на алтае нет географического пункта или местности с названием беловодье. это - факт.
там есть центр восстановительного лечения "беловодье", но это учреждение медицинское, а не религиозное.
существует еще секта "беловодье", но, насколько я знаю, она не обосновалась на алтае, а имеет "общины" в разных городах. и везде имеет проблемы с правоохранительными органами.
они сами, кстати, не считают свою секту религиозной, и уж ни в коем случае не языческой.
вообще БЕЛОВОДЬЕ - это мифическая страна справедливости и мудрости, куда якобы посылал посольство князь владимир перед тем как крестить русь, чтобы решить, какую религию выбрать. ее местоположение связывают с гималаями, а не с алтаем.
Сокровенное сказание о Беловодье
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
Великий князь Владимир Красное Солнышко, желая переменить веру,
отправил шесть богатых посольств в чужие земли, чтобы поразузнать,
какая вера там, а затем, сличив, полагал выбрать самую лучшую для себя
и всего своего народа.
Вскоре после проводов посольств, пришел к великому князю
странник, отец Сергий, который в малолетнем возрасте попал с торговыми
людьми из Киева в Царьград, на святой горе Афонской был обращен в
христианство, воспринял пострижение и, прожив там до тридцатилетнего
возраста, вернулся обратно. Так как мiр его не понял и с мiром он идти
не мог, то определенного места жительства он не захотел иметь.
Занимаясь самоуглублением и созерцанием души, он странствовал круглый
год по землям великого князя и по соседним, смотрел, как люди живут,
помогал каждому в чем мог, поверял достойным свет истины и обращал в
христианство. Через каждые три года отец Сергий заходил в Киев и
навещал великого князя.
Велика была радость отца Сергия, когда он узнал об отправке
посольств и особенно, что одно из них направлено было в Царьград, ибо,
по его убеждению, не было веры выше православной.
Великий князь тоже порадовался его приходу, но потужил, что тот
не пришел раньше, ибо хотел именно его послать во главе посольства в
Царьград.
Великий князь поведал также отцу Сергию, что во снах не раз
являлся ему старец, указывающий, что еще одно, седьмое, посольство
должно быть отправлено, но что он не знает, куда его снаряжать - и
просил указать, куда посылать таковое.
Отец Сергий, помыслив, ответил, что так как посольство в Царьград
отправлено, то он более иных путей не знает и не ведает. Но великий
князь стоял на своем и наказал ему в семидневный срок надумать, куда
посылать седьмое.
Отец Сергий,желая помочь великому князю, строго постясь,
молитвенно просил Всевышнего сниспослать ему откровение, какой ответ
давать великому князю.
На седьмую ночь, во сне, явился отцу Сергию настоятель Афонского
монастыря, в котором его постригли - и напомнил ему о древнем сказании
про Беловодье. Отец Сергий, пробудясь, возблагодарил Господа за
дарованное откровение и ясно припомнил слышанное им от настоятеля, в
бытность свою в монастыре, следующее.
В глубокой древности один Византийский царь, не довольствуясь
верой своей и своего народа, собрав мудрецов всей страны, просил их
сказать, куда посылать посольства для выбора новой, лучшей веры.
После долгих пересудов один из мудрецов, приехавших с Востока,
сказал, что ему в свое время его учитель, старец мудрец, поведал, что
далеко на востоке существует где-то страна Беловодье, - сказочная
обитель вечной красоты и истины, и что туда, по его разумению, и нужно
обращаться за советом, но что одна из особенностей той страны та, что
не всякий ее может найти, туда доехать и в нее проникнуть, а только
избранный - кто позван.
Царю сказание понравилось и он снарядил посольство на Восток, во
главе с мудрецом. Через 21 лето мудрец вернулся, но только один, все
другие, уехавшие с ним, погибли.
Царь с восторгом слушал удивительные рассказы вернувшегося. Все
настолько было хорошо и разумно, что он отказался от своей веры и, по
совету мудреца, ввел новую. Но не все, что рассказывал мудрец, было
понятно: многое казалось невозможным и над ним потешались, полагая,
что он говорит складные небылицы.
