Реформа СМИ
Добавлено: 03 сен 2008, 11:11:41
Министерство связи и массовых коммуникаций готовит масштабную реформу в СМИ. Она коснется в первую очередь идеологических ориентиров: на смену пропаганде личных свобод, богатства и потребления придет культ образования, здоровья и стремления к самореализации. В продвижении новых идеалов государство рассчитывает на добровольную помощь СМИ. Такие положения содержит концепция ведомства, которая имеется в распоряжении РБК daily.
Провозглашенный правительством отказ от сырьевой экономики и переход на инновационной путь развития невозможен без формирования качественно новой личности, считают в Министерстве связи и массовых коммуникаций. Перевоспитание граждан, привыкших почти за 20 лет к культу денег, успеха и мелкобуржуазному комфорту, должно начаться с перестройки иерархии ценностей, которую во многом формируют, а часто и диктуют СМИ.
По мнению авторов документа, газеты, ТВ и радио продолжают проповедовать ценности потребительского общества: «Работа СМИ основана на четырех «С»: сенсация, секс, страх, скандал». Внедрение в сознание людей потребительских ценностей уже привело к снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни из-за вредных привычек граждан и к высокой преступности. Государство несет и экономические издержки, в частности на содержание раздутого (4 млн человек) штата карательных органов. Рост численности чиновников, соответственно, увеличивает коррупционные издержки. Но главное, общество, состоящее из граждан, нацеленных исключительно на личное потребление, не способно генерировать продуктивные идеи, считают разработчики концепции.
Минкомсвязи предлагает СМИ начать освещать «социально ответственный, заинтересованный, активный стиль жизни». При этом, полагают в министерстве, государство готово взять на себя определение принципов новой информационной политики, которые будут формироваться на темах здоровья, образования, мотивации к труду, повышения образования и квалификации, социальной активности, патриотизма, интеллектуальных и культурных способностей. Однако государство не собирается навязывать новые ориентиры обществу «сверху». Авторы концепции рассчитывают на помощь изданий, которые добровольно перестроятся на новые стандарты и будут задавать тон всему медиарынку. Подразумевается, что такие издания смогут рассчитывать на ответную поддержку государства. Издания же, которые не впишутся в новую идеологическую модель, попадут на заметку чиновникам.
Потенциальные объекты критики не опасаются грядущей реформы. «Наша газета и сегодня является носителем самых светлых начинаний, — уверен заместитель главного редактора «Экспресс газеты» Сергей Минаев. — Мы первыми поддерживаем нацпроекты, с самого начала позиционировали себя как семейную газету и вписываемся в тренд поддержки семьи и традиционных ценностей». Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев убежден, что государство не должно регулировать медиарынок бюрократическими методами. «Если даже государство предложит мне финансовую поддержку, я еще подумаю, брать ли эти деньги, — говорит г-н Фадеев. — Непонятно, какие обременения они наложат на редакцию». Эксперты видят позитивный момент в том, что государство намерено стимулировать СМИ к пропаганде новых общественных идеалов, но не надеются на быстрый перелом в массовом сознании. «На это уйдет не год и не два, — полагает политолог Дмитрий Бадовский. — Общество сильно расслоено, и философия потребления не до конца себя исчерпала».
http://www.rbcdaily.ru/2008/08/29/focus/374279
Провозглашенный правительством отказ от сырьевой экономики и переход на инновационной путь развития невозможен без формирования качественно новой личности, считают в Министерстве связи и массовых коммуникаций. Перевоспитание граждан, привыкших почти за 20 лет к культу денег, успеха и мелкобуржуазному комфорту, должно начаться с перестройки иерархии ценностей, которую во многом формируют, а часто и диктуют СМИ.
По мнению авторов документа, газеты, ТВ и радио продолжают проповедовать ценности потребительского общества: «Работа СМИ основана на четырех «С»: сенсация, секс, страх, скандал». Внедрение в сознание людей потребительских ценностей уже привело к снижению рождаемости, сокращению продолжительности жизни из-за вредных привычек граждан и к высокой преступности. Государство несет и экономические издержки, в частности на содержание раздутого (4 млн человек) штата карательных органов. Рост численности чиновников, соответственно, увеличивает коррупционные издержки. Но главное, общество, состоящее из граждан, нацеленных исключительно на личное потребление, не способно генерировать продуктивные идеи, считают разработчики концепции.
Минкомсвязи предлагает СМИ начать освещать «социально ответственный, заинтересованный, активный стиль жизни». При этом, полагают в министерстве, государство готово взять на себя определение принципов новой информационной политики, которые будут формироваться на темах здоровья, образования, мотивации к труду, повышения образования и квалификации, социальной активности, патриотизма, интеллектуальных и культурных способностей. Однако государство не собирается навязывать новые ориентиры обществу «сверху». Авторы концепции рассчитывают на помощь изданий, которые добровольно перестроятся на новые стандарты и будут задавать тон всему медиарынку. Подразумевается, что такие издания смогут рассчитывать на ответную поддержку государства. Издания же, которые не впишутся в новую идеологическую модель, попадут на заметку чиновникам.
Потенциальные объекты критики не опасаются грядущей реформы. «Наша газета и сегодня является носителем самых светлых начинаний, — уверен заместитель главного редактора «Экспресс газеты» Сергей Минаев. — Мы первыми поддерживаем нацпроекты, с самого начала позиционировали себя как семейную газету и вписываемся в тренд поддержки семьи и традиционных ценностей». Главный редактор журнала «Эксперт» Валерий Фадеев убежден, что государство не должно регулировать медиарынок бюрократическими методами. «Если даже государство предложит мне финансовую поддержку, я еще подумаю, брать ли эти деньги, — говорит г-н Фадеев. — Непонятно, какие обременения они наложат на редакцию». Эксперты видят позитивный момент в том, что государство намерено стимулировать СМИ к пропаганде новых общественных идеалов, но не надеются на быстрый перелом в массовом сознании. «На это уйдет не год и не два, — полагает политолог Дмитрий Бадовский. — Общество сильно расслоено, и философия потребления не до конца себя исчерпала».
http://www.rbcdaily.ru/2008/08/29/focus/374279