Национальные ценности

Модератор: отец Жозеф

Национальные ценности

Непрочитанное сообщение aleksey_2011 » 30 май 2013, 14:44:30

По заданию Федерального агентства по образованию в 2007 г. наши соседи из Белгородского госуниверситета провели Всероссийский конкурс "За образцовое владение русским языком в профессиональной деятельности" для преподавателей русского языка как неродного — в рамках исполнения Федеральной целевой программы "Русский язык (2006-2010 годы)". Его участниками стали преподаватели различных национальных вузов, средних специальных и общеобразовательных учреждений. Организаторы получили сотни работ почти из всех национальных республик и автономных округов, а также из многих областей Российской Федерации. Активное участие приняли учителя сельских школ, причем из самых отдаленных от центра населенных пунктов, где обучаются подростки, для которых русский язык не является родным.
Работы педагогов-практиков оказались настолько интересными, что мы сочли необходимым в настоящей статье ознакомить с их содержанием широкий круг специалистов, занимающихся проблемами семейного воспитания. Особый интерес у написавших нам вызвало такое конкурсное задание: «Напишите (самостоятельно, с выражением личностного отношения к проблеме) сочинение на тему: "Какие особенности культуры (...) народа мне нравятся" (на месте точек впишите название народа, детей которого Вы обучаете. Например, культуры якутского народа)».
Учителя и преподаватели вузов искренне, в доверительной форме дали ответы на этот вопрос. В итоге мы получили всероссийское, панорамное мнение учителей, наблюдающих различные этносы нашей страны как бы со стороны, глазами русского человека или воспитанного на русской культуре ее проводника и популяризатора. Учителя национальных школ имели возможность сравнить различные социально важные сферы жизни русского и нерусского населения, прежде всего, сферу семейного и общественного воспитания подростков. Надо сказать, что такое сравнение часто оказывается не в пользу сегодняшнего воспитания русского подростка, особенно такого, которое он получает в условиях проживания в крупном городе. Учителя с горечью пишут об этом и убеждены в том, что российскому обществу следовало бы более критично оценить плоды этого воспитания и что в этнопедагогических традициях и обычаях нерусских семей есть много хорошего, что неплохо было бы перенять и русским. Ясно одно: у русских людей в целом нет никаких оснований проявлять в вопросах воспитания подростков пренебрежительное отношение к иным народам России, кичиться своим превосходством как титульной нации, поскольку во многих аспектах воспитания детей такого превосходства просто нет. Другие народы (их принято называть "малочисленными народами России", "малыми") в большинстве своем сохранили здоровую основу своих национальных традиций и продолжают "удерживать ситуацию" с воспитанием подростка под контролем семьи и общества. Человеку, нарушающему обычаи и традиции своего малого народа, крайне некомфортно, а то и просто невозможно жить в его среде. На своей малой родине они не могут неуважительно относиться к старшим и женщинам, хамить и жульничать, воровать и грабить. Уж не потому ли именно такие люди (в буквальном смысле слова отщепенцы) устремляются в крупные города, в столицы России, где все это им вроде бы уже можно делать и (что греха таить) часто безнаказанно?
Вопросы воспитания подростков требуют самого пристального внимания российского общества, поскольку здесь у нас далеко не все в порядке, во всяком случае, проявляется кризис человечности и общей высокой культуры личности. Масскультура вненациональна, и она сейчас как никогда успешно культивирует антиценности — грязный секс, легкие способы обогащения, вседозволенность без оглядки на социальные продуктивные принципы жизни, праздную и роскошную жизнь, пребывание "в кайфе". Рекламные "слоганы" ежедневно внушают: "Отрывайся по полной!". Как отмечают специалисты, в начале XXI в. во взрослую жизнь вступило поколение молодых людей, "имеющих эклектическую систему ценностей. Размытость ценностно-смысловой идентификации не позволяет ему выработать устойчивость к деструктивным тенденциям" [1, с. 36-37].
Как можно судить по содержанию работ, для учителей России вышеуказанного профиля предложенные темы сочинений оказались созвучными их собственным переживаниям и раздумьям о животрепещущих проблемах многонациональной России. И это не случайно. Преподаватели русского языка, обучающие нерусских детей России, выполняют исключительно важную миссию по укреплению российской государственности и единению ее народов, и они хорошо понимают важность своей миссии. Учителя нам пишут об этом так: "Овладение русским языком позволяет принять реалии современного поликультурного и многоязычного мира России. Приобщая учащихся к духовным ценностям русского народа, мы, учителя национальных школ, способствуем укреплению дружбы между народами нашей страны России" (М.Оганесян, г. Абинск Краснодарского края). "В условиях многоязычия очень велика роль русского языка. Создание общего языкового поля, общение на русском языке, обращение с его помощью к вековой народной мудрости и созидательному труду будут способствовать единению народов" (С. Данилова, преподаватель Якутского индустриально-педагогического колледжа).
Многие работы проникнуты чувством глубочайшего уважения и любви к народу, среди которого живет учитель, автор сочинения. Например: "Я счастлива и благодарна судьбе за то, что имела возможность познакомиться с адыгским народом, с его обычаями, культурой и традициями" (Г. Фомина, с. Кирпичное Туапсинского района Краснодарского края).