Это сказание отец Сергий передал великому князю Владимиру,
который настолько воодушевился слышанным, что также решил послать на
Восток, в неведомую страну, посольство, во главе которого и поставил
отца Сергия.
После многих хлопот посольство было собрано.
Отцу Сергию было дано шестеро из людей высокого рода в помощники,
много знатных воинов и большое число слуг. Всего народу в посольстве
было 333 человека.
Как только прошло половодье, посольство тронулось в путь на
Восток. Полагалось, что года через три оно возвратится. В первом году
приходили известия, через соседние земли, что посольство встречали в
его пути на Восток. Затем все замолкло. Три, семь и двенадцать лет
прошли, но о посольстве не было вести. Сперва ожидали его, затем
опасались о его судьбе, потом тужили о пропавших, и лет через 28,
когда все еще не было вести, начали о нем забывать, и время все
покрыло…
* * *
Через 49 лет после этого из Царьграда, с одним из посольств,
прибыл в град Киев старец монах, который, прожив семь лет отшельником
и предчувствуя скорость кончины, на исповеди, поведал нижеследующую
тайну, которая должна передаваться из уст в уста, как сокровенное
сказание. Сказание это станет достоянием народов земли, само по себе,
лишь когда для этого срок подойдет и будет наступать новое время.
"Я тот монах отец Сергий, который, 56 лет тому назад, был послан
великим князем Владимиром Красное Солнышко, с посольством искать
Беловодье.
Первый год мы ехали хорошо. В стычках, при переправах, погибало
мало людей и скота. Проехав много разных земель и два моря, на второй
год продвигаться стало труднее: люди и скот погибали, дороги стали
непроходимы, при расспросах ничего нельзя было узнать. Началось
недовольство людей, которые, не видя приближения цели поездки,
роптали.
К концу второго года путь проходил по пустыне. Чем дальше ехали,
тем больше попадалось на пути костяков людей, коней, верблюдов, ослов
и других животных. Доехав до места, которое сплошь было покрыто
костями на большом пространстве, люди отказались ехать вперед.
На общем совете решили, что желающие поедут назад, и только два
человека согласились ехать со мною дальше вперед.
К концу третьего года пути, сперва один, затем и другой мой
спутник занемогли, их нужно было оставить в селеньях.
Во время ухода за последним больным, мне удалось узнать от
начальника селенья, что примерно лет тридцать назад, проезжал здесь
также искатель Страны Чудес, ехавший на Восток. С ним был караван на
верблюдах. Проводник этого каравана еще жив, до него лишь три дня
пути. За ним я послал, и он согласился вести меня дальше и сдать
дальнейшему проводнику, если его удастся разыскать.
Меняя проводников, я продвигался медленно дальше. Один из
следующих мне поведал, что по сказаниям здесь и раньше проезжали
желающие найти Заповедную Страну, лежащую на Востоке. Эти сведения
радовали меня и я, горячо молясь, просил Господа вести меня дальше.
Еще несколько проводников сменилось, и я напал на такого, который
мне рассказал, что ему известно со слов приезжавших с Востока, что
где-то там на Востоке, примерно в 70 днях пути, лежит диковинная
страна, в высочайших горах, куда многие стремятся, но только редко кто
может проникнуть и мало кто возвращается.
Чем дальше я ехал, тем сведений поступало больше. Не могло быть
сомнения, что страна, куда я стремился, существует на самом деле.
Некоторые называли ее "Страной Запретной", "Страной Белых Вод и
Высоких Гор", другие - "Страною Светлых Духов", "Страною Живого Огня",
"Страною Живых Богов", "Страною Чудес", или давали еще много различных
названий, которые относились все к одной и той же стране.
Наконец, мы доехали до селенья, в котором мне сказали, что
Запретная Страна начинается на расстоянии трехдневного пути. До этой
границы меня проведут, но дальше не могут вести, ибо проводник
погибает, путешественник же, идя дальше один, иногда, не находя дорог,
возвращается назад, иногда же, что очень редко, остается и живет там
подолгу. Об остальных молва говорит, что они погибают.
Помолившись, с последним проводником я тронулся в путь.
