Гость » 05 авг 2008, 00:11:52
Часть 1
Оглянись вокруг. Что ты видишь?. Везде кто-то или что-то ходит, ползает, бегает, возится, копошиться, щебечет, стрекочет, журчит, рычит. Так можно продолжать до бесконечности. Это всё движения нашей планеты, её дыхание. Мировая жизнь представляет собой совокупность таких вот копошащихся маленьких жизней, которые, сменяя друг друга, поддерживают земной пульс. Но всё имеет начало и конец. А где же начало? Откуда взялась наша планета? Как появились все её обитатели? Или кто её слепил, такую многообразную и неповторимую? И, наконец, как возникло человечество? Наверно многие сами приходили к этим вопросам. Необходимо так же учесть значимость этих вопросов для каждого человека. Говорят, что у того, кто не знает своего прошлого, нет будущего. Конечно, можно рассуждать таким образом: «Не важно, как я возник, - важно то, что я существую. И кто знает, сколько лет я проживу – 60, 70, а, может 80? Созданы ли мы или развились в процессе эволюции – от этого для меня всё равно ничего не изменится». Хотя на самом деле изменится отношение к жизни и к будущему. И то, как возникла жизнь, определённо повлияет на дальнейший ход истории и на место, которое мы в ней занимаем.
Существует огромное количество и похожих, и противоположных теорий по поводу возникновения жизни на нашей планете. Большинство людей придерживаются либо идеи эволюции Дарвина, либо божественной идеи создания.
Защитники теории эволюции считают, что в наше время она является установленным фактом. По их мнению, эволюция – «действительное явление», «реальность», «истинное событие». Но так ли это? Рассмотрим следующие примеры: раньше думали, что земля плоская, теперь же совершенно точно установлено, что она круглая. Это факт. Раньше думали, что земля является центром вселенной, и что небеса вращаются вокруг земли. Теперь же мы знаем наверняка, что земля вращается по орбите вокруг солнца. Это тоже факт. На основании доказательств прежде спорные теории были подтверждены как неопровержимый факт, как реальность, как истина. Возможно, не за горами тот день, когда мы узнаем ещё что-то новое о строении земли и опровергнем< современные взгляды. И посещая запредельные дали космоса человек неожиданно познакомится с самим Богом. Труд Чарльза Дарвина под названием "Происхождение видов", опубликованный в 1859 году, заставил людей посмотреть на себя совершенно с другой, непривычной для того времени, стороны.
Такие простые и доступные понятия, как вполне естественное желание любого человека создать семью, рожать и воспитывать детей, получило новое звучание - природой заложенное в человеке стремление к сохранению и совершенствованию рода, что в свою очередь повлекло за собой новую трактовку любви и секса.
Новая теория подрывала не только библейский миф о происхождении человека, но скрывала в себе куда более глубокую угрозу для существующей морали. Сопротивление было велико, особенно со стороны католической церкви.
Сразу же после публикации работы зарождается новое "научное" направление - наука о
сотворении мира или научное мироздание (creation science, scientific creationism, creationism) - антидарвинистская доктрина, постулирующая, что жизнь на Земле, сама Земля и Вселенная были созданы Богом из пустоты.
Лишь в 1950 году Папа Пий XII в своем труде "Humani Generis" признает биологическую эволюцию, настаивая при этом, что Бог все же был необходим для того, чтобы вселить душу в человека. Вообще надо признать, что церкви пришлось нелегко.
На протяжении всего 20-го века ей приходилось постепенно сдавать свои позиции, приспосабливая церковное учение к стремительно развивающейся науке. Историческое заявление прозвучало в 1981 году от настоящего Папы Иоанна-Павла II. Обращаясь к Папской научной академии, он сказал, что постулат о том, что Земля и человек были созданы Богом, безусловно, остается незыблемым, но было бы ошибочно рассматривать Библию в качестве научного трактата о том, как именно была создана Земля и человек, так как Библия была написана, исходя из представлений о космологии того времени. Немного более либеральная протестантская церковь смирилась с дарвинизмом еще в конце XIX века.
Президент Рочестерского теологического общества A.H. Strong написал в своем труде Systematic Theology (1885): "Мы допускаем правильность принципов эволюции, но рассматриваем их только как средства божественного интеллекта". Многие, кто пытался примирить церковь с наукой, строили новые< теории, которые предполагали, например, что шесть библейских дней, за которые Бог создал Землю и человека, просто длились очень долго.
(Седьмой день, день отдыха, по всей видимости, длиться до сих пор). Но все эти теории спотыкались, как только речь заходила о непосредственном происхождении человека.
Одна из современных эволюционных концепций об истоках жизни излагается в книге Ричарда Докинса «Эгоистичный ген». Согласно его теории, вначале земля имела атмосферу, состоявшую из углекислого газа, метана, аммиака и воды. Под влиянием энергии солнечного излучения и, может быть, благодаря молниям и вулканическим извержениям, эти простые соединения расщеплялись и затем преобразовывались в аминокислоты. Их разновидности постепенно скапливались в морях и образовывали соединения, подобные белкам.
В результате океан превратился в «первичный бульон», на первых порах неживой. Затем «случайно образовалась особенно примечательная молекула», способная к воспроизведению. Подобные молекулы группировались и затем, опять-таки благодаря чрезвычайно маловероятному случаю, со всех сторон окутывались другими белковыми молекулами, которые имели защитную функцию и служили мембраной. Таким образом первая живая клетка произвела сама себя. Возможно ли это?