Восхищаясь народом, детей которого обучают учителя, несмотря на сложности своей профессии, они и сами стараются соответствовать тому идеалу педагога, который сформировался у местного этноса и поддерживается его традициями: «В обучении русскому языку сегодня не столь важно что и как, а важно кто, т.е. каким человеком является их учитель. Учительский труд подобен подъему по горной дороге — с каждым новым ее этапом, с каждым поворотом открываются все новые и новые дали, возникают новые горизонты и цели, а вместе с ними и новые сложности. Сложности! В них пафос и драматизм нашей жизни. "Покой нам только снится..."» (Н. Магомедрасулова, с. Гапцах Магарамкентского района Республики Дагестан).
Как стало ясно из писем, в национальных школах продолжают уважать учителя, особенно учителя русского языка и русской литературы. Во многих регионах он (она) — лицо почти сакральное. Интересно, что в Дагестане, в живописном районе г. Махачкалы, возвышается памятник русской учительнице.
При чтении присланных рассказов об особенностях воспитания детей в семьях россиян различных национальностей приходишь к выводу, что люди стараются привить своим детям фактически одни и те же навыки, воспитать в них по сути одни и те же качества личности - трудолюбие и честность, уважительное отношение к старшим, почитание родителей, заботу о стариках, бережное отношение к родительскому дому и окружающей его природе и т.п., — т.е. такие качества, которые составляют основу честного, порядочного и благородного человека, достойного гражданина России, ответственного за судьбу своей Родины и за судьбы своих близких.
Успех в деле воспитания подростков зависит от характера и качества поддержки внутрисемейных усилий многовековыми традициями и обычаями, которые удалось тому или иному народу сохранить, уберечь от внешних деструктивных воздействий. Такие хорошие качества личности человека той или иной национальности становятся чем-то вроде социальной визитной карточки народа в целом.
Процитируем те места из работ педагогов, в которых приоткрываются пути и методы достижения цели в воспитании детей в семьях различных национальностей россиян. Прежде всего, называется такая составляющая воспитания детей, как опора на комплекс факторов, объединенных понятием " семейная родословная!'.
Семейную родословную малые народы России удачно используют для воспитания ответственности человека за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода. Детям внушают, что они должны стать такими же хорошими людьми, какими были их отцы, деды, прадеды, прапрадеды и т.д. Нельзя плохим поступком опозорить свою семью или свой род, так как этот позор будет осуждаться многими будущими поколениями семьи или рода. Об этом написали многие учителя, например, Н.Гончикова (пос. Агинское Бурятского Агинского автономного округа): «Для бурятов очень важно знать семейную родословную. Знание ее позволяет буряту ощущать себя продолжателем большого рода, связующей нитью между поколениями. Это знание воспитывает чувство ответственности перед новым поколением, желание следовать лучшим поступкам и делам своих предков. Детей изначально знакомят с жизнью и достижениями их родителей, дедов, прадедов и т.д. Поэтому культ родителей и почитание их считается у бурятов первейшей и святейшей обязанностью детей. Оставить родителей без признания, без заботы — величайший грех, которого никак нельзя допустить. Бурятским народом выработаны замечательные обычаи и традиции, заставляющие помнить о своем родстве, осознавать нравственные и материальные обязанности друг перед другом, что позволяет бурятам чувствовать социальную защищенность в самых разных жизненных ситуациях.
Семейно-родственные отношения, домашний очаг, родной дом являются высшими нравственными ценностями. И уже на основе этого чувства воспитывается уважительное отношение ко всем другим людям. Буряты говорят: "Агинская степь не знает сирот" — традиция усыновления детей здесь очень развита. Многодетная семья вызывает уважение: она считается символом крепости, благополучия, основой продолжения рода».
Аналогично у тувинцев (доцент Б .Ондар из г. Кызыл, учителя В. Чульдум, Ч. Саая и др.): "Каждая тувинская семья несет в себе частицу своего рода, воспитывает чувство причастности к своей земле. В воспитании детей опирается на такие понятия, как истоки, корни, родословная, традиции семьи, рода, на этой почве зарождаются основы нравственности, ответственности и порядочности. Культивируется огромное уважение к старшим, действует институт старейшин".
По таким же правилам живут и народы Кавказа. Знание родословной укрепляет их семьи, способствует созданию атмосферы уважения к старшим, заботы о стариках и детях, бережного и почтительного отношения к женщинам со стороны мужчин любого возраста. Вот что об этом рассказала учительница П. Горбакова (г. Магас Республики Ингушетия): "Есть в России такой уголок, где зеркальных банков не так много, но нищих и бездомных здесь не найдете. Здесь нет и Детских домов сирот, Домов престарелых. Нет и быть не может. Это Ингушетия. Здесь мнение стариков спрашивается первым, здесь не притронутся к еде, если не поели дети. Здесь не так боятся уголовного суда, как боятся суда человеческого. Героем гордится вся фамилия, и держать ответ за пусть небольшую провинность, не то, что за преступление, будет весь род. Детей, оставшихся без родителей, принимает как своих ближайший родственник по отцовской линии, и он благодарит Бога за возможность воспитать ребенка, да еще при этом проявить свою добродетель.
Быть стариком в Ингушетии комфортно и почетно. Здесь самый высокий процент рождаемости детей и продолжительности жизни стариков в России".