Дорога, подымаясь, становилась все уже, местами по ней возможно
было только с трудом пройти одному.
Высокие горы со снеговыми вершинами окружали нас.
Переспав третью ночь, на рассвете пройдя недалеко, проводник
заявил, что дальше он не может меня провожать.
По различным сказаниям, на расстоянии от 3 до 7 дней пути, держа
направление на вершину самой высокой горы, есть селение, но до него
доходят лишь редкие.
Проводник оставил меня. Шаги возвращающегося затихли…
* * *
Восходящее солнце освещало белоснежные вершины гор, и отблеск
лучей создавал впечатление, что они в огненном пламени.
Ни души кругом… Я был один с моим Господом, приведшим меня
после столь долгого пути сюда. Чувство неописуемого счастья, восторга,
неземной радости и в то же время душевного покоя охватили меня. Я лег
на тропу головой к самой высокой горе, целовал каменистую почву и,
проливая слезы умиления, благодарил без слов, как умел, Господа за Его
милости.
Я пошел дальше. Вскоре был перекресток, обе тропы, казалось,
одинаково направлялись к самой высокой горе. Я пошел по правой, ибо
она шла навстречу бегу солнца.
С молитвою и песней шел я вперед.
В первый день было еще два перекрестка. На втором перекрестке
одну из троп переползала змейка, как бы преграждая мне путь, я пошел
по второй тропе. На третьем перекрестке, на одной из тропинок лежало
три камня: я пошел по свободной.
На второй день был один перекресток, четвертый, где тропа
троилась. На одной из тропинок порхала бабочка, я выбрал эту тропу.
После полудня путь мой пролегал вдоль горного озера. С восхищением и
удивлением я любовался красотой его и легкой зыбью, придающей водам
озера, в связи с освещением, удивительную, своеобразную белизну.
На третий день пути лучи восходящего солнца, как и в предыдущие
дни, освещали белоснежные покровы самой высокой горы и окружали ее
огненным пламенем. Вся душа моя рвалась ввысь - и я глядел и не мог
досыта налюбоваться красотою. Творя молитву и не спуская глаз,
сливаясь душою с пламенем, окружающим гору, мне стало видно, что ожил
этот огонь: в его потоках появились, белоснежно сияющие, фигуры
ангелов, непрерывно подлетавших красивыми хороводами к горе. Скользя
по поверхности ее, они поднимались к вершине, возносились и исчезали в
безбрежных небесах.
Солнце поднялось из-за горы и чарующее видение исчезло.
На третий день было три перекрестка…
На пятом перекрестке, вдоль одной из троп сбегал, белопенясь,
изумрудный журчащий ручей. Я пошел вдоль него.
К полудню дошел я до шестого перекрестка: он имел три тропы. Одна
из них проходила мимо горы, имевшей вид огромного истукана, как бы
охраняющего эту тропу. Не задумываясь, я выбрал ее.
Дойдя до седьмого перекрестка, имеющего тоже три тропы, я пошел
по той, которая была сильнее освещена лучами солнца.
Я не был одинок, ибо чувствовал и сознавал, что все окружающее
меня по своему, по разному, живет и возносит, как умеет, хвалу
Предвечному Творцу.
К вечеру я уловил первый звук, летевший мне навстречу. Вскоре, на
откосе горы, направо, я увидел жилье,освещенное последними лучами
заходящего солнца. К нему я и пошел. Оно было сложено из камня.
Возблагодарив Создателя, дающего мне пристанище, я безмятежно уснул.
На рассвете я был разбужен голосами. Предо мною стояло два
человека, говорящих на незнакомом мне языке. Но странно, каким-то
внутренним чувством, я понимал их - и они понимали меня.
Они спросили, имею ли я нужду в пище. Я ответил: имею, но только
в духовной.
Я пошел с ними. Они привели меня в селенье, где я и пробыл
некоторое время. Со мною много беседовали, и на меня был возложен ряд
занятий и работ, выполнение которых давало мне величайшее
удовлетворение.
Затем повели меня дальше, сказав, что настал для этого срок.
