Гость » 13 июл 2006, 23:38:07
"Диалоги (июнь 2003 г.)" Александр Гордон
А.Г. = Александр Гордон
В.П. = один умный дядька
В.К. = еще один умный дядька
…
И вот в Зимней школе мы с Кучеренко проводили гипнотический сеанс в комнате,где проживало два человека. Один студент был, собственно, испытуемым, авторой, его сосед, попросился присутствовать на сеансе, так сказать, в ролинаблюдателя. Для того чтобы его присутствие не отвлекало испытуемого, мы,дав последнему соответствующую гипнотическую инструкцию, сделали его соседа«невидимым».
А.Г. То есть, вы внушили испытуемому, что его напарника нет в комнате.
В.П. Да, дали такую инструкцию, что он невидим. Через некоторое время, когдаэтот человек убедился, что на него не обращают внимания, а экспериментдлился долго и дело было к ужину, он достал бритву и начал брить своющетину. И испытуемый… Вот это уж не сыграешь! У него буквально волосы чутьли не дыбом встали. Он не мог понять источник звука. Ведь мы же сделаличеловека невидимым, но не сделали неслышимым…
В.К. А звук звучит где-то рядом, в пространстве. Испытуемый отходит всторону, пытается заглянуть за стену, а источник звука тогда по отношению кнему меняется. То есть, его персептивная гипотеза всё время неоправдывается.
А.Г. Так получается, что бритва-то исчезла не семантически, а в привязке кэтому конкретному человеку.
В.П. Бритву он не видел, но он слышал звук. Испытуемый пошёл на встречуисточнику звука, второй человек, растерявшись, встал. И вот, не дойдябуквально несколько сантиметров до него, испытуемый вошёл в глубокий транс,как бы «поплыл».
А.Г. Самостоятельно.
В.П. Да, самостоятельно. Возникло глубокое противоречие. Вспомним, что однойиз форм наведения транса является нарушение привычного видения, как втехниках Дона Хуана у Кастанеды, создание разного рода противоречий.Вспомним буддистские коаны или создание парадоксов в НейролингвистическомПрограммировании. В данном случае, противоречие в том, что, «не видя»источника звука, испытуемый не пытался пройти насквозь своего «невидимого»соседа по комнате, и в то же время он как бы не видел его, раз ему былнепонятен источник. И вот мы начали экспериментировать вокруг этого.Оказалось, что когда…
…
…
…
Испытуемый Марик попросил помочь ему сдать экзамен по математике. У него была третья пересдача в техническом вузе. Приятно как-то отблагодарить испытуемого. Вотмы провели такой сеанс.
В.П. А вначале у него был страх перед математикой, и я его ввёл в гипноз ивнушил ему, что он выдающийся математик, а я – журналист, который у негоберёт интервью. И он с удовольствием рассказывал о том, как у негообнаружились эти выдающиеся способности как раз в том возрасте, в котором оннаходился.
В.К. И Виктор его попросил дать какие-то советы молодёжи, которая сейчас,может быть, испытывает какие-то трудности, допустим, с математикой. Уиспытуемого после этого сеанса не было больше никаких проблем с математикой.Он, во-первых, успешно сдал этот экзамен.
В.П. Это был очень интересный феномен. После того как я поработал спациентом, Володя дал ему просто листать учебник математики, по которому онготовился к экзамену. На следующий день он получил четыре. То есть в гипнозеочень обостряется так называемая эйдетическая память. Есть такой интересныйфеномен в психологии, похожий на фотографическую память. В начале прошлоговека людей с эйдетической памятью было гораздо больше, но, как показали исследования Величковского, с развитием видеотехники и визуализациейкультуры, и, очевидно, с перегрузкой визуальной памяти их стало гораздоменьше.
…
…
…
В.К. Просто в трансе легче меняются стереотипы.
А.Г. Легче отказываться от чего-то.
В.К. Лучше формируются какие-то новые воззрения. Могут меняться динамические стереотипы: почерк, походка, мимика, жестикуляция. Изменить почерк в обычном состоянии невозможно. Графологическая экспертиза различит почерк мужчины и женщины, определит возраст. Но, пожалуйста, в гипнозе внушили, что человеку 8 лет и почерк стал таким, что ни одна экспертиза не отличит от восьмилетнего.