От винта!
Добавлено: 17 янв 2007, 13:46:49
>>делаем топик ещё интереснее
«От винта!» — телевизионная программа, выходившая на российском телевидении в период с 1994 по 1998 год, полностью посвященная компьютерным играм.
Краткая история
Изначально программа "От Винта!" выходила в эфир на канале "РТР". В последующем, в плоть до закрытия проекта, программа шла на канале "НТВ". Передача всегда выходила утром по выходным дням.
Оригинальная концепция подачи материала, остроумные комментарии и отменное чувство юмора ведущих, существенно выделяли передачу из ряда ей подобных, выходивших примерно в то же время. Уже спустя несколько выпусков, программе был обеспечен культовый статус. Её зрителями были не только немногочисленные по тем временам счастливые обладатели персональных компьютеров, но и, главным образом, подростки, которым эти самые персональные компьютеры очень хотелось приобрести. Входили в зрительскую аудиторию и вполне респектабельные, солидного возраста люди.
Авторы и ведущие
Бессменными авторами и ведущими программы «От Винта!» являлись Борис Репетур (более известный как Bonus), Антон «Game over» Зайцев и Сергей Чихачев (еще один автор, который периодически появлялся на экране в различных образах).
Суровое настоящее
Ходят слухи, что программу пытались возродить, и был отснят пилотный выпуск в новом формате, но пока ни на одном канале передача не анонсирована.
Сетевая общественность, главным образом, окрепшие и возмужавшие вчерашние подростки, которые стали счастливыми обладателями персональных компьютеров, сильно озадачены поисками сохранившихся записей программы на видеокассетах, и переиздании этого материала на DVD.
Интервью с авторами передачи "От Винта!"
Что приблизительно переводится как: "Лучшая передача о компьютерных играх, которая когда-либо существовала"
Не так-то много выходило на нашем телевидении программ, о которых помнят после перерыва в шесть лет. Но если зайти на любой игровой форум и спросить, что такое "От Винта", то от желающих объяснить, кто такие Бонус с Гамовером, отбоя не будет, причем все будут говорить о ней так, будто смотрели ее в прошлые выходные. Может быть это потому, что со времени выхода последнего выпуска программы не появилось ни одной жизнеспособной передачи о компьютерных играх, а может быть потому, что легенды за такой срок не умирают.
Отвинтовая хронология
1994 год
Разум большинства телезрителей разрушен сериалом "Просто Мария". Леня Голубков предлагает всем купить еще немного бумаги с надписью "МММ". На втором канале выходит пилотный выпуск "От Винта". Тема передачи — Wolfenstein 3D. Фрицы и немецкие овчарки гибнут под шквальным огнем из "шмайссера".
1997 год
Два раза в неделю по субботам и воскресеньям на НТВ выходит десятиминутная передача о компьютерных играх. Трехмерный дирижабль с экипажем из двух ведущих успевает выйти на связь с телезрителями ровно 125 раз.
1998 год
Бонус и Гамовер проводят турнир по Duke Nukem 3D. Неожиданностью для всех стала победа человека, который ни в каких отборочных играх не участвовал, а пришел на удачу и был взят для ровного счета в турнирной таблице. Особенно удивились спонсоры, предоставившие главный приз.
2002 год
Отснят пилотный выпуск программы "От Винта", который, надеемся, позволит заново запустить передачу. Если теленачальникам не очень интересен рейтинг, могут задуматься, что должны же все эти бесконечные продавцы компьютерного железа куда-то давать рекламу.
2005 год
"От Винта" получает "Тефи".
"Какое интервью? Нам сказали, что здесь будут пробы на роль Шерлока Холмса!"
Вместе они составляют поразительный контраст. Двухметровый Зайцев и далеко не богатырского телосложения Репетур смотрятся в жизни еще более удивительней, чем на экране. Один — редактор "Доброго Утра" на НТВ. Второй — золотой голос рекламы. Вы слышите его ежедневно, обычно он рассказывает про Честера, который любит Читос, или славные традиции журнала "Вокруг Света". Третий человек, который сидит за столом напротив меня, появлялся в кадре редко, но его участие в создании "От Винта" тяжело переоценить. Сергей Чихачев, сценарист и режиссер, сейчас трудится на благо передачи "Синемания".
НИМ: Кому и как в 94 году, во время царствования сериала "Моя вторая мама", могла прийти идея создать передачу о компьютерных играх?
Сергей Чихачев: Антон Гидионович придумал программу, но написать это следует прямой речью, чтобы он, раздвинув всех руками, сказал: "Это я придумал!".
Антон Зайцев: Да, я придумал, но как, убейте, не помню. Я на протяжении последних нескольких минут пытаюсь вспомнить и не могу… А вопрос-то — заковыристый! Название придумал, кстати, Сергей Игоревич. Только пусть это будет прямая речь!..
Борис Репетур: Название было рабочим, но ничто так не постоянно, как…
Сергей Чихачев: Дай Бог каждому, придумать такое название, которое из рабочего становится трудовым.
НИМ: Тогда попробуйте хотя бы вспомнить, кто придумал каждую передачу начинать с фразы: "Это — Бонус, это — Гамовер, в эфире передача 'От Винта'"?
Сергей Чихачев: Поскольку идея была Антона Гидионовича, то и никнэймы принадлежали ему. Изначально в первых сценариях было наоборот, Антон был Бонусом, а потом решил, что ему больше подходит звучное имя — Гамовер. В общем, через три-четыре программы все как-то стало само собой… А все это из-за того, что они не могли запомнить сценарий, кто из них Бонус а кто — Гамовер!
