Как сообщает «КоммерсантЪ», ссылаясь на источник в администрации президента, Россия уже в начале ноября может объявить о выходе из переговоров о вступлении в ВТО. По данным газеты, еще 21 октября (в этот день в Москве как раз находилась К.Райс) Владимир Путин уведомил американскую сторону о возможном выходе из переговоров, если в российско-американском диалоге по этой теме не будет достигнуто прогресса.
Другое российское издание, газета «Известия», со своей стороны, информирует, что Кондолиза Райс приезжала в Москву с «обоюдовыгодным» предложением. В обмен на согласие России поддержать в Совбезе ООН резолюцию, предусматривающую введение санкций против Ирана, Вашингтон выражал готовность «забыть» о российских «недостатках», которые до сих пор препятствуют вступлению нашей страны в ВТО.
Если придерживаться точки зрения американских экспертов по проблемам ВТО, то таких «недостатков» у России, прежде всего, два. Во-первых, это позиция Москвы по поставкам в Россию американской сельхозпродукции. А во-вторых, проблема обеспечения интеллектуальной собственности иностранцев в нашей стране. В свою очередь, глава МЭРТ Герман Греф, чье ведомство курирует торгово-экономическую составляющую переговорного процесса, заявляет, что проблема интеллектуальной собственности Москвой уже разрешена и соответствующий документ «находится в стадии разработки». Что же касается поставок сельскохозяйственной продукции, а также ветеринарных мер, на которых настаивает Москва, то этот комплекс вопросов Греф вообще называет «мелочью, цена которой — 10-20 миллионов». Словом, считает глава МЭРТ, американская сторона на переговорах по ВТО явно преувеличивает имеющиеся разногласия.
Следуя, видимо, этой логике, глава МЭРТ и сделал 20 октября громкое заявление (которое уже по счету?!), что переговоры с США близки к завершению. А на следующий день президент уведомил Райс о вероятном выходе нашей страны из переговоров. Что это означает — закат Грефа?
Безусловно, да, если рассматривать пока лишь роль его ведомства в решении вопросов присоединения к ВТО. Дилемма вступления/невступления нашей страны в эту организацию уже переросла в стадию преимущественно торгово-экономическую (когда Греф и сотоварищи оперировали понятиями торговых «выгод/убытков», которые Россия, мол, получит от вступления в ВТО) и превратилась в комплексную проблему огромной государственной значимости. Решить которую по силам разве лишь высшему руководству страны, а не грефовскому аппарату, продолжающему лоббировать проект присоединения России к ВТО.
И президент, судя по всему, свой выбор сделал. Несмотря на «обоюдовыгодные» предложения, поступающие из Вашингтона — как правило, заведомо неприемлемые для Москвы, — Путин окончательно решил в ВТО не вступать. И уж тем более за счет критически важных уступок.
Решение президента — окончательно, правда, еще не озвученное — учитывает целый банк аргументов в его пользу. Начать с того, что даже среди мировых экспертов превалирует мнение, что с чисто экономической точки зрения присоединение России к ВТО выгодно, прежде всего, самим США, которые получают в лице России огромный рынок сбыта своих товаров и услуг. А вот то, что получит взамен российская экономика, привлекательно описано разве лишь в сказках, которыми все последние годы почивало российскую общественность ведомство того же Грефа. Подавляющее же большинство экспертного сообщества России давно уже признает гибельность для нашей страны курса в ВТО.
Последний тому пример — прошедшие на днях парламентские слушания в Госдуме на тему: «О правовом обеспечении интересов РФ в связи с вступлением в ВТО». Зампред Комитета ГД по природным ресурсам и природопользованию Владимир Кашин отметил там, что ВТО — это, прежде всего, инструмент лоббирования интересов производителей продукции высокой степени переработки. России же сегодня выходит на международные рынки только с сырьем. Которое продается во всем мире не по правилам ВТО, а по устоявшейся традиции тех или иных сырьевых рынков. И потому присоединение России к ВТО, заявил зампред думского комитета, вызовет гибель целых отраслей российской экономики и будет способствовать лишь ускоренному разграблению и вывозу за рубеж российских природных ресурсов.