Старое оружие для "молодой демократии". США готовят Грузию к войне?
Под разговоры о приверженности дипломатическому разрешению конфликтов на территории Абхазии и Южной Осетии Тбилиси наращивает военный потенциал темпами, внушающими сомнения в искренности мирных намерений грузинского руководства.
На фоне сложнейшей социально-экономической ситуации в республике рост бюджета силовых ведомств в 2005 году составил более 90%, достигнув 250 млн долл, а объем военной помощи США вырос более чем вдвое до 74 млн долл. Значительная часть этих средств, по оценкам специалистов, идет на закупки вооружений, которые щедро предоставляются недавно вступившими в НАТО странами Восточной Европы, Турцией, а также стремящейся в Альянс Украиной. Поставки старой советской техники в Закавказье на деньги США и с молчаливого одобрения руководства Североатлантического блока угрожают в самом ближайшем времени "разморозить" существующие в регионе конфликты.
Российское руководство неоднократно обращало внимание на то, что в последние годы страны Восточной Европы поставляют оружие в Грузию, а также на то, что делается это не без поддержки заинтересованных "третьих сторон". Более того, как отмечал министр иностранных дел России Сергей Лавров, техника в Грузию поставляется "в нарушении тех правил, которые существуют на международном рынке оружия".
Последнее громкое заявление на этот счет сделал вице-премьер, министр обороны РФ Сергей Иванов 28 сентября перед заседанием совета Россия-НАТО в Словении. "Некоторые государства — члены НАТО, которые сейчас модно называть молодой Европой, поставляют в Грузию вооружения, которые в свое время были поставлены в эти страны Советским Союзом с запретом их реэкспорта", — заявил он. Иванов охарактеризовал подобные действия как "прямое нарушение действующего соглашения в области контроля за обычными вооружениями" (ДОВСЕ) и "пиратство".
Как утверждает журнал "Экспорт вооружений" со ссылкой на реестр ООН, в 2002-2005 гг. в Грузию были поставлены 61 танк (51 Т-72 и 10 Т-55), 52 БМП-2, 30 БТР-80, 24 152-мм и 12 122-мм гаубиц, 6 установок залпового огня, 39 минометов калибра 120 мм, 12 штурмовиков Су-25К, 8 боевых вертолетов Ми-24 и Ми-35, 2 транспортных вертолета Ми-8МТВ, 12 многоцелевых вертолетов Bell UH-1H (из них 4 для разборки на запчасти), 1 ракетный катер, 2 сторожевых катера и 2 малых десантных корабля.
Перечисленная техника поставлялась, главным образом, Чехией и Украиной, а также Болгарией, Турцией, Грецией и США. Кроме того, по информации "Зарубежного военного обозрения", поставки вооружений в Грузию осуществлялись также Македонией, Сербией и Черногорией, Албанией, Венгрией и Румынией.
Интересно, что в начале сентября министр иностранных дел Сербии и Черногории Вук Драшкович запретил реализацию очередной поставки вооружений для Тбилиси, мотивировав это тем, что "оно может быть использовано против России". "Мы лучше обанкротимся, чем будем вооружать ненавистников России", — так прокомментировал "Российскому миротворцу" это решение представитель оружейного завода в Крагуеваце. Любопытно, что сразу после заявления Драшковича, грузинский министр иностранных дел Гела Бежуашвили встретился с президентом Сербии Борисом Тадичем. Однако Бежуашвили так и не удалось урегулировать с Тадичем разногласия по поводу поставок сербского оружия в Грузию, замечает издание.
А в октябре с заявлением о том, что в Грузию нелегально поставляется оружие, выступил лидер фракции компартии в Верховной Раде Петр Симоненко. По его словам, Украина поставила 40 танков "в Грузию, которая сейчас находится в состоянии конфликта с Россией". Несколькими днями позже другой украинский парламентарий от той же партии Георгий Крючков сообщил, что готовятся к отправке комплексы "Оса", ракеты "земля-воздух" и самолеты Су-27. По его сведениям, поставленные танки оплачивали американцы.
Ни для кого не секрет, что значительные объемы внебюджетных средств поступают в распоряжение МО Грузии в виде помощи других стран, в первую очередь США. Действительно, иначе сложно объяснить, откуда у довольно маленькой (4,5 млн человек) и не очень богатой (736 долл. -ВНП на душу населения) средства на наращивание военного потенциала.
Как рассказал РИА Новости научный сотрудник Центра АСТ Руслан Алиев, суммарный бюджет силовых ведомств в 2002, 2003 и 2004 гг. составил соответственно 54,3; 74,7 и 130 млн долл. В 2005 году, по его данным, рост военного бюджета составил более 90% и достиг 250 млн долл. При этом, как отмечает эксперт, рост происходит и относительно ВВП республики: если в 2002 году бюджет силовых ведомств составлял 1,6% от ВВП, то в 2005 он достиг почти 4%. По данным "Зарубежного военного обозрения", 40% этих средств расходуется по статье "Закупки вооружения и военной техники".
Растет объем и внебюджетных средств, в частности, военной помощи США. Так, только в 2005 году Вашингтон выделил на военные нужды Грузии порядка 74 млн долларов, что представляет собой более чем двукратное увеличение по сравнению с 2004 годом (30 млн).