О замечательных традициях ингушского народа написали нам многие из этой республики. Обладательница президентского гранта, учительница русского языка и литературы и ингушского языка и литературы, имеющая звание "Отличник просвещения РСФСР", А. Картоева сообщила следующее: "Сыну, говоря словами наших предков, надлежит украсить себя качествами своих благородных дедов. Видимо, поэтому в ингушских семьях многие знают имя седьмого прапрадеда и по отцу и по линии матери. Уважение к старшим как одно из важнейших требований нравственности признается высшим достоянием человечества.
В наших семьях принято заботиться о старших, внимательно относиться к их убеждениям, проявлять по отношению к ним вежливость, чуткость, скромность, деликатность, выдержку. Если на улице, в общественном месте стоят почтенные люди, проезжающий на лошади должен спешиться и обязательно поздороваться, хотя они ему и не знакомы.
Ингуши помнят былые прекрасные обычаи, связанные с культом женщины. Женский платок, брошенный между дерущимися мужчинами, заставляет опускать занесенные кинжалы, ружья, направленные друг на друга в яростной схватке. Этот прекрасный вайнахский (чеченский и ингушский) обычай — использовать платок женщины для примирения враждующих — заимствовали все кавказские народы".
На Кавказе уважают и берегут своих женщин: "Уважение к женщине, независимо от ее возраста и социального положения, считается высшим принципом нравственности. Женщины обычно располагают определенной свободой. В народном этикете закреплено требование всячески помогать ей и защищать ее интересы. Например, если женщина выполняет тяжелую работу, мужчина должен заменить ее. Когда женщина обращается к мужчине за помощью, тот считает своей беспрекословной обязанностью выполнить ее просьбу. Есть обычай вставания мужчин при виде женщины. Даже пожилые мужчины считают нужным встать, когда женщина, хоть и незнакомая, проходит мимо.
Этнокультура черкесского народа представляет собой яркую и достойную часть мировой культуры. Здесь на самом высоком уровне находятся этикет и традиции семейного и общественного воспитания" (Д. Меремукова, Хабезский район Карачаево-Черкесской республики).
И еще (Л.Колодкина из с. Успенское Краснодарского края): «Важное правило черкесского народа — уважение к женщине вообще и прежде всего — к матери. Есть у черкесов такие поговорки: "глаза, гневно глянувшие на мать, ослепнут"; "опозорится тот, кто затеет склоку с женщинами".
Если мужчина в присутствии женщины нечаянно произнес грубое слово, по обычаю, он должен загладить свою вину преподнесением ей ценного подарка. Большим позором для мужчины, в том числе и для мужа, считается поднять руку на женщину».
Черкесы считают, что трусость несовместима с положением свободного человека. Л.Колодкина процитировала стихи о черкесах поэта Адыгской Республики Исхака Машбаша:
Во имя счастья не прощают зла. Не верят трусам. Уважают гордых. Смешав огонь и мудрость в сердце горца, Издревле кровь черкесская текла.
И продолжила письмо далее так: «Черкесская народная мудрость гласит: "Да не родит мать одного-единственного сына, но если он родится, пусть и он не живет, если он не мужественный и не гордый".
Крепостью и силой семьи народов Дагестана восхитилась профессор Дагестанского госпедуниверситета Л. Шоцкая: «Многие особенности культуры народов Дагестана, своеобразная "конституция горца", вызывают не просто положительные оценки, а восхищение и даже зависть: верность традициям и обычаям, память о прошлом, взаимосвязь поколений, почитание родителей и старших, культ матери, воздержанность и умеренность в потребностях и желаниях.
Я знала, что в Дагестане дети — гордость и счастье семьи. Но только на недавней защите диссертации (на русском языке, о научном стиле русского философа В.С. Соловьева) Хабибат Хаджимурадовой хорошо ощутила это: девять сестер с их матерью — маленькой худенькой аварской женщиной пришли на защиту диссертации самой младшей из сестер — десятой сестры. Надо было видеть их лица, глаза этих красивых женщин и их матери, слышать, как они радовались за сестру, как сожалели, что отец не дожил до их общей радости. И все свободно говорили по-русски».
Доцент кафедры русского языка Северо-Осетинского госуниверситета им. К.Л. Хетагурова С. Шигина нам поведала: «Осетинские традиции и обычаи уходят своими корнями вглубь веков, многие — в скифе коаланс кие времена. Среди народов Северного Кавказа, приверженных старому патриархальному укладу жизни, осетины в достаточной степени смогли сохранить свои язык, культуру, религию, традиции почти в первозданном виде.
В Осетии с древних времен существует кодекс чести. Мне кажется, что многие его постулаты следует перенять и другим национальностям нашей великой державы. Вот некоторые из них:
•знай и помни родословную свою.... С великим почтением относись к старикам, а более всего к родителям, даровавшим тебе жизнь;
•как высшую заповедь предков усвой истину — величие осетина никогда не измерялось богатством, а лишь мерой мужества и труда, отданного во имя Отечества;
•в разговоре больше слушай, меньше говори и никогда не бахвалься — среди людей много тех, кто умнее и сильнее тебя;
•избегай ссор и скандалов — в ссоре с глупцом ты станешь глупее, а умного собеседника полезнее просто выслушать;
•никогда не оскорбляй ничьих национальных и религиозных чувств. Каждый народ — это дар Божий;
•будь гордым и честным. Ни голод, ни холод, ни страх смерти не должен сломить твоего духа, если ты истинный сын осетинского народа.
И сегодня многие осетины придерживаются такого кодекса чести. Помните те страшные трагические события в г. Беслане и слова маленького раненого мальчика, оказавшегося в Москве на операционном столе: "Мне не больно. Ведь я мужчина".
Благородный и воспитанный в духе осетинских патриархальных обычаев человек должен относиться к старшим с большим уважением и предупредительностью. Проявление непочтения к старшим, которое осуждается общественным мнением, у осетин считалось и считается стыдом, роняющим доброе имя человека».
