Нормальный мужик, чтивший гусарский девиз: "Нельзя иметь всех, к сожалению, но быть должно к тому стремление", и вдруг - стоп!
Одно дело, когда ты в течение 10 лет меняешься, а тут резко… Первое же длительное голодание преобразило меня и духовно, и физически, потому что от моих 84 кило осталось… 65. После 30 дней голода - 60 килограммов, после 48 дней - 52. Матвеев, когда видел меня между съемками, хватался за голову: "Ты смертельно заболел? Что случилось? Давай я тебе помогу!" - "Дядь Жень, все нормально, - отвечал я, - через месяц как штык буду в норме". К нужному времени я восстанавливал вес и приходил в адекватное состояние.
"Марина была единственной девственницей в моей мужской жизни, я ее боготворил"
- Но хоть воду во время голодания ты пил?
- Из 48 дней 16 обходился вообще без воды. Первые пять суток не ел и не пил, потом пару дней позволял себе воду и два дня проводил всухую. Опять пару дней пил - и минимум сутки воздерживался.
- И ничего не ел?
- Естественно. При этом за 46 дней дал 16 концертов. Последний - на 40-й день голода, предпоследний - на 30-й…
- Ты еще находил в себе силы выступать?
- А как же - пел песни, вел концерты. В это время я медитировал, использовал православную формулу "Отче наш", формулы эзотерической психологии Алисы Бейли, а также английских психологов, развивших учение Юнга.
- С каким чувством ты вспоминаешь сегодня свою аскезу? По-прежнему полагаешь, что так уж она была необходима?
- Вспоминаю ее с улыбкой, но считаю, что в столь углубленном виде она была не нужна. Если бы тогда нашелся человек, подобный мне сегодняшнему, если бы он сказал: "Чем друг дружечку стращать, поедом съедая, лучше сала шмат рубать, водкой запивая", многие вещи, в том числе длительное голодание, я бы не совершал. Но в тот момент я вошел в информационный пласт, подключился, что называется, к ноосфере.
Легко ли человеку, который любит женщин, вдруг враз от них отказаться? Просто ли тем, кто колется или покуривает травку, спрыгнуть? А ведь голодание - тот же наркотик, только высокого порядка. Правда, открыв для себя, что мы - Боги, я заработал себе опухоль.
- Это была плата за знание?
- Не совсем. Я понимал, что мы Боги, пытался об этом сказать, но не находил слов. Я видел, как люди меня пугались, прятали глаза. Сегодня говорю об этом свободно, шутя, а тогда открытие меня потрясло. Я пытался всем этим поделиться, а в ответ слышал, что неадекватен. От того, что меня не понимали, возник внутренний разлом, но это же так просто, ребята! Человек обладает интеллектом и может отождествить себя с Высшим Разумом. Мы Боги любви и, если захотим, коллективным сознанием можем все изменить. Ортодоксальная религия и эзотерические учения уходят в прошлое, это все матрица, тот самый дракон, и надо его не мочить, а взаимодействовать с ним, бороть его мудростью, словом…
- Никита, ты тут вспоминал, как камасутрил… Помню, лет 13 назад, на своей новенькой серой "Волге" я подвозил тебя с твоей потрясающе красивой женой - примой Тетра имени Вахтангова, игравшей фирменную роль Турандот, - Мариной Есипенко. Говорят, вы расстались…
- (Задумчиво). Мы прожили 12 лет. Дима, будучи гусаром и ортодоксальным мужчиной, я столько ей причинил боли… Когда начались мои вхождения в эзотерику…
-…это стало последней каплей…
- Да, это было уже через край. Она хотела ребенка, а я взбирался на другую ступень и говорил ей, что ребенок нас притормозит. При этом я боготворил ее и был благодарен ей, потому что она подарила мне колоссальные откровения и лирические стихи…
- Ты ее до сих пор любишь?
- Я продолжаю любить всех женщин, с которыми был, но Марина - единственная девственница в моей мужской жизни.
- Она сохранила невинность, будучи актрисой?
- Можешь себе представить! Пришла в театр 17-летней девчонкой, а у меня было правило: не трогать девственниц - я понимал, что это одновременно травма и большая ответственность. Наверное, первого мужчину женщины помнят всю жизнь… (Грустно). Естественно, она не выдержала, но я отдал ее в хорошие руки.
