Вот уже много лет компания МТС (ранее "РеКом" в Центральном Черноземье) предоставляет качественную услугу мобильной связи, а менеджеры этой компании "вешают лапшу на уши" клиентам.
Прочитав вступление, уважаемые читатели, вы, возможно, ожидаете рассказ о том, как головокружительным хороводом "тарифных планов" пытаются продать одно и то же, получив максимум прибыли. При этом самое интересное скромно написано мелким шрифтом и обозначено звёздочкой или цифрой сноски. Но не совсем так. В этот раз речь пойдет о двух новых сюрпризах, приготовленных компанией МТС.
Услуга "Кредит" - доступна всем
Кредит (от лат. Creditum - ссуда, долг, credere - верить) - ссуда в денежной или товарной форме, предоставляется заёмщику на условиях возвратности, срочности, обеспеченности и платности. Почему же слово кредит МТС пишет в кавычках? Можно предположить, что этим подразумевается наименование коммерческого кредита - предоставление услуги с отсрочкой оплаты. Ведь расшифровка "Кредита" от МТС": "Uоворите сейчас - платите потом".
Но обратимся к листовке, распространяемой в офисах МТС. Читаем преимущества "Кредита" от МТС": - лёгкость получения…, - доступность…, - неограниченный срок действия, размер "Кредита" 200 рублей. 200 рублей - неплохо. Однако, как всегда, скромно? мелким шрифтом компания пишет то, на что не желает обращать внимание абонентов, оставить незамеченным, а именно ограничения и стоимость. Юридически всё без нареканий - компания не скрывает информацию, а по-человечески больше похоже на попытку обмана. Но мы-то уже имеем опыт и пытливо изучаем сноски, как только заметим "звёздочку" или маленькую цифру рядом с текстом. Так что же в этот раз нас ожидает? Ах, вот: "При подключении услуги "Кредит" взимается разовый платёж в размере 200 рублей". Вот так и "Кредит"! Сначала заплатите залог, а потом получите "Кредит" на те же 200 рублей. Сюрприз, не правда ли? Я думаю, вы уже понимаете, что слово кредит в кавычках МТС пишет не от того, что это условное название услуги, а чтобы обезопасить себя от обвинений в обмане, ибо это совершенно не кредит, а предоплата. Причём за услугу, которой вы, возможно, не будете пользоваться вообще или редко - подключите для страховки.
Следует вспомнить, действительно получить отсрочку платежа, хотя лишь на сумму 100 рублей и срок 5 дней, можно уже давным-давно. Услуга называется "Обещанный платёж" - кавычки означают только название услуги.
Очень хотелось бы обратить внимание Антимонопольного комитета, ответственного за надзор в сфере рекламы, на рекламу услуги "Кредит" от МТС - усматривается ли здесь недобросовестная реклама. И в случае признания факта недобросовестной рекламы обязать компанию, получающую огромные доходы, не только выплатить смехотворный штраф, но и выпустить опровержение в объёме, равном рекламе услуги.
Вы будете переведены на выгодный для вас тариф
Получая SMS от МТС, ничего хорошего не ждёшь - скорее всего предупреждают о необходимости пополнить баланс. Но 6, а потом ещё и 11 июля я получил SMS. Цитирую: "Уважаемый абонент! После 15.07.2007 Ваш тарифный план закрывается. Вы будете переведены на выгодный для Вас тариф. Информация 0890, салоны-магазины МТС". Вот и ещё один сюрприз. "Уважаемого абонента" без спроса решили осчастливить. Кто-то в это поверит? Вот и я не поверил и решил проверить. Ранее я пользовался тарифом "Регион секунда" - хороший тариф, мне очень подходил. Теперь мне дали возможность выбрать другой тариф и перейти бесплатно. Большое спасибо! Но выбор оказался невелик, точнее сказать, выбора просто нет, так как для меня очень важен "городской" номер. Единственным тарифом с вменяемой ценой и самым близким оказался тариф с гордым именем "ПРОФИ-60". Будем сравнивать. Чтобы цифры были сопоставимы, пересчитаю стоимость услуг, ранее указанную в долларах США и без НДС, в рубли с учётом "внутреннего курса доллара США", применяемого в МТС.