Вероятность же случайного образования в первичном бульоне хотя бы простой белковой молекулы равна 1:10113. Однако любое событие, вероятность которого равна 1:1050, уже откланяется математиками как неосуществимое событие.
Ещё для ускорения химических реакций в клетке необходимы ферменты. Без них клетка погибла бы. Для обеспечения жизненных процессов необходимо 2 000 белков, действующих в качестве ферментов. И теперь вероятность возникновения всех их равна 1:1040 000.
Такая вероятность вопиюще мала. Ещё труднее объяснить случайное возникновение полного генетического кода, являющегося необходимым условием для размножения клетки, так как достаточно сложно появление нуклеотидов, которые входят в состав РНК и ДНК. Благодаря бурному росту знаний за последнее время, пропасть между неживой материей и живыми организмами только увеличилась. Было установлено, что даже древнейшие известные нам одноклеточные организмы – это непостижимо сложные микроскопические формы жизни.
В 1953 году Стэнли Миллер подверг «атмосферу», состоявшую из водорода, метана, аммиака и водяного пара, электрическим разрядам.
Однако он получил лишь 4 из 20 аминокислот, необходимых для жизни. До сих пор не удалось получить полного набора. Так же примечательно то, что такой опыт идёт лишь без свободного кислорода в атмосфере. И если бы в воздухе был кислород, то первая аминокислота никогда бы не образовалась; а без кислорода она была бы уничтожена космическими лучами. Так же абсолютно невероятно образование «первичного бульона», потому что та же энергия, которая расщепляла бы в атмосфере простые химические соединения, ещё быстрее разлагала бы на составные части любые образовавшиеся сложные аминокислоты. Этого можно было бы избежать, поместив аминокислоты в воду, но здесь было бы недостаточно энергии для активации последующих химических реакций. Останемся ли мы на непоколебимой прежней позиции, исследовав недостатки эволюции?
Так, когда готовилась публикация особого столетнего издания книги Дарвина «Происхождение видов», тогдашнего директора Института содружества по биологическому контролю в Оттаве У.Р. Томпсона попросили составить предисловие. В нём он сказал: «Как известно, среди биологов имеются большие расхождения во мнениях не только относительно причин эволюции, но и относительно причин эволюции, но и относительно самого процесса. Эти разногласия существуют потому, что доказательства не удовлетворительны и не позволяют сделать какого-либо определённого вывода».
Учёные обнаружили миллионы костей и другие свидетельства прошлой жизни, так называемые ископаемые остатки. Они дают представление о развитии животных, населявших Землю, однако не доказывают того, что один вид жизни развивался в другой. Согласно теории Дарвина, сначала образовались одноклеточные организмы, которые, впоследствии, подвергаясь деформации в течение сотен миллионов лет, преобразовались сначала в беспозвоночных морских животных, а потом - в рыб.
Если бы это предположение было верным, то палеонтологи могли бы предъявить “промежуточное звено” - переходные виды, связывающие различные виды животных.
К примеру, если бы птицы действительно произошли от рептилий, то в древности существовали бы миллионы животных, являвшихся полуптицами полурептилиями. В книге о происхождении видов исследователь подчеркнул следующее: “Если моя теория верна, то в истории должно существовать бесчисленное множество промежуточных форм, связывающих виды друг с другом.
Часть 2
Однако доказательства, повествующие об их существовании, могут содержаться только среди останков древних животных”. В предвкушении таких находок Дарвин даже дал этим загадочным существам название “формы среднего перехода”. Если и вправду одни виды произошли от других при помощи постепенных преобразований, то почему же нам совсем не встречаются “промежуточные формы”? Дарвин считал, что они должны были сохраниться в земных слоях, и обязательно будут обнаружены при более подробном изучении древних останков. Поэтому поддерживавшие его эволюционисты на протяжении 140 лет изучали геологические слои во всех уголках планеты в поисках необходимых останков. Эти поиски закончились огромным разочарованием. “Промежуточные формы”, которыми бредил Дарвин, оказались продуктом его фантазии, направившей научный поиск по ложному пути. Известный английский палеонтолог Дарек Эйджер вопреки своим эволюционистским взглядам признает: “Наша проблема заключается в следующем: при тщательном исследовании останков, как на уровне классов, так и на уровне видов, перед нами постоянно встает один и тот же факт: образование групп произошло не постепенно за счет изменений, а одномоментно”. Самым древним слоем, в котором встречаются останки древних животных, является слой кембрийского периода, возраст которого колеблется в пределах от 530 до 500 миллионов лет. В слоях докембрийского периода нет никаких других останков живых организмов, кроме одноклеточных. В кембрийский период одномоментно и одновременно появляются различные виды, сильно отличающиеся друг от друга. Это 30 видов беспозвоночных: медузы, улитки, трилобиты, морские звезды, которые обладали сложной системой органов. К примеру, глаз трилобита работал при помощи системы двойной линзы, состоящий из сотни различных ячеек. Ячеистая структура глаза трилобита совсем не изменилась за 530 миллионов лет. Эта же структура глаза имеется у пчел и стрекоз. Но до трилобитов не было никаких других более примитивных животных, от которых он мог бы унаследовать или развить сложную структуру глаза. Это доказывает, что живые существа этого периода не имели никакого общего предка. Более того, останки, принадлежащие животным, жившим сотни миллионов лет назад, ничем не отличаются от существующих и ныне. Например, скелет акулы, возраст которой составляет 400 миллионов лет, обладает такой же структурой, что и скелет современной акулы; нет абсолютно никакой разницы