Да, на Кавказе умеют воспитать мужество и благородство у мужчин. Для этого максимально используется сила общественного мнения, мнение людей, проживающих в одной и той же местности.
На Руси так же общественное мнение всегда было серьезным фактором в процессе воспитания подростка, особенно в сельской местности. Воспитание детей в сельской местности всегда шло на глазах у односельчан. Оно и понятно: в условиях села все аспекты жизни и домашние проблемы семей очень быстро становятся достоянием общественности, "от людей на деревне не спрятаться, нет секретов в деревне у нас...". Поступок человека, не вписывающийся в рамки этических норм социума, будет осужден людьми. И этот проступок может наложить отпечаток на всю дальнейшую жизнь человека и даже на его настоящих и будущих родственников. Этому свидетельством хотя бы такой лингвистический факт, как наделение людей прозвищами, которые "приклеиваются" к человеку и его родственникам надолго. Давно утрачено семантическое основание номинации, а прозвище живет и живет, заменяя семье их фамилию, особенно, если в селе много людей с такой же фамилией.
Общественное мнение является действенным инструментом воспитания социально значимых качеств личности у подростка. Вот как об этом написали наши корреспонденты: "В формировании моральных норм чувашей всегда большую роль играло и играет общественное мнение (а что скажут односельчане?). Традиционно для них устройство различных помочей (ниме) при строительстве домов, уборке урожая и т.п. Очень развито чувство коллективизма, боязнь позора: не срами имени чуваша! Такое увещевание воспитывает желание оградить свой народ, свою семью от позора" (Л. Иванова, с. Уязыбашево Миякинского района Республики Башкортостан). Еще из Башкортостана: "В моем народе больше всего мне нравится то, что основой нравственного поведения и сознания здесь выступают честь и совесть. В башкирской семье ребенку с детства внушают, что потерять честь и совесть — значит лишиться всего самого главного в жизни. Фундаментом становления личности является нравственное достоинство человека, воспитуемого с раннего детства так, чтобы он не потерял уважение других людей, с которыми ему придется жить рядом. Все воспитание направлено на овладение подрастающим поколением добра, всем тем, что народная мудрость оценивает как хорошее. Цель воспитания — приобрести человека скромного и сильного, смелого и надежного, уважающего другие народы, старших и родителей своих" (Л. Казыева, пос. Магинский Караидельского района Башкортостана).
Подобных писем мы получили очень много. При чтении их становится ясно следующее: народы России добиваются успехов в воспитании своих детей и подростков благодаря:
- соблюдению социально полезных обычаев и традиций предков;
- использованию положительных и отрицательных примеров из жизни предыдущих поколений ("семейная родословная");
- опоре на силу общественного мнения.
Эти факторы хорошо "срабатывают" в среде компактно проживающего нерусского населения и на всей территории России в сельской местности. А что же делать жителям больших городов, в которых цивилизация свела до минимума влияние этих факторов?
Посмотрим, что об этом думают наши корреспонденты — учителя русского языка как неродного. Вот что написала по этому поводу Л. Лебедева, учительница Кадамской СОШ Советского района Республики Марий Эл: «Никогда не забуду слова старушки-долгожительницы, прозвучавшие лет десять назад: "Будет дисциплина в семье — будет она и во всей стране". Да, с семьи надо начинать, дорогие россияне! Неплохо, что наша власть заботится о детях-сиротах, о тех, кому надо помочь выжить, встать на правильную дорогу, чтобы стать благодарным сыном или дочерью России. Но часто (видим из жизненных примеров!) этого не случается...
Как много теплых слов можно сказать о семьях, которые воспитали хороших детей, с которыми уютно жить любому: и якуту, и грузину, и чувашу, и русскому. А много ли мы слышим о таких семьях по радио, видим по телевидению, читаем в газетах? К великому сожалению, очень мало! Там больше говорят о жестокости, насилии, забывая о простых и честных людях-тружениках.
От имени всех учителей говорю: "Низкий поклон тем отцам и матерям, которые воспитали хороших детей! Вы достойны орденов за заслуги перед Отечеством, которому служат ваши дети". Вот было бы побольше таких семей, не стояли бы больные для страны вопросы сиротского детства, подростковой преступности, убогой и униженной старости и т.п.».
Мысли замечательные. Именно "в семье заключен мощный потенциал воздействия на процессы общественного развития, становления гражданских отношений, воспроизводства рабочей силы; она способствует нивелированию социальных противоречий и напряжений" [2, с. 15].
Но... хочется и от себя добавить следующее: приступая к решению этих "больных" для общества вопросов, воспитание-то уже надо начинать нам не столько с детей, сколько со взрослых, с родителей этих детей и вообще с любых взрослых. Когда у нас взрослые дяди и тети не несут никакой ответственности за свои поступки, за сказанные слова, за насаждение культа криминала и насилия, пошлости и безвкусицы в развлекательных передачах телевидения и в СМИ вообще, не заботясь о том, какое впечатление они производят на детей и подростков, — трудно рассчитывать на то, что дети и подростки не станут такими же, какими уже стали многие наши взрослые. Взрослые не смогут сориентировать своих детей на ценности высокой культуры, если сами они их не разделяют. Поворот в сторону преодоления культурно-гуманитарного кризиса возможен при действенном осуществлении специальных антикризисных программ духовно-нравственного воспитания молодежи, в реализации которых государство и власть не должны оставаться безучастными (особенно — в сфере телевидения и в сфере обеспечения материального достатка в семьях с детьми). (с)
aleksey_2011
Наблюдатель
Наблюдатель
 
