Интервью с заместителем министра связи Алексеем Волиным (в сокращении).
Если на законодательном уровне регионам не ждать поблажек, то чего им вообще ждать и к чему готовиться? Насколько нам известно, вы довольно часто проводите с региональными телеканалами встречи — как официальные, так и частные, на которых, видимо, что-то им советуете. А что именно?
А. Волин: И на официальных, и во время частных встреч мы
обсуждаем существующие бизнес-
модели, как комфортно жить в
имеющихся условиях. Допустим, на
минувшей неделе мы в
Екатеринбурге провели Всероссийское совещание
региональных СМИ, где
разговаривали, в основном, про
печатную прессу, но частично
затронули и региональное
телевидение. Наша главная задача состояла в том, чтобы показать местным СМИ пути развития и выживания, то есть донести идею того, что государство не придет к
каждому из них и не подарит рыбу,а обеспечит всех удочкой.
Приведу пример из сферы печатных
СМИ, хотя вас это в меньшей
степени касается. Тем не менее, те
жалуются, что "Почта России"
задрала тарифы на дистрибуцию их
продукции, и из-за этого невозможно вести бизнес.
"Печатники" требуют, чтобы "Почта
России" снизила цены, поскольку
уверены, что это стоит дешевле и
"Почта России" точно может это себе
позволить. Минкомсвязь же говорит — ребят, вас собирается 300 СМИ, и
если вы говорите, что доставку
можно организовать дешевле, чем
у "Почты России", создайте
альтернативную "Почте" доставку!
Мы не будем возражать.
То же самое в отношении
региональных телеканалов.
Сегодня они должны, наконец,
начать думать о том, что рано или
поздно наступит момент, когда
сетевому партнерству придет конец, потому что крупным каналам и без
того хватает сред распространения
— кабель, спутник, цифра и прочее.
Поэтому в рамках того же
Всероссийского совещания СМИ, мы
специально пригласили продакшн- хаусы и попросили их сделать
доклад для региональных каналов
на тему того — где можно будет
брать контент, после того как
исчезнет сетевое партнерство.
Чтобы они уже начинали готовиться и знали, куда можно обращаться,
какие есть библиотеки того самого
вторичного-третичного контента (и
не только) и как с ними работать.
А они разве не знают?
А. Волин: Они об этом не думают. Они говорят — "Оставьте нам
сетевое партнерство". Но мы не
можем насильно заставить каналы
оставаться в сетевом партнерстве.
Для региональных вещателей это действительно возможность. Но в чем целесообразность таких региональных second-hand’ов?
А. Волин: Очень много "старой" продукции пользуется хорошим
спросом. Например, "Мою
прекрасную няню" — чем дальше
смотрят, тем выше рейтинг. С "Не
родись красивой" та же история. А
если "Ликвидацию" по региональному телевидению
показать — что, думаете, не будут
смотреть? "17 мгновений весны"
сколько лет смотрят? Кстати, с этого
года "Мосфильм" и
"Госфильмофонд" выложили в открытый доступ свою продукцию,
что еще больше расширяет доступ
регионалов к библиотекам
контента.
Всегда можно сложить ручки и
сказать — "Все, сетевое партнерство
кончилось, мы умерли". А можно
немножко пораскинуть мозгами и
посмотреть — что есть на рынке, а
что можно изменить. Мы постоянно пытаемся принудить людей
работать головой и начать
двигаться. Потому что пассивная
позиция — это позиция, которая
приведет к гибели. А медиа — это
бизнес. Пассивных бизнесменов не бывает, пассивные бизнесмены
разоряются.
Кстати, по поводу возможностей. Что насчет идеи сливания регионалов в пулы, которую когда-то выдвигал Роскомнадзор?
А. Волин: Это — пожалуйста, возможно, как-то региональным
вещателям пулы и помогут.
Ну и чтобы закрыть тему с региональными телеканалами, хотелось бы узнать — что же все- таки будет с третьим мультиплексом? Запустят его или нет? Чего ожидать эфирным региональным вещателям, которые пока находятся в подвешенном состоянии?
А. Волин: Начнем с того, что ни один из эфирных телевизионных
каналов не отказался от эфирного
вещания, чтобы уйти в кабель или
на спутник. Для них это просто
дополнительные среды
распространения. Поэтому говорить о том, что отсутствие третьего
мультиплекса лишило кого-то
эфирного вещания, нельзя.
-Ну, эфирная лицензия лежит, хлеба не просит...
А. Волин: Да. Я и говорю — никто от эфирной лицензии не отказался,
пострадавших нет.
Да, пока не наступил 2018-ый год.
А. Волин: Да. Теперь что касается третьего мультиплекса. Сегодня в
России, в силу экономических
причин, нет ни одного региона, где
мог бы быть организован третий
мультиплекс. Это мнение мы
составили исходя из таблицы затрат по организации вещания третьего
мультиплекса для каждого из
регионов, а также исходя из
практики по второму мультиплексу.