между муравьем, возраст которого 100 миллионов лет, и современным муравьем. Живые существа, созданные Богом, никак не изменились с момента их создания. Самый известный сторонник теории эволюции, английский зоолог Ричард Давкинс констатирует следующий факт: “Живые существа кембрийского периода зародились в единый миг и в том состоянии, как будто и не было никакой эволюционной истории”. Это обстоятельство делает теорию эволюции ошибочной. В своей книге Дарвин писал: “Если бы множество видов, принадлежащих к одному классу, начали свое существование в один момент и все сразу, то этот факт стал бы смертельным ударом, нанесенным по моей теории, основанной на происхождении животных от одного предка эволюционным путем методом естественного отбора”. Оказалось, что этот смертельный удар был нанесен теории Дарвина еще в кембрийский период. Дарвин признавал ещё один недостаток своей теории: «Предположение, чтобы глаз. мог быть выработан естественным отбором, может показаться, сознаюсь в том откровенно, в высшей степени нелепым». Эта проблема так и не была разрешена. Напротив, то, что люди узнали о глазе со времени Дарвина, показывает, что глаз ещё сложнее. Напрашивается вывод, что глаз был сконструирован Богом, и ни один конструктор не смог сделать это лучше. Теория эволюции сталкивается ещё с одним затруднением. Какой основной механизм позволил организмам одного типа эволюционировать в организмы другого типа. По мнению эволюционистов, в этом играют роль различные «случайные» изменения. Однако тут требуются не первые попавшиеся мутации, а лишь полезные изменения. Но эволюционисты согласны с тем, что большинство из мутаций вредны или смертельны. Как оказалось, даже благоприятные мутации представляют только разнообразие, но никогда не производят ничего нового. В результате мутации может измениться кисть, бывают аномалии пальцев либо присутствует шесть пальцев, но кисть никогда не превращается во что-то другое. Специалисты по искусственному отбору обычно обнаруживают, что по прошествии нескольких поколений достигается пик, сверх которого невозможно дальнейшее усовершенствование, и новый вид при этом не образовывается. Также на основании опытов было выяснено, что после определённого числа поколений мутанты вытесняются. Они не могут конкурировать, потому что они не совершенствовались, но были дегенеративными и находились в невыгодном положении. Фрэнсис Хитчинг резюмирует значение мутаций так: « Гены – это мощный стабилизирующий механизм, главная задача которого заключается в предотвращении развития новых форм. Случайные, возникающие друг за другом мутации на молекулярном уровне не являются объяснением высокой организованности и растущей сложности живых организмов» И это ещё не все проблемы, с которыми сталкивается эволюция. Даже сам Чарльз Дарвин отдавал себе отчёт в недостаточности своей теории. В заключении своего труда он писал: «Есть величие в этом воззрении на жизнь с её различными силами, изначально вложенными творцом в незначительное число форм или только одну». С другой стороны, что можно сказать о сотворении как о теории, объясняющей возникновение жизни? Предлагает ли оно более солидную систему доказательств, чем утверждения, на которых основывается эволюция?
Содержит ли Бытие, наиболее известное сообщение о сотворении, достоверные ответы на вопрос, как возникла земля и живая природа? Необходимость рассмотрения Бытия состоит не в том, чтобы подогнать его к какой-нибудь системе теоретических взглядов, а в том, чтобы расследовать и установить, соответствует ли она известным фактам. Кроме того, нельзя забывать, что сообщение книги Бытие было написано не для объяснения механизма сотворения. Оно, скорее, излагает основные события, описывая, что было создано, в каком порядке и когда, или в какой «день», впервые появилось.
При исследовании сообщения книги Бытие важно также помнить, что в ней вещи рассматриваются с точки зрения людей на земле. События описываются так, как видели бы их земные наблюдатели, если бы они присутствовали при сотворении. Это видно по изложению событий четвёртого «дня» Бытия.
Солнце и луна там описываются как великие, в сравнении со звёздами, светила, хотя многие звёзды гораздо больше нашего солнца, и луна в сравнении с ними ничтожна. Но всё это – не для земного наблюдателя. С земной точки зрения солнце кажется «светилом большим, для управления днём», а луна – «светилом меньшим, для управления ночью» (Бытие 1:14-18). Первые слова Бытия указывают на то, что земля могла существовать уже миллиарды лет до первого «дня» сотворения, хотя и не говорится как долго. Эти слова описывают состояние земли накануне этого первого «дня»: «Земля же была безвидна и пуста, и тьма над бездною; и Дух Божий носился над водою» (Бытие 1:2). Когда начинают сравнивать Библейское повествование с современными научными представлениями о сотворении мира, обращают внимание только на противоречия. Так, считают, что слово «день», употребляемое в первой главе, обозначает 24 часа. Это происходит из-за игнорирования времени и места написания книги Бытия. Если бы Моисей жил в наши дни, то он записал бы то, что ему было открыто Богом, совсем другими понятиями. Книга Бытия написана языком своего времени, языком пастушеского народа, когда понятия людей и их речь были достаточно ограничены. Язык был так беден словами, что часто одно слово выражало несколько понятий, например, еврейское слово «йом» означало и день, и период времени. Кроме того, религиозный язык Востока даже до евангельских дней был языком символов и образов. Так современные астрономические законы появились спустя много времени после сотворения Земли с богатейшим растительным миром, вот почему это отделение и «времен года и дней, и годов» он описывает на четвертый «день» творения. И сказал Бог: «да будут светила на тверди небесной для освещения земли и для отделения дня от ночи». (Бытие 1:14-16).