Сообщения: 29
Зарегистрирован: 12 окт 2012, 07:51:29
Пол: Мужской
Имя: Алексей

Re: Семейное воспитание: идеалы и традиции «малых» народов

Непрочитанное сообщение Леля » 25 окт 2013, 13:23:15

Хорошая статья, как-то осталась без внимания...
Ясно одно: у русских людей в целом нет никаких оснований проявлять в вопросах воспитания подростков пренебрежительное отношение к иным народам России, кичиться своим превосходством как титульной нации, поскольку во многих аспектах воспитания детей такого превосходства просто нет.

Семейную родословную малые народы России удачно используют для воспитания ответственности человека за свои дела перед многими поколениями своей семьи и целого рода. Детям внушают, что они должны стать такими же хорошими людьми, какими были их отцы, деды, прадеды, прапрадеды и т.д. Нельзя плохим поступком опозорить свою семью или свой род, так как этот позор будет осуждаться многими будущими поколениями семьи или рода.

Считаю, что и этническому русскому так же необходимо помнить о своих корнях, гордиться ими и быть достойным наследником великого народа.
И это ни в коей мере не должно быть обозванным "проявлением шовинизма " и "национализмом".
Скинула в "копилочку" выступление Жириновского, вот появилась минутка - выкладываю вам к просмотру.
Кстати, сама неоднократно оказывалась в соц. сети под шквалом возмутительных агрессивных нападок весьма сплоченных блогеров - мусульманских националистов.
Понятно, что они - оплачиваемы кем - то, и масштаб этой провоцирующей проблемы почему-то не желали видеть...

"Если такие комментарии будут продолжать появляться в соц.сетях - Бирюлёво будет каждый день!" (с)


[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=afOGt_d7P5Q[/youtube]
“Мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно.
Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.
... Русский должен, по крайней мере, знать цену свою.”

Н. М. Карамзин
Леля
Демиург
Демиург
 
Сообщения: 3472
Зарегистрирован: 03 окт 2008, 13:29:18
Пол: Женский

Re: Национальные ценности

Непрочитанное сообщение Леля » 28 окт 2013, 09:40:30

Прошу обратить внимание на этот пост, хоть и "многА букаф"...
Понравился ход мыли В.Путина - видно, что это анализ сложившегося положения, и программа дальнейшего развития России.
Но сколько ж всякой падали за эти 20 лет развилось на всех ступенях местной и верховной власти....


Генетический код России


Пора прекратить замечать в истории только плохое.


Для тех, кто не пережил лихие девяностые годы, когда само обрубленное в 1991 году государство буквально расползалось по швам, а Российскую Федерацию открыто именовали в радикальной либеральной прессе «обнажившимся ядром империи», — им трудно понять высокую себестоимость слов В. Путина, произнесенных им недавно на Валдайском форуме.

То было смутное и мутное время, когда понятие «патриот» являлось среди прозападной элиты бранным словом, а определение России в качестве государства-цивилизации воспринималось на уровне опасной крамолы. А уж тем более — призыв обратиться к нашим державным традициям, стремление совместить все позитивное, что было как «при царях», так и «при Советах».

Да и ныне по городам и весям имеется достаточно чиновников, которые — помимо личного обогащения — руководствуются двумя испытанными, верными средствами: «чего изволите?» и «держать и не пущать». Покажи им текст нынешнего выступления В. Путина, но без указания на источник, скажи, что оно опубликовано в местной прессе, и они углядят в нем… политический экстремизм.

Итак, выступление Президента РФ на Валдайском форуме:

Последствия национальных катастроф


«Для россиян, для России вопросы «Кто мы?», «Кем мы хотим быть?» звучат в нашем обществе все громче и громче. Мы ушли от советской идеологии, вернуть ее невозможно. Приверженцы фундаментального консерватизма, идеализирующие Россию до 1917 года, похоже, также далеки от реальности, как и сторонники западного ультралиберализма.

Очевидно, что наше движение вперед невозможно без духовного, культурного, национального самоопределения, иначе мы не сможем противостоять внешним и внутренним вызовам, не сможем добиться успеха в условиях глобальной конкуренции. А сегодня мы видим новый виток такой конкуренции.

Основные направления сегодняшней конкуренции — экономико-технологическое и идейно-информационное. Обостряются и военно-политические проблемы, и военно-политическая ситуация. Мир становится все более жестким, порой отвергается не просто международное право, но даже элементарные приличия. Нужно быть сильным в военном, технологическом, экономическом отношении, но все-таки главное, что будет определять успех, — это качество людей, качество общества интеллектуальное, духовное, моральное.

Ведь, в конце концов, и экономический рост, и благосостояние, и геополитическое влияние — это производные от состояния самого общества, от того, насколько граждане той или иной страны чувствуют себя единым народом, насколько они укоренены в этой своей истории, в ценностях и в традициях, объединяют ли их общие цели и ответственность. В этом смысле вопрос обретения и укрепления национальной идентичности действительно носит для России фундаментальный характер.

Между тем сегодня Россия испытывает не только объективное давление глобализации на свою национальную идентичность, но и последствия национальных катастроф ХХ века, когда мы дважды пережили распад нашей государственности. В результате получили разрушительный удар по культурному и духовному коду нации, столкнулись с разрывом традиций и единства истории, с деморализацией общества, с дефицитом взаимного доверия и ответственности. Именно в этом многие корни острых проблем, с которыми мы сталкиваемся. Ведь вопрос ответственности перед самим собой, обществом и законом — один из основополагающих не только в праве, но и в повседневной жизни.

После 1991 года была иллюзия, что новая национальная идеология, идеология развития, родится как бы сама по себе. Государство, власть, интеллектуальный и политический класс практически самоустранились от этой работы, тем более что прежняя, официозная идеология оставляла тяжелую оскомину. И просто на самом деле все боялись даже притрагиваться к этой теме. Кроме того, отсутствие национальной идеи, основанной на национальной идентичности, было выгодно той квазиколониальной части элиты, которая предпочитала воровать и выводить капиталы, и не связывала свое будущее со страной, где эти капиталы зарабатывались.

Практика показала, что новая национальная идея не рождается и не развивается по рыночным правилам. Самоустроение государства, общества не сработало, так же как и механическое копирование чужого опыта. Такие грубые заимствования, попытки извне цивилизовать Россию не были приняты абсолютным большинством нашего народа, потому что стремление к самостоятельности, к духовному, идеологическому, внешнеполитическому суверенитету — неотъемлемая часть нашего национального характера.

К слову сказать, не срабатывает такой подход и во многих других странах. Прошло то время, когда готовые модели жизнеустройства можно было устанавливать в другом государстве просто, как компьютерную программу.