Борис Репетур: А поскольку в силу возраста я плохо воспринимаю текст, то настаивал, чтобы все передачи начинались одинаково, и заканчивались тоже.
Мне всегда казалось, что такие люди по закону сохранения энергии все время, когда не крутятся перед кинокамерами, должны быть скучными и вялыми. Но они, похоже, зажигают просто так, по жизни. Задаешь самый обычный вопрос, а они перемалывают его, играют словами, вдруг звучит совершенно серьезный ответ, подробный рассказ, как когда и кем была создана передача, как и в какие игры кто из них играл, сколько уходило времени на составление текста и снова идет чистый незамутненный фарс.
НИМ: Когда вы начинали делать передачу, вы были знакомы?
Сергей Чихачев: Мы учились с Антон Гидионовичем на Журфаке. И даже закончили его 12 лет спустя. Поэтому мы знакомы с 90 года. С "картошки", так называемой.
Антон Зайцев: Я заработал тогда 43 копейки, как сейчас помню.
Сергей Чихачев: А я заработал два мешка картошки! Борис Репетур с нами с 93 года. Мы не помним, где его подобрали. В СОБЕСе документы его были утеряны в 1932 году. Куда ему было идти? Дату рождения менял три раза, первая была написана еще иероглифами, те которыми пользовались до Кирилла и Мефодия. Так и записывайте, товарищ корреспондент, - подобрали, точка.
Борис Репетур: Да где они бы были эти мальчишки! Они шагу не могли ступить без моего опыта, шпана натуральная.
Антон Зайцев: Боря, на самом деле, тогда работал в программе "Звезды говорят" астрологом. У него были замечательные кудри и великолепная борода.
Борис Репетур: Я ужасно не хотел, чтобы меня узнавали, и потребовал загримировать так, чтобы только глаза оставались.
Антон Зайцев: И когда мне сказали, с кем предстоит познакомиться, я честно говоря, надеялся, что борода настоящая.
НИМ: И что, вот вы так просто втроем начали делать передачу о компьютерных играх?
Антон Зайцев: Прежде всего, надо сказать спасибо Дмитрию Захарову, ведущему "Взгляда", сейчас работает на НТВ, он является крестным отцом и первым продюсером программы. Без него эта идея была бы вряд ли воплощена. Я к нему пришел, и он предложил написать пробный сценарий. А потом согласился выпустить программу, это свидетельствует о его незаурядной доброте, потому что сейчас я хорошо себе представляю, каково это — прийти к кому-нибудь со сценарием и тебе разрешают делать программу.
Перед нами встал вопрос, как изображение с компьютера перегнать на видео. Потому что тогда этим никто не занимался, мы обращались к разным специалистам, и никто нам не мог ничего сказать толком.
Борис Репетур: Звучали слова: "силикон", "сто тысяч долларов", а у меня был знакомый, который всю жизнь сидел в ВКСной студии (студия видеоконференц-связи) при каком-то НИИ. Я ему рассказал про то, что вот, серьезную проблему не можем решить. А он показывает журнальчик какой-то, а там карточка фирмы AVer за 170.
Антон Зайцев: По тем временам деньги большие. И надо знать, какие тогда были карты. Она работала с собственным софтом, ставилась одновременно с другой видеокартой, была довольно капризной и не все игры воспринимала. Но все равно это был технический прорыв.
Это было время, когда в программе освещалась игра Wolfenstein, Comanche и Betrayal At Krondor. Довольно долго игры поставлялись к нам на дискетах, сидиромов конечно тогда не было. Я помню, встречался в метро с какими-то людьми, мне приносили игру на восьми дискетах, я приезжал домой и обязательно выяснялось, что одна дискета - "битая". Я опять ехал в метро встречаться… И еще довольно тяжело было набрать три игры на программу.
Потом уже у нас потом появились единомышленники, которые продавали компакт-диски на станции метро "Кузнецкий Мост". Этой палатки сейчас не существует. Мы к ним ездили, а они снабжали нас играми совершенно бесплатно.
Сергей Чихачев: Мы делали это для того чтобы подчеркнуть преимущество лицензионной продукции. То есть, что такое закон, мы понимаем.
Антон Зайцев: Каждый пиратский диск, который мы получали бесплатно, изымался из этого оборота. Мы пытались переубедить этих торговцев, призывали их продавать лицензионную продукцию за те же деньги.
Сергей Чихачев: Они быстренько разорились и умерли с голоду. Мы считаем это своей победой. Они умерли честными людьми, нищими, но честными.
НИМ: Вы все втроем работали над сценарием?
Сергей Чихачев: Долгое время работал один Антон Гидионович, который один во все играл, один обо всем и писал. На каком-то этапе игры усложнились и качественно проиграть три игры в неделю, а то и шесть игр, когда программа стала выходить дважды в неделю, было физически уже невозможно. Поэтому Антон привлек меня к написанию сценариев.
Антон предпочитал, например, RPG и стратегические игры. Когда цифра нам мониторе меняется с двойки на тройку и человек понимает, что он выиграл. Зато ему не очень были интересны симуляторы, а мне они были наоборот очень милы, особенно спортивные от Electronic Arts. Так что существовало такое очень уместное разделение труда.