В новом месте встретили меня, как родного, и вновь, когда
наступил срок, повели дальше и дальше…
Я потерял счет времени, ибо не думал о нем. Каждый день приносил
мне все новое, удивительно мудрое и чудесное. И казалось мне иногда,
что все, что я переживаю и что со мною происходит, диковинный сон
наяву, чему я не нахожу объяснений.
Так время текло; наконец, мне сказали, что срок подошел моему
возвращению домой, и что путь мой будет лежать чрез Царьград.
* * *
Пока ум человеческий не может вместить того, что я там видел и
чему научился. Но и для этого познания срок подойдет - и в свое время
Господь откроет достойнейшим еще несравненно больше, чем мне.
Покидая сей мiр, расскажу, что возможно.
Страна Беловодье не сказка, но явь. В сказаниях народов она
зовется всюду по-иному. В дивных обителях там пребывают лучезарные,
кроткие, смиренные, долготерпеливые, сострадательные, милосердные и
прозорливые Великие Мудрецы - Сотрудники Мiра Высшего, в котором Дух
Божий живет, как в Храме Своем.Эти Великие Святые Подвижники,
соединяющиеся с Господом, и составляют один Дух с Ним, неустанно
трудятся, в поте лица своего, совместно со всеми небесными Светлыми
Силами, на благо и пользу всех народов земли.
Там Царство Духа Чистого, красоты, чудных огней, возвышенных
чарующих тайн, радости, света, любви, своего рода покоя и непостижимых
величий…
Много людей отовсюду стремятся в Страну Заповедную, но за каждые
сто лет проникает туда лишь семь позванных, из них шесть возвращаются,
унося с собою сокровенные знания, развитие новых чувств, сияние души и
сердца, как я, - и только один остается.
Находящиеся там живут, сколько хотят и сколько им нужно. Для них
остановлено время.
Что творится в мiре, все там известно, все видно, все слышно.
Когда дух мой окреп, мне давали возможность, вне тела, бывать на самой
высокой горе.., в Царьграде, Киеве, а также знать, видеть и слышать,
что пожелаю.
Там точно известно, что православная вера для великого князя и
всего народа нашей страны - самая лучшая: нет веры духовнее,
величественнее, чище, светлее и красивей ее. Только ей суждено
соединить народы нашей страны и быть с ними неделимой.
1000 лет силы ада, с бешеной яростью, будут, бушуя, наступать
безустанно и потрясать нашу Русь до основы… Чем страшнее напор, тем
сильнее вера спаяет народ воедино - и ничто не заслонит путей ко
Всевышнему. Силы чистого света, огня неземного низложат врагов. Живые
Огни залечат раны счастливой страны. На развалинах старого возродится
Великий Народ, красотою духа богатый. Лучшие избранные понесут Слово
Бога Живого по всем странам земли, дадут мiру мир, человекам
благоволение и откроют Врата Жизни Будущего Века"…
Записано 15/27 июля 1893 года со слов о.Владимира, иеромонаха
Вышенской Успенской мужской пустыни, Тамбовской губернии, Шацкого
уезда.
В.Г.
Историческая справка первого переписчика.
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
При князе Игоре, сыне Рюрика, существовала уже в Киеве
православная соборная церковь св. Илии.
Жена князя Игоря, великая княгиня Ольга, крестясь, стала
заботиться о распространении христианства.
По сказаниям летописцев, внук великой княгини Ольги, великий
князь Владимир, очень долго исследовал вопрос, какую из религий
принять. В 986 году он вел переговоры с волжскими Болгарами -
магометанами, Хозарами - иудейского вероисповедания, немцами -
западными христианами и греческим мудрецом Кириллом.*)
*) Кто этот греческий мудрец Кирилл, которого имеет в виду автор
(В.Г.) - нам не вполне ясно. Во всяком случае, это не св. Кирилл,
первоучитель славянства, который скончался значительно раньше - в 869
году. Примечание редакции.
Отправка посольства в Беловодье, на основании этих исторических
данных, могла состояться, согласно сказанию, весною 987 года. Крещение
великого князя Владимира и Руси совершилось в 988 году. По данным
сказания, кончину отца Сергия можно отнести к 1043 году - при Ярославе
Мудром (987+56=1043).
