ТЕСТ ГАЗ-31105 с двигателями
ЗМЗ и Крайслер
ГАЗ-31105« ВОЛГА»
ЗМЗ-4062.10
2,3 л, 136 л.с.
Сергей Канунников
ГАЗ-31105 «ВОЛГА»
Крайслер
2,4 л, 137 л.с.
Похоже, этой «Волге» динамометрической дороги заводского полигона не хватит! Так и есть – пора тормозить! Ведь разворотное кольцо, куда безопасно зайти на скорости под 80 км/ч, стремительно приближается, а ГАЗ-31105 все продолжает разгоняться, хотя на штатном спидометре уже 180! Не ожидал…
Двигатель «Крайслер» в моторном отсеке ГАЗ-31105 – как у себя дома. Расширительный бачок «Газели» – рядом с емкостью для омывающей жидкости. Штатный вытеснил блок управления мотором, расположенный возле главного цилиндра сцепления. Заволжский ЗМЗ-406 под капотом «Волги» давно привычен. Кстати, отличить от него тюнинговый 405-й мотор по внешнему виду нельзя.
Рассмотрим основные особенности «Волги» с мотором «Крайслер», прибывающим в Нижний Новгород из Мексики.
«С лица» машины не отличить. Лишь комбинация приборов – более современная и симпатичная – выдает модификацию с импортным агрегатом. Такая же вскоре появится и на машинах с отечественными моторами. Правда, начинка у комбинаций для машин с ЗМЗ-406 и «Крайслером» все равно будет разной.
Подбирая импортное «сердце», специалисты ГАЗа искали конструктивно и по размерам похожее на ЗМЗ-406. «Крайслер-DCC 2,4 L DOHC» с нейтрализатором, легко укладывающийся в Евро II, а в перспективе – и в Евро III, потребовал минимум переделок. Максимальная унификация моделей выгодна производителям. Ну а потребителю тоже не помешает «лишняя» версия, многие запчасти к которой подходят от базовой машины.
Заводские специалисты утверждают: если использовать рекомендованное ими масло, «фильтр-малыш» исправно будет работать 10 тыс. км. Конечно, мексиканский мотор – не двойник заволжского даже по габаритам. «Американец» – выше. Поэтому с «изнанки» капота пришлось убрать среднюю часть ребра жесткости, а также изменить балку передней подвески. Первое – мелочь: новый капот, разумеется, можно ставить1 на любые «волги», что и будут делать на конвейере. А вот модернизированная балка заметно снизила дорожный просвет: со 156 до 136 мм. Для «Волги», которая ныне далеко не только городской – светский, но часто и дачный автомобиль, это не очень хорошо. Ставить ли переделанные балки на все модификации, пока не решили.
Все навесное оборудование двигателя (стартер, генератор и т.п.), а также фильтры, блок и датчики системы управления – оригинальные.
Погружной бензонасос – конструктивный аналог применяемого на машинах с 406-м, но развивает заметно большее давление: 400 кПа вместо 300. Разумеется, изменили и выпускную систему, но резонатор и глушитель – прежние.
На ГАЗ-31105 с «Крайслером» – иной насос гидроусилителя руля. Он потребовал радиатора, встроенного примерно туда, где на машинах с ЗМЗ-406 расположен масляный. Однако радиатор ГУРа – временная мера, на период доводки нового насоса.
За двигателем – оригинальный картер сцепления. Выжимной подшипник, ведущий и ведомый диски сцепления – отечественные, производства ЗМЗ, но измененные. Коробка передач с удлиненным первичным валом и иными передаточными числами. Уменьшили и передаточное отношение главной пары.
РОДСТВЕННИКИ, НО НЕ БЛИЗНЕЦЫ
Ну, наконец, дал волю с трудом скрываемому желанию поездить. Точка отсчета – разумеется, хорошо знакомая «Волга» с ЗМЗ-406. На холостых и малых оборотах мексиканский двигатель тише и мягче. На высокой скорости разница неуловима. Традиционные «волговские» шумы, аэродинамический и трансмиссионный, без труда забивают напев любого мотора.
Руль на машине с «Крайслером» заметно легче. Для интенсивной городской езды это, конечно, преимущество. Но обратная связь, и без того далеко не идеальная, стала, похоже, еще более ватной. Зато облегчение педали сцепления – плюс без всяких оговорок.