НИМ: Работа в "От Винта" как-то влияла на вашу жизнь, чахлые компьютерщики ночевали под вашими окнами, вас сразу же начали узнавать на улице?
Антон Зайцев: Меня однажды узнали на улице и спросили, не я ли играл в фильме "Цирк".
Борис Репетур: Я только купил автомобиль в 98 году, и программа как раз перестала существовать, первые дни вождения, и вдруг какая-то машина с мигалкой перегораживает дорогу, выскакивает человек с автоматом и орет: "Ну че, когда программа-то будет?!" Очень радостно, только я испугался немного…
Сергей Чихачев: Я помню эту историю! Он убил его нафиг.
НИМ: Из-за чего в 97 году, программа перешла со второго канала на НТВ?
Антон Зайцев: Из-за того, что наши спонсоры скрылись на горных вершинах. Спонсором у нас была фирма "Стиплер", в какой-то момент ее начальники пропали вместе с деньгами (это та самая фирма "Стиплер", которая в начале девяностых заполнила отечественный рынок приставками "Денди" - азиатским клоном 8-битной консоли от Nintendo).
Сергей Чихачев: Это выдает в них дальновидных порядочных бизнесменов.
Антон Зайцев: Соответственно они перестали нам платить и сейчас где-то живут богатые и счастливые. А программа на РТР закрылась, ну и потом выходила она не совсем в удачное время, по будням, когда наша аудитория предположительно учится или по улицам околачивается, в общем так или иначе телевизор не смотрит. А потом, после некоторого перерыва, появилась возможность запустить ее на НТВ, чем мы и воспользовались.
НИМ: Какое у вас ощущение осталось от того времени?
Сергей Чихачев (смеется): Что нам недоплатили! Недоплатили три зарплаты, такое у меня ощущение и я не могу от него избавиться… А сейчас уже кажется, что и все четыре!
Не могу говорить за всех коллег, но "От Винта" из всех программ, где мне доводилось работать, была с наименьшим вмешательством. Фактически мы могли делать все, что хотели. Такой свободы у меня после уже не было.
На НТВ было идеальное время, идеальные дни, там все было идеально. Дети и подростки — это же такая аудитория, которая любого взрослого за пояс заткнет. И у нас были дни, когда "От Винта" по рейтингу перекрывала "Итоги" с Киселевым. Мы выходили очень удачно, сразу после многомиллионного буржуйского сериала "Зена — королева воинов" и еще от него немножко аудитории отхапывали.
Антон Зайцев: И самые молодые зрители сидели еще десять минут и ждали, может еще раз Зена появится.
НИМ: Поделитесь с нами креативом, если реализованные задумки были такими классными, то какие идеи не пошли в эфир?
Антон Зайцев: Мы хотели привлекать серьезных экспертов. Например, если речь шла о вертолетном симуляторе, мы бы приглашали летчика. Сейчас это было бы выполнить еще проще, игры стали совершеннее и более приближенные к реальности. Например, если бы рассматривали игру Painkiller, я бы позвал богословов в первую очередь. Какого-нибудь батюшку. Или сатаниста… Ну и о компьютерных технологиях мы хотели больше рассказывать.
Они, похоже, не осознают, что в течение десяти минут удерживали перед экранами неподвижно тысячи подростков. Задача, которая под силу разве что армии санитаров, вооруженной смирительными рубашками. "А не кажется ли вам, что у товарища корреспондента сложится о нас излишне благополучное впечатление", - спрашивает Борис Репетур. Мгновенно Чихачев принимается солить горбушку черного хлеба, Репетур пересчитывает в кулаке мелочь, а Зайцев пытается перепилить вену тупым столовым ножом. Застывают как раз на такое время, чтобы можно было сделать снимки. И снова, как ни в чем не бывало, продолжают рассказывать.
НИМ: После того как "От Винта" съел кризис, вы все рано так и остались в игровой индустрии, вот например, Борис, для "Буки" кого в играх озвучивали?
Борис Репетур: "Код доступа: РАЙ" - я там Хакер и Джером. Wizardry 8… Не только с "Букой" сотрудничал, для "1С" много работал - "Мафия", всего около 20 проектов.
Антон Зайцев: Предсмертные крики у него хорошо получаются. Первый раз он такой издал, когда понял, что нам не заплатят за два с половиной месяца работы в программе "От Винта". С тех пор только его и отрабатывает.
Борис Репетур: Озвучание — единственный род деятельности, где не нужно лицом хлопотать, и в тоже время надо работать на пределе возможности, например Call of Duty. Я не знал игры, смотрю, персонажей там сотни и у всех — дикие вопли. Ну, я человек опытный и стараюсь так издалека: "А-а-а!". Чтобы не тратиться. Мне говорят: "Вы знаете, он на поле боя". И я потом послушал, там дикий взрыв и надо на полную громкость: "ОТХОДИМ!" А персонаж устает, а потом новый персонаж, который должен орать со свежими силами. В общем 3 часа и это был первый раз в жизни, когда я голос сорвал.
Сейчас наши издатели стали понимать, что немалая доля успеха игры — озвучание. Скажем, Дюк Ньюкем, кем бы он был, если бы не его крылатые выражения? (нараспев) Бо-орн ту-у би-и вай-лд! И с другой стороны — взять и угробить Max Payne. Это же загубленная игра. Я был потрясен, когда после русской версии услышал это в оригинале. Ужасно обидно, игрушка-то культовая.