Перепечатка "Сокровенного сказания о Беловодье" разрешается при
условии точного соблюдения текста.
1893 г. В.Г.
Как было записано "Сокровенное сказание о Беловодье"
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
12 июля 1893 года я приехал с тремя моими младшими братьями в
Вышенскую Успенскую мужскую пустынь, Тамбовской губернии, отстоящей от
села Заметчина, где мы жили, примерно в 60 верстах (65 километрах).
Эта пустынь была основана в 1625 году и расположена при устье реки
Выши, на левом берегу. Особенно известна чудотворной иконой Божьей
Матери.
В монастыре нас встретили очень радушно, как старых знакомых, ибо
мы были там уже в 1890 году летом и прогостили неделю. Кроме того,
отнеслись к нам более чем сердечно, так как уважали нашего отца за его
любовь к монастырю, его искреннюю веру, жертвенность и многократную
помощь монастырю советом и делом.
При посещении игумена, я между прочим просил дать мне возможность
беседовать с одним из начитанных монахов, который помог бы мне
разрешить ряд вопросов, возникших при чтении Евангелия и в обыденной
жизни.
К примеру, какой вопрос может интересовать тебя? - спросил
игумен. На это я упомянул о двух вопросах, которые несчетное число раз
задавал очень и очень многим, но не получал, по моему разумению,
удовлетворяющего ответа.
1. Не сомневаясь, что сила, исходящая от Иисуса Христа, исцелила
женщину, страдающую кровотечением, пробуждала умерших, изгоняла бесов,
исцеляла больных, я хотел бы знать, не сказано ли где в житии святых
угодников, творивших тоже немало чудес, что-либо более подробно об
этой божественной силе?
Игумен ответил: Богу Господу все возможно и Его пути
неисповедимы, и чем искреннее мы будем верить, тем счастливей будем.
На это я, в свою очередь, сказал: в Евангелии сказано: стучите -
и откроется вам, просите - и дастся вам, поэтому я и стремлюсь
говорить с духовно начитанным и развитым человеком, для получения
желательных пояснений.
2. Чем возможно объяснить, что в 1885 году иеромонах,
сопровождавший чудотворную икону Вышенской Божьей Матери, предсказал
моей матери, что молитва ее Владычицей услышана и ее желание
исполнится, что, действительно, и совершилось через 18 месяцев. Мать
просила даровать ей дочь - и таковая родилась.
На это игумен сказал: инокам и вообще людям богатым
духоразумением, Божественные Силы много больше открывают, чем другим.
Затем игумен, поговорив о красоте духовной жизни, по отечески
отнесся ко мне, сказал, что даст мне возможность говорить с весьма
начитанным иноком, но что в духовных интересах моих желает, чтобы я
больше верил и меньше умствовал.
После вечерней службы подошел ко мне послушник и сказал, что
после ужина он проводит меня к иеромонаху Владимиру, желающему со мною
беседовать.
Иеромонах встретил меня очень приветливо. Двухчасовая беседа
прошла незаметно.
На другой день было 15 июля, день нашего Ангела. После молебна мы
встретились вновь. Между прочими вопросами я спросил: известна ли ему
легенда о замке Грааля и как нужно понимать ее? На это иеромонах
Владимир сказал, что эта легенда западных народов интересна и
поучительна и что она, как и многие другие легенды, имеет свое
основание и таит в себе глубокий смысл. Легенда эта, как и большинство
других, изложена символически и доступна пониманию каждого, в
зависимости духоразумения.
Я спросил: нет ли и у нас подобной легенды?
Через некоторое время иеромонах Владимир ответил: легенды не
знаю, но мне лично доверено одно древнее сокровенное сказание о
Беловодье, которое я мог бы некоторым образом, по духовному смыслу,
сопоставить этой легенде, несмотря на первый взгляд кажущееся различие
сюжетов.
Я очень просил рассказать мне это сказание, но иеромонах Владимир
молчал. Почувствовав в душе, что у него возникло какое-то сомнение, и
видя, что он все еще не отвечает, я не задумываясь, вновь повторил
свою просьбу, сказав, что если знание сказания к чему-либо обязывает,
то я заранее обещаю исполнить любое требование.
