Сегодня вклад транзита в ВВП Латвии составляет 14 процентов.
………
- Наше географическое положение, наши порты — это богом данные "полезные ископаемые", как в России нефть или газ. Больше у нас ничего нет. С трибун государственные мужи только и говорят об этом нашем преимуществе, а транзит так и не стал приоритетной отраслью.
………
Наши географические условия оценили уже ганзейские купцы, приехавшие в Великий Новгород с предложениями о торговле еще в первой четверти XV века. С советских времен нам достались оснащенные и развитые порты, и инфраструктура была достойная. А такое наше преимущество, как знание русского языка! Эти козыри были у нас на руках, и все оказались биты.
………
- Помню, вынашивалась идея сделать Вентспилс российским портом по примеру голландского Роттердама, работающего на Германию и фактически ей и принадлежащего. Но внутренняя и внешняя политика Латвии была не слишком комфортна для межгосударственных отношений…
- Та идея была верной, но одно дело мечтать, другое — делать. Государство отдалось во власть политики и не думало о том, как зарабатывать деньги. Правительства не вмешивались в транзитные процессы, и вентспилсские портовики так взвинтили тарифы, что россиянам просто ничего не оставалось делать, как начать прокладывать свои транзитные артерии, не зависящие от наших капризов.
Тогда никто не верил в успех намерений России. Дескать, нереальные сроки, миллиардные вложения, да и Финский залив, мол, не лучшее место — и далековато, и замерзает и т. д. Но России потребовалось всего два года, чтобы отстроить мощные терминалы, проложить новую трубу, умножить ледокольный флот. Нашу же трубу можно сдавать в металлолом.
………
- Наши политики попали в зависимость от США, которым выгодно рассматривать Балтию, и в частности Латвию, в качестве раздражителя в отношениях России с Европой.
………
Это говорит лишь о нашей незрелости — политической, предпринимательской, социальной. Хотя к 17-му году независимости можно было бы и созреть…