НИМ: Как вообще с нашими издателями работается? И еще, всегда хотел узнать, часто ли актеры играют в те игры, которые озвучивают?
Борис Репетур: До недавнего времени у меня был старый компьютер, и накопилось какое-то количество игр, которые просто не шли. Но вот с начала года купил новый и кое во что поиграл, было очень интересно, потому как все эти гады говорят моим голосом. А их же приходится… (чиркает большим пальцем себе по горлу).
Сергей Чихачев: Я вот озвучивал игру "12 стульев", при этом как персонажи выглядят непонятно, смотреть не на кого, в лучшем случае показывают ксерокопию какого-то рисунка невнятного. А твои реплики скомпонованы не для тебя, а для программистов. Например, идет код, а после чего идет реплика. Как пользоваться этой репликой? С кем разговаривает этот человек? В каком он состоянии?
Борис Репетур: Это все от человека зависит, который этим занимается, а люди везде разные. Например, есть такая игра "Принц династии Кин", хотя она должна называться "Принц оф Цин", так над ней было очень приятно работать. Там чисто китайское иезуитство: персонаж, который вроде как хороший, по мере игры делает гадость и становится ясно, что он — последний подонок, ты долго идешь к тому, чтобы его уничтожить, перед самой смертью он говорит, что был заколдован, а в конце выясняется, что он, все равно, мерзавец. И было гигантское количество текста и по каждой реплике очень подробные комментарии. Но это, к сожалению, нечастый случай. А увидеть персонажа — действительно большая редкость.
Разговариваем немного про Painkiller, потом про Far Cry. Все трое до сих пор следят за индустрией компьютерных игр. Помимо своей основной работы телеведущего и редактора Антон Зайцев пишет тексты для программы "Мышеловка" (ищите ее в утреннем эфире НТВ). В курсе и роста популярности онлайновых игр, и развитии отечественного рынка. Еще Антон оживился, когда речь зашла о французских и корейских телевизионных программах по компьютерным играм. Он не видел западных аналогов "От Винта", но с радостью бы взглянул на них.
НИМ: Мне посчастливилось увидеть несколько кадров из пилотного выпуска нового "От винта". Что у вас там за странные костюмы?
Антон Зайцев: Это фрагмент заставки, она получилась достаточно философская, мы поставили компьютерные игры в ряд с другими играми, в которые играют люди. В основном это — война. Речь шла об разных эпохах, начиналось вообще все в каменном веке, поэтому и набор костюмов такой.
НИМ: Новый "От Винта" как-то будет отличаться от "классического"?
Антон Зайцев: Изменится немножко сам подход: когда мы начинали, компьютерные игры были феноменом, многие не представляли себе, что это такое. Можно было просто покупать игры в ларьке и показывать их по телевизору.
НИМ: Как насчет спецэффектов? У вас на НТВ был очень приличный трехмерный дирижабль.
Антон Зайцев: Мы тогда убедились, что довольно приличные, особенно для того времени, эффекты, можно делать без особой аппаратуры, если иметь в своем распоряжении покладистого компьютерного художника, которого можно грубыми принуканиями заставлять работать… Я помню, у него был медовый месяц. Первая брачная ночь и тут звонок с монтажа, все что он нарисовал — ни к черту. Два часа утра. От молодой жены. А нам казалось, что мы — вполне в своем праве, помню мы ему еще пеняли, за то что он якобы медленно приехал.
Сергей Чихачев: Есть студия, которая рисовала трехмер для фильма "72 метра", если видели картину, то там очень мощная современная графика. Это не Голливуд в большом смысле слова, но уже, глядя на экран, не поймешь, кто это производил, это могли сделать в Англии или во Франции.
Среди них нашлись поклонники "От Винта", которые готовы на достаточно льготных условиях выполнять для нас работу. Для них это тоже такой выход для творчества. Если с ними будем работать — это замечательно, это абсолютно полноценная киношная компьютерная графика. То можно позволить по сценарию, практически все, например "в студию въезжают два танка".
НИМ: Ок! Спасибо, всего доброго, удачи вам и… Расскажите на последок какую-нибудь страшную тайну про "От Винта"?
Сергей Чихачев: Это касается Бориса Репетура, пришло время рассказать, дело в том что он, не удобно даже как-то… Понимаете, он — андроид. У него была проинсталлирована старая программа актерская, написанная еще под DOS. А апгрейд он отказывается делать. Сейчас программы появились хорошие De Niro Express, но они под ДОСом не ползают и драйверы очень дорогие.
* * *
Единственный вопрос, который я подготовил, но так и не задал - "Что вам в этой программе?". Люди, которые давно уже занимаются каждый своим делом, которые чего-то в жизни добились, но которые искренне любят компьютерные игры. Что может быть привлекательного в десятиминутке для человека, который вел Новый Год на НТВ? Это не реалити-шоу, не сериал про бандитов. Я хотел спросить, но не спросил, потому что на вопрос "Почему вы любите свою работу?", есть только один ответ - "потому, что я люблю свою работу". И если повезет, если среди рекламных блоков и сериалов найдется десять минут для передачи о компьютерных играх, то зимой мы снова будем смотреть "От Винта". Гейм, как говорится, овер.
Сейчас БОНУС (Борис Репетур) главный голос Видеомании [видеомания идет на диске журнала Игромания], а ГАМОВЕР (Антон Зайцев) ведёт передачу "Вокруг Света".
