Barefoot Gen/Босоногий Гэн [1983]

Любителям этого жанра.

Barefoot Gen/Босоногий Гэн [1983]

Непрочитанное сообщение Caratel » 21 июн 2007, 15:02:39

Изображение

Производство: Япония
Жанр: драма, история, война
Тип: полнометражный фильм, 85 мин.

Режиссёр: Мори Масаки
Автор оригинала: Накадзава Кэйдзи

Рецензия:

© Алексей Фадеев, 2004.06.29

Порой кажется, что все самое лучшее уже просмотрено и навряд ли попадется нечто невероятно сильное, заставляющее задуматься и перечесть учебники истории. Однако, как говорится, жизнь штука непредсказуемая и утверждать что-либо наверняка практически невозможно.

Фильмы из разряда «Босоногого Гэна» или «Могилы светлячков» мне никогда не удавалось назвать хорошими или плохими. Более того, со временем пришла полная уверенность, что под эти определения подпадают работы коммерческого толка, развлекательные и поверхностные. А вот произведения вроде того, о котором пойдет речь сегодня, вообще не подходят ни под одно определение — это фильмы, которые должны быть. Они вроде памятника, напоминания и назидания потомкам. Это необычные фильмы. Фильмы невероятно трагичные и драматичные. О них всегда трудно говорить и уж тем более их трудно исследовать и рецензировать. Шаг влево — ты циник, шаг вправо — ты впечатлительный ребенок.

«Босоногий Гэн» — автобиографическая манга Накадзавы Кэйдзи, человека своими глазами видевшего и своей шкурой прочувствовавшего, что за тварь эта атомная бомба. Будучи семилетним мальчуганом, Накадзава на всю жизнь запечатлел тот день, когда его прекрасный город исчез с лица земли вместе с десятками тысяч его сограждан, запечатлел то, как плавились, словно в топке, дома, асфальт, животные и люди.

Выжив в этом аду, Накадзава, конечно же, на всю жизнь остался духовным калекой, однако это не помешало ему написать историю, которая во многом оказалась биографичной. Главным ее героем стал мальчишка по имени Гэн. Как потом говорил сам автор: «Я дал своему персонажу это имя, чтобы оно означало надежду и ту силу, которая присуща молодому поколению; имя, которое будет олицетворять человека, способного ходить босиком по отравленной земле Хиросимы и говорить НЕТ ядерному оружию». Одним словом, персонаж, созданный очевидцем, яснейшим образом обнажал чувства и идеи самого автора; устами Гэна говорил Кэйдзи, передавая все то, что скопилось в его душе за 25 лет.

Впервые манга о мальчугане Гэне печаталась в журнале «Shukan Shonen Jampu» (1972), который имел по тем временам огромнейшую аудиторию подписчиков (около 2 млн. человек). Нужно отметить, что все категории читателей: от интеллигенции в лице критиков до простой молодежи — бурно, но не однозначно отреагировали на эту работу. А через 11 лет по мотивам манги снимают полнометражный фильм.

Экранизация была доверена режиссеру Синдзаки Мамору и создана на студии «Madhouse», которая была вот уже 10 лет как основана. Произведение получилось очень жестким.

Несмотря на то, что «Босоногий Гэн» — анимационный фильм, а не художественный, он стал в один ряд с антимилитарийскими работами мэтров японского кино: Синдо, Куросавой, Имамурой. В случае с «Босоногим Гэном», именно анимационный стиль помог более наглядно и открыто показать все то, что с трудом давалось кинематографу тех лет.

В этой статье я не хотел бы затрагивать сюжет, основная нить которого и так должна быть ясна внимательному читателю. Думаю, стоит лишь выделить тот факт, что основной идеологический упор автор сделал не на то, чтобы показать американцев гадкими убийцами, а скорее на то, чтобы показать насколько недальновидные, эгоистичные и упрямые были правители тогдашней Японии. Из-за нелепых самурайских пережитков, из-за нелепого стремления к идеалам чести и дебильной гордыни милитарийское правительство поняло, что проиграло лишь тогда, когда в одночасье не стало двух городов, когда сотни тысяч людей либо погибли, либо за один день облысели, обгорели, обхаркали кровью все улицы. И самое важное, что не дает ни одного шанса на помилование тогдашнего режима, — это то, что после взрыва Хиросимы, подробности которого сразу же были переданы императору и высшему командованию, которые никак не отреагировали и благодаря своему ослиному упрямству дали вольную на то, чтобы 9 августа (три дня спустя) город Нагасаки постигла та же участь.

В 1983 году фильм «Босоногий Гэн» получил приз имени Офудзи Нобуро на фестивале «Mainichi Film Concours».

Подытоживая эссе, замечу, что «Босоногий Гэн» — одно их тех произведений, которое по своей сути является шедевром, но после финальных титров вызывает жгучее чувство ненависти к жестокости, к варварству человеческой сущности, к нелепости войн и завоеваний. Учтите это, если решите смотреть.


Отзывы зрителей:

автор текста - Demoness

Хиросима, Нагасаки… Как много уже сказано, написано, снято об этой трагедии. И правильно, ведь забывать нельзя. Это несмываемое пятно на судьбе человечества, которое несмотря ни на что останется навсегда, как и 9 теней на мосту Айон. Казалось бы, что ещё нового можно сказать о тех днях. Нового, может, и ничего, просто это ещё одна зарисовка с той стороны баррикад.

