Письмо в Редакцию. Без Цензуры. Без Комментариев.

Письмо в Редакцию. Без Цензуры. Без Комментариев.
Мы приветствуем различные точки зрения и отвечаем лишь за уровень дискуссии. Редакция оставляет за собой право сокращать публикуемые письма.
Письмо из Бостона
Истекал срок годности моего российского загранпоспорта, я заранее, за три месяца отправил все документы на обновление. Прошло полгода - никакого ответа. Полгода - предельный срок, который назначает само российское посольство. Решил позвонить в посольство России. Сразу выяснилась пикантная особенность: на официальных сайтах имеются только телефоны, дающие автоматические сведения о расписании работы. То же относится и к консульству в Нью-Йорке и, полагаю, ко всем остальным. По частным каналам я узнал реальный телефон посольства, но там мне ничего ответить не смогли. Дескать, "мы отправили ваши документы в Москву". Тоже интересный штрих: в паспорте написано: выдано посольством, а на самом деле разрешение на это дает Министерство Иностранных Дел. Узнать телефон этого министерства в Москве - это почти как полет на Марс. Официально этих телефонов нет. Добыл очень сложным путем. Говорил с замзавотдела паспортов Иваном Федоровичем Косоноговым, который сказал, что паспорт "где-то" лежал 5 месяцев, отсюда задержка. Вот только после небольшого шороха что-то сдвинулось, и еще через два месяца (вся процедура вместо 3-4 месяцев заняла 7 месяцев и 10 дней) паспорт был получен. Это было только начало.
3 сентября я из Бостона приехал в Консульство России в Нью-Йорке для оформления генеральной доверенности. Стоит эта процедура - 95. В то время как аналогичная у американского нотариуса с апостилем - 6. Сама процедура в консульстве была захватывающей. Каждый раз для проверки доверенности или для подписи на ней, мне предлагали сделать это не у окна с работником, а "в сторонке". Итого у меня было пять отходов и подходов к окну. В промежутках между моментом подписания, что занимало 10 секунд, к окну садились другие люди, часто - целые семьи. Приходилось ждать по 10-15 минут, стоя у сидящих за спиной. Ни о какой конфиденциальности не могло быть и речи. Места, где можно проверять или даже подписать - нет. Отосланные от окна клиенты подписывали бумаги, приложив лист к стене или на спине соседа.
Я хотел обратиться к чиновнице из первого окна по имени-отчеству, "как вас зовут, уважаемая?". Спрашивал не один раз. В ответ: "это не важно". Хорошо, пусть неважно. На груди у работников консульства нет бейджиков с именами, которые в США есть у всех работающих с клиентами от горничных в отелях до служащих банков. Но чтобы не отвечать на прямую просьбу об имени-фамилии в официальном учреждении? Это новинка. Случайно услышал, как кто-то из ее коллег обратился к ней по имени. Тогда я заметил: "Уважаемая Инна, нотариальные правила работы с документами клиента таковы, что нельзя дробить процесс на части и перемежать его другими документами и клиентами. Это чревато путаницей и ошибками. Документы клиента должны раскладываться на вашем чистом столе и оставлять его (стол) пустым после завершения работы". Сказал я это после того, как она в мою доверенность вписала номер совсем другого паспорта, коих у нее скопилась целая пачка. "Дама из первого окна" (именно так она потом предлагала обращаться к ней) нравоучительно сказала, что если работать с каждым от начала до конца, то они пропустят меньше посетителей.
Когда я получил на руки в третий раз перепечатанную доверенность, оказалось, что моего загранпаспорта нет. Она мне его не выдала. В поисках принял участие консул Андрей Евгеньевич Пугаев, который неожиданно любезно назвал себя и дал номер своего факса. Однако это ни к чему не привело. Я высказал уверенность, что паспорт ошибочно был выдан Инной какому-то другому клиенту. Я обратился к консулу: "как быть?". Он сказал, что, увы, оформление паспорта (если его не вернут) придется начинать с самого начала: писать заявление в полицию о пропаже, готовить документы, приезжать из Бостона в Нью-Йорк, платить 190 и ждать до 6-ти месяцев. Таковы, как он выразился, "дурацкие инструкции". Фактически, исчезновение моего паспорта прямо в консульстве – грубое служебное нарушение. Ясно, что оно не было и никогда будет признано.
Каждый посетитель ради 10-минутного дела проводит в консульстве по несколько часов. При этом для клиентов там даже туалета нет. Замечу, что по американским правилам, в любом кафе, если есть хотя бы один столик для посетителей, то обязательно должен быть общественный туалет. Про присутственные места я уж и не говорю.