© Игромания
«От винта!» — телевизионная программа, выходившая на российском телевидении в период с 1994 по 1998 год, полностью посвященная компьютерным играм.
Краткая история
Изначально программа "От Винта!" выходила в эфир на канале "РТР". В последующем, в плоть до закрытия проекта, программа шла на канале "НТВ". Передача всегда выходила утром по выходным дням.
Оригинальная концепция подачи материала, остроумные комментарии и отменное чувство юмора ведущих, существенно выделяли передачу из ряда ей подобных, выходивших примерно в то же время. Уже спустя несколько выпусков, программе был обеспечен культовый статус. Её зрителями были не только немногочисленные по тем временам счастливые обладатели персональных компьютеров, но и, главным образом, подростки, которым эти самые персональные компьютеры очень хотелось приобрести. Входили в зрительскую аудиторию и вполне респектабельные, солидного возраста люди.
Авторы и ведущие
Бессменными авторами и ведущими программы «От Винта!» являлись Борис Репетур (более известный как Bonus), Антон «Game over» Зайцев и Сергей Чихачев (еще один автор, который периодически появлялся на экране в различных образах).
Суровое настоящее
Ходят слухи, что программу пытались возродить, и был отснят пилотный выпуск в новом формате, но пока ни на одном канале передача не анонсирована.
Сетевая общественность, главным образом, окрепшие и возмужавшие вчерашние подростки, которые стали счастливыми обладателями персональных компьютеров, сильно озадачены поисками сохранившихся записей программы на видеокассетах, и переиздании этого материала на DVD.
Интервью с авторами передачи "От Винта!"
Что приблизительно переводится как: "Лучшая передача о компьютерных играх, которая когда-либо существовала"
Не так-то много выходило на нашем телевидении программ, о которых помнят после перерыва в шесть лет. Но если зайти на любой игровой форум и спросить, что такое "От Винта", то от желающих объяснить, кто такие Бонус с Гамовером, отбоя не будет, причем все будут говорить о ней так, будто смотрели ее в прошлые выходные. Может быть это потому, что со времени выхода последнего выпуска программы не появилось ни одной жизнеспособной передачи о компьютерных играх, а может быть потому, что легенды за такой срок не умирают.
Отвинтовая хронология
1994 год
Разум большинства телезрителей разрушен сериалом "Просто Мария". Леня Голубков предлагает всем купить еще немного бумаги с надписью "МММ". На втором канале выходит пилотный выпуск "От Винта". Тема передачи — Wolfenstein 3D. Фрицы и немецкие овчарки гибнут под шквальным огнем из "шмайссера".
1997 год
Два раза в неделю по субботам и воскресеньям на НТВ выходит десятиминутная передача о компьютерных играх. Трехмерный дирижабль с экипажем из двух ведущих успевает выйти на связь с телезрителями ровно 125 раз.
1998 год
Бонус и Гамовер проводят турнир по Duke Nukem 3D. Неожиданностью для всех стала победа человека, который ни в каких отборочных играх не участвовал, а пришел на удачу и был взят для ровного счета в турнирной таблице. Особенно удивились спонсоры, предоставившие главный приз.
2002 год
Отснят пилотный выпуск программы "От Винта", который, надеемся, позволит заново запустить передачу. Если теленачальникам не очень интересен рейтинг, могут задуматься, что должны же все эти бесконечные продавцы компьютерного железа куда-то давать рекламу.
2005 год
"От Винта" получает "Тефи".
"Какое интервью? Нам сказали, что здесь будут пробы на роль Шерлока Холмса!"
Вместе они составляют поразительный контраст. Двухметровый Зайцев и далеко не богатырского телосложения Репетур смотрятся в жизни еще более удивительней, чем на экране. Один — редактор "Доброго Утра" на НТВ. Второй — золотой голос рекламы. Вы слышите его ежедневно, обычно он рассказывает про Честера, который любит Читос, или славные традиции журнала "Вокруг Света". Третий человек, который сидит за столом напротив меня, появлялся в кадре редко, но его участие в создании "От Винта" тяжело переоценить. Сергей Чихачев, сценарист и режиссер, сейчас трудится на благо передачи "Синемания".
НИМ: Кому и как в 94 году, во время царствования сериала "Моя вторая мама", могла прийти идея создать передачу о компьютерных играх?
Сергей Чихачев: Антон Гидионович придумал программу, но написать это следует прямой речью, чтобы он, раздвинув всех руками, сказал: "Это я придумал!".
Антон Зайцев: Да, я придумал, но как, убейте, не помню. Я на протяжении последних нескольких минут пытаюсь вспомнить и не могу… А вопрос-то — заковыристый! Название придумал, кстати, Сергей Игоревич. Только пусть это будет прямая речь!..
Борис Репетур: Название было рабочим, но ничто так не постоянно, как…
Сергей Чихачев: Дай Бог каждому, придумать такое название, которое из рабочего становится трудовым.
НИМ: Тогда попробуйте хотя бы вспомнить, кто придумал каждую передачу начинать с фразы: "Это — Бонус, это — Гамовер, в эфире передача 'От Винта'"?
Сергей Чихачев: Поскольку идея была Антона Гидионовича, то и никнэймы принадлежали ему. Изначально в первых сценариях было наоборот, Антон был Бонусом, а потом решил, что ему больше подходит звучное имя — Гамовер. В общем, через три-четыре программы все как-то стало само собой… А все это из-за того, что они не могли запомнить сценарий, кто из них Бонус а кто — Гамовер!
