Возможно мы имеем дело с объявлением войны России.
"Le Figaro", Франция.
Нам, безусловно, следует поздравить себя с тем, что совместные усилия Франции и Германии - наконец-то наши страны вернулись к взаимопониманию, хотя бы по данной конкретной проблеме - не позволили Украине и Грузии получить статус кандидатов в члены НАТО. Вся эта история представляется настолько абсурдной, что при мыслях о ней невольно краснеешь.
Тут возможны два предположения: или НАТО, которая по существу являлась военным союзом Соединенных Штатов и Западной Европы, направленным против Советского Союза, утратила свое первоначальное предназначение; или же мы по-прежнему имеем дело с проведением в жизнь операции по 'сдерживанию' России, по ее изоляции. В случае первой гипотезы принятие Украины (и Грузии) в антироссийскую коалицию представляет собой военный акт, или, по меньшей мере, шаг, типичный для 'холодной войны'.
Если верно второе предположение, то представляется непонятным, почему Киев собираются принять в НАТО, а для Москвы не предусмотрено никаких институциональных изменений. Короче говоря, в данном случае мы, возможно, имеем дело с ничем не спровоцированным объявлением войны России Путина и Медведева.
Конечно, никто не станет оспаривать тот факт, что и Украине, и Грузии необходимо решать проблемы национальной идентичности и безопасности. Украина в частности так никогда до конца не смогла материализовать свою северную границу с Россией, и, кроме того, на ее территории, по всей Восточной Украине, на Донбассе, проживает русскоговорящее меньшинство, на самом деле являющееся большинством, среди которых много ассимилированных украинцев. На противоположном общественном и культурном полюсе Украины находится ее галицийская и волынская западная часть, традиционно тяготеющая к Польше, католицизму, и, в наши дни, западному миру.
Между двумя полюсами - истинный центр Украины, который хочет сохранить государственную независимость, но при этом не разрывать окончательно отношения с Москвой. Именно этот центр, который сегодня представляет симпатичная Юлия Тимошенко, - являющаяся, правда, такой же украинкой, как автор этих строк японцем, - должен в конечном итоге одержать победу в достижении консенсуса между Брюсселем и Москвой: российско-украинская граница останется на месте, но при этом Украина не превратится в антироссийского троянского коня.
В случае Грузии все обстоит гораздо проще и намного сложнее: все величие Грузии, даже тот факт, что ей удалось остаться христианской нацией, зиждется на ее союзе с Россией. А великие грузины (Сталина мы к ним не причисляем) от князя Багратиона, участника войны 1812 года, до Берии, который обеспечил Советский Союз разведданными, благодаря которым страна в скором времени превратилась в ядерную державу, умножили славу России. И сегодня несть числа знаменитым грузинам, которые добавляют блеска Москве - это и скульптор Церетели, и промышленник Бенукидзе, и известный телеведущий (и внучатый племянник Сталина) Сванизде. Вина за бессмысленную эскалацию российско-грузинского конфликта лежит на демагогах-националистах, коих хватает в обоих лагерях, и коим, однако, суждено - все об этом говорит - оказаться на свалке истории. Западу же, вместо того чтобы своими мало полезными маневрами тормозить примирение Грузии с Россией, стоило бы заняться усилением антитеррористического заслона на Кавказе, что возможно как раз при условии примирения Тифлиса и Москвы.
В общем, вместо того чтобы строить безумные планы по воссозданию мирными методами линии фронта, проходившей в 1942 году по советской территории, не лучше ли с большим уважением отнестись к взаимосвязям между государствами-членами СНГ, которые возникли не в сталинский период, а складывались на протяжении всей российской и евразийской истории.
Истина проста: геополитические интересы континентальной Европы - Франции и романских народов, а также Германии и германских народов - явно расходятся с интересами США, а, возможно, и Великобритании.
Америка считает, что возросшая зависимость европейцев от поставок нефти и газа с Персидского залива вынуждает нас разделять с Вашингтоном его приоритеты по обеспечению безопасности на Ближнем Востоке. Но мы могли бы спокойно освободиться от зависимости от Саудовской Аравии, если бы установили прочные партнерские отношения с Россией в нефтегазовой области. Таким образом, становится понятна суть американских маневров, преследующих цель помешать установлению этого партнерства, особенно, если учесть, что они исходят из военно-энергетического комплекса, лидером которого пока еще является вице-президент Чейни (Cheney). Безусловно, мы солидарны с американцами в стремлении победить исламский терроризм, и поэтому хорошо, что французский президент четко и ясно выразил приверженность этой общей задаче. Но мы категорически против стратегии, нацеленной на унижение и сдерживание России, а также сокращение ее территории.
Следовательно, будущее НАТО лежит в большей солидарности с Соединенными Штатами в деле борьбы с терроризмом и значительном улучшении отношений с Москвой, что позволит совместными усилиями строить будущее нашего континента.
Александр Адлер (Alexandre Adler)
"Le Figaro", Франция
07 апреля 2008