Надо сказать, что до недавнего
времени, когда мы обсуждали
модель третьего мультиплекса, у
нас было много споров
относительно того — сколько в нем
должно быть федеральных и сколько региональных каналов.
Планировалось, что большую часть
позиций мы отдадим "федералам",
но сегодня мы понимаем, что ни
одного федерального канала в
третьем мультиплексе не будет, потому что те не в состоянии
переварить и второй мультиплекс.
Следовательно, оплата всех десяти
позиций третьего мультиплекса
ляжет на плечи региональных
вещателей, а общая стоимость
передачи сигнала здесь составляет
18 млрд рублей в год. Это в целом по стране. Пойдем по регионам. Так,
чтобы запустить третий мультиплекс
в Алтайском крае, местным
телеканалам, которых здесь в
лучшем случае 2, придется
заплатить 316 млн рублей в год только за передачу цифрового
сигнала. Но Алтайский край —
депрессивная маленькая область.
Возьмем Архангельскую — 341 млн
рублей в год на передачу сигнала,
или Нижегородскую область — 205,8 млн рублей в год.
Мысль ясна. А что если часть позиций отдать платным телеканалам, работающим по рекламной модели, но имеющим эфирную лицензию в некоторых регионах?
А. Волин: Объем регионального рекламного рынка в разы меньше,
чем стоимость оплаты сигнала в
третьем мультиплексе.
Да и в любом случае, третий
мультиплекс сейчас экономически
нереализуем. Если и запускать
проект, то мы должны это делать по
всей стране. А у нас нет 18 млрд
рублей, чтобы запустить его в эксплуатацию. Идти по пути второго
мультиплекса, когда кто-то примет в
нем участие, а потом скажет, что "у
нас денег нет", мы не собираемся.
А планы по запуску HD- вещания в третьем мультиплексе тоже можно считать нереализуемыми?
А. Волин: По HD-вещанию мы пошли другим путем. Мы
договорились с телевизионными
каналами, что организуем их
тестовое вещание в HD-формате в 5
регионах РФ: в Москве, Казани,
Екатеринбурге, Новосибирске и Костроме. Это проект необходим,
чтобы понять — насколько надо
"прокачать" HD для эфирного
цифрового сигнала.
А когда проект планируется запустить, и какие каналы будут принимать в нем участие?
А. Волин: Насчет каналов — посмотрим. А старт тестового HD-
вещания намечен на 2015 год.
Это будет реализовано в рамках первого мультиплекса?
А. Волин: Нет, мы реализуем проект на отдельных частотах.
А кто будет его финансировать?
А. Волин: Каналы. У нас подход очень простой — если каналы не
готовы платить за тестовое
вещание, значит, HD в эфире им не
нужен.
хотелось бы задать еще один вопрос относительно мультиплексов. Недавно "Газпром Космические системы" предложил свои возможности и ресурсы для реализации ФЦП по цифровизации. Я знаю, что такие же предложения и пожелания в свое время поступали от "Ориона" и "Триколора". Насколько государство склонно принимать такого рода поддержку и использовать в реализации ФЦП коммерческие структуры?
А. Волин: Давайте поделим федеральные целевые программы,
и поделим работу телепередач и
передачи телевизионного сигнала.
Если мы говорим о программе
цифровизации, то здесь речь идет о
создании инфраструктуры для передачи цифрового эфирного
телевидения. Это строительство
5017 опор, на которые
навешиваются передатчики,
распространяющие эфирный
сигнал, и этим сигналом, в итоге, должна быть охвачена территория,
на которой проживает порядка
98% населения РФ. Никакие
коммерческие структуры к этой
программе отношения не имеют.
У нас есть два мультиплекса.
Первый строится на
государственные деньги, то есть вся
его инфраструктура создается по
заказу государства (начиная от
строительства опор, заканчивая закупкой передатчиков), второй
оплачивается телеканалами,
входящими в его состав. И то, с
точки зрения передатчиков (их
строительства, установки и
монтажа), потому что опоры, на которые они вешаются — это те же
самые опоры, что и у первого
мультиплекса. И это коммерческий
проект, да. Собственно потому, что
он коммерческий и во многом
зависит от состояния рекламного рынка, по второму мультиплексу и
сдвинулись сроки начала
полномасштабной эксплуатации. У
каналов сейчас элементарно нет
денег на то, чтобы эксплуатировать
передатчики по полной, хотя многие из них уже построены и
установлены. Поэтому было
принято решение эксплуатацию
второго мультиплекса в полном
объеме начать в 2018-2019 гг. А до
этого цифровое эфирное вещание пакета РТРС-2 будет вестись в
городах с населением свыше 150
тысяч человек, и таким образом
охватывать примерно 50%
зрителей РФ.