Здесь ясно говорится о появлении дня и ночи, следовательно, употребление слова «день» при описании первых трех дней, а также слова «вечер» и «утро» являются только лишь символической формой изложения, о чем ясно свидетельствует Иоанн Златоуст в толковании на книгу Бытия: «Для чего сказано, что было утро, и был вечер, чтобы ты знал, что не мгновенно все появилось, а что было начало, середина и конец этого периода». Однако в Бытие 1:5 говорится, что сам Бог, разделив день на более короткие части, назвал «днём» лишь светлое время дня. В Бытие 2:4 все творческие периоды называются одним «днём»: «Вот происхождение неба и земли, при сотворении их, в то время, когда Господь Бог создал землю и небо». В русском языке часто говорят о «заре жизни» или «закате дней», и при этом подразумевается не столько часть суток, сколько целые периоды жизни.
Часть 3
Разумным кажется вывод , что сотворение охватывало длительные промежутки времени – тысячелетия. Что же происходило в течении этих творческих периодов? Соответствует ли библейское сообщение об этом научным данным? Ниже следует обзор «дней», о которых говорится в Бытии. Необходимо особо остановится на тех моментах, которые кажутся противоречащими Богооткровенному учению. Четыре дня были посвящены астрономическому периоду жизни Земли, а все последующие рассказывают о геологическом периоде. Перед тем, как разбирать каждый день в отдельности, очень уместно дать краткий обзор главных вех в развитии Земли и населяющих ее организмов. История земли, со времени появления на ней органической жизни и до появления человека, разделяется на три больших периода на три «эры», резко отличающиеся одна от
другой и носящих названия: Палеозой древняя жизнь, Мезозой средняя жизнь, и Неозой новая жизнь. Из них самый большой по времени Палеозой иногда разделяется на две части: Ранний Палеозой и Поздний Палеозой, так как астрономические, геологические, климатические и флористические условия двух этих периодов резко отличаются друг от друга.
В первый входят: Кембрийский, Силурийский и Девонский периоды, а во второй – Каменноугольный и Пермский. Раннему Палеозою соответствует третий день творения, а позднему – четвертый день.
Мезозой полностью, от начала до конца, соответствует пятому дню творения, а Неозой – шестому дню творения, причем современный период, начиная с появления человека и до наших дней это седьмой день, когда «Бог почил от дел Своих», которые совершил (Бытие 2:2-3), тогда и в природе воцарилось статическое состояние и развитие видов прекратилось. Как уже упоминалось, дни творения охарактеризованы в Библии появлением тех или иных организмов, и только в четвертый день совершенно не упоминается ни о какой органической жизни, будь то растения или мир живых существ, а говорится только об установлении астрономических законов для земли.
Тогда можно было бы упомянуть и о карликовом мире амфибий, о панцирных двоякодышащих рыбах, но пророк говорит только лишь об обитателях моря и суши, которые были известны в то время, а не о вымерших в предыдущие геологические периоды. Короткими сжатыми фразами говорит он и о шестом дне, как дне появления зверей и животных. Не удивительно, что ничего не сказано о мелких обитателях моря Кембрия и Силура, двоякодышащих рыбах Девона и Карбона, а также о гигантских насекомых Каменноугольного периода (Карбона), о которых Моисей вовсе не упоминает в своем повествовании; все это пропущено, ибо у него не было цели писать научный трактат о происхождении видов, он дает только общие вехи развития животного мира, чтобы человек с его Божественным разумом сам постиг в свое время все подробности прошлого Земли и помнил бы, что только Бог мог открыть Моисею эту тайну, сокрытую до времени в недрах Земли. Первый день. «И сказал Бог: да будет свет. И стал свет. И увидел Бог свет, что он хорош; и отделил Бог свет от тьмы. И назвал Бог свет днём, а тьму ночью. И был вечер, и было утро: день один». (Бытие 1:3-5) Солнце и луна, конечно, существовали в космическом пространстве задолго до этого первого «дня», но их свет не достигал поверхности земли, оставаясь
невидимым земному наблюдателю. Теперь же, свет, очевидно, стал видимым на земле, и на вращающемся земном шаре дни стали сменять ночи Прояснение, вероятно, совершалось постепенно и продолжалось, так что свет появился не моментально, как это происходит, когда включают электрическую лампу. Свет исходил от солнца, но самого солнца не было видно из-за сплошной облачности, поэтому свет, попадавший на землю, был «рассеянным светом». Свет является первоосновой всего мироздания. Это первичная светящаяся туманность, рассеянная в необъятной вселенной. Это тот первоисточник, до которого простирается человеческое познание о начале мира. Что было до него, и откуда появился свет, почему излучение было столь высокой температуры – об этом человеческий разум безмолвствует. В этом излучении, температурой свыше 15 тысяч градусов, все химические элементы находились в газообразном состоянии. Остатки такого светящегося