На Северо-Западе России в оформлении церквей и на земле часто встречаются кельтские (солярные) кресты. Их еще называют "воинскими, потому что изначально ставили на могилах воинов, "посещавших" русские земли... Вот такая статья мне очень понравилась и хотелось бы обсудить эту тему с единомышленниками.
"Кельтский крест: Солнце распятое"
Кельтская православная церковь, миссионерствовавшая в Европе в IV – XII веках, оставила христианам свой знаменитый кельтский крест, вид которого некоторые исследователи трактуют как бессмысленный компромисс между кельтским язычеством, символом которого был солярный круг, и христианством, символом которого стало распятие Сына Божьего Иисуса Христа. Но бессмысленный ли? И компромисс ли? Не кроется ли в этом известном начертании гармония высшего порядка, некогда известная лишь талантливым христианским миссионерам-богословам, умевшим в язычнике разглядеть образ Божий и вспомнить о единой для всех людей родине – Небесах – на чуждой его менталитету земной чужбине.
Первые кельтские христиане, еще вчера язычники-солнцепоклонники, круг на кресте ассоциировали с Иисусом Христом, называя Его «белым Солнцем» – ярчайшим, светлейшим, раскаленным. Этим простым сравнением они роднили языческое почитание Солнца как светила – жизнеподателя, ежедневно и ежегодно «умиравшего» в материальном мире, с земным воплощением солнца мира духовного – жизнодавца – Сына Божьего, пострадавшего в потемневшем от грехов мире, распятого и, как утренее (или весеннее) солнце, воскресшего к новой жизни. Для такой ассоциации им не нужно было великих прозрений – проповедованное православными миссионерами Евангелие и Соборные Послания святых Апостолов называли Христа Светом. «Бог есть Свет, и нет в Нем никакой тьмы» (1-е соборное посл. св. ап. Иоанна Богослова). В кратком земном присутствии Христа до страданий на кресте два солнца светили миру – земное и духовное.
Таким образом, круг на кресте, это Солнце распятое, соединило в себе два мира – низший, где Солнце почиталось как Бог, и вышний, где Бог был Светом и из которого на землю воплотился Его Сын, чтобы показать людям путь к Отцу Небесному – выполнением Христовых заповедей не угасить света души, не исказить взаимными грехами сначала личного образа Божьего, а потом и человеческих отношений до степени, выражаясь простым языком, «когда свет не мил», и уже мир материальный становится опасным и агрессивным. Солнце, от которого зависела вся жизнь природы и человека, любимое, страдающее на кресте, звало неофита к Его защите, а письмена на кресте – выбитые в камне Евангельские сюжеты и заповеди – напоминали об Истине и Пути.
Кельтский крест стал символом истинного миссионерства, не разъединяющего народы мечом насильственной христианизации, а миссионерства мирного, уважающего и объединяющего.
На Северо-Западе России до сих пор кельтские кресты встречаются в оформлении храмов, часть из них – настоящие каменные, некогда найденные на местах древних захоронений воинов-викингов, предпринимавших набеги на земли Северной Руси, а в последствии использовавшиеся при строительстве православных церквей. Остались на Руси и воспоминания о храмах в честь некогда прославившихся святых Кельтской Православной церкви.
Надо сказать, что наиболее успешной миссия Кельтской церкви была среди народов Северной Европы, например, в Норвегии. Оттуда в 1028 году на Русь бежал норвежский король Олаф II Харальдссон, впоследствии ставший святым Кельтской Православной церкви, с малолетним сыном Магнусом. На Руси он нашел пристанище у великого князя благоверного Ярослава Мудрого и его супруги, собственно, дочери Олафа – Ирины (Ингигерд). Оставив сына на попечении русского князя, в 1029 году Олаф вернулся в Норвегию и попытался отвоевать свое королевство. Пожалуй, самым важным своим делом он считал проповедь в своем королевстве христианства. Основанная при нем первая православная церковь Норвегии в Нидарусе (ныне Тронхейм) была освящена во имя святого Климента, папы Римского.
После своей смерти павший король-мученик прославился многочисленными чудесами и стал почитаться святым, последним общим для православия и католичества святым. В Новгороде уже в конце XI века стояла церковь Св.Олафа, построенная для готландских купцов и просуществовавшая до XIV века. Храмы в его честь воздвигались в Старой Ладоге и даже в Константинополе. В их оформлении, естественно, использовался кельтский крест.
Автор: Марина Удалова, 04.12.2013