Школа фотографии
Добавлено:
29 янв 2007, 17:00:44
Torlok
Пространство-фигура-фон
Цель данного урока — ввести три фундаментальных элемента композиционного мышления: деление пространства, фигура, фон, научиться использовать их для того, чтобы думать и говорить о картинах, и освоить простой метод, с помощью которого использовать эти элементы в вашей собственной фотографии.
Что такое пространство?
Пространство — предательски простая концепция, на которую пролито немало чернил. В данном случае мы будем понимать пространство в очень простом, почти тривиальном смысле. Мы определим его просто как плоскую поверхность, ограниченную краями (или кадром) изображения.
Фундаментальная проблема в создании любой картины — заполнение этого пространства. Если это сделано успешно — то есть всё внутри этого пространства имеет причину существовать и отношение к другим вещам внутри — получается хорошая картина. Если это сделано плохо, то есть вещи внутри пространства кажутся случайными, раздробленными, хаотическими, если там много пространства, которое не кажется чем-либо оправданным, вы получаете плохую картину. Конечно, это не значит, что в картине вообще не должно быть пустого места — на самом деле, это "негативное пространство" зачастую является именно тем, что и создаёт картину. Фишка в том, что все внутри кадра должны быть там не просто так, а по причине, будь то причина, задуманная фотографом, или появившаяся впоследствии.
Так что первая директива композиции должна быть записана так: ЗАПОЛНИТЬ ПРОСТРАНСТВО.
Мы, люди, наделяем мир смыслом путём концептуального его разделения. Природа непрерывна: любая классификация, которой мы ее подвергаем, является в некоторой степени условной. Где заканчивается ваша ладонь и начинается запястье? Или в какой день кончается зима и начинается весна? Если вы отрежете себе волосы, отрежете ли вы часть себя?
Размышляя о пространстве, которое составляет картину, подобные деления особенно условны, и часто могут быть сделаны несколькими способами. И все же идея деления пространства полезна — и для понимания и признания работ других людей, и для создания собственных.
В очень реальном смысле композиция и есть деление пространства. Когда вы берёте чистый лист бумаги и начинаете превращать его в картину, в момент, когда его касается ваше перо, вы разделили пространство. Сначала на точку и не-точки, потом на линию и не-линии, слева-линии и справа-линии, затем, если вы нарисуете замкнутую фигуру, на внутри и снаружи, и — возможно что уже — на фигуру и фон. С камерой разделение пространства может быть почти мгновенным событием, которое происходит при нажатии кнопки. Это не меняет фундаментального процесса: то, что предшествует нажатию кнопки, было кадрированием картины в видоискателе. Вы, как фотограф, выбрали, что включить, а что исключить; где лежат линии и области и блоки цвета, света и теней, которые делят чёрное пространство непроявленного кадра, превращая его в картину.
В следующий раз, когда увидите картину, которая вам нравится — как картина, а не изображенный на ней объект — посмотрите на неё таким образом. Как пространство в ней использовано и поделено? Есть ли в нём "сусло" — места, которые ничем не интересны и не добавляют ничего к общему? Удалось ли художнику "заполнить кадр"?
Фигура и Фон
Глядя на картины, часто можно отличить один особенный тип разделения пространства: разделение между фигурой и фоном. Эти термины лучше всего определить тавтологически: фон — это всё, что не фигура, а фигура — всё, что не фон. Конечно, не все картины с "художественной ценностью" (что бы это ни значило) имеют различимые или однозначные фигуру и фон, но удивительно, что многие имеют. В любом случае, эти концепции очень полезны, опять же когда мы размышляем о картинах других людей, и когда создаём собственные.
Отношение фигуры и фона (или фигур и фонов, бывает и так) — это такая вещь, которая создаёт или разрушает картины. Если у фигуры и фона есть некое распознаваемое взаимодействие, если они помещены в связь по каким-то причинам (умышленным или инстинктивным), картина в целом будет более эффективна, чем та, у которой подобная связь отсутствует или случайна.
Например, типичная фотография из отпуска, где ваша супруга стоит перед памятником, обычно не очень восхитительна в фотографическом смысле, потому что передний и задний план не комбинируются и не разговаривают друг с другом; это просто человек и место, плюх. Эту простую картину можно существенно улучшить, если сделать что-то, что создаст связь между фигурой и фоном — например, попросите супругу облокотиться на каменный постамент и с выражением посмотреть на памятник. Теперь она является частью сцены, а не чем-то отсоединенным от неё.
Здесь мы можем определить ещё один принцип композиции — хотя он, будучи более специфичным, менее универсален, чем предыдущий:
ОТДЕЛИТЕ ФИГУРУ И ФОН И СОЗДАЙТЕ ОТНОШЕНИЯ МЕЖДУ НИМИ
Но как сделать разделение на фигуру и фон, а затем воссоединить их через отношение?
Существует бесконечно много ответов на этот вопрос, и ни один из них не есть действительно "правильный" или "неправильный". В общем случае, лучше начать с объекта съёмки и сделать его фигурой. Если это не работает — например, объект, в котором вы действительно заинтересованы, слишком большой, чтобы быть фигурой — вы можете сделать его фоном, и поискать что-нибудь более или менее случайное для фигуры: мы вернёмся к этой теме позже… Наверно.
