Домна Федоровна Cтроганова (на снимке) до сих пор не может рассказывать эту историю без страха и слез. Но на разговор с журналистами «Часа» она решилась, прочитав в нашей газете статью «Вы боялись, а мы смеялись». В ней мы рассказывали о зверском убийстве так называемыми «национальными партизанами» семьи Стефании Вилцане в 1946 году.
История Домны Федоровны - еще одно свидетельство кровавых деяний «лесных братьев», действовавших на территории Латвии в послевоенное время. Сейчас эти люди утверждают, что боролись против советской власти, и просят президента учредить для них «специальный орден» - но еще живы те, кто помнит, какими способами они боролись за «cвободу и независимость».
В июне 2009 года президент Латвии Валдис Затлерс пригласил делегацию «лесных братьев» в Рижский замок.
Среди гостей президента была и седовласая женщина Антонина Брасла. Эта женщина - вдова человека, расстрелявшего семью Казимира Бозовича. Об этой истории мы подробно рассказывали в своем прошлом материале («Час» от 16 июля с. г.).
Трагическая история семьи Стефании Вилцане, дочери расстрелянного Казимира Бозовича, вызвала огромный резонанс. В редакцию стали звонить люди, готовые поделиться своими воспоминаниями о не менее кровавых «подвигах» «лесных братьев».
Жертвы и свидетели зверств «нацпартизан» раньше почти никому не рассказывали о пережитых ужасах. Они до сих пор боятся этих людей и убеждены, что те, несмотря на преклонный возраст, могут снова посеять смерть.
Поступок президента, принявшего «национальных партизан» в своей резиденции и по сути объявившего их героями, вынудил этих людей пересилить страх…
«Я и сейчас боюсь этих людей. Внучка мне сказала: бабуля, а вдруг после того как ты расскажешь журналистам свою историю, эти изверги и нам в окно гранату кинут?» - рассказывает Домна Федоровна с дрожью в голосе.
Страшные воспоминания
Воспоминания событий 60-летней давности для нее по-прежнему невыносимы, а страх перед «лесными братьями», убивавшими своих земляков, прикрываясь высокими идеалами борьбы за независимость, даже время не лечит. Но она все-таки решилась на откровенный разговор…
«Я родилась в Латгалии в 1925 году. Мы жили в деревне Вилцаны в Прейльском районе. Когда началась война, в деревню пришли немцы. Моего отца арестовали почти сразу. На него донесли соседи - братья Чейчи.
Езуп и Питер Чейчи до этого считались друзьями нашей семьи, нередко бывали у нас… После прихода фашистов они переметнулись на их сторону и стали айзсаргами.
О том, что это были за люди, свидетельствует один эпизод. Во время войны один из братьев, Езуп, служил в немецкой армии. Он участвовал в карательных операциях на территории Белоруссии. Вернувшись домой на побывку, он с упоением рассказывал отцу о своих «подвигах».
- Вышло так, что мой муж, будучи еще совсем молодым, помогал пожилому Чейчу (отцу семейства) мять лен. В один из дней он стал свидетелем разговора, в котором Езуп Чейч, вернувшийся из Белоруссии, хвастался отцу своими воинскими «заслугами». «Знаешь, говорил он, как мы там работали в Белоруссии! Загоняли в сарай детей, стариков, женщин, обливали их бензином и поджигали. А тех, кто выбегал из пламени, «сажали» на штык и обратно в огонь бросали…» - он рассказывал это с таким удовольствием, что становилось жутко.
Отец слушал сына с содроганием и ужасом: «Езуп, сынок, неужели это я воспитал тебя таким жестоким?! Ведь я хотел, чтобы ты вырос человеком добрым, порядочным… А ты…»
Но старик так и не смог окончить своего разговора. Не найдя в отце поддержки, разозленный Езуп достал гранату из-за пояса, выдернул чеку и бросил ее под ноги родному отцу. Тот еле успел отбежать за дом, чудом остался жив…
Арест по наводке
«Так вот, эти же братья Чейчи сказали немцам, что мой отец, Федор Дюжаков, коммунист и его надо убить. А он был простым крестьянином, даже грамоты не знал - вместо подписи ставил три крестика…
Семья у нас была большой: от первого брака у отца было четверо детей, а от второго - с моей мамой - семеро. Отец все время работал, чтобы нас прокормить. Так что ни о каком коммунизме он и не думал. К тому же он был верующим человеком, старовером, носил длинную бороду. В нашем доме было много икон», - вспоминает Домна Федоровна.
В заключении отец и брат Домны Федоровны провели семь месяцев - их держали в резекненской тюрьме. Мама периодически ездила к отцу на лошади 50 километров. А через семь месяцев отец вернулся… Но уже совершенно другим человеком. Сломленным морально и физически. Воспоминания о тех страшных месяцах в заключении уже никогда не оставляли его…
- Он работал на износ. Его ежедневно избивали, издевались. Когда отец вернулся домой, мама его даже не признала. Он был тощий, без бороды, коротко остриженный, сломленный, - рассказывает Домна Федоровна.
Со слов отца женщина пересказала нам подробности пребывания отца и брата в заключении:
- Отец рассказывал, как их кормили. Едой это назвать нельзя: тюремная баланда варилась из собачьих лап. Но какое-никакое - а мясо! Отец сам не ел - отдавал свою порцию сыну, чтобы тот не умер с голоду.
Но арест отца не успокоил национальный пыл Чейчей. Они то и дело пытались убедить немцев в том, что мы коммунисты и нас непременно надо расстрелять.