Как утверждает "Зарубежное военное обозрение", "за истекшие 12 лет американцы предоставили помощь Грузии, в том числе в военной сфере, в размере 1,3 млрд. долларов". Так, в 2002-2004 годах в рамках программы США "Обучение и оснащение", по данным "Jane's Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS", было израсходовано 64 млн. долларов. Стоимость другой американской программы — "Операция по сохранению стабильности", реализуемой с 2005 года, составляет 60 млн. долларов. Кроме того, безвозмездная помощь США осуществляется по программам "Финансирование закупок вооружения иностранными государствами (FMF)" и "Обучение и подготовка иностранных специалистов (IMET)". По программам FMF и IMET в 2005 году США выделили Грузии 11,9 и 1,4 млн. долларов соответственно (в 2006 и 2007-м объемы финансирования планировалось сохранить на уровне 2005 года).
Вторым по значимости военным партнером Грузии считается Турция (член НАТО с 1952 года). В соответствии с опубликованными в "Jane's Sentinel Security Assessment, Russia and the CIS" данными, начиная с 1998 года Турция оказала этой закавказской республике безвозмездную военную помощь на сумму около 40 млн. долларов.
Грузинское руководство и само не скрывает, что компенсация поставщикам оружия выплачивается за счет зарубежных программ. Так, в конце прошлого года министр обороны Грузии Ираклий Окруашвили признал, что Чехия передала в дар министерству обороны Грузии "определенное количество амуниции и вооружения" исходя из грузино-американской военной программы "Операция по сохранению стабильности". При этом он добавил, что Россию вопрос о том, "у кого Грузия купит оружие или получит это вооружение в подарок", не касается.
Схема поставок, по которой Грузия закупает вооружения у стран Восточной Европы на деньги США, выгоден не только Тбилиси, но и его поставщикам, которые в связи с переходом на натовские стандарты вынуждены избавляться от старого оружия.
Кроме того, руководство ряда восточноевропейских республик (Украина, Польша) поддерживает планы США по диверсификации поставок углеводородов в Европу, так как их реализация должна непосредственно сказаться на госбюджете этих стран — за счет доходов от транзита. В этой связи уместно напомнить, что обретающая все более четкие очертания концепция "энергетического НАТО" была предложена именно Варшавой, активно противящейся сегодня строительству Северо-Европейского газопровода.
Закавказье же, как признал в августе этого года председатель сенатского комитета по иностранным делам США республиканец Ричард Лугар, имеет "стратегическое" значение для "экспорта нефти и газа из Казахстана в обход России и Ирана". В частности, через территорию Грузии проходит нефтепровод Баку-Тбилиси-Джейхан, создание которого лоббировалось Белым Домом.
Сепаратистские настроения в Южной Осетии и Абхазии никак не способствуют безопасности этой транспортной артерии. К тому же, урегулирование территориальных споров является одним из условий вступления в НАТО, к чему стремится Грузия. То, что руководство этой страны неожиданно начнет демонстрировать дипломатическое искусство в обращении с Сухуми и Цхинвали, наблюдатели сомневаются. А значит, ставка весьма вероятно будет сделана на военную силу.
В Восточной Европе, судя по заявлениям властей, очень хорошо понимают двусмысленность ситуации и не прочь ей воспользоваться. Так, когда вопрос о незаконном экспорте советского оружия в Грузию был задан министру обороны Польши Радославу Сикорски, тот ответил, что ему об этом "ничего не известно", а если бы и было, ничего нелегального он в таких поставках не видит. "Мне не известно, что на Грузию наложены какие-то санкции в этом плане", — заявил Сикорски.
С похожим заявлением выступила Болгария. Министр обороны этой страны Веселин Близнаков напомнил, что никаких санкций в отношении Грузии не действует, а потому он не видит причин свертывать программы военно-технического сотрудничества с Тбилиси. Тем более что, по его мнению, они "вносят вклад в усилия по стабилизации Грузии".
Отметает обвинения российского руководства и министр обороны Литвы Юозас Олекас. "Передать оружие странам новой демократии — абсолютно корректно и правильно. Часть вооружения в прошлом десятилетии была подарена и Литве", — утверждает Олякас. По словам министра, в 2002 году Литва передала Грузии избыточное вооружение стрелковое оружие и боеприпасы, которое ранее получила из Польши, и разрешение Польши на передачу оружия у нее было. "Думаю, что это был добрый, дружественный жест", — говорит министр.
Впрочем, специалисты предостерегают от того, чтобы видеть в действиях восточноевропейских стран просто "распродажу старой советской техники". "Очевидно, что Саакашвили собирается с кем-то воевать, — утверждает научный сотрудник Центра АСТ. — Осталось догадаться, с кем".
"Анализ баланса внешних и внутренних угроз Грузии показывает, что грузинское руководство намерено применять закупаемые наступательные вооружения никак не в противостоянии с Турцией, Арменией или Азербайджаном. Кроме как с Осетией, Абхахией и Россией воевать ей не с кем. При этом к войне Грузия готовится на деньги США и при молчаливом одобрении НАТО. Вряд ли это можно считать дружественным в отношении России шагом ", — продолжает Алиев.
Поэтому заявления грузинского руководства о приверженности мирным способам урегулирования конфликтов не должны вводить в заблуждение. "Если верить заявлениям Саакашвили, что он настроен исключительно миролюбиво, придется сделать вывод, что все эти закупки — просто выбрасывание денег на ветер. Ведь никакого иного назначения, кроме основного, ни у танков, ни у минометов, ни у истребителей нет", — заключает эксперт.
Так что когда российский президент говорит о том, что "ситуация в Грузии развивается в направлении возможного кровопролития, и грузинское руководство стремится к восстановлению территориальной целостности военным путем", он очень близок к истине.
Ольга Сухова, rian.ru