- В чьи?
- Как раз когда расставались, познакомил Марину с Олежкой Митяевым. Олег, будучи женатым, запал, и я тогда чуть ли не за грудки его взял: "Знаешь, что… Если рассчитываешь слегка поволочиться, сделать ее любовницей, будешь иметь дело со мной". Митяев развелся, женился на Маринке, она родила ему дочку, и слава Богу, у них все прекрасно.
- После этого ты женился на девушке по имени Яна. Cлышал, что, не выдержав твою очередную аскезу, она тоже от тебя ушла…
- Нет, это не так. Ушел я, поскольку после 48-дневного голода мне открылось то, что не вмещается в нормальное человеческое сознание. Я стал ощущать себя плюсом и минусом одновременно, подключился к слоям, которые открыли мне свои тайны. Я отказался от статуса воина света и вошел в ноль, который соединил в себе плюс и минус. Об этом я написал стихотворение (читает):
Ну вот и наступил признанья миг,
В который раз я признаюсь открыто:
Я - Бог, я плюс и минус, я постиг
Себя и план свой, я огня сюита.
Я убежден, - нет, я знаю! - что мы бессмертны. Телепатически я общался с тибетским учителем. Помнишь, когда года три назад мы встречались, я говорил, что могу лечить людей, снимать боль. После того разговора наступило некоторое отрезвление. Я понял, что снять боль, убрать болезнь легко, - гораздо сложнее изменить сознание человека, чьи неправильные мысли, стрессы и пагубные желания порождают хвори.
- Это понятно, а пошто Яну бросил?
- Я предложил ей уйти в Тибет или в горы Алтая, а Янка покидать светскую жизнь не захотела. Она искусствовед, окончила университет, изучала эзотерическую психологию Алисы Бейли, труды Блаватской… Позже именно она подсунула мне книгу Германа Гессе "Игра в бисер" и во многом своему благоверному помогла.
- Но уходить в горы Алтая отказалась?
- Наотрез. Для меня это был удар, потому что мы жили духовными исканиями, тем не менее сегодня я ей благодарен. Я весил 52 килограмма, когда с ней развелся и приехал в Киев, что называется, на вершине постижения. Скажу прямо: есть система философско-эзотерических посвящений. Я прошел определенные ступени и ныне не боюсь говорить, что для этой жизни воскрес.
Распятие - это не когда человека прибивают гвоздями, а когда он понимает, что физический мир иллюзорен, что есть тонкие миры, которые программируют жизнь на Земле. Вместе с тем люди, сознающие свою божественность, могут изменять жизнь и на Земле, и в тонком мире. Это, собственно, и делают черные маги, масонские ложи, черные оккультисты, это делали Ленин и Гитлер со своими ребятами. Я просто понял, что знание белой магии и белого оккультизма должно быть людям дано, и волевым путем вернулся из аскезы.
- Вернулся, огляделся по сторонам - а жены и след простыл…
- В том состоянии выжженности чувств я об этом не сожалел.
- Сколько же ее не было?
- Без Яны я прожил месяц. Мне хватило…
Для нее, кстати, это была колоссальная трагедия. Ты же знаешь мой буйный характер - он мог проявиться по полной программе, поскольку уже не отождествлял себя с космическим крестом. Еще раз повторю: эта энергия, эти информационные слои пронизывают всех нас. Каждый человек может быть Богом кармы или подлецом, Христом или Богом-отцом, но мы можем все это менять коллективным сознанием.
Когда я говорю: "Я - Бог", представляю себя не Никитой Джигурдой, а творцом всего этого, и ты - это я, а я - это ты. Помнишь знаменитую песню Джона Леннона, которую, по его словам, поймут через 100 лет? Он пел: "Я - это он, он - это мы, мы - это я, я - это ты". Эта формула ныне очень важна, но тогда я еще ее не постиг. Просто понял, что идти одному в Тибет или на Алтай нет смысла. Если посвященный поднимается на эти вершины без женского начала, его ждет ступор, он сразу начинает телепатически искать себе учеников и учениц.
