Пять секретов Т-50Российский самолет пятого
поколения Т-50 (ПАК ФА), поставки которого в войска начнутся в наступившем году, не менее фантастичен, чем космические истребители из "Звездных войн". Он обладает сверхманевренностью,
незаметен для радаров - хотя сам
видит все, - способен одинаково
эффективно воевать на любой
дистанции, поражая цели в небе и на земле.
Все удивительное в Т-50 скрыто от взгляда. 70 процентов его обшивки изготовлено из композитных материалов для снижения заметности. Эффективная площадь
рассеяния Т-50 - ключевой параметр в радиолокации, - 0,5
квадратного метра. Это значит, что
на экране радара он будет
выглядеть предметом величиной с воздушный шарик.
Геометрия планера и крыльев
рассчитана так, чтобы Т-50 мог
выполнять полет на больших углах атаки. Это нужно для
сверхманевренности, которую ПАК ФА обеспечивают поворотные сопла.
Самолет оснащен двигателями с
управляемым вектором тяги
(изделие 117). Как поворотный
двигатель на корме моторной
лодки, отклоняемые сопла
позволяют ПАК ФА разворачиваться практически на месте.
Для преодоления вражеской ПВО
двигатели могут переходить с
круглых сопел на плоские. Это
неэффективно - потери тяги
достигают 5-7 процентов, - но
необходимо, чтобы спрятать массивные раскаленные турбины от радаров и инфракрасных датчиков.
Изделие 117 позволяет разгоняться до сверхзвуковой скорости без использования форсажа и оснащено цифровой системой управления. Однако это лишь первый этап - в 2020 году на смену нынешним моторам придут новые,с увеличенной на 25-30 процентов тягой.
На Т-50 установлены шесть
радаров. Их антенны распределены по обшивке, обеспечивая круговой
обзор. Справа перед фонарем
кабины находится датчик оптико-
электронной системы обнаружения целей, за кабиной - инфракрасный датчик, позволяющий видеть "за
спиной".
Станция радиоэлектронной борьбы "Гималаи" помогает Т-50 стать невидимым для вражеских
радаров, одновременно позволяя видеть самолеты-невидимки противника. Ее аппаратура также рассеяна по поверхности ПАК ФА.
- Мы изготавливаем не отдельные
блоки, а части самолета со
встроенными в них электронными устройствами, - объяснил генеральный директор концерна "Радиоэлектронные технологии" Николай Колесов.
Т-50 - очень умный самолет. Два его
многопроцессорных компьютера
соединены оптоволоконным
интерфейсом с пропускной
способностью гигабит в секунду.
Система радиоэлектронной разведки собирает информацию с
радиостанций, радаров, оптических
и других датчиков, формирует из
нее цельную картину
происходящего в небе и на земле и
передает куда следует.
ПАК ФА способен воевать как в
одиночку, так и в рамках
концепции "единого поля", где
каждая боевая машина является
глазами, ушами и ударной силой
всей армии. Т-50 может передавать данные о целях другим самолетам
и наземным комплексам ПВО или
получать целеуказания от них.
Бортовая система управления
вооружением позволяет
сопровождать до 60 целей, одновременно обстреливая 16 из
них.
Навигационная система самолета
комбинированная: GPS, ГЛОНАСС,
оба стандарта и вообще без
спутников. На последний случай
имеется инерциальная навигация,
как в баллистических ракетах. Гироскопы и акселерометры
измеряют угловые скорости полета,
а электроника, зная координаты
места взлета, вычисляет текущее
местоположение Т-50.
Принципиально новая система
управления может взять на себя
часть нагрузки по пилотированию,
позволяя летчику сосредоточиться
на выполнении боевой задачи.
Пилот получает информацию в виде картинки на трех
многофункциональных дисплеях.
Есть индикация на лобовом стекле,
система нашлемного целеуказания
и речевой информатор. Он говорит
приятным женским голосом: "Пуск разрешен".
ПАК ФА способен вести воздушный
бой на любой дистанции и
вооружен для этого ракетами
большой, средней и малой
дальности. Дальнобойная Р-37
установила мировой рекорд, поразив цель на дистанции в 304
километра. Ракета средней
дальности РВВ-СД в НАТО получила
имя "Гадюка". Ее боевая часть
снаряжена металлическими
стержнями с миниатюрными кумулятивными элементами.
Стержни соединены друг с другом и
при подрыве образуют
расширяющееся кольцо, разрезая
цель.
Ракета ближнего радиуса К-МД
может использоваться и для
противоракетной обороны. На
защиту самолета работают и
"Гималаи" - они морочат головки
самонаведения вражеских ракет.
Поскольку Т-50 не "чистый"
истребитель, а многоцелевой
самолет, есть у него оружие и для
работы по земле. Например,
сверхзвуковая ракета "БраМос"
российско-индийского производства, противокорабельная
Х-35 или "убийца радаров" Р-58.