Связь может быть тематическая, основанная на цвете или контрасте, на творческом использовании глубины резкости, на форме или текстуре или оттенке, на линии взгляда, или, ну ладно, и так уже хватит. Иногда связи уже существуют и их надо лишь распознать; иногда их можно "спроектировать" — путём изменения чего-либо в сцене, или просто изменив вашу точку зрения, кадрирование или что-то ещё.
Продолжаем двигаться — к ещё более специфичному, ещё более противоречивому, и ещё менее универсальному. Давайте познакомимся с некоторыми вещами, которые уже проверенно работают (или не работают) в составлении фигуры и фона. Особенно обратите внимание, что это рекомендации, но не правила: иногда нарушение их может создать более эффективную картину, чем следование им, но я не вижу никакого вреда в их осмотрительном применении.
Решите, что есть ваша фигура, а что фон. Если вы делаете снимок своей супруги на фоне Собора Парижской Богоматери, вы должны решить, на что делать акцент. Включённые оба с равным "весом", собор и персона будут сражаться за статус фигуры, что может не сработать… если только вам не удастся создать между ними связь или отношение.
Поместите что-нибудь на передний план. Картины с ощущением глубины выглядят более впечатляюще, чем "плоские". Даже если вы заинтересованы только в красивом пейзаже, картина получится вероятно более сильной, если вы включите в неё что-нибудь близкое.
Избегайте совмещений. Сцена, которую вы фотографируете, трёхмерна, но картина будет плоская. Это значит, что если картина не содержит хороших визуальных намёков на глубину (о чём мы поговорим позже), фигура и фон легко сольются вместе: то, что подразумевалось как фон, станет частью фигуры. Классический случай — фотографирование персоны перед пальмой, в результате получается фотография, на которой у человека из головы растёт пальма. Иногда это может быть именно то, что вам нужно — но в любом случае, следите за совмещениями: если они сделаны не намеренно, то вряд ли будут здорово выглядеть.
Правило Третей
Наконец, мы подходим к части, которую еще называют "Золотое сечение". Есть хорошая причина его ненавидеть — во-первых, оно называется "правило" (что подразумевает некое наказание за его нарушение), и во-вторых, потому что это на самом деле отуплённая версия действительно прекрасного, почти мистического качества, проявляющегося в искусстве, природе, биологии, математике и других необычных местах с удивительной регулярностью. Я говорю о Золотом Сечении. Если вы опытный фотограф, знакомый с Правилом Третей, пропустите остаток этого урока и почитайте про Золотое Сечение — есть много информации, доступной в интернете, а также в местных библиотеках.
Все же и о ПТ можно кое-что сказать: оно достаточно просто, чтобы применять его при фотографировании с рук, и оно почти всегда даёт лучший результат, чем обычная не-композиция, когда объект снимается тупо в центре кадра на средней дистанции. (На самом деле это правило ввёл Kodak, чтобы помочь людям делать лучшие снимки.) Оно также заставит вас различать фигуру и фон, и думать о том, как вы можете поделить оставшееся пространство в будущей картине — даже если вы в конце концов не примените его, просто думать о нём может быть полезно. Лично для меня ПТ это запасное правило: если я не знаю, как сделать композицию, то я говорю себе, эй, по крайней мере со старым добрым ПТ получится не так уж плохо.
Одно предупреждение, однако: никода не принимайте ПТ, или любое другое композиционное правило, за стандарт фотографического совершенства. Многие критики-любители из фотоклубов делают эту ошибку — я даже слышал, что какой-то судья в клубном конкурсе вычитал баллы за то, что объект съемки был в нескольких миллиметрах от позиции, предписанной ПТ, и я помню обсуждение на DPReview, когда один парень начертил линии ПТ прямо в своём видоискателе, так, чтобы следовать им более точно. Иногда критики заслуживают своей репутации, но всё же я не считаю их всех плохими.
Что такое ПТ?
Правило Третей очень простое: вы мысленно делите пространство картины на трети с помощью двух вертикальных и двух горизонтальных линий, и компонуете вашу картину по девяти областям и четырём пересечениям. Есть много способов применения; на самом деле, так много, что задним умом вы найдёте возможность применить это правило к множеству уже сделанных снимков, подразумевал это фотограф или нет.
Простейший вариант — расположить ваш объект возле одного из четырёх пересечений.Но это ещё не всё. Например, ПТ даёт хорошее практическое правило для размещения горизонта в пейзаже. Ещё одна идея — компоновать картину по регионам, образованным линиями, а не по самим линиям или их пересечениям:
ТИПА ЗАДАНИЕ
Хватайте камеру! Найдите объект и изучите его и его окружение. Используйте объект как фигуру и окружение как фон. Создайте связь или отношение между фигурой и фоном. Снимите несколько вариантов, и продемонстрируйте один, который вам больше нравится. Обсудите, что вы сделали, зачем, как, и почему вы выбрали именно этот вариант. И не забывайте (или забывайте) про Правило Третей