Разницу в отклике машины на педаль газа почувствовали сразу. На «Волге» с «Крайслером» реакция более четкая. Это, кстати, очень заметно, когда во время замеров нужно ехать с постоянной, особенно малой (20–40 км/ч) скоростью. Разгон… Поверьте, «Волга», преодолевающая рубеж 100 км/ч менее чем за 12 с, производит большое впечатление. Особенно когда знаешь, что дорога, пусть и абсолютно пустая, не бесконечна…
Увы, полигон ГАЗа, где мы оценивали динамические качества новой «Волги», строили, когда подобных автомобилей в Нижнем не делали. Для достижения максимальной скорости прямого участка дороги здесь не хватает. Но то, что машина выдаст паспортные 178 км/ч – несомненно. Замеры товарной обкатанной «Волги» с заволжским мотором проводили на полигоне в Дмитрове, в аналогичных погодных условиях.
Зато в Нижнем представилась возможность поездить на несерийном ГАЗ-31105 со 140-сильным двигателем ЗМЗ-405 и настроенной под него программой управления. Такие версии предлагают некоторые тюнинговые фирмы. Разница с ЗМЗ-406 заметна, стоит посильнее нажать педаль акселератора. Но машина с ЗМЗ-405 обыграла тезку с «Крайслером» лишь по эластичности: разгон от 60 до 100 км/ч на IV передаче – 11,88 с, с 80 до 120 км/ч на V – 19,06 с. А по максимальной скорости (169 км/ч) и разгону до сотни (12,55 с) тюнинговая «Волга» уступила серийной с «мексиканцем».
Похоже, у новинки есть еще одно важное преимущество: по заводским данным, да и субъективно он заметно экономичней собрата с ЗМЗ. Кстати, максимальную скорость версия с «Крайслером» достигает на четвертой передаче, пятая – экономичная, «трассовая».
Автомобили Волга ГАЗ-31105
(данные производителя)
Общие данные ГАЗ - 31105 (PVP-4062.10) ГАЗ - 31105 (Крайслер)
Длина/Ширина/высота 4921/1800/1422
база 2800
колея с переди/с зади 1500/1444
радиус поворота 5.8
масса снаряжен./полная. кг 1400/1890
время разгона 0-100 км/ч 13.5 11.2
максимамльная скорость 173 178
топливо/запас топлива л. АИ-92/70
Расход топлива, л/100 км
загород 8,8 7,8
город 11,0 10,8
смешанный 13,5 10,9
Двигатель
Двигатель бензиновый, со впрыском топлива
Расположение спереди, продольно
Конфигурация/число клапанов P4/16
Рабочий объем, куб. см 2285 2429
Степень сжатия 9,3 9,5
Макс. мощность, л.с.(кВт)/об/мин 130.6(96)/5200 137 (101)/5500
Макс. крутящий момент, Нм/об/мин 188/4000 210/4000
Трансмиссия
тип заднеприводная
коробка передач М5
передаточные числа
I 3.78 4.050
II 2.188 2.340
III 1.304 1.395
IV 1.000 1.000
V 0.794 0.849
З.х. 3.28 3.51
Главная передача 3.9 3.58
Ходовая часть
Передняя подвеска независимая, пружинная на поперечных рычагах
Задняя подвеска зависимая, рессорная, со стабилизатором
Рулевое управление червячное с гидроусилителем
Тормоза
передние дисковые вентилируемые
задние барабанные
Размер шин 195/65 R15
БЕСКРАЙНЯЯ «ВОЛГА»
ГАЗ не собирается отказываться от двигателей ЗМЗ. Иметь нескольких поставщиков выгоднее и производителю, и потребителю. Тем более что в автосалонах Москвы ГАЗ-31105 с «Крайслером» дороже всего долларов на 800. Обслуживание – у официальных дилеров ГАЗ, периодичность – 10 тыс. км. Главный фактор, который повлияет на приживаемость «мексиканца» в России (уже в этом году ГАЗ намерен оснастить им каждую третью машину), конечно, надежность. Нижегородцы в партнере уверены, но окончательный вердикт, разумеется, вынесут покупатели.