Мы также понимаем, что идентичность, национальная идея не могут быть навязаны сверху, не могут быть построены на основе идеологической монополии. Такая конструкция неустойчива и очень уязвима, мы знаем это по собственному опыту, она не имеет будущего в современном мире.

Необходимо историческое творчество, синтез лучшего национального опыта и идеи, осмысление наших культурных, духовных, политических традиций с разных точек зрения с пониманием, что это не застывшее нечто, данное навсегда, а это живой организм. Только тогда наша идентичность будет основана на прочном фундаменте, будет обращена в будущее, а не в прошлое.

Это главный аргумент в пользу того, чтобы вопрос идеологии развития обязательно обсуждался среди людей разных взглядов, придерживающихся разного мнения о том, что и как нужно делать с точки зрения решения тех или иных проблем. Нам всем: и так называемым неословянофилам, и неозападникам, государственникам и так называемым либералам — всему обществу предстоит совместно работать над формированием общих целей развития.

Нужно избавиться от привычки слышать только идейных единомышленников, с порога, со злобой, а то и с ненавистью отвергая любую другую точку зрения. Нельзя даже не перекидывать, а пинать будущее страны, как футбольный мяч, окунувшись в оголтелый нигилизм, потребительство, критику всего и вся или беспросветный пессимизм. А это значит, что либералы должны научиться разговаривать с представителями левых взглядов. И, наоборот, националисты должны вспомнить, что Россия формировалась именно как многонациональное и многоконфессиональное государство с первых своих шагов — и что, ставя под вопрос нашу многонациональность, начиная эксплуатировать тему русского, татарского, кавказского, сибирского и какого угодно еще любого другого национализма и сепаратизма, мы встаем на путь уничтожения своего генетического кода. По сути, начинаем уничтожать сами себя».

Оппозиция самой России

«Суверенитет, самостоятельность, целостность России — безусловны. Это те «красные линии», за которые нельзя никому заходить. При всей разнице наших взглядов, дискуссия об идентичности, о национальном будущем невозможна без патриотизма всех ее участников. Патриотизма, конечно, в самом чистом значении этого слова. Слишком часто в национальной истории вместо оппозиции власти мы сталкиваемся с оппозицией самой России. Я уже вспоминал об этом. Пушкин сказал об этом. И мы знаем, чем это заканчивалось — сносом государства как такового. У нас практически нет такой семьи, которую бы обошли стороной беды прошлого века.

Вопросы оценки тех или иных исторических событий до сих пор раскалывают страну и общество. Мы должны залечить эти раны, восстановить целостность исторической ткани. Нельзя больше заниматься самообманом, вычеркивая неприглядные или идеологически не удобные страницы, разрывая связь поколений, бросаясь в крайности, создавая или развенчивая кумиров.

Пора прекратить замечать в истории только плохое, ругать себя больше, чем это сделают любые наши недоброжелатели. Критика необходима. Но без чувства собственного достоинства, без любви к Отечеству эта критика унизительна и непродуктивна.

Мы должны гордиться своей историей, и нам есть, чем гордиться. Вся наша история без изъятий должна стать частью российской идентичности. Без признания этого невозможно взаимное доверие и движение общества вперед.

Еще один серьезный вызов российской идентичности связан с событиями, которые происходят в мире. Здесь есть и внешнеполитические, и моральные аспекты. Мы видим, как многие евроатлантические страны фактически пошли по пути отказа от своих корней, в том числе и от христианских ценностей, составляющих основу западной цивилизации. Отрицаются нравственные начала и любая традиционная идентичность: национальная, культурная, религиозная или даже половая. Проводится политика, ставящая на один уровень многодетную семью и однополое партнерство, веру в Бога или веру в сатану.

Изображение

Эксцессы политкорректности доходят до того, что всерьез говорится о регистрации партий, ставящих своей целью пропаганду педофилии. Люди во многих европейских странах стыдятся и боятся говорить о своей религиозной принадлежности. Праздники отменяют даже или называют их как-то по-другому, стыдливо пряча саму суть этого праздника — нравственную основу этих праздников. И эту модель пытаются агрессивно навязывать всем, всему миру. Убежден, это прямой путь к деградации и примитивизации, глубокому демографическому и нравственному кризису.

Что еще может быть большим свидетельством морального кризиса человеческого социума, как не утрата способности к самовоспроизводству. А сегодня практически все развитые страны уже не могут воспроизводить себя, причем даже с помощью миграции. Без ценностей, заложенных в христианстве и других мировых религиях, без формировавшихся тысячелетиями норм морали и нравственности люди неизбежно утратят человеческое достоинство. И мы считаем естественным и правильным эти ценности отстаивать. Нужно уважать право любого меньшинства на отличие, но и право большинства не должно быть поставлено под сомнение.

Одновременно мы видим попытки тем или иным способом реанимировать однополярную унифицированную модель мира, размыть институт международного права и национального суверенитета. Такому однополярному, унифицированному миру не нужны суверенные государства, ему нужны вассалы. В историческом смысле это отказ от своего лица, от данного Богом, природой многообразия мира.

Россия с теми, кто считает, что ключевые решения должны вырабатываться на коллективной основе, а не по усмотрению и в интересах отдельных государств либо группы стран. Что должно действовать международное право, а не право сильного, не кулачное право. Что каждая страна, каждый народ не исключителен, но уникален, конечно, самобытен, имеет равные права, в том числе право на самостоятельный выбор своего развития. Таков наш концептуальный взгляд, он вытекает из нашей собственной исторической судьбы, из роли России в мировой политике.

Наша сегодняшняя позиция имеет глубокие исторические корни. Россия сама развивалась на основе многообразия, гармонии и балансов, привносила такой баланс и в окружающий мир. Хочу напомнить, что и Венский конгресс 1815 года, и Ялтинские соглашения 1945 года, принятые при очень активной роли России, обеспечили долгий мир.