Борис Репетур: А поскольку в силу возраста я плохо воспринимаю текст, то настаивал, чтобы все передачи начинались одинаково, и заканчивались тоже.
Мне всегда казалось, что такие люди по закону сохранения энергии все время, когда не крутятся перед кинокамерами, должны быть скучными и вялыми. Но они, похоже, зажигают просто так, по жизни. Задаешь самый обычный вопрос, а они перемалывают его, играют словами, вдруг звучит совершенно серьезный ответ, подробный рассказ, как когда и кем была создана передача, как и в какие игры кто из них играл, сколько уходило времени на составление текста и снова идет чистый незамутненный фарс.
НИМ: Когда вы начинали делать передачу, вы были знакомы?
Сергей Чихачев: Мы учились с Антон Гидионовичем на Журфаке. И даже закончили его 12 лет спустя. Поэтому мы знакомы с 90 года. С "картошки", так называемой.
Антон Зайцев: Я заработал тогда 43 копейки, как сейчас помню.
Сергей Чихачев: А я заработал два мешка картошки! Борис Репетур с нами с 93 года. Мы не помним, где его подобрали. В СОБЕСе документы его были утеряны в 1932 году. Куда ему было идти? Дату рождения менял три раза, первая была написана еще иероглифами, те которыми пользовались до Кирилла и Мефодия. Так и записывайте, товарищ корреспондент, - подобрали, точка.
Борис Репетур: Да где они бы были эти мальчишки! Они шагу не могли ступить без моего опыта, шпана натуральная.
Антон Зайцев: Боря, на самом деле, тогда работал в программе "Звезды говорят" астрологом. У него были замечательные кудри и великолепная борода.
Борис Репетур: Я ужасно не хотел, чтобы меня узнавали, и потребовал загримировать так, чтобы только глаза оставались.
Антон Зайцев: И когда мне сказали, с кем предстоит познакомиться, я честно говоря, надеялся, что борода настоящая.
НИМ: И что, вот вы так просто втроем начали делать передачу о компьютерных играх?
Антон Зайцев: Прежде всего, надо сказать спасибо Дмитрию Захарову, ведущему "Взгляда", сейчас работает на НТВ, он является крестным отцом и первым продюсером программы. Без него эта идея была бы вряд ли воплощена. Я к нему пришел, и он предложил написать пробный сценарий. А потом согласился выпустить программу, это свидетельствует о его незаурядной доброте, потому что сейчас я хорошо себе представляю, каково это — прийти к кому-нибудь со сценарием и тебе разрешают делать программу.
Перед нами встал вопрос, как изображение с компьютера перегнать на видео. Потому что тогда этим никто не занимался, мы обращались к разным специалистам, и никто нам не мог ничего сказать толком.
Борис Репетур: Звучали слова: "силикон", "сто тысяч долларов", а у меня был знакомый, который всю жизнь сидел в ВКСной студии (студия видеоконференц-связи) при каком-то НИИ. Я ему рассказал про то, что вот, серьезную проблему не можем решить. А он показывает журнальчик какой-то, а там карточка фирмы AVer за 170.
Антон Зайцев: По тем временам деньги большие. И надо знать, какие тогда были карты. Она работала с собственным софтом, ставилась одновременно с другой видеокартой, была довольно капризной и не все игры воспринимала. Но все равно это был технический прорыв.
Это было время, когда в программе освещалась игра Wolfenstein, Comanche и Betrayal At Krondor. Довольно долго игры поставлялись к нам на дискетах, сидиромов конечно тогда не было. Я помню, встречался в метро с какими-то людьми, мне приносили игру на восьми дискетах, я приезжал домой и обязательно выяснялось, что одна дискета - "битая". Я опять ехал в метро встречаться… И еще довольно тяжело было набрать три игры на программу.
Потом уже у нас потом появились единомышленники, которые продавали компакт-диски на станции метро "Кузнецкий Мост". Этой палатки сейчас не существует. Мы к ним ездили, а они снабжали нас играми совершенно бесплатно.
Сергей Чихачев: Мы делали это для того чтобы подчеркнуть преимущество лицензионной продукции. То есть, что такое закон, мы понимаем.
Антон Зайцев: Каждый пиратский диск, который мы получали бесплатно, изымался из этого оборота. Мы пытались переубедить этих торговцев, призывали их продавать лицензионную продукцию за те же деньги.
Сергей Чихачев: Они быстренько разорились и умерли с голоду. Мы считаем это своей победой. Они умерли честными людьми, нищими, но честными.
НИМ: Вы все втроем работали над сценарием?
Сергей Чихачев: Долгое время работал один Антон Гидионович, который один во все играл, один обо всем и писал. На каком-то этапе игры усложнились и качественно проиграть три игры в неделю, а то и шесть игр, когда программа стала выходить дважды в неделю, было физически уже невозможно. Поэтому Антон привлек меня к написанию сценариев.
Антон предпочитал, например, RPG и стратегические игры. Когда цифра нам мониторе меняется с двойки на тройку и человек понимает, что он выиграл. Зато ему не очень были интересны симуляторы, а мне они были наоборот очень милы, особенно спортивные от Electronic Arts. Так что существовало такое очень уместное разделение труда.