газа еще есть в газовом кольце нашего солнца, а целый ряд видимых звезд солнц, как Сириус и другие, до сих пор находятся в сжатом, но газообразном состоянии. Свет этот, равномерно рассеянный по вселенной, творческим словом Божиим приводился в движение. Свет сгущался в миллионы отдельных светил, и они начали вращение вокруг своей оси по орбите, отбрасывая от себя отдельные сгустки, подвергавшиеся тем же законам движения. Так были созданы солнечные системы, входящие в состав Млечного пути, солнечных систем, существующих в виде отдельных туманностей (как Андромеда и др.), современная астрономия насчитывает около восьмидесяти. Многое из того, что было ведомо только небожителям, теперь становится достоянием и человеческого разума, чтобы он участвовал в прославлении Премудрого и Всемогущего Творца, как это делали Ангелы, когда Господь сотворил первозданный свет. «Да будет свет, сказал Бог, И отделил Бог свет от тьмы». Что это значит? В межзвездном пространстве – мрак, подобный нашей ночи, только светящимися точками теряются в нем звезды. Но изначально это межзвездное пространство было наполнено светящейся туманностью, и только с образованием звездных миров отделился свет от тьмы. Следовательно, небо (звездные миры) было создано после света, о котором говорится в третьем стихе. И о тьме говорится, что после создания света «отделил Бог свет от тьмы», так что «тьма над бездною» не могла быть до образования тьмы и отделения ее от света. В такой же мере это относится к земле и воде. Следовательно, первые два стиха – это эпиграф к первой главе книги Бытия, где Пророк предваряет, о чем он хочет повествовать: о небе, о земле, и о Боге, сотворившим все это. Таким образом, первый день – это день творения первоосновы всего – света. Второй день. «И сказал Бог: да будет твердь посреди воды, и да отделяет она воду от воды. И создал Бог твердь; и отделил воду, которая под твердью, от воды, которая над твердью. И стало так. И назвал Бог твердь небом. И был вечер, и было утро: день второй». (Бытие 1:6-8) Совершенно ясно, что тут идет речь не об обыкновенном понятии воды, но, по- видимому, на языке того времени выражается иное понятие; иначе в повествовании не было бы логического смысла. Если речь идет об облаках, то это не есть вода; и каким образом небо могло быть посреди воды и отделить воду от воды? Не нужно забывать, что книга Бытия переписывалась много раз, многие десятки раз. Первый ее список, с которого был сделан греческий перевод, относится к III-му веку до Р.Х., т.е. спустя тысячелетия после ее написания. В Синодальном переводе Библии, как и в некоторых других переводах, здесь употребляется слово «твердь». Это привело некоторых к заключению, что сообщении книги Бытие заимствовано из мифов о сотворении, где это «твердь» небесная изображается в виде металлического свода. Однако даже в английской Библии короля Якова, где употребляется слово «firmament» (твердь), примечание на полях гласит: «expansion» (пространство). Это верно, потому что еврейское слово ракия, которое в Переводе Нового Мира переведено словом «пространство», имеет значение растягивания или протяжения. Сообщение в Бытии говорит, что Бог создал «пространство», но оно не говорит, как он это сделал. Каким бы образом не происходило описанное отделение, это, должно быть, выглядело так, будто «вода над пространством» была поднята с земной поверхности. А позже говорится, что по «тверди небесной» могли летать птицы, как это излагается в Бытие 1:20. Возможно, что выражение «вода над твердью» надо понимать в смысле мирового эфира, поэтому из данного текста мы берем только основной смысл его – создание тверди или неба, т.е. вселенной, космоса, звездных миров. Наше светило – солнце и целый ряд планет, вращающихся вокруг него в одном направлении, по одной орбите, представляют собой Солнечную систему. Иоанн Златоуст писал: «Церковь Христова встает в полночь, вставай и ты, и созерцай хоры звезд, и прославляй величие Создателя». Во времена святого Златоуста еще не знали величественной научной картины солнечных миров. Перед нами она открыта, но знаем мы и те неоспоримые факты вне известных законов физики, перед которыми человеческий разум становится в тупик, например, то, что спутники Юпитера вращаются в направлении, обратном вращению самого Юпитера, а один из спутников Сатурна вращается перпендикулярно вращающемуся вокруг него кольцу, т.е. через его полюсы… Силен Творец в создании непостижимых чудес, чтобы человек познал, что существует мир высших, сверхъестественных законов – мир чудес.
Третий день.
«И сказал Бог: да соберётся вода, которая под небом, в одно место, и да явится суша. И стало так. И назвал Бог сушу землёю, а собрание вод назвал морями. И увидел Бог, что это хорошо. И сказал Бог: да произрастит земля зелень, траву сеющую семя, дерево плодовитое, приносящее по роду своему плод, в >котором семя его на земле. И стало так. И произвела земля зелень, траву, сеющую семя по роду её, и дерево, приносящее плод, в котором семя его по роду его.