Сила России, сила победителя в эти поворотные моменты проявлялась в благородстве и справедливости. И давайте вспомним Версаль, заключенный без участия России. Многие специалисты, и я с ними абсолютно согласен, считают, что именно в Версале были заложены корни будущей Второй Мировой войны. Потому что Версальский договор был несправедлив по отношению к немецкому народу и накладывал на него такие ограничения, с которыми он в нормальном режиме справиться не мог, на столетие вперед это было ясно».

Сбережение народа

«Еще на один принципиальный аспект хочу обратить внимание. В европейских, да и в ряде других стран, так называемый мультикультурализм, во многом привнесенная, искусственно сверху внедряемая модель, ставится сейчас под сомнение, и понятно почему. Потому что в основе лежит своего рода плата за колониальное прошлое.

Неслучайно сегодня политики и общественные деятели самой Европы все чаще говорят о крахе мультикультурализма, о том, что он не способен обеспечить интеграцию в общество иноязычных и инокультурных элементов.

В России, на которую пытались в свое время навесить ярлык «тюрьмы народов», за века не исчез ни один, даже самый малый этнос. Все они сохранили не только свою внутреннюю самостоятельность и культурную идентичность, но и свое историческое пространство. Вы знаете, я с интересом узнал (не знал даже), в советское время так внимательно к этому относились, почти каждый маленький народ имел свое печатное издание, поддерживались языки, поддерживалась национальная литература.

Кстати говоря, многое из того, что делалось в этом смысле раньше, нам нужно бы вернуть и взять на вооружение. При этом у нас накоплен уникальный опыт взаимовлияния, взаимообогащения, взаимного уважения различных культур. Эта поликультурность, полиэтничность живет в нашем историческом сознании, в нашем духе, в нашем историческом коде. На этом естественным образом тысячелетие строилась наша государственность.

Россия — как образно говорил философ Константин Леонтьев, — всегда развивалась как «цветущая сложность», как государство-цивилизация, скрепленная русским народом, русским языком, русской культурой, Русской Православной Церковью и другими традиционными религиями России. Именно из модели государства-цивилизации вытекают особенности нашего государственного устройства. Оно всегда стремилось гибко учитывать национальную, религиозную специфику тех или иных территорий, обеспечивая многообразие в единстве.

Христианство, ислам, буддизм, иудаизм, другие религии — неотъемлемая часть идентичности и исторического наследия России в настоящей жизни ее граждан. Главная задача государства, закрепленная в Конституции, — обеспечение равных прав для представителей традиционных религий и атеистов, права на свободу совести для всех граждан страны.

Однако идентификация исключительно через этнос, религию в крупнейшем государстве с полиэтническим составом населения, безусловно, невозможна. Формирование именно гражданской идентичности на основе общих ценностей, патриотического сознания, гражданской ответственности и солидарности, уважения к закону, сопричастность к судьбе Родины без потери связи со своими этническими, религиозными корнями — необходимое условие сохранения единства страны.

Как политически, идейно, концептуально будет оформлена идеология национального развития — предмет для широких дискуссий, в том числе и с вашим участием, уважаемые коллеги. Но глубоко убежден в том, что в сердце нашей философии должно быть развитие человека, развитие моральное, интеллектуальное и физическое.

Еще в начале 1990-х годов Солженицын говорил о сбережении народа после тяжелейшего ХХ века как о главной национальной цели. Сегодня нужно признать, полностью переломить негативные демографические тенденции пока и нам не удалось, мы только немного отступили от опасной черты утраты национального потенциала.

К сожалению, в истории нашей страны ценность отдельной человеческой жизни часто была невелика. Слишком часто люди оставались лишь средством, а не целью и миссией развития. У нас больше нет не только права, но и возможности бросать в топку развития миллионы людей. Нужно беречь каждого. Именно образованные, творческие, физически и духовно здоровые люди, а не природные ресурсы или ядерное оружие, будут главной силой России этого и последующего веков.

Роль образования тем важнее, что для воспитания личности, патриота нам нужно восстанавливать роль великой русской культуры и литературы. Они должны быть фундаментом для самоопределения граждан, источником самобытности и основы для понимания национальной идеи. Здесь очень много зависит от учительского, преподавательского сообщества, которое было и остается важнейшим хранителем общенациональных ценностей, идей и установок.

Это сообщество говорит на одном языке — языке науки, знания, воспитания. И это на огромной территории — от Калининграда до Владивостока. И уже тем самым это сообщество, имея в виду учительское, преподавательское сообщество в целом, в широком смысле слова, скрепляет страну. И поддержка этого сообщества — один из важнейших шагов на пути к сильной, процветающей России.

Еще раз подчеркну, не сконцентрировав наши силы на образовании и здоровье людей, на формировании взаимной ответственности власти и каждого гражданина и, наконец, на восстановлении доверия в обществе, мы проиграем в исторической конкуренции. Граждане России должны ощутить себя ответственными хозяевами своей страны, своего края, своей малой родины, своего имущества, собственности и своей жизни.

Гражданин тот, кто способен самостоятельно управляться с собственными делами, свободно сотрудничая с равными себе. А лучшая школа гражданственности — это местное самоуправление и самодеятельные организации граждан. Конечно, имею в виду в данном случае НКО.

Кстати, одна из лучших российских политических традиций, земская традиция, также строилась именно на принципах самоуправления. Только из эффективных механизмов самоуправления может вырасти настоящее гражданское общество и настоящая национально ориентированная элита, включая, разумеется, и оппозицию с собственной идеологией, ценностями, мерилами хорошего и плохого, собственными, а не навязанными средствами массовой информации или тем более из-за рубежа.

