Где-то в 81-82году летом проводились крупные авиационные учения с бомбардировочной авиацией. Полк из-под Минска на Ту-22 перелетел и днем сел на аэродром Моздок. А ночью должны были взлетать по одному, правым разворотом выходить на Баку, над Каспием отработать тактическое бомбометание, левым разворотом выйти в район Элисты и сбросить пассивные помехи. Далее вернуться на базу в Белоруссию.
Пока отдыхали и давали предполетные указания на аэродроме ветер поменялся на 180 градусов и руководитель полетов изменил курс взлета на 180 градусов. Весь полет по плану - в режиме радиомолчания. Все экипажи, кроме одного, перед взлетом согласовали курсовую систему. Командир описываемого борта говорит штурману: "Почему курсовая система показывает курс на 180градусов (не врубаясь, что поменяли курс взлета), ну-ка вручную установи как надо". Молча взлетают, вместо Баку выходят на Ростов (смотри по карте зеркально заданию) ,видят воды Таганрогского залива (считают это Каспий), делают тактическое бомбометание. Далее левым разворотом уходят в сторону Тбилиси (по огням городасчитают, что это Элиста), сбрасывают помехи в виде дипольных отражателей и попрямой уходят на территорию Ирана. На земле на пунктах управления подумали, что это командующий СКВО опять без запроса проверяет их бдительность (это периодически было). А, когда самолет пошел за кордон, просто решили, что это международный рейс. На КП в Баку сильно удивлялись, что иранцы начали летать ночью.
Когда стало светать экипаж к удивлению обнаружил под собой горные массивы. Штурман сказал:"Командир, видимо мы уклонились на юг и вышли на Карпаты", а когда солнце взошло не справа, а слева, экипаж понял, что не прав. Было занято направление "примерно на север", включено "бедствие" и крик о помощи вэфир. В это время в гражданском аэропорту города Мары очень добросовестный диспетчер проверял связь на всех каналах и случайно услыхал вопли добрых молодцев.
Дал им курс выхода на аэродром Мары (на север). Поднятая пара истребителей иранских ВВС не догнала нарушителя. Когда самолет стал подлетать к границе с юга, с аэродрома Ак-Тепе подняли истребитель на перехват. Но, пока истребитель летел втот район, самолет перешел на снижение на аэродром Мары и пропал с экранов РЛС.
Послепосадки в Марах, экипаж спросил: "Ребята, а далеко ли до Минска?" Ответ: "Далековато - 3500 км". Затем привезли другой экипаж и самолет благополучно вернули на базу. Был очень интересный разбор, довели до всех авиационных частей.
оригинальная ветка уже не доступна. упоминают тут ещё
http://www.forumavia.ru/forum/2/8/81092 ... 8_15.shtml