НИМ: Работа в "От Винта" как-то влияла на вашу жизнь, чахлые компьютерщики ночевали под вашими окнами, вас сразу же начали узнавать на улице?
Антон Зайцев: Меня однажды узнали на улице и спросили, не я ли играл в фильме "Цирк".
Борис Репетур: Я только купил автомобиль в 98 году, и программа как раз перестала существовать, первые дни вождения, и вдруг какая-то машина с мигалкой перегораживает дорогу, выскакивает человек с автоматом и орет: "Ну че, когда программа-то будет?!" Очень радостно, только я испугался немного…
Сергей Чихачев: Я помню эту историю! Он убил его нафиг.
НИМ: Из-за чего в 97 году, программа перешла со второго канала на НТВ?
Антон Зайцев: Из-за того, что наши спонсоры скрылись на горных вершинах. Спонсором у нас была фирма "Стиплер", в какой-то момент ее начальники пропали вместе с деньгами (это та самая фирма "Стиплер", которая в начале девяностых заполнила отечественный рынок приставками "Денди" - азиатским клоном 8-битной консоли от Nintendo).
Сергей Чихачев: Это выдает в них дальновидных порядочных бизнесменов.
Антон Зайцев: Соответственно они перестали нам платить и сейчас где-то живут богатые и счастливые. А программа на РТР закрылась, ну и потом выходила она не совсем в удачное время, по будням, когда наша аудитория предположительно учится или по улицам околачивается, в общем так или иначе телевизор не смотрит. А потом, после некоторого перерыва, появилась возможность запустить ее на НТВ, чем мы и воспользовались.
НИМ: Какое у вас ощущение осталось от того времени?
Сергей Чихачев (смеется): Что нам недоплатили! Недоплатили три зарплаты, такое у меня ощущение и я не могу от него избавиться… А сейчас уже кажется, что и все четыре!
Не могу говорить за всех коллег, но "От Винта" из всех программ, где мне доводилось работать, была с наименьшим вмешательством. Фактически мы могли делать все, что хотели. Такой свободы у меня после уже не было.
На НТВ было идеальное время, идеальные дни, там все было идеально. Дети и подростки — это же такая аудитория, которая любого взрослого за пояс заткнет. И у нас были дни, когда "От Винта" по рейтингу перекрывала "Итоги" с Киселевым. Мы выходили очень удачно, сразу после многомиллионного буржуйского сериала "Зена — королева воинов" и еще от него немножко аудитории отхапывали.
Антон Зайцев: И самые молодые зрители сидели еще десять минут и ждали, может еще раз Зена появится.
НИМ: Поделитесь с нами креативом, если реализованные задумки были такими классными, то какие идеи не пошли в эфир?
Антон Зайцев: Мы хотели привлекать серьезных экспертов. Например, если речь шла о вертолетном симуляторе, мы бы приглашали летчика. Сейчас это было бы выполнить еще проще, игры стали совершеннее и более приближенные к реальности. Например, если бы рассматривали игру Painkiller, я бы позвал богословов в первую очередь. Какого-нибудь батюшку. Или сатаниста… Ну и о компьютерных технологиях мы хотели больше рассказывать.
Они, похоже, не осознают, что в течение десяти минут удерживали перед экранами неподвижно тысячи подростков. Задача, которая под силу разве что армии санитаров, вооруженной смирительными рубашками. "А не кажется ли вам, что у товарища корреспондента сложится о нас излишне благополучное впечатление", - спрашивает Борис Репетур. Мгновенно Чихачев принимается солить горбушку черного хлеба, Репетур пересчитывает в кулаке мелочь, а Зайцев пытается перепилить вену тупым столовым ножом. Застывают как раз на такое время, чтобы можно было сделать снимки. И снова, как ни в чем не бывало, продолжают рассказывать.
НИМ: После того как "От Винта" съел кризис, вы все рано так и остались в игровой индустрии, вот например, Борис, для "Буки" кого в играх озвучивали?
Борис Репетур: "Код доступа: РАЙ" - я там Хакер и Джером. Wizardry 8… Не только с "Букой" сотрудничал, для "1С" много работал - "Мафия", всего около 20 проектов.
Антон Зайцев: Предсмертные крики у него хорошо получаются. Первый раз он такой издал, когда понял, что нам не заплатят за два с половиной месяца работы в программе "От Винта". С тех пор только его и отрабатывает.
Борис Репетур: Озвучание — единственный род деятельности, где не нужно лицом хлопотать, и в тоже время надо работать на пределе возможности, например Call of Duty. Я не знал игры, смотрю, персонажей там сотни и у всех — дикие вопли. Ну, я человек опытный и стараюсь так издалека: "А-а-а!". Чтобы не тратиться. Мне говорят: "Вы знаете, он на поле боя". И я потом послушал, там дикий взрыв и надо на полную громкость: "ОТХОДИМ!" А персонаж устает, а потом новый персонаж, который должен орать со свежими силами. В общем 3 часа и это был первый раз в жизни, когда я голос сорвал.
Сейчас наши издатели стали понимать, что немалая доля успеха игры — озвучание. Скажем, Дюк Ньюкем, кем бы он был, если бы не его крылатые выражения? (нараспев) Бо-орн ту-у би-и вай-лд! И с другой стороны — взять и угробить Max Payne. Это же загубленная игра. Я был потрясен, когда после русской версии услышал это в оригинале. Ужасно обидно, игрушка-то культовая.