Домна Федоровна признается, что о немцах теперь они вспоминают с гораздо меньшей ненавистью, чем о своих соседях. Солдаты немецкой армии, приходя по наводке в дом Домны, удивлялись: «Какие же они коммунисты! У них иконы везде, они в Бога веруют. Да и дети вон какие маленькие! Не будем мы их трогать».
«И тогда немецкие солдаты уходили, только еды у нас просили. Сестра, помню, приносила им бидон молока. Но те первые не пили. Просили, чтобы сперва сестра стакан выпила. А то вдруг отравленное.
Но доносы продолжались… Их продолжали «наводить» братья Чейчи. Немцы приходили снова. И снова оставляли нас в живых, потому как видели, что мы не коммунисты».
После освобождения Латвии советскими войсками братья Чейчи, чтобы избежать наказания за свои злодеяния, подались в леса. Они стали «национальными партизанами».
Из горящего дома…
А в 1946 году они вернулись в деревню Вилцаны, чтобы расправиться с семьей Домны Федоровны.
«Как сейчас помню, это была осень. Поля уже убраны. В доме было тихо. Семья спала. К нашему дому подошли несколько человек. Бросили в окно гранату как раз в то место, где спал отец. Как будто знали, куда бросать - чтобы наверняка! Папа чудом остался жив. Благодаря подушке его голова уцелела. Но он получил сильнейшую контузию, в результате чего лишился слуха. Мы с сестрами и братьями тряслись от страха, хотели кричать, но отец, пытаясь нас спасти, только подал нам жестом знак, чтобы сидели тихо и звука не подавали. Мол, пусть бандиты решат, что нас всех убило гранатой…
Мы, дети, спали за печкой у окна, через которое увидели, что бандиты, которые пришли нас убивать, начинают поджигать наш дом. Мама подкралась к папе, шепчет ему тихонько, что нас хотят поджечь. Папа ничего не слышит, мама буквально на пальцах ему пыталась объяснить. Отец наконец все понял, но также пальцем приказал нам молчать: мол, тихо сидите, не дергайтесь… Если бы они нас тогда увидели - наверняка бы расстреляли…» - рассказывает Домна Федоровна.
По ее словам, среди нападавших были и братья Чейчи: «Перед тем как убежать, они подожгли дом и стали его обстреливать. Соседи сначала выбежали, чтобы нам помочь - но, услышав стрельбу, испугались и вернулись в свои дома.
А мы стали выбрасывать через окно наши вещи. А какие у нас тогда были вещи: одежды было мало, - спасали самое важное: чтобы хоть голыми на улице не оказаться.
Я тогда попыталась спасти нашу семейную икону. Большая, красивая, она была нам очень дорога. Я потянулась к ней, но с крыши упала горящая балка. Она ударила мне по рукам. Икону пришлось оставить - а сама я еле успела выскочить из горящего дома», - продолжает Домна Федоровна.
Брат на брата
В тот год, по словам женщины, банда братьев Чейчей отметилась несколькими кровавыми «подвигами»:
«Жил у нас в деревне мужчина по фамилии Брок. Имени его не помню уже. У него был брат, Антон, который был в банде «лесных братьев». И вот однажды к Броку пришел брат с другими бандитами, и говорят они: «Будем сегодня Афанасия убивать…» Афанасий Иванов жил в доме по соседству - простой был парень, крестьянин, только и знал, что землю обрабатывал. Какой из него коммунист!
Брок решил, пока «лесные братья» у него дома пиво пьют и закусывают, сбегать к Афанасию и предупредить его об опасности. Жалко ему, латышу, стало этого русского, соседа своего.
Он побежал к нему, постучал в окно, и говорит: «Афанасий, беги, прячься… Убивать тебя идут».
Не успел он договорить, как увидел, что банда карателей уже стоит у него за спиной. Не удалось ему спасти соседа. И его не помиловали за «предательство».
«Бандиты расправились с обоими. Причем Брока застрелил его родной брат Антон… Это была все та же банда, что и наш дом поджигала…» - продолжает рассказ Домна Федоровна.
Искалеченная жизнь
…Дальнейшая жизнь Домны Федоровны складывалась непросто. Отец, который перенес психологическую травму от заключения в немецкой тюрьме и нападения «национальных партизан», застрелился в 1966 году.
«Он так и не пришел в себя после всего. Все боялся, что его арестуют, опасался, что «лесные братья» вернутся…» - говорит женщина.
Та бандитская граната не убила семейство Домны Федоровны, но многим из них искалечила жизнь.
- Я так и не получила образования. Приходилось много работать, чтобы помогать маме кормить семью. Ведь кормильца мы лишились рано…
В 1947 году братьев Чейчей осудили на 25 лет. Но уже в 1953 году, после смерти Сталина, их амнистировали. И они вышли на свободу «чистенькими».
«Питер сразу скрылся под Мадоной, а Езуп переехал в Ригу, где построил дом, стал заведующим ателье и вел благопристойную жизнь.
Так что советская власть, против которой они якобы боролись тогда и яростно клянут сегодня, была к ним весьма гуманна. А в нынешнее время их кровавые «подвиги» славят на высшем уровне.
Может быть, прочитав в «Часе» (а мы знаем, что президент читает нашу газету) свидетельства очевидцев кровавых злодеяний «лесных братьев» президент все-таки задумается, кого он принимает с оркестром в своей резиденции….
Название материала «Вы боялись, а мы смеялись» было взято нами из рассказа нашей предыдущей героини Стефании Вилцане. Ее семью зверски убили национальные партизаны. На склоне лет один из «лесных братьев» пришел покаяться: «Объясняя, что хочет умереть с чистой совестью, он тогда сказал страшную фразу: «Вы боялись, а мы смеялись…»