Часть 4
И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день третий». (Бытие 1:9-13)
Особенность библейского повествования о третьем дне творения заключается в том, что творение в этот день совершается двумя творческими актами Божиими. Первый акт относится к разделению земли на сушу и моря (океаны). К первому творческому акту относится Архейская эра земли, а ко второму ранний Палеозой, т.е. Кембрий, Силур и Девон. В такой последовательности мы их и рассмотрим. Когда наша планета покрылась твердой корой литосферой – она первоначально не имела никакой влаги на своей поверхности, потому что даже если бы и выпали атмосферные осадки на раскаленные горные породы, то мгновенно бы испарились. Только с течением времени, когда уже совершенно остыла земная кора, водяные пары атмосферы, непроницаемые для лучей солнца, мощным слоем окружили землю, тогда стали выпадать осадки и образовались океанические бассейны. То, что пророк назвал «водой», которая под небом, это вода, находившаяся в парообразном состоянии над землей, теперь она опустилась на землю в «свои места», т.е. в места океанических и морских впадин, и названа Богом морями, а омываемые ими материки называет Бог землею. Эта длительная эра земли и в геологии называется архейской, т.е. первоначальной, когда не было еще на земле никакой органической жизни, и только могучие силы огненной магмы, скрытой под отвердевшей корой, производили свои вулканические действия. Так называемая кора проплавлялась, и из трещин в литосфере изливались магматические расплавленные горные породы, которые покрывали собой колоссальные пространства. Описываемые геологические процессы длились в течение всей жизни земли, практически до появления человека, т.е. до конца ледникового периода, когда земля успокоилась, береговые очертания континентов устоялись, прекратились горообразующие процессы. Тысячи раз 9/10 территории современных континентов становились то сушей, то дном океанов. Разрывы земных пластов настолько мощны, что одни каменноугольные отложения составляли бы толщу в 40 километров пластов, лежащих один на другом. И только лишь в некоторых местах земного шара остались массивы, которые ни разу не покрывались водами, на них сохранились те горные породы, которые никогда во все время существования земли не размывались морями, не переотлагались в пласт – это гранитные массивы финляндского «щита» и некоторые другие. Гранит основная масса литосферы, продукт остывания магмы, является основной материнской горной породой земли. В библейском сообщении, где описывается, как Бог спрашивает Иова о его знаниях относительно земли, упоминаются разные сведения из истории земли: её размеры, облачность, ограничение морей сушей – в целом, многое из сотворения, что охватывало длительные промежутки времени. Среди прочего, Библия говорит, что Бог, уподобляя землю зданию, спросил Иова: «На чём утверждены основания её, или кто положил краеугольный камень её?» (Иов 38:6).
Интересно, что земная кора, подобно «основанию», гораздо толще под материками, особенно под горными цепями; она глубоко погружена в расположенную ниже мантию, подобно корням дерева в почву. Представление, что горы и материки имеют корни, было многократно проверено и оказалось обоснованным. Толщина океанической коры всего около 8 километров, тогда как материковые «корни» заходят на глубину приблизительно 30 километров. «Корни» же гор проникают почти в два раза глубже. И все земные слои со всех сторон давят на ядро земли, словно упираясь на огромный «краеугольный камень». Независимо от того, как совершилось поднятие суши, важным является следующий пункт: как Библия, так и наука относят появление суши к одному из этапов развития земли. К концу этого третьего периода сотворения были созданы три основные категории наземных растений. К этому времени рассеянный свет, должно быть, усилился в такой степени, что это дало возможность начаться необходимому для зелёных растений процессу фотосинтеза. Кстати, здесь в сообщении не упоминается каждый «род» появившихся растений. Микроскопические организмы, водоросли и
другие растения не упоминаются особо, но они, вероятно, были созданы в этот день. Первыми на земле появились водоросли и вообще растения. Первые водоросли зародились в воде – так представляется современной науке возникновение органики, и только позже появляются моллюски, питающиеся водорослями. Водоросли переходят в наземную траву, гигантские травы переходят в травовидные деревья Палеозоя. И пророк в таком точно порядке описывает, говоря, сначала о зелени, что означает водоросли, а затем указывает на траву и уже позже на деревья. Пророк подчеркивает, что не сразу все это появилось, но «траву, сеющую семя по роду и по подобию, и дерево, приносящее плоды, в котором семя его по роду его на земле», т.е. постепенно, из рода в род, из вида в вид через семена их развивается растительное царство. В этот «третий день» ожила мертвая земля, зазеленели ее необъятные просторы, покрылись в
конце «дня», в Девонский период, могучей растительностью зеленые долины и появилась жизнь в воде в виде мелких обитателей: трилобитов и пр. Но еще мертвым был лес, ни птиц, ни зверей, ничего живого не было в нем. Водяные пары в колоссальном количестве окружали землю, и только часть их осела в водные бассейны океанов. Земля находится в холодном мировом пространстве, но тогда она была одета в теплую, непроницаемую для холода оболочку водяных паров. Весь ранний Палеозой, включая даже и каменноугольный период, имеет тепловидную флору и фауну по всей земле: и на Шпицбергене, у Северного полюса и в Антарктиде – всюду есть залежи каменного угля – продукта тропического леса, и всюду можно видеть следы тепловодной морской фауны. Лучи солнца не проникали непосредственно на землю, но преломлялись под известным углом через мощную оболочку водяных паров и освещали землю в то время совершенно иначе, нежели сейчас: ночь была не такой темной и не такой длительной, а день – не таким ярким. Не было ни зимы, ни лета, ибо не существовало астрономических законов. Деревья того времени не имеют годичных колец, но как у травы их структура была трубчатая, а не кольцевая. Не было и климатических поясов, ибо теплоизоляционная оболочка водяных паров сохраняла тепло по всей поверхности земли. Современная палеонтология уже достаточно изучила все виды живых организмов Кембрийского периода: около тысячи различных видов моллюсков, но есть основание полагать, что первая растительность и даже первые моллюски >появились все же в конце Архейской эры, также входящей в состав третьего дня творения. В следующий Силурийский период количество моллюсков увеличивается до десяти тысяч различных разновидностей, в Девонский период появляются и двоякодышащие рыбы, не имеющие позвоночника, но покрытые панцирем, как переходная форма от моллюсков к рыбам. Эти рыбы дышали и жабрами, и легкими, поэтому и называются двоякодышащими. Они делают первую попытку превратиться из обитателей моря в обитателей суши, так как двоякий способ дыхания дает им для этого возможность, но не им приходится осуществить эту великую миссию стать насельниками земли. Это осуществляет класс амфибий, из класса позвоночных типа земноводных ящеров. Первый представитель таких ящеров археозавр появляется в конце Палеозоя, т.