На это иеромонах Владимир ответил: ты первый, который просишь
меня поведать это сказание. Я чувствую, что ты особый счастливец, тебе
я могу его доверить, зная, что поставленное условие обета молчания ты
соблюдешь. Передать в первый раз это сказание ты имеешь право лишь
тому, кто усиленно тебя об этом будет просить. После этого обет
молчания снят. Но это будет не скоро… В это время ты будешь,
пожалуй, старше меня! Теперь же мне исполнился 61 год.
Сам, по своей воле, до тех пор не рассказывай его никому, - не
поймут и тебе будет тяжко… Да и в будущем только редким смысл его
будет доступен…
Вечером пойдем в бор, там на приволье достойней касаться высоких
вопросов, к разумению которых хотя и стремится душа, но в силу своего
еще недостаточно развитого сознания, обнять пока не может.
Вечером после ужина, захватив с собою карандаш и тетрадь, я
встретился с иеромонахом Владимиром. После нескольких минут ходьбы мы
были в чудном бору, окружающем обитель.
Усевшись на пень, иеромонах Владимир начал свой рассказ. Испросив
разрешение, я дословно записывал.
Иеромонах Владимир иногда вставал, ходил и вновь садился.
Продиктовав несколько предложений, он попутно высказывал свои
соображения и отвечал на мои вопросы.
С его слов, сказание было доверено ему лет 30 тому назад, на
последней исповеди, старым монахом и могло быть им, в свою очередь,
передано лишь тому, кто об этом будет просить, в противном же случае и
он обязан передать сказание, по счету от начала в 28 раз, лишь
почувствовав скорость кончины, своему духовнику.
Он в памяти много раз воскрешал сказание и стремился проследить и
пройти описываемый в нем путь, причем дерзал воображать себя на месте
отца Сергия. При этом он всегда ощущал приятный душевный трепет,
иногда даже дивные чувства, граничащие с блаженством… и время текло
незаметно.
Когда стало темнеть, мы прекратили писание. Я передал иеромонаху
Владимиру написанное - с просьбой проверить.
На третий вечер работа была окончена.
Продолжая по вечерам беседовать с иеромонахом Владимиром, я
пробыл в обители еще несколько дней.
От души поблагодарив иеромонаха Владимира за чудные, незабвенные
часы бесед, и получив благословение, с чувством большого
удовлетворения, счастливый и довольный, покинул я гостеприимную
обитель.
Ноябрь 1893 года.
В.Г.
Село Заметчина, Тамбовской губ. Моршанского уезда.
* * *
В дальнейшей жизни, при разговорах, казалось, вопрос о Беловодье
не возбуждал интереса у моих собеседников. Протекло незаметно ровно
полвека и вскоре исполняется мне 65 лет.
28/15 июля 1943 года я встретил на курорте Чехочинек впервые
человека, который в разговоре со мною спросил, не знаю ли я что-либо о
Беловодье, о существовании которого он слышал, но, несмотря на
старания, ни от кого ничего узнать о нем не мог. Это был известный
русский народный поэт и гусляр - Александр Ефимович Котомкин, имя
которого, с его согласия, здесь сообщается.
Узнав, что я имею сказание, он был очень обрадован и убедительно
просил меня передать таковое ему, что я и сделал. Предвидение
иеромонаха Владимира сбылось.
Обет молчания теперь с меня снят и сказание становится достоянием
народов Земли, ибо срок подошел и наступает Новое Время…
28/15 июня 1943 года.
В.Г.
Курорт Чехочинек близ правого берега реки Вислы.
О "Сокровенном сказании"
~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~~
"Сокровенное Сказание о Беловодье", записанное нашим другом и
сотрудником В.Г. - исключительно важный и ценный документ. Потому
опубликовываем его на страницах "Оккультизма и Йоги" и просим наших
читателей отнестись к нему с особым вниманием. Едва ли приходится
сомневаться в подлинности этой записи, ибо она вполне созвучна тем
сведениям о Беловодье (или другими словами - Великом Белом Братстве),
которое имеются в эзотерической литературе.