Модернизация «Волги» вовсе не закончена. Уже сегодня часть машин, как с отечественными, так и с импортными агрегатами, продают с нейтрализаторами. Разумеется, со временем ими станут оснащать все автомобили. Кстати, показатели ЗМЗ-40621.10 несколько отличаются от тех, что выдает обычный 406-й (см. табл.). На подходе – версия с мотором «Крайслер» и кондиционером. Американский мотор пропишется и под капотом ГАЗ-3102. Спрос на некогда почти недоступную, номенклатурную, а теперь называемую некоторыми покупателями «классической» «Волгу» – по-прежнему стабильный! Следующий шаг – регулируемая рулевая колонка от ГАЗ-3111…
Пока не иссякнет спрос, 7 «Волге» будут продлевать жизнь модернизациями. Небольшими или серьезными, как установка двигателя «Крайслер». Думаю, этот шаг способен удержать поклонников нижегородских машин, а может, даже и приумножить их число.
«ВОЛГА» ГАЗ-31105 С ДВИГАТЕЛЕМ ЗМЗ-406 – МНОГО АВТОМОБИЛЯ, УВЫ, НЕ ОЧЕНЬ СОВРЕМЕННОГО, ЗА НЕБОЛЬШИЕ ДЕНЬГИ.
+ Невысокая цена, изученность конструкции, доступность запчастей и сервиса.
- Шумный двигатель, посредственная эластичность, ненадежность отечественных элементов системы управления двигателем.
«ВОЛГА» ГАЗ-31105 С ДВИГАТЕЛЕМ «КРАЙСЛЕР» – РЕЗВЕЕ, ТИШЕ, ЭКОНОМИЧНЕЙ.
+ Высокая разгонная динамика, неплохая эластичность, более легкая педаль сцепления.
- Малый дорожный просвет, незнакомая ремонтникам конструкция.
Использовалась информация с сайта
http://www.zr.ruкстати, статья очень старая, много чё изменилось.. по крайней мере 3102 с крыслером уже давно есть.. оч. давно… и с кондюками…
ГАЗ-З10221 Turbo универсал
Среди российских автолюбителей есть достаточно солидная прослойка тех, кто лучшим автомобилем полагает "Волгу". Не лучшим в принципе, а для себя "Волга" и дешевая, и практичная, и просторная, и проходимая, и выносливая, и.. много чего еще. В народе их называют "волгарями" или "баржеводами",хотя некоторые считают это прозвище обидным. Но другие гордятся - дескать, баржа - это солидно. Однако как ходит баржа? Тихо. Редкому владельцу "Волги" придет в голову объяснить свою привязанность к этому автомобилю его динамическими качествами. Разве что модификации с 16-клапамным ЗМЗ-406 иногда удостаиваются такой похвалы. Их даже начинают сравнивать с иномарками. И все-таки 145 сил такой тяжелой машине, как "Волга", маловато. А ведь "баржеводам" тоже хочется легких стартов. При том BMW или Mercedes-Benz кажутся слишком нежными и пафосными… Модификация "Волги" с двигателем Chrysler доверия пока не заслужила, а силовые агрегаты Toyota и Rover заставят обслуживаться у дилеров этих марок. Выхода нет? Неправда. Несколько лет назад Заволжский моторный завод освоил мелкосерийный выпуск двигателей с турбонаддувом и продолжает развивать это направление. На Московском автосалоне 2OO5 года даже представили турбо-"Волгу и с кузовом "купе" и пообещали поставить ее на конвейер. Но что-то пока не срослось. Впрочем, наддувными ЗМЗ уже сейчас можно оснастить и "Волгу", и УАЗ. Дорого, зато автомобиль обретет совершенно новые качества.
Именно таким предстал перед нами универсал ГАЗ-З10221 цвета "мурена". Внешне - самая обычная "Волга", разве что "раскатанные" арки и 1б-дюймовые колеса внимательно приглядевшись, можно обнаружить уже серию отличий: и большие тормозные диски спереди с нестандартными суппортами, и дисковые тормоза вместо барабанов сзади, и какой-то странноватый на вид и главное, на звук выпуск. Никакого характерного звона, шипит и все. С головой машину выдает большой фронтальный интеркулер, скромно спрятанный за передним бампером. Владелец автомобиля Виктор - намеренно добивался того, чтобы его "сарай" практически не отличался от стандартного. Он не ценитель внешних эффектов, зато бывший спортсмен. "Волгу" уважает с давних времен, но понимает, что для современного города ее ходовые качества уже не очень подходят. Захотелось сделать машину помощнее, побыстрее и полегче в управлении. Помогли связи с ГАЗом и ЗМЗ. За основу взял заволжский наддувный двигатель, все остальные модификации произвел самостоятельно. Только на первый взгляд кажется, что переделок не так уж много. "Волга"" изменилась очень существенно. А как едет - не сравнить! Это уже совсем не "баржа""…
Турбо дефорсаж
По сравнению со старым знакомым 406-м мотор с индексом 4054.10 помимо наддува получил дополнительные миллилитры рабочего объема. Чтобы увеличить потребление воздуха, двигатель "разжали". Давление в цилиндрах подняли почти до о,9 бара, понизив степень сжатия с 8,5 до 7.6. В комплекте с турбиной Garrett мотор обрел стальной коленвал и кованую поршневую группу.