Если говорить про предложение
спутниковых операторов, то оно
касается передачи телевизионного
сигнала, то есть его подъема на
спутник и последующей раздачи по
региональным передающим центрам. Сегодня, после того как
запустились и работают "Ямалы",
спутниковый сигнал у нас идет, и
более важной задачей становится
дублирование эфирного сигнала,
причем наземным путем, через оптоволоконные кабели. Поэтому
нам интересны не столько
возможности спутниковых
операторов, сколько кабельных.
Того же "Ростелекома", который
прокладывает оптоволокно по регионам в качестве
универсального оператора связи.
Его оптоволокном мы можем
закольцевать наши передающие
станции.
А вы уже согласовали или только обговариваете возможность подобного использования оптоволоконных сетей с "Ростелекомом"?
А. Волин: Мы по каждому региону с ним разговариваем отдельно, и где
это возможно, пытаемся
резервирование сигнала в
программу оператора включить. В
крупных городах мы и так
"записали" сигнал по земле, и когда, скажем, происходит
"выпадение" спутникового сигнала,
местное население зачастую этого
даже не замечает, потому что здесь
сразу начинается резервная
передача сигнала по земле.
Недавно в СМИ прошла информация, что у вас состоялся разговор с представителями каналов, у которых доля зарубежного владения составляет свыше 20%. Если это возможно — расскажите вкратце, что на этой встрече обсуждалось?
А. Волин: Мы обсуждали с западными вещателями как делать
бизнес в России, какие для этого
есть модели и возможности. Как все
это можно использовать в
нынешней ситуации, после
принятия закона о 20%-ном ограничении. Деталей раскрывать
не буду, потому что бизнес — дело
интимное, а интимные вопросы на
публику не выносятся.
Хорошо. А что больше всего волновало вещателей? Это же не интимная подробность?
А. Волин: Их волнует неизменность правил игры, потому что во всяком
бизнесе любой игрок хочет
понимать — будут ли дальше
меняться правила игры или нет.
Боюсь, вы их не обрадовали...
А. Волин: Ну, не все зависит от нас. И нельзя говорить, что изменения
правил игры произошли
исключительно с подачи
правительства РФ. К тому, чтобы эти
правила изменились, нас долго и
упорно подталкивали, в том числе и наши зарубежные партнеры.
Собственно, за счет санкций против
России и было создано то
общественное мнение, которое
повлияло на парламентариев,
принявших закон о 20%-ном ограничении иностранной доли в
СМИ.
В продолжение темы с ограничением всего зарубежного. Наши законодатели сейчас пытаются протолкнуть проект, ограничивающий объемы зарубежного контента в государственных СМИ. Как вы считаете, эти квоты будут приняты?
А. Волин: Минкомсвязи будет категорически против. Также как мы
против квот на зарубежный контент
в кинотеатрах, поскольку считаем,
что это просто убьет
киноиндустрию. И вообще мы
полагаем, что контент не надо делить на зарубежный и прочий,
потому что на российском
телевидении сейчас и без того
наблюдается ситуация, когда в
рамках свободной конкуренции
отечественный сериальный контент бьет по рейтингам зарубежный.
Помните ситуацию еще 15 лет
назад, когда по нашему ТВ шли
исключительно зарубежные
сериалы? Сейчас на
государственных каналах не осталось ни одного зарубежного
сериала, по крайней мере
многосерийного, потому что
зритель хочет изначально смотреть
про себя и про своих.
Но многие современные российские сериалы — это адаптация зарубежных форматов.
А. Волин: На зарубежных форматах мы тренировались, дабы отработать
технологию написания сценария,
съемок. Хотя как человек, в свое
время производивший эти
зарубежные форматы, могу сказать,
что больше половины сценариев мы придумывали и дописывали
сами, потому что иностранные
сюжетные линии не ложились на
российскую реальность. Но
впоследствии зарубежные сериалы
стали уходить, и сейчас они остались разве что в так
называемом "телемыле", то есть в
сериалах продолжительностью
200 и более серий.
А что касается 12-серийных, 6-
серийных и 4-серийных фильмов,
то здесь никакого зарубежного
формата нет. И все, что рвало и рвет
рейтинги — это продукция
исключительно отечественного производства.
А как же насчет рейтинговых зарубежных сериалов, которые, правда, и выходят в основном на зарубежных телеканалах.
А. Волин: Есть зарубежные сериалы, которые мы экономически снять не
можем. "Игру престолов" по $6 млн
за серию в России точно никто снять
не может. Но все это происходит в
условиях свободной конкуренции,
как только вы уберете свободную конкуренцию, у вас исчезнет стимул
к тому, чтобы повышать качество
своей продукции.
У меня есть любимый пример в
отношении того, к чему приводят
ограничения. В 1956 году
Джавахарлал Неру издал декрет,
согласно которому все
госслужащие Индии имели право ездить исключительно на
автомобиляхHindustanAmbassador,
производимых национальной
корпорацией HindustanMotors. С тех
пор этот автомобиль, вплоть до его
снятия с производства в 2014 году, не претерпел ни одной серьезной
модификации, потому что его и так
брали...