- Больше, как правило, учениц…
- Да, потому что женское начало необходимо. Я подумал: зачем же мне покорять вершину - не лучше ли вернуться назад? Тем более что сказано в Евангелии: "Веруя в меня, будут делать то, что я, и сделают больше, чем я".
"Не надо обвинять голых девчонок в сексуальной распущенности"
- Скажи, Никита, больше ты голодать не будешь?
- Я голодаю, когда заболеваю или какая-то эпидемия надвигается, но трех-пяти дней хватает, потому что, если это затянется на три-четыре недели, я уйду из социума, мне станет неинтересно.
- А снова разводиться не собираешься?
- А я теперь в гражданском браке живу. Через месяц разлуки к Янке вернулся, сказал: "Боцман, я тебя прощаю. Иди сюда, давай жить по-новому"…
Парадокс в том, что главные мои песни и стихи - в частности, спектакль "Алхимия духа в эпоху блюоновых танцев" - такие же адекватные, как и мое возвращение в мир. Все это получилось после того, как я волевым путем заставил себя есть рыбу, пить вино, потом коньяк, водку.
- А потом все понеслось, как раньше?
- Понеслось, но не как раньше. Теперь я знаю, что не существует греха. Существует опыт, который тебе говорит: "Ты волен спать с кем угодно, но в таком случае поймать триппер, сифилис и иже с ним можешь гораздо быстрее, чем живя с одной".
- Теория вероятности!
- Этому посвящена песня в моем новом альбоме (поет):
Если и есть так называемый грех,
То это уверенность в собственной
низости,
Которая вносит в сознание вывих,
Не допуская божественной
близости.
И если цинизм переходит черту,
За гранью которой все люди -
животные,
Он мыслью такой укрепляет ограду,
Которая множит условия нелетные.
Нелетная погода в сознании
у многих,
Нелетная погода и в мыслях,
и в делах.
Нелетная погода найти стремится
отдых,
В божественных людских,
продвинутых умах.
Нелетная погода зависит от желания
Рассеять наважденье со взлетной
полосы.
Со взлетной полосы, где всеобщее
сознание
Способно при желании чудо
воскресить.
- Да, Никита, твоя потрясающая энергетика пробивает сейчас читателей прямо со страниц газеты…
- Тем, кто хочет голодать или идти в аскезу, хочу сказать, что как опыт это полезно, но светский мир обладает гораздо большей
Дмитрий Гордон — Никите Джигурде: "Твоя потрясающая энергетика просто пробивает…"
потенцией, чем любой религиозный эгрегор, любая эзотерическая школа.
Дмитрий Гордон — Никите Джигурде: "Твоя потрясающая энергетика просто пробивает…"
Здесь, пусть с иронией, с цинизмом, с перекосами, с
перехлестами, но есть свобода, позволяющая бунтарям и ищущим людям презреть высоты, которые в монастыре, в эзотерической психологии или каком-то эгрегоре постигаются гораздо дольшее время путем жестких практик и тотального страдания.
Кстати, когда образованные люди-актеры ударяются в религию, они говорят в своих интервью: "У Бога просим одного - страдания, потому что только в страдании очищается душа". Понимаешь, возникает коллективная мыслеформа, обращенная к себе, или к высшему Я, или к Абсолюту, как у Стругацких, Тарковского… "Чего хочешь?" - "Страдания дай!". Абсолют знает, что можно и без страдания, но если просите - нате.
Это биение в грудь: "Мы самые крутые!" - привело Русь (Россию, Украину) к полюсу страданий, к опыту, отрицательному для них и положительному для мира. Мы взяли на себя реализацию утопической коммунистической идеи и спасли остальной мир от тотального лагеря. Мы приняли удар на себя, но хватит уже, настрадались!
Давайте мечтать о том, что мы заживем, радуясь, веселясь, размышляя, соединяя низ и верх. И не надо обвинять в сексуальной распущенности голых девчонок, ругать стриптиз или изобличать кого-то в прелюбодеянии. Не лучше ли все это одухотворять, чтобы всем было радостно и чтобы мы не доставляли друг другу страданий? Не надо никого стращать: "А-а-а, те плохие, а эти неверные, их место в аду…".