Есть ли другие свидетельства о посольстве великого князя
Киевского Владимира в Беловодье? Из повествования древнего русского
летописца известно, что князь Владимир, задумав переменить веру, решил
сначала сравнить вероисповедания соседних государств - и выбрать затем
лучшее. Когда об этом узнали Камские болгары-мусульмане, то отправили
к нему своих послов, пришли к князю Киевскому и "жиды хозарские",
принявшие закон Моисеев, явились и западные христиане, миссионеры Папы
Римского, прибыл и греческий философ, представитель православной
Византии. Все они хвалили свою веру, но наибольшее впечатление
произвело на князя вероисповедание греческого философа. Все-таки, он
решил пока воздержаться от окончательного выбора и на другой год
избрал из своих дружинников десять человек, людей разумных и сведущих
- и отправил их в те страны, откуда приходили к нему миссионеры. Эти
дружинники в качестве послов Киевского князя побывали у Камских
болгар, у западных католиков и в Византии, где присутствовали (в
Царьграде) на торжественном богослужении в храме. По возвращении в
Киев, эти испытатели веры сделали подробный доклад князю и его
советникам, высказавшись за византийское православие - и тогда князь,
вместе с собравшимися боярами и киевскими руководящими кругами, решил
дело в пользу византийского православного вероисповедания *).
* Профессор Г.Г.Тельберг. - Заря христианства на Руси.
Исторические очерки. Шанхай, 1939, стр.2-7.
Таково вкратце повествование летописца о принятии христианства на
Руси. Однако, в летописи ни слова не говорится о посольстве князя
Владимира в Беловодье, которое по свидетельству Сказания было особенно
многочисленным и пышным, - ведь в него входило шестеро из людей
знатного рода, много знатных воинов и большое число слуг, всего 333
человека. Для тогдашнего сравнительно небольшого Киевского княжества
такое посольство, к тому же второстепенное, совершенно
неправдоподобно, - ведь по свидетельству летописца во все остальные
страны князь отправил всего лишь десять своих дружинников. Неужели
летописец мог не знать о таком грандиозном посольстве, а если знал, то
почему же умолчал о нем? Неужели все сказание о Беловодье - вымысел и
никакого посольства на Восток для поисков истинной веры в земле
неведомой князь Владимир никогда не отправлял?
Нет, сказание это не вымысел, не сказка, но следует его понимать
не буквально, а иносказательно, стараясь за внешнею канвою найти
сокровенный смысл. Ведь сказание так и называется "сокровенным", -
тайное в нем несомненно.
Посольство на Восток, в Тибет, к Великому Белому Братству было
отправлено, но тайное и совсем не многолюдное. О нем знали лишь
ближайшие советники князя и потому о нем не встречается упоминания в
летописях и других исторических документах. Конечно, число 333
вымышлено, в тайном посольстве не могло быть так много народа, -
по-видимому, в состав его входило всего лишь три человека. Три
славянских посвященных, которых называли волхвами. Нам известно, что
они пользовались особым тайным знаком, напоминавшем изогнутую змею, -
он был похож на арабскую цифру 3 (тройку) и на славянскую букву з
(зело). Вот почему, отбросив экзотерическое, цифровое значение 333 и
приняв его за тайное, графическое начертание, можно придти к
заключению, что оно означает не триста тридцать три человека, а лишь
три мудреца - волхва. Троих было вполне достаточно, - ведь
отправлялась не торговая и не военная экспедиция, а тайное, строго
законспирированное посольство. В то же время славянские волхвы могли
беспрепятственно проходить даже по чужим землям, - никто не смел
тронуть служителей богов, всюду встречали их с почетом и уважением,
оказывали гостеприимство, снабжали необходимым.
Обращает на себя внимание и число лет, о котором упоминает
сказание: 21, 28, 49, 56. Все это числа, которые делятся на священное
число 7 - и это не случайное совпадение, а имеет глубокий
символический смысл.