Температурный режим работы дефорсированного агрегата несколько вырос. Здесь применили ноу-хау, что позволило справиться с проблемой.
Систему впуска-выпуска изменили серьезно. Впуск идет через интеркулер, выпуск прямоточный. Однако поскольку прямотока на "Волгу"" в природе пока не существует, пришлось подыскивать достойную западную альтернативу. Остановились на шведской: выпускная система от SAAB подошла как родная.
Понятно, что такому силовому агрегату стандартной трансмиссии показалось маловато: момента-то у мотора в избытке. Поставили пару 3.38. С ней "Волга" одинаково хорошо и разгоняется, и бежит на дальние дистанции. Родная коробка мужественно держит увеличенные нагрузки, а вот сцепление оказалось слабовато: "сворачивает" демпфер диска. Вновь пришлось обратиться за помощью к Европе - поставить сцепление от старого BMW 535. с усиленными демпферными пружинами. Благо подходит к нашей "Волге" один в один.
Чтобы ехала и - стояла
На удивление, радикальных переделок шасси не потребовалось. Поменяли стабилизатор: впереди поставили увеличенный до 30 мм, повышенной жесткости; сзади - тоже усиленный, закрепив его на ШСах. Жесткое заводское крепление заднего стабилизатора легко приводило к срыву в занос, а шарнирная гибкость допускает определенный уровень крена. Автомобиль стал устойчивей в поворотах. Амортизаторы стоят масляные - Koni голландского производства. Они заметно улучшили курсовую устойчивость и повысили комфорт. Пружины стандартные. И рессоры на своих местах.
Рулевой механизм остался практически без изменений. Заменили только насос гидроусилителя, чтобы избавиться от назойливого гула. Немецкий ZFовский насос решил, казалось бы, вечную проблему раз и навсегда. Только иногда посапывает при максимальном повороте руля.
А вот с тормозами пришлось серьезно поколдовать, чтоб не кипели. Передние изменили кардинально: диаметр вентилируемого тормозного диска увеличен до 324 мм, специально заказали и установили 6-поршневые суппорты Wilwood!
Пошли в дело и стандартные передние тормоза: они заменили задние барабаны. Дисковая система потребовала доработки конструкции ручного тормоза. Здесь он гидравлический. Ручник вывели на главный тормозной цилиндр.
Что в итоге?
Характеристики двигателя говорят сами за себя. Момент удалось увеличить почти в два раза: вместо положенных 196 Н/м целых 343. "Полка" момента практически ровная в самом рабочем диапазоне оборотов - 2000-4000. При давлении 0.б бара мощность мотора составляет 210 л.с, а при 0,9 достигает 230. "Волга" с таким движком до сотни разгоняется за 8,5 секунды! 200 км/ч для нее не проблема. Но на скорости свыше 160 км/ч аппетит у машины прямо-таки "волчий". Ничего не поделаешь, за удовольствие надо платить…
Турбо-"Волга" Виктора впечатляет даже после неплохой иномарки, ездить по городу можно, практически не переключаясь или используя передачи через одну. Радуют и мощные, ничуть не похожие на "волговские" тормоза. И конечно, подвеска: Виктор уверял, что и здесь разница со стандартной машиной весьма ощутима. Поверили на слово. Единственный недостаток большой расход топлива. В городе он может доходить до 18-20 литров.
Стоимость ЗМЗ-4О54.10 в комплекте с блоком управления и интеркулером доходит у московских дилеров до 127 750 рублей (примерно 4780 долларов США). Установку Виктор выполнял самостоятельно, значит, сэкономил. Прибавьте сюда прочие модификации автомобиля, без которых он останется "баржой", но только реактивной, и получите весьма кругленькую сумму. Это как же надо любить "Волгу", чтобы так на нее потратиться!
Никита КОТРОВСКИЙ, Илья ПИМЕНОВ ФОТО Андрея БЫХОВА
Благодарим за помощь в подготовке материала Российскую автомобильную федерацию