Нам рассказывается история одной семьи из Хиросимы, которая, как и многие, голодает во время войны. Обычные будни, обычной семьи - ничего особенного. Но это на первый взгляд. Эта история о людях, которые просто хотели жить и радоваться каждому прожитому дню друг с другом. Им не нужна была эта бессмысленная и изнуряющая шестилетняя война, которая уже давно была проиграна, одно желание - лишь бы хоть на день раньше прозвучали слова императора Хирохито, такие по-японски гордые, но от этого ещё более горькие: "Нестерпимое надо вытерпеть".

Кажется неестественной реакция Гэна на происходящее вокруг, слишком уж он спокоен и порой весел. Кого-то это раздражает. Но он же по сути ещё маленький ребёнок, ему проще понять ту боль, которая непосредственно с ним связана (как то гибель кого-то из членов семьи, смерть того солдата, над которым он смеялся) или которую ему объяснили (слова человека, за которым он ухаживал, чтобы заработать денег). К тому же в один миг ему пришлось стать взрослым, научиться самостоятельно принимать решения и заботиться о ком-то кроме себя - отныне ему уже не позволительно плакать и пугаться трупов, сейчас для этого не то время, не то место.

Символ новой жизни вовсе не младшая сестра Гэна (как тут говорили), а первые ростки пшеницы и "ёжик" на голове мальчика. Ведь как мог оказаться абсолютно здоровым ребёнок, родившийся сразу после взрыва урановой бомбы с ироничным названием "Малыш"? Разве девочка умерла от голода? (не уверена, пятна на её теле заставляют усомниться в причинах смерти). А ещё кораблик - память о прошлом и вера в будущее.

Облучённые, Обожжённые, полумёртвые, полуистлевшие люди, которые куда-то бредут в бессознательном состоянии (изнемождённые и оголодавшие жертвы Освенцима при этом кажутся вполне здоровыми и нормальными, не так ли?) - жуткое зрелище, неправдоподобное. А почему нет? Это истинная сущность войны, результат истребления человека человеком.

Жестокое произведение о жестокости людей в этом жестоком мире. После всего этого, конечно же оно достойно наивысшей оценки.

P.S. Как очень немногие ниже отписавшиеся тут, мне довелось смотреть этот фильм в уже осознанном возрасте. Я не считаю, что детям надо показывать такие мультики. И я никогда не поверю, что именно благодаря тому, что ребёнок посмотрел в 4 года "Гэна", он стал лучше (взято из комментария). Нет, нет и ещё раз нет! Дети должны смотреть добрые сказки, где нет этих гор трупов и жутких сцен. Ну не может ещё ребёнок осознать, почему плакала мать, когда услышала от своего сына: "Можно я пососу кости после того, как ты поешь?". А ведь вопрос задал такой же маленький мальчик! Поэтому дети должны расти на поучительных и пускай наивно добрых сказках (например, как у Миядзаки), даже те же "Том и Джерри", "Спасатели спешат на помощь", "Ну погоди!" (но не "Бивис и Баттхед", который вообще-то является "мультиком для взрослых") ничем не плохи. Ну не станет маленький человек от них инфантильнее, поверьте.

Сохраните ребёнку детство, не давайте ему знать ужасы войны до более менее осознанного возраста (не само понятие, но тот кошмар, что с ним связан).

Гость | 2007.06.06

Детям всё-таки не стоит его смотреть. У меня, например, после просмотра в 5-летнем возрасте осталось совершенно жуткое впечатление. До сих пор помню кадр, где девочку плитой придавило, и свой ужас, когда её лицо показали. Не думаю, что маленького ребёнка можно с помощью этого аниме чему-либо научить, а вот испугать можно, очень сильно и надолго. Как меня когда-то - до такой степени, что и по прошествии многих лет пересматривать нет желания.


Посмотрел, скажу чесно, местами даже было жутковато 8-). Когда у всех после взрыва вытекали глаза, когда показывали "зомби"… было жутковато. А так аниме достойное, не даёт забыть о войне, о сбросе ядерных бомб… Детям, конечно, смотреть не стоит.
Caratel
 

Barefoot Gen/Босоногий Гэн [1983]

Непрочитанное сообщение le9 » 21 июн 2007, 15:24:17

детям как раз посмотреть стоит, дабы в будущем не было искушения поиграть в такую войнушку
Мы будем всегда тебя помнить, Егор...
le9
Завсегдатай
Завсегдатай
 
Сообщения: 529
Зарегистрирован: 17 фев 2007, 18:05:28
Откуда: Курск

Barefoot Gen/Босоногий Гэн [1983]

Непрочитанное сообщение Caratel » 21 июн 2007, 15:31:37

le9 писал(а):детям как раз посмотреть стоит, дабы в будущем не было искушения поиграть в такую войнушку


Ночью будут кашмары сниться… Лет этак в 10-12 пусяй смотрят… А так, хрен знает, гляди и психика нарушиться, да могут они и не понять его*SCRATCH*
Caratel
 


Вернуться в Аниме

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: AhrefsBot [Bot], Bing [Bot], DotBot [Crawler], Google [Bot], Majestic-12 [Bot], Trendiction [Бот], Яндекс [Бот]

cron