Сокровенное сказание описывает Беловодье как "страну чудес",
диковинную страну в высочайших горах, - можно ли дать в немногих
словах более точное и четкое описание Тибета?! Да, несомненно,
Беловодье и есть трансгималайское Братство Посвященных, о котором было
известно славянским волхвам, - на поиски его и было отправлено тайное
посольство в эпоху князя Владимира. Весьма характерно упоминание
о.Сергия о том, что первое жилье, увиденное им в пределах таинственной
горной страны, было сложено из камня. Да, на высоком тибетском
плоскогорьи очень мало деревьев, пригодных в качестве строительного
материала и там почти все постройки из камня. Это должно было
броситься в глаза путнику из Киева, ибо на родине его в то время все
дома строились из дерева.
Какие "два моря" встретило на пути своем посольство в Беловодье?
Очевидно, сначала оно воспользовалось древними торговыми дорогами, -
спустилось по Днепру в Черное море и оттуда в Византию (великий водный
путь из Варяг в Греки), из Византии отправилось дальше, к побережью
Каспийского (Хвалынского) моря, переплыло его и попало в земли
неведомые и незнаемые. Отсюда началось особенно трудное и опасное
путешествие. Верблюды не были в диковинку на Руси, которая постоянно
приходила в соприкосновение с различными степняками, пользовавшимися
этими животными в качестве средства передвижения.
Некоторые эзотерики считают, что Россия познакомилась с Тибетом
всего лишь 150-200 лет тому назад, тогда как прежде ничего не было о
нем известно. Это неверно. Связь с Тибетом была установлена
значительно раньше. Из истории мы знаем, что царь Иван Васильевич в
1567 году снарядил посольство в Сибирь, которое отправилось затем в
Корею, посетило Пекин и даже побывало в Тибете. Зачем? В то время
Тибет не интересовал Московское царство ни в торговом, ни в военном
отношении. Но вполне возможно, что Иоанн Грозный, который был одним из
образованнейших людей своего времени, узнал сокровенные предания о
Беловодье и отправил верных людей на его поиски, с особым поручением.
* * *
"Сокровенное Сказание о Беловодье" было впервые обнародовано в
"Новой Заре", - русской газете, выходящей в Сан-Франциско, Калифорнии
(в Пасхальном N 5109 от 24 апреля 1949 года, стр. 12-14). Этот номер
"Новой Зари" у нас имеется. К сожалению, в него вкралось несколько
досадных опечаток и пропусков, правда, небольших. Все эти погрешности
исправлены нами по оригинальному тексту, полученному непосредственно
от автора, записавшего "Сокровенное Сказание".
В качестве предисловия к "Сокровенному Сказанию" газета "Новая
Заря" поместила несколько строк, написанных известным русским
писателем Георгием Гребенщиковым, основателем издательства "Алатас" в
Чураевке (США). Он свидетельствует, что "текст Сокровенного Сказания о
Беловодье и самая история его записи является чудесным для нашего
времени событием. Самый факт, что автор записи, по особому завету
держателя Сказания, хранил его в тайне ровно полвека и дожил до
момента его опубликования, говорит о том, что Сказание теперь должно
явиться откровением пророческим. Разумеется, такие откровения не все
могут признать чудесными, и только избранные и обладающие даром
тонкого проникновения в мiр Духовный, могут воспринять его всем
сердцем не только к сведению, но и к руководству в приготовлении
вступить в период Сокровенного Беловодья. Сам автор записи находится
вне России и не пожелал полностью подписаться под его записью. Эта
скромность делает хранителю и автору записи честь и еще раз
свидетельствует о важности Сказания, а не отдельных личностей. Но для
того, чтобы опубликование этого документа - записи не носило
анонимного характера, наше издательство "Алатас" в Чураевке
предоставляет первое опубликование Сказания газете "Новая Заря", после
чего издательство будет радо выпустить Сказание отдельной брошюрой".
Издательство "Алатас" не выполнило своего обещания выпустить
Сказание в виде отдельной брошюры, а теперь вообще прекратило свою
деятельность. N5109 "Новой Зари", конечно, давно уже невозможно
достать, а потому мы и решили включить Сказание в этот сборник
"Оккультизма и Йоги" - на пользу ищущих Света.
Асунсион. Парагвай.
Август 1959 г.
Д-р А.М.Асеев.