НИМ: Как вообще с нашими издателями работается? И еще, всегда хотел узнать, часто ли актеры играют в те игры, которые озвучивают?
Борис Репетур: До недавнего времени у меня был старый компьютер, и накопилось какое-то количество игр, которые просто не шли. Но вот с начала года купил новый и кое во что поиграл, было очень интересно, потому как все эти гады говорят моим голосом. А их же приходится… (чиркает большим пальцем себе по горлу).
Сергей Чихачев: Я вот озвучивал игру "12 стульев", при этом как персонажи выглядят непонятно, смотреть не на кого, в лучшем случае показывают ксерокопию какого-то рисунка невнятного. А твои реплики скомпонованы не для тебя, а для программистов. Например, идет код, а после чего идет реплика. Как пользоваться этой репликой? С кем разговаривает этот человек? В каком он состоянии?
Борис Репетур: Это все от человека зависит, который этим занимается, а люди везде разные. Например, есть такая игра "Принц династии Кин", хотя она должна называться "Принц оф Цин", так над ней было очень приятно работать. Там чисто китайское иезуитство: персонаж, который вроде как хороший, по мере игры делает гадость и становится ясно, что он — последний подонок, ты долго идешь к тому, чтобы его уничтожить, перед самой смертью он говорит, что был заколдован, а в конце выясняется, что он, все равно, мерзавец. И было гигантское количество текста и по каждой реплике очень подробные комментарии. Но это, к сожалению, нечастый случай. А увидеть персонажа — действительно большая редкость.
Разговариваем немного про Painkiller, потом про Far Cry. Все трое до сих пор следят за индустрией компьютерных игр. Помимо своей основной работы телеведущего и редактора Антон Зайцев пишет тексты для программы "Мышеловка" (ищите ее в утреннем эфире НТВ). В курсе и роста популярности онлайновых игр, и развитии отечественного рынка. Еще Антон оживился, когда речь зашла о французских и корейских телевизионных программах по компьютерным играм. Он не видел западных аналогов "От Винта", но с радостью бы взглянул на них.
НИМ: Мне посчастливилось увидеть несколько кадров из пилотного выпуска нового "От винта". Что у вас там за странные костюмы?
Антон Зайцев: Это фрагмент заставки, она получилась достаточно философская, мы поставили компьютерные игры в ряд с другими играми, в которые играют люди. В основном это — война. Речь шла об разных эпохах, начиналось вообще все в каменном веке, поэтому и набор костюмов такой.
НИМ: Новый "От Винта" как-то будет отличаться от "классического"?
Антон Зайцев: Изменится немножко сам подход: когда мы начинали, компьютерные игры были феноменом, многие не представляли себе, что это такое. Можно было просто покупать игры в ларьке и показывать их по телевизору.
НИМ: Как насчет спецэффектов? У вас на НТВ был очень приличный трехмерный дирижабль.
Антон Зайцев: Мы тогда убедились, что довольно приличные, особенно для того времени, эффекты, можно делать без особой аппаратуры, если иметь в своем распоряжении покладистого компьютерного художника, которого можно грубыми принуканиями заставлять работать… Я помню, у него был медовый месяц. Первая брачная ночь и тут звонок с монтажа, все что он нарисовал — ни к черту. Два часа утра. От молодой жены. А нам казалось, что мы — вполне в своем праве, помню мы ему еще пеняли, за то что он якобы медленно приехал.
Сергей Чихачев: Есть студия, которая рисовала трехмер для фильма "72 метра", если видели картину, то там очень мощная современная графика. Это не Голливуд в большом смысле слова, но уже, глядя на экран, не поймешь, кто это производил, это могли сделать в Англии или во Франции.
Среди них нашлись поклонники "От Винта", которые готовы на достаточно льготных условиях выполнять для нас работу. Для них это тоже такой выход для творчества. Если с ними будем работать — это замечательно, это абсолютно полноценная киношная компьютерная графика. То можно позволить по сценарию, практически все, например "в студию въезжают два танка".
НИМ: Ок! Спасибо, всего доброго, удачи вам и… Расскажите на последок какую-нибудь страшную тайну про "От Винта"?
Сергей Чихачев: Это касается Бориса Репетура, пришло время рассказать, дело в том что он, не удобно даже как-то… Понимаете, он — андроид. У него была проинсталлирована старая программа актерская, написанная еще под DOS. А апгрейд он отказывается делать. Сейчас программы появились хорошие De Niro Express, но они под ДОСом не ползают и драйверы очень дорогие.
* * *
Единственный вопрос, который я подготовил, но так и не задал - "Что вам в этой программе?". Люди, которые давно уже занимаются каждый своим делом, которые чего-то в жизни добились, но которые искренне любят компьютерные игры. Что может быть привлекательного в десятиминутке для человека, который вел Новый Год на НТВ? Это не реалити-шоу, не сериал про бандитов. Я хотел спросить, но не спросил, потому что на вопрос "Почему вы любите свою работу?", есть только один ответ - "потому, что я люблю свою работу". И если повезет, если среди рекламных блоков и сериалов найдется десять минут для передачи о компьютерных играх, то зимой мы снова будем смотреть "От Винта". Гейм, как говорится, овер.
Сейчас БОНУС (Борис Репетур) главный голос Видеомании [видеомания идет на диске журнала Игромания], а ГАМОВЕР (Антон Зайцев) ведёт передачу "Вокруг Света".
© Игромания