е. уже на четвертый день творения. Он получает развитие в начале Мезозойской эры, в Триасовый период, что по Моисееву сказанию соответствует началу пятого дня творения, с какого пророк и начинает повествование о позвоночных живых существах, известных тогдашнему человечеству: рыб, пресмыкающихся (рептилий) и птиц. Проследив, таким образом, развитие видов третьего и четвертого дня, мы не будем уже возвращаться к ним в повествование о четвертом дне, который весь посвящен астрономическим законам. Четвёртый день. «И сказал Бог: да будут светила на тверди небесной, для отделения дня от ночи, и для знамений, и времён, и дней, и годов; И да будут они светильниками на тверди небесной, чтобы светить на землю. И стало так. И создал Бог два светила великие: светило большее, для управления днём, и светило меньшее, для управления ночью, и звёзды; И поставил их Бог на тверди небесной, чтобы светить на землю, И управлять днём и ночью, и отделять свет от тьмы. И увидел Бог, что это хорошо. И был вечер, и было утро: день четвёртый». (Бытие 1:14-19) Раньше, в описании первого дня, употреблялось выражение «да будет свет». Там «свет» - перевод еврейского слова ор, которое обозначает свет в общем смысле. Но в сообщении о четвёртом дне употребляется еврейское слово маор, обозначающее источник света, т.е. нечто, излучающее свет. Как можно было бы сказать иначе при современных Моисею представлениях людей о земле и светилах? А тогда как можно было объяснить, что земля шар, что люди живут на ней и сверху, и снизу и не падают. И чем держится земля – для этого нужно было, прежде всего, знать о законах физики. Все равно три тысячи лет никто не мог бы понять, о чем говорит Моисей, если бы он сказал иначе.
Часть 5
Но настойчиво говорит пророк, что эти светила появляются на небе, чтобы светить на земле, значит до сего времени земля освещалась как-то иначе, не этими светилами, которое одно светит днем, а другое – ночью, «для отделения дня от ночи и для знамений и времен (по-видимому, для времен года), и дней, и годов», т.е. годичного круга и всего комплекса явлений, тесно связанных с астрономическими законами, которые существуют до настоящего времени, а тогда только появились. Тогда-то Моисей впервые и упомянул о настоящем дне и ночи в нашем понимании, в отличие от образных символических «дней-иомов». Возьмем теперь логическую обратную сторону этого вопроса, рассмотрим то, что было до четвертого дня творения.
1. Свет был отделен от тьмы.
2. Солнце не управляло днем, а луна ночью, потому что их не было на небосклоне.
3. Не менялись и времена года – не было зимы и лета, осени и весны, а, следовательно, и обусловленных ими климатических поясов. Это логическое следствие того, что сказано пророком о времени, предшествовавшем четвертому дню творения. Чем же в геологии подтверждается справедливость сказанного пророком, какие имеются для этого неоспоримые геологические данные? 1. Полное отсутствие годичных колец на деревьях Палеозойской эры, за исключением последнего Пермского периода, когда они впервые появляются.
2. Исчезновение с этого времени всех травовидных деревьев с трубчатой структурой ствола.
3. Распространение этой тропической растительности повсеместно по всему земному шару, включая и полюсы.
4. Такая же тепловидная фауна по всему земному шару, включая и полюсы.
5. Образование в колоссальном количестве залежей каменного угля как результат гибели травовидных лесов, не приспособленных к прямым лучам солнца, их естественное обугливание от лучей, подобно тому, как обугливается трава жарким летом при засухе.
6. Появление климатических поясов: полярного, умеренного и тропического, начиная с Пермского периода.
7. Распределение растительного и животного мира, приспособившегося, соответственно, к этим климатическим поясам. Этих данных вполне достаточно, чтобы убедиться в справедливости такого объяснения, иначе все вышеприведенные факты будут оставаться неразрешимыми загадками. Если уж выбирать какую-либо из теорий, то вышеприведенная теория, основанная на библейском повествовании, будет самой убедительной и подтверждается всеми семью вышеприведенными неоспоримыми фактами. Творческая десница Божия видна в законах, которые заложены в тех или иных проявлениях жизни на Земле. Совершенно естественно заинтересоваться, что же было орудием в руках Божиих при переустройстве астрономических законов Земли в четвертый день творения.
Земная кора на протяжении своей истории пережила три мощных катаклизма.
Первый раз в конце Архейской эры колоссальное количество углекислых газов вышло из трещин земной коры при вулканических излияниях, газы были катализаторами для водяных паров, которые тогда впервые осели на землю и образовали первые водные бассейны на поверхности Земли, но все же подавляющая масса водяных паров находилась еще над землею, окутывая ее плотным покровом.
Второй раз в Каменноугольный период такое же количество углекислых газов вырвалось из недр земли, и вновь огромное количество водяных паров стало сгущаться и оседать на землю. Надо полагать, что на этот раз атмосфера вокруг Земли приблизилась к современному состоянию, небо впервые частично очистилось, и лучи солнца начали проникать на землю. В результате этих мощных эндогенных процессов появился целый ряд горных хребтов и массивов, как, например, Уральский хребет и Донецкий кряж, которые вначале были высочайшими горами, потом с течением времени размылись, а Донецкий кряж был почти нивелирован.