- На хорошей ноте заканчиваем…
- А можно я напоследок спою один из своих первых хитов, написанный в горах, когда мы с Колей Засеевым снимали "Раненые камни"? Конь - символ сознания ментального тела, подчинив которое человек перестает ходить по кругу заблуждения. (Поет):
Ой ты, конь удалой,
Что грызешь удила?
Ты пляши подо мной,
Чтоб аж дрожь проняла.
И глаза не коси,
Не храпи из нутра.
Ты меня и себя донеси
До свободы костра.
Эх, гори, гори, гори ясно
Ты рябиной красной
И в душе моей пылай,
Чтоб жить мне не напрасно.
Гори, гори, гори ясно
Ты рябиной красной,
И в сердцах людских пылай,
Чтоб жили не напрасно!
02.10.2005, Никита ДЖИГУРДА, Первый национальный канал
Никита Джигурда: “Владеющий оружием”
Читайте интервью с Никитой Джигурдой. Пожалуй, один из самых ярких актеров и очень неординарный человек. Его мысли о женщинах, о дружбе с ними, о самосовершенствовании, да мало ли о чем еще.
1. В чем Вы стараетесь придерживаться классики?
Во-первых, моей классической основой служит девиз — "совершенствуя себя, ты совершенствуешь мир". На мой взгляд человечество мечется в лабиринте поиска врагов, поиска рая вне себя, забывая банальную классическую истину, произнесенную мною выше. Периодически мне, как и многим, приходится туго, но, тем не менее, достаточно уйти в себя на пару дней, чтобы вновь ощутить состояние гармонии.
Во-вторых, все к чему мы устремляем свой взор рано или поздно станет классикой. История культуры это подтверждает. То, что ниспровергалось и считалось дурным тоном через время вдруг становится классикой. Вопрос только в том какую степень страданий ты испытаешь в поисках этой классики пригодной конкретно для тебя, дабы ты находился в состоянии гармонии. Вот мне кажется, что я нащупал эту классику, и важно понять это изнутри.
Что касается быта, то в одежде — это классические джинсы, которым я отдаю предпочтение с юности. На сегодняшний день я люблю пиджаки, но не ношу галстуки (всегда отстаивал свободу горла от петли галстука). Кстати, в 1990 году я вышел на сцену впервые в кожаном пиджаке на голое тело. Это было совершенным новаторством, но потом начало использоваться Леонтьевым и многими другими. Я же продолжил идти по пути не шокирования внешнего, а поиска внутреннего, глубинного сока и для себя, и для других.
2. Что для Вас является классикой в дружбе?
Друг для меня — это человек, который поймет, простит, и даже если и предаст, то, не желая этого (парадоксально, но очень часто подставляют самые близкие друзья, не желая этого, то есть благими намерениями). Но в большей степени друг — это тот, кто все-таки близок мне по мировосприятию. Могу сказать, что таких людей очень мало — это мама, брат, любимая женщина и буквально еще пару человек.
3. Отличается ли на Ваш взгляд между собой женская и мужская дружба?
Мне трудно судить о женской дружбе. Хотя, классический взгляд мужчин на дружбу — это то, что у них дружба самая крепкая и настоящая, а у женщин лишь женская солидарность. Я с этим категорически не согласен.
4. Возможна ли на Ваш взгляд дружба между мужчиной и женщиной?
Я глубоко убежден, что возможна дружба между мужчиной и женщиной. Они будут уметь сублимировать энергию нижних чакр в более высокое проявление, и получат от этого громадное удовольствие, не допуская даже на уровне мысли возможность затаскивать своего друга противоположного пола в постель. Эта вещь мне знакома, у меня есть несколько женщин, с которыми я дружу. Могу говорить с ними обо всех своих проблемах, достижениях, и при этом я чувствую и вижу в них женщин. К тому же, каждая из них знает, что я никогда не лягу с ней в постель, дабы не потерять друга.
5. Чем Вы лучше чувствуете женщину: глазами, ушами, руками, сердцем…?