Через три дня, 6 сентября звонок (цитирую с автоответчика): "Здравствуйте. Это звонят из генерального консульства. Вы оформляли у нас доверенность и Вами был потерян ваш паспорт. Мы получили ваш паспорт. Его прислал совершенно посторонний человек, который нечаянно его забрал. Вы перезвоните, чтобы узнать, как нам выслать Ваш паспорт". Это - перл. Ни имени. Ни телефона, по которому перезвонить. Об извинении за грубейшую промашку - вообще ни слова. Однако, куда звонить, если не оставлен номер телефона? Кого спрашивать, если не названо имя?
Снова по личным каналам достаю телефон консульства. Прошу "работника из первого окна". "Если вам надо, то сами приезжайте" - "Извините, я живу в Бостоне, не так легко приехать". - "Это ваши проблемы" - "Не только мои. Мне звонила ваша коллега, Инна (говорю без всякой уверенности в том, что звонила именно она). У нас общее с ней незавершенное дело. Она просила с ней связаться". Подзывают: "Пришлите нам мани-ордер на 20 для почты Federal Express и мы вышлем вам паспорт" - "Не может ли консульство само выслать мой паспорт? Ведь он был вами ошибочно отдан другому лицу". - "Вы его сами потеряли. У нас нет средств рассылать паспорта" - "Я не нуждаюсь в такой дорогой доставке. Может быть, можно прислать просто оплаченный конверт с моим адресом (стоит 4.60)?" - "Можно".
В понедельник отправляю предоплаченный конверт. Проходит неделя, я проверяю на почте и узнаю, что мое письмо уже 4 дня как получено консульством. Пишу и отправляю записку об этом по факсу - никакого ответа. В следующий понедельник снова звоню. "Мы только сегодня получили ваше письмо. Вам надо было прислать "мани-ордер". Курьер FedEx приезжает прямо в консульство. А так нам надо идти на почту. Завтра тут… одна отправит. Поговорите с ней" - "Здравствуйте. Я - Валерий Лебедев. С кем я говорю?" - "Не имеет значения" - "Извините, как Вас потом уведомить о получении письма, как к Вам обратиться?" - "Не имеет значения" - "Но я бы хотел Вас потом известить о полученном паспорте и поблагодарить" - "Хорошо. Меня зовут Тамара Бернадская. Я занимаюсь отправкой почты". Наконец-то! Хоть кто-то представился. Многострадальный паспорт я получил 20 сентября, на третий день после отправки из консульства.
Эта, на первый взгляд, частная история дает картину взаимоотношений частного лица, ныне гражданина России, а в прошлом ее подданного, с российским государством. Соотношение это прискорбно для гражданина. Он как был, так и остается в глазах государства его полным холопом.
На сайтах российских консульств в США размещены правила приема в российское гражданство. И правила выхода из гражданства. Заметим одну чрезвычайно любопытную особенность. Получение гражданства бывшим советским гражданином, по каким-то причинам оказавшимся за пределами России, несравненно проще, чем выход из российского гражданства. Для получения оного нужно заявление, свидетельство о рождении, сертификат о прохождении теста по русскому языку, фото, и - ВНИМАНИЕ - консульский сбор на сумму 160. Время оформления не указано, но как говорит опыт - в пределах полугода. В общем, дело хотя и хлопотное, но как бы возможное теоретически.
Не так обстоит дело с выходом из гражданства. Дело это для определённой категории граждан даже теоретически почти невозможное. "Приобретение гражданином Российской Федерации иного гражданства не влечет за собой прекращение гражданства Российской Федерации. Отказ от российского гражданства не требуется, а выход из гражданства Российской Федерации автоматически не происходит". Вроде неплохо. Итак, российский гражданин, как и офицер КГБ, не может быть "бывшим". Он всегда при исполнении. Но читаем документ дальше: "Консульский сбор на сумму 400". Итак, вход стоит 160, а выход - 400. В точном соответствии с формулой: вход - рубль, выход два. Только тут пропорция 400:160 = 2.5 раза. И то, если вошел. А если там родился, то своим стал бесплатно, а за уход - 400..
Приведу формулу разрешения на выход из гражданства: "Рассмотрев ваше заявление о выходе из гражданства России, постановили: Вам разрешен выход из гражданства России. Генеральный консул такой-то". Это красноречивее любых обличений. Вам, холопу и крепостному, разрешена вольная. А могли бы и не разрешить. Такая формула вполне возможна: Вам НЕ разрешен выход из гражданства России. Основания? По соображениям государственной безопасности. Все.
Любопытно: раньше наказывали лишением гражданства. Когда-то в УК РСФСР это лишение значилось по тяжести наказания сразу же после расстрела. В брежневское время при эмиграции тоже лишали гражданства, в качестве своего рода наказания. И посему придумали новость: не лишать гражданства, а, наоборот, не выпускать из гражданства. Всякий обыватель есть не самодеятельная персона с его свободой воли, как он по дурости своей думает, а говорящее орудие, имущество барина, холоп и вечный раб.
Валерий Лебедев
(с) http://www.washprofile.org/ru