северозападский писал(а):Ща тут лохи поначитаются какие они могучие и храбрые, на радостях во двор выйдут- их повышибают там же.
Свои мысли для передачи другим людям мы формулируем в языке. Давно было замечено, что одна и та же мысль, но выраженная по-разному, обладает различной силой воздействия. В одном случае она может оставить адресата равнодушным, а в другом - подвигнуть к активным действиям. Оказалось, что язык общения помимо явного смыслового содержания способен переносить и скрытые импульсы воздействия. Возникли даже науки, которые стали изучать секреты такого воздействия. Самой известной из них является Риторика - наука о приемах ораторского искусства.
С появлением компьютеров, появились и новые возможности анализа языка. То, что раньше было практически недоступно из-за большой трудоемкости, теперь с легкостью решалют трудяги-компьютеры. Компьютерные программы также оказались идеальной формой для массового тиражирования результатов исследований.
Теория
В основе оценки эмоционального воздействия фонетики слова и текста на подсознание человека лежат результаты докторской диссертации А.П.Журавлева. Они нашли отражение в его книгах Фонетическое значение, ЛГУ, 1974 и Звук и смысл, М, 1981.
Всем известны звукоподражательные слова в языке. Их форма мотивирована значением. Это, например, такие слова как: кукушка, хрюкать, дребезжать и др. Они немногочисленны и не играют в языке серьезной роли. При более внимательном рассмотрении обнаруживается, что круг таких слов гораздо шире, чем принято полагать. Почти любое слово, называющее звук, так или иначе связано с этим звуком своей звуковой формой: свист, шелест, шорох, шепот, тишь, рык, рев, гул, журчание, треск, писк и т.д.
Все же, несмотря на то, что таких и производных от них слов в языке очень много, и роль их значительнее, чем обычно считают, сам по себе факт фонетической мотивированности был бы не особенно интересен, если бы касался только слов, называющих звук и подражающих ему.
Совершенно особый интерес представляет соответствие между значением слова и его звуковой формой, опирающееся на способность звука вызывать незвуковые представления. Эта способность объясняется изначальной ролью в жизни формировавшегося человека (и даже животного) предметов и явлений связанных с различными звуками. Например, раскаты грома, грохот извергающегося вулкана, завывание бури, шипение змей, рычание и рев хищных, опасных животных несомненно создавали отрицательную оценку низких, грохочущих или шипящих звуков; напротив, высокие, чистые, мелодичные звуки сопровождали безопасные явления - пение птиц, журчание ручья - и потому приобретали положительную оценку. Затем закрепившиеся в сознании или подсознании человека оценки могли быть перенесены на любые другие звуки. Это доказывается хотя бы существованием музыки, содержанием которой является целиком значимость звуковой формы, т.е. символическое значение звуков.
Кроме того психологам известны синестетические эффекты - скрытая связь звукового образа с незвуковым. На самом деле такая связь не ограничивается звуковыми стимулами. Давно замечено, что воздействие раздражителя одного типа зачастую приводит к возникновению ощущения, характерного для раздражителей другого типа.
Существует две точки зрения на причины возникновения символики звуков речи. Первая получила название гипотезы первичного звукосимволизма и заключается в том, что символику звуков считают изначальной, первичной по отношению к условному значению, полагая, что она возникла под влиянием звуков природы.
В последнее время предложено иное решение, которое может быть названо гипотезой вторичного звукосимволизма. Согласно этой точке зрения символика звука является отсветом, который бросает условное значение слова на свою звуковую форму. Если случайно оказывается, что некоторый звук встречается в нескольких частотных словах со сходной семантикой, то эта семантика в сильно обобщенном виде проецируется на данный звук, и теперь уже звук, даже отдельно взятый, вызывает подсознательные ассоциации, связанные с семантикой слов.
Как и бывает обычно, истина лежит где-то посередине.
Как охарактеризовать фонетическое значение? Очевидно, что этого нельзя сделать путем сопоставления звукам языка того, на что они указывают. Единственный возможный путь описания звуковой символики - перечисление оценочных признаков. Именно так поступали буквально все исследователи звукосимволизма с древних времен.
Для оценки фоносемантического воздействия в системе ВААЛ вы можете использовать 24 шкалы, представленных парами антонимичных прилагательных русского языка: хороший - плохой, красивый - отталкивающий, радостный - печальный, светлый - темный, легкий - тяжелый, безопасный - страшный, добрый - злой, простой - сложный, гладкий - шероховатый, округлый - угловатый, большой - маленький, грубый - нежный, мужественный - женственный, сильный - слабый, холодный - горячий, величественный - низменный, громкий - тихий, могучий - хилый, веселый - грустный, яркий - тусклый, подвижный - медлительный, быстрый - медленный, активный - пассивный.
Всем звукам русского языка по этим шкалам сопоставлены оценки. Специальные формулы позволяют на основе этих оценок сопоставить оценки отдельным словам и целым текстам. Эти оценки не осознаются людьми, но особым образом поставленные эксперименты показывают, что воздействие на подсознание имеет место и что оно довольно сильное.
"Если звук оказался большим, то это значит только, что он вызывает в подсознании человека некоторое впечатление, синестетически или ассоциативно сходное с впечатлением от восприятия чего-то большого, объемистого… Другими словами этот признак указывает лишь на то, что впечатление от данного звука вызывает реакцию в той области подсознания, которая реагирует и на другие стимулы, реально допускающие применение данного признака."
Допустим, даны названия двух озер - Эвелоуп и Зиппег. Опросы испытуемых показывают, что большинство на вопрос о возможной форме этих озер отвечают, что, по их мнению озеро Эвелоуп имеет округлую форму, а озеро Зиппег - угловатую, с изрезанными берегами. Данный пример ясно показывает, что такое воздействие фонетики слова на подсознание.
Практика
Несколько лет назад в Известиях была опубликована небольшая статья под названием Для покупателя машины важны не только колеса, но и ее имя. В ней рассказывалось о работе так называемых Лабораторий имен, которые существуют в крупных фирмах, занимающихся производством различных товаров. В статье приводится пример печального опыта Форда сорокалетней давности, когда он решил назвать новый автомобиль именем своего сына Эдсел. Новая, хорошая машина не пошла, она не пользовалась спросом, а ее название стало синонимом предпринимательской неудачи.
В этой же статье генеральный управляющий американского отделения Ниссан Эрл Хестерберг жалуется на то, что невероятно трудно подыскать имя, которое было бы звучным, соответствовало сути изделия, не было вызывающим и никому не принадлежало. Он добавляет, что дело это - дорогостоящее, требующее к тому же много времени. Расходы порой достигают 200 тысяч долларов.
Еще один интересный пример - это создание известной торговой марки Сони. Японцы потратили несколько миллионов долларов на то, чтобы найти приятное для уха западноевропейца название.
Практическим руководством по использованию фоносемантики при создании суггествиных текстов является книга Котлячков А., Горин С. Оружие - слово. Оборона и нападение с помощью… (Практическое руководство).-М.: "КСП+", 2001, 352 с.
Largo писал(а):Ты чё имеешь ввиду шо типа все написали тока хорошее, а плохое не стали цитировать?? ну если ты не веришь, то можешь посидеть и попроверять каждый ник)))
Вернуться в Околофорумная болтовня
Зарегистрированные пользователи: AhrefsBot [Bot], Bing [Bot], DotBot [Crawler], Trendiction [Бот], Яндекс [Бот]