Надо сказать, что в каждом возрасте по-разному. Будучи совсем юным, я чувствовал женщину губами. И тогда я ощущал энергетически некую чувственную дрожь, непонятное внутри волнение, которое в какой-то момент давало понимание, что вот Она. Другое дело, что в юности это было очень часто, ведь гусарский девиз — "нельзя иметь всех, к сожалению, но быть должно к тому стремленье…". Потом уже подключились другие части тела, и это превратилось в своеобразный спорт, коллекционирование. Потом я понял, что чего-то не хватает, не хватает трепетности. Я остепенился, стал более разборчив — подключилось не только душевное, но и ментальное тело. И сегодня, вот уже на протяжении семи лет, я чувствую любимую женщину всеми частями тела — физической, душевной, ментальной и духовной.
6. Вы высоко оцениваете роль женщины в жизни мужчины, не так ли?
Это очевидно. В 2003 году наступает эпоха Водолея, эпоха матери мира, эпоха женщины. Я глубоко убежден, что когда женщина начнет проявлять свои мысли напрямую, озвучивая их, тогда мужчина сможет прорваться к еще более высоким информационным источникам, которые на сегодняшний день присущи только женской интуиции. До сих пор было так: женщины что-то придумывали себе, а потом через кормление грудью, приготовление пищи или любовную физическую связь сбрасывали в мужика свои мысли, как в компьютер, не произнося вслух ни слова. Мужчине же казалось, что это он родил возникшую мысль, а на самом деле это женщина таким тонким путем закодировала его.
7. Вы боитесь зубной боли?
Ничто человеческое мне не чуждо. Я себя воспитывал через зубную боль. И когда-то лет десять назад, делая себе голливудский рот и более узкие скулы, я удалил на нижней челюсти несколько зубов.
8. Многие спросят, что же случилось с нормальным рубахой-парнем? Вы сильно изменились.
В какой-то момент я зарубался и голодал наполовину из-за того, что хотел избавиться от болячек, а на половину потому, что хотел познать и прикоснуться к тем энергиям, которые позволят совершать на земном уровне чудеса. В общей сложности за пять лет жестких практик и медитаций я голодал больше года. Причем после полного голодания от 1 до 48 дней я понял, что мы все — Бог, и каждый из нас — частичка Бога, каждый — частичка высшего разума. И это не мания величия, как кому-то покажется, и не сказка. Это реальность, доступная каждому и зависящая от нашего желания.
9. Никита, какие из сыгранных вами ролей отразились на вашей личности?
Сыграв в "Ермаке" Ивана Кольцо — атамана бесшабашного, сыграв в "Любить по-русски" летчика Виктора Курлыгина — гусара, сыграв князя Курдского в фильме "Иван Федоров", и сыграв нашего современника, интеллектуального супермена в своем фильме "Супермен поневоле", я лишь реализовал все то, кем я был в жизни.
А серединная ступень, на которой я сейчас нахожусь, отразилась в ролях царствующих особ, которые, зная божественные миры, правили на земле. Это роль короля Карла XII в батальной картине Юрия Ильенко "Молитва за гетмана Мазепу", роль Ричарда Львиное сердце в антрепризном спектакле "Тайны замка Шиллен", роль Чингиз Хана, роль царя сарматов на всеукраинском фестивале искусств “Сармат”, проходящем в г. Донецке. Вот такая метаморфоза со мной произошла в последнее время. Я понял, что все эти царствующие особы изучали в свое время и эзотерику, и философию. Просто совместить эти знания с реальностями жизни было очень сложно, поэтому они находили релаксацию, кто в вине, кто в женщинах, кто в мальчиках, кто в войне. У всех по-разному.
10. Как Вы поддерживаете себя в спортивной форме?
Я открыл для себя новый способ поддерживать спортивную форму — через перекладину, естественную гимнастику и через психофизическую практику, близкую к гимнастике Цигун. Благодаря этому способу, я не трачу каждый день столько времени, сколько приходилось тратить раньше для поддержания формы супермена. Но знаю, что при надобности могу нарастить массу такую как в "Тонкой штучке" за две недели.
11. У Вас есть автомобиль?
Я не умею водить. Вожу только в кино. Если я кому-то нужен, то за мной высылают машину. Если мне куда-то нужно, то я вызываю такси. В Москве же езда на машине, как говорил Высоцкий, — не езда, а ерзанье, поэтому там я часто пользуюсь метро.
12. Что для Вас значит Ваше имя и фамилия?
Сама фамилия Джигурда уходит корнями в Запорожскую сечь, это кличка казака — "владеющий оружием". Другое дело, что в посл