Гость » 16 мар 2008, 11:22:15
“Вера бахаи”, “религия бахаи” - так называют свою религию её последователи.
Слово “бахаи” (с ударением на последнем слоге) происходит от арабского слова “баха”, означающего “свет”, “сияние”, “слава”. Себя сторонники этой религии именуют тоже словом “бахаи”.
Бахаизм возник в Ираке в 60-х гг. XIX века. Ирак тогда находился в составе Турецкой империи. Городом, в котором сформировалась первая бахаистская община, был Багдад (сейчас - столица Ирака). Основателем новой религии был перс по имени Мирза Хусейн Али, ставший известным под именем Бахаулла 1(в переводе с арабского: Слава Божия). Родился Бахаулла в Тегеране в 1817 г. в семье знатного человека, который занимал пост первого министра при шахском дворе. В 1844 г. Бахаулла стал сторонником религиозного учения, которое называлось бабизмом. Бабизм (от имени своего основателя - Баба), став важным идейным источником бахаизма, в дальнейшем прекратил своё существование, причём именно его последователи и образовали первые общины бахаи. Главная идея бабизма, унаследованная бахаизмом, состояла в утверждении, что Мухаммад был последним пророком Бога не для всей истории человечества, а только для определённого исторического этапа, что после него новый этап открывают два пророка, одним из которых является Баб (в переводе с арабского: Врата), а имя второго, который придет позже, пока неизвестно. Баб объявил о своей миссии провозвестника нового Откровения в 1844 году в персидском городе Ширазе. За пропаганду инакомыслия он был арестован, подвергнут заключению и в 1850 г. расстрелян, а его последователей еще долго жестоко преследовали. В 1852 г. был арестован и Бахаулла. Он провёл в тюрьме 4 месяца, а затем, в 1853 г., был выслан из Тегерана в Багдад, а через 10 лет, в 1863 г., власти приняли решение выслать Бахауллу из Багдада в Стамбул. Перед выездом из Багдада 12 дней (с 21 апреля по 2 мая) Бахаулла жил в загородном саду. Этот сад впоследствии назвали словом Ризван (арабско-персидское слово “ризван” в буквальном переводе означает “довольство”, “удовлетворение”, в переводе по смыслу - “рай”). 21 апреля 1863 г. (этот день бахаисты сейчас называют “первым днём Ризвана”, считают днём рождения бахаизма и ежегодно отмечают его как большой религиозный праздник) он открыл своим ученикам истину, полученную им от Бога. Истина эта состояла в том, что он, Мирза Хусейн Али, отныне носит имя Бахаулла и является тем вторым пророком нового исторического этапа, о котором говорил Баб. С этого дня Бахаулла перестал быть проповедником бабизма и стал проповедником новой независимой религии - бахаизма. Бахауллу ссылали еще дважды. Умер он в Бахджи - предместьи города Акки (сейчас в Израиле) в 1892-м году в возрасте 75-ти лет.
В бахаистской литературе есть разночтения по вопросу о количестве посланников, приходивших на землю. Чаще всего речь идет о девяти посланниках. Называются следующие имена:
Кришна (Индия),
Авраам (Палестина),
Моисей (Палестина),
Зороастр (Персия),
Будда (Индия),
Иисус (Палестина),
Мухаммад (Аравия),
Баб (Персия),
Бахаулла (Турецкая империя).
В некоторых вариантах к этому списку добавляется Ной, а иногда в нём опускается Авраам. Посланники отличаются от обычных людей прежде всего тем, что их души были сотворены Богом ещё до сотворения мира. Души посланников обитают в вовзвышенных небесных сферах, недоступных человеческим душам. Общей целью всех посланников было повышать степень единения людей, учить их высоким моральным принципам, способствовать прогрессу человеческой цивилизации. Каждый последующий посланник сохранял истину, принесённую ранее, и возвещал новые идеи, которые давали людям более широкое и глубокое овладение истиной. Поэтому бахаисты считают, что отдельные существующие религии по сути составляют главы единой религии Бога.
Как и в Христианстве, и в Исламе, в Бахаизме содержатся все те же пять идей о душе: душа - сверхъестественная часть человека, составляющая его сущность, душа не зависит от тела, душа - целостное образование (а не совокупность мельчайших частиц, как в буддизме), душа каждого человека сотворена Богом, души всех людей бессмертны.
Также Бахаисты признают существование рая и ада. Но рай и ад они характеризуют специфически. Рай - это не курорт, а ад - не каторга. Рай - это духовная близость к Богу, а - ад - удаление от Бога. Душа блаженствует, когда она рядом с Богом, и мучается, когда она далеко от Него. Бахаисты считают, что, если пребывание праведников в раю является вечным, то пребывание грешников в аду - событие временное. В аду, учат бахаисты, идёт процесс перевоспитания душ грешников. Все души, учат бахаисты, в мире ином продолжают развиваться и совершенствоваться. После того, как души нравственно переродятся в лучшую сторону, они приблизятся к Богу и тоже окажутся в раю. Но чем больше грехов человек совершит при жизни и чем глубже эти грехи, тем больше времени будет продолжаться процесс его перевоспитания в аду.
Желающий стать членом общины бахаи должен познакомиться с учением бахаи и ответить для себя на три вопроса:
Признаёт ли Бахауллу пророком нашего времени?,
Признаёт ли основные принципы учения бахаи?,
Согласен ли с административным порядком бахаи?
Если на все три вопроса кандидат в члены общины даст для себя положительный ответ, то на ближайшем богослужении (а они совершаются у бахаистов один раз в 19 дней) он встаёт и говорит: “Объявляю себя бахаи”.
По мнению многих, с которым вовсе не обязательно соглашаться, бахаизм - это одна из самых цивилизованных религий, которые существуют в мире.