Итак, чтобы не погрязнуть в хитросплетениях таблиц тарифных планов, выберем основные показатели. Ежемесячная плата с 270 р. возросла до 330 р., т.е. на 60 р., или 22% выгоднее, но не для меня, а для МТС. Детализированный счёт, который я получал ежемесячно на e-mail, теперь стоит 17 рублей, что само по себе странно: МТС требует оплатить свой отчёт перед абонентом, такую вольность позволяют себе только мобильные операторы.
Теперь отдельно о стоимости эфирного времени. Ранее оно стоило от 2 до 5 рублей за минуту (в зависимости от времени суток и типа вызова), теперь 2,60 за любые исходящие вызовы. Подешевело? Не тут-то было! В прежнем тарифе была посекундная тарификация с первой секунды, теперь же любое количество секунд до 60 включительно равно одной минуте. Ведь в новом тарифе тарификация посекундная с 61-й секунды, соответственно все вызовы короче 60 секунд округляются до минуты. Посмотрев в детализации на продолжительность исходящих вызовов, я заметил преобладание вызовов длительностью менее минуты. Я "укладывался" в 15-30 секунд. Как обычно: "Скоро буду", "Привет, я тебя уже жду" и т.п. А это значит, что эфирное время подорожало. Судите сами: раньше исходящие вызовы обходились от 0,30 до 2,50 рублей (6-30 секунд), теперь такие звонки 2,60 рубля и днём и ночью. Но это речь шла о стоимости исходящих вызовов свыше эфирного времени, включённого в ежемесячную плату. А мы видим, что этого времени стало в 2 раза больше. Не спешите радоваться, надо вспомнить о тарификации с 61-й секунды. Если ранее в отведённое ежемесячной платой время я мог совершить от 300(!) вызовов длительностью 6 секунд, до 60. относительно продолжительных по 30 секунд, то теперь не более 60. Даже таких, как "выходи", "я дома" и т.п., длительностью несколько секунд. Количество исходящих вызовов, укладывающихся в эфирное время, данное ежемесячной платой, уменьшилось в 5 раз!
В описании тарифа "Регион секунда" жирным шрифтом написано (дословно) "1 у.е. равен 1 США". Но МТС ввела свой курс 28,70 рублей за доллар - более 3 рублей в свою пользу. А как же иначе.…
В редакцию позвонил гражданин и сообщил, что в SMS сообщениях о пропущенных вызовах компания МТС включает текст рекламного характера: "Викторина "Магический мир" - выиграй 7-ю Книгу о Гарри Потере и ноутбук! Отправь MAG на <номер>. SMS=11.86р.". Можно ли признать это спамом?
Нам не удалось найти чёткой юридической трактовки термина СПАМ. Обратились к уважаемому электронному изданию "Википедия": Спам (англ. spam) - сообщения, массово рассылаемые людям, не выразившим желание их получать.
На наш взгляд, такую информацию, дополнительно включённую в SMS, а не переданную в отдельной SMS, необходимо признать рекламой.
Подведу результат заботы МТС об "уважаемых абонентах": стоимость связи выросла в 2,5 раза в случае экономного расхода эфирного времени (вызовы по 6 секунд). Не парадокс ли?
В заключение
Любой здравомыслящий человек задаст вопросы: "А как же договор?", "Как же конкуренция?", "Почему пользуешься услугами такого оператора?" Есть "Правила оказания услуг подвижной телефонной связи МТС", которые я подписал. В этих правилах есть п.11.1, п.11.2, п.17.2, п.17.3, дающие право оператору, по сути, делать любые измененияюю без согласия абонента. Если это абоненту не нравится, он может отказаться от услуг оператора. Вот тут бы конкуренция сработала, но услуги связи не хлеб, не колбаса - в другом магазине не купишь с тем же номером телефона. Пока нет закона, позволяющего сохранить номер телефона при переходе к другому оператору связи, конкуренция нестрашна. Лично я не готов уйти к другому оператору, который, например, самый первый тариф с именем "Базовый" сохраняет уже много лет в действии и насильно не заставляет его сменить, или к оператору, у которого цены значительно ниже, только из-за необходимости менять номер телефона, давно известный всем друзьям и знакомым.
Как говорится: "Мыши плакали, кололись, но продолжали есть кактус".