Государство готово и будет доверять самодеятельным и самоуправляющимся структурам, но мы должны знать, кому мы доверяем. И это абсолютно нормальная мировая практика, именно поэтому мы приняли новое законодательство, повышающее прозрачность деятельности неправительственных организаций.

Говоря о любых реформах, важно не забывать, что наша страна — это не только Москва и Петербург. Развивая российский федерализм, мы должны опираться на собственный исторический опыт, использовать гибкие и разнообразные модели.

В конструкцию российского федерализма заложен очень большой потенциал. Нам необходимо учиться его грамотно использовать, не забывая главное: развитие регионов, их самостоятельность должны работать на создание равных возможностей для всех граждан страны, вне зависимости от их места проживания; на ликвидацию дисбалансов в экономическом, социальном развитии территорий России, а значит, на укрепление единства страны. Конечно, это сложнейшая задача, потому что развивались эти территории на протяжении десятилетий, а то и столетий, конечно, неравномерно».

Время интеграции


«Хотел бы еще одну тему затронуть. ХХI век обещает стать веком больших изменений, эпохой формирования крупных геополитических материков, финансово-экономических, культурных, цивилизационных, военно-политических. И потому наш абсолютный приоритет — это тесная интеграция с соседями.

Будущий Евразийский экономический союз, о котором мы заявляли, о котором мы много говорим последнее время, это не просто набор взаимовыгодных соглашений.

Евразийский союз — это проект сохранения идентичности народов, исторического Евразийского пространства в новом веке и в новом мире. Евразийская интеграция — это шанс для всего постсоветского пространства стать самостоятельным центром глобального развития, а не периферии для Европы или для Азии.

Хочу подчеркнуть, что Евразийская интеграция также будет строиться на принципе многообразия. Это объединение, в котором каждый сохранит свое лицо, свою самобытность и политическую субъектность. Вместе с партнерами будем последовательно, шаг за шагом реализовывать этот проект. И мы рассчитываем, что он станет нашим общим вкладом в сохранение многообразия и устойчивости мирового развития.

Уважаемые коллеги! Годы после 1991-го принято называть постсоветским этапом. Мы пережили, преодолели это бурное драматическое время. Россия, как это уже бывало в истории не раз, пройдя через ломки, испытания, возвращается к самой себе, возвращается в собственную историю.

Упрочив свою национальную самобытность, укрепив свои корни, оставаясь открытыми и восприимчивыми к лучшим идеям и практикам Востока и Запада, мы должны и будем идти вперед». В.В.Путин. Валдай 2013

Текст выступления расшифрован с видеозаписи и сопровожден редакционными подзаголовками.

Газета «Спецназ России»
“Мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно.
Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.
... Русский должен, по крайней мере, знать цену свою.”

Н. М. Карамзин
Леля
Демиург
Демиург
 
Сообщения: 3472
Зарегистрирован: 03 окт 2008, 13:29:18
Пол: Женский

Re: Национальные ценности

Непрочитанное сообщение Anri » 29 окт 2013, 00:15:06

иЗходя из фоты скажу: пидерасов не приму, на вото жоский пидар, зачем? статья не про это
Лёля, брось свои еврейские штучки... второй смысл нам подгружать к смыслу "определения России" не надо!!! Мы - не пидарасы!!! Пидарасы - не мы!!! Ясно? Следующий раз, кобылка, думай что за фоты ты шлёшь
Давай с тобой поговорим, прости, не знаю, как зовут.
Но открывается другим, все то, что близким берегут.
Ты скажешь: "Все наоборот, согласно логике вещей",
Но это редкий поворот, а, может, нет его вообще.

(с) О.Митяев
Anri
Магистр
Магистр
 
Сообщения: 2137
Зарегистрирован: 05 июл 2006, 23:30:06
Откуда: Frankfurt am Main, Germany
Пол: Мужской

Re: Национальные ценности

Непрочитанное сообщение Леля » 29 окт 2013, 10:02:15

Anri писал(а):иЗходя из фоты скажу: пидерасов не приму, на вото жоский пидар, зачем? статья не про это
Лёля, брось свои еврейские штучки... второй смысл нам подгружать к смыслу "определения России" не надо!!! Мы - не пидарасы!!! Пидарасы - не мы!!! Ясно? Следующий раз, кобылка, думай что за фоты ты шлёшь

Опять в амстердамах своих был? ;) Мудак ты, Анри, таковым и остаешься.

В Херманиях живя, читать уже по русски разучился, только лай появляется....

Учись читать - там ясно написано: "Гражданская акция в ЗАЩИТУ УНИЧТОЖАЕМОЙ ТРАДИЦИОННОЙ семьи."
Мальчик в трико изображает АНГЕЛА СЕМЬИ, на крыльях у него: на одном - МАМА, на другом - ПАПА.

Вредно тебе, ой вредно ездить в столицу голубых!!! И как не кричи и не оскорбляй - не отмоешься! ;) :D
Зы - заметь: пока я ответила тебе несколько мягче, чем ты.
______________________________________________________________________________________

Это был оффтоп, а сейчас по теме:

[youtube]http://www.youtube.com/watch?v=dnPU2EaSJ68[/youtube]
“Мы излишне смиренны в мыслях о народном своем достоинстве, а смирение в политике вредно.
Кто самого себя не уважает, того, без сомнения, и другие уважать не будут.
... Русский должен, по крайней мере, знать цену свою.”

Н. М. Карамзин
Леля
Демиург
Демиург
 
Сообщения: 3472
Зарегистрирован: 03 окт 2008, 13:29:18
Пол: Женский


Вернуться в Национальный вопрос

Кто сейчас на форуме

Зарегистрированные пользователи: AhrefsBot [Bot], Bing [Bot], DotBot [Crawler], Google [Bot], Trendiction [Бот], Яндекс [Бот]

cron