Третий раз мощные катаклизмы произошли в третичный период, во время которого образовались высочайшие горы Европы и Азии: Альпы и Гималаи, а также Пиренеи, Апеннины, Балканы, Кавказ и др.
Поскольку атмосфера первоначально была богата углекислым газом, по всей земле, возможно, преобладал жаркий климат. Однако, благодаря буйному росту растительности в течении третьего и четвёртого периода сотворения, эта, сдерживающая тепло оболочка была отчасти поглощена. Растения, в свою очередь, выделяли кислород, являющийся предпосылкой для обеспечения на земле жизни животных. Теперь земной наблюдатель мог бы различать солнце, луну и звёзды. Луна указывала бы на прохождение лунных месяцев, а солнце – на прохождение солнечных лет. Когда в тот четвёртый день появились времена года, они, несомненно, были намного мягче, чем они стали позже.
Пятый день. «И сказал Бог: да произведёт вода пресмыкающихся, душу живую; и птицы да полетят над землею по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду её. И увидел Бог, что это хорошо. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножайтесь на земле. И был вечер, и было утро: день пятый».
Если проанализировать еврейский, т.е. подлинный текст первой главы книги Бытия, то «душу животных пресмыкающихся», читаемое «церец нейем гайо», надо понимать как создание самых низших животных. Церец (царец – ползать, кишеть) обозначает нечто ползающее и кишащее, т.е. множество чего-то маленького, как черви и подобное. Пророк начинает описание живых существ прямо с рыб больших: «И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их, и всякую птицу пернатую по роду ее» (Бытие 1:21).
Пятому дню творения соответствует от начала до конца вся Мезозойская эра. Никогда еще земля ни до этого периода, ни после него не переживала столь величественного расцвета животного царства. Это было царство гигантов, перед которыми современный слон показался бы совсем маленьким. Самые разнообразные, самые причудливые формы из класса пресмыкающихся рептилий наполнили землю: динозавры, напоминающие легендарных гигантских чудовищ, непохожие на наших зверей, диплодоки, гигантозавры и многие, многие другие. В морях кишели ихтиозавры и другие китообразные чудовища. Воздух был наполнен летающими драконами, гладкими, без перьев или шерсти, с мордой зверя, с крыльями наподобие летучей мыши, многочисленными разновидностями птеродактилей. Необходимо отметить, что весь класс насекомых, о которых пророк не упоминает, появился еще в конце Палеозоя, причем они были во много раз крупнее, чем современные их потомки. То, что три тысячи лет читалось так: «И птицы да полетят над землею по тверди небесной» изображено подлинными картинами прошлого – отпечатками в пластах Юрского периода. Как же произошел переход от пресмыкающихся к птицам? Вся тварь, повинуясь слову Создателя своего, размножалась, видоизменялась. «И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле» Живые организмы размножались не только количественно, но и в разнообразные виды. У одного вида птиц рождались птенцы со своими особенностями, которые давали начало новому виду. У тех, в свою очередь и в свое время, когда это было благословлено Богом, появлялись птенцы со своими отличиями. Палеонтология знает многие экземпляры различных ступеней в развитии птиц и ни одного промежуточного вида между ними. Птеродактили – это полуптицы, полурептилии. Это ящеры, у которых сильно развились пальцы лап, между ними натянулись пленки, как у летучей мыши, и он полетел над землей. Но уже следующая их генерация резко отличалась от предыдущей. Только в следующем поколении отпадает позвоночный хвост, и голова становится головой птицы с клювом. Что это – эволюция? Конечно, но только не такая, какая представлялась эволюционной теорией многомиллионное постепенное развитие видов без признаков чего-либо чудесного, сверхъестественного, т.е. явно видимого творчества, описанного в Библии. «Сказал Бог… и стало так». Эволюционисты видели творческие процессы Божии близоруко, глазами, о которых Христос сказал: «Славлю Тебя, Отче, что утаил сие от разумных и премудрых» и «посрамил мудрость века сего».
Всё, что пишет Боговидец Моисей, применительно к нашему человеческому пониманию как некая образная символическая форма, о чем свидетельствует и тот факт, что пророк пишет: «И сказал Бог: да произведет вода пресмыкающихся, душу живую, и птицы да полетят над землей по тверди небесной. И сотворил Бог рыб больших и всякую душу животных пресмыкающихся, которых произвела вода, по роду их и всякую птицу пернатую по роду ее. И благословил их Бог, говоря: плодитесь и размножайтесь, и наполняйте воды в морях, и птицы да размножатся на земле». Как видим, не произнес Моисей никаких слов, касающихся рыб, но пророк тотчас же дополняет: «и сотворил Бог рыб больших» и повелел: «размножайтесь и наполняйте воды в морях». Следовательно, не только те виды живых существ, о которых упоминает пророк, но все живущие на земле и в воде, видимые и невидимые, ведомые человеку и неведомые, те бесчисленные мелкие формы Палеозоя, открытые человеком и не открытые, от которых произошли первые организмы, все получили жизнь по воле Божией. Интересно отметить, что нечеловеческие существа, которыми должна была закишеть вода, называются «живыми душами». Это выражение применимо также к птицам. Кроме того, оно включает различные формы жизни.