Есть такая интересная контора в американском Минфине, называется Office of Foreign Assets Control, что на русский переводится как Департамент по контролю над зарубежными активами. Как видно из названия данная структура занимается совершенно определённым видом деятельности: раньше это называлось экономическое удушение неугодных Вашингтону стран, теперь политкорректно зовётся борьбой с мировым терроризмом, распространением оружия массового поражения и отмыванием денег. Суть от этого не меняется, основная задача OFAC неизменна с момента его основания в 1820 году – борьба с врагами США экономическими средствами.
КНДР, как известно, враг США и враг давний, так что давят её в экономической сфере довольно методично и самое главное эффективно. Можно долго рассуждать о причинах изоляции КНДР винить в этом руководство страны, идеологию и т.д. Но при этом стоит задуматься над одним простым вопросом – как может быть вовлечено в мировую экономику государство, которое просто не может совершать никакие банковские транзакции?
Любой, абсолютно любой, долларовый перевод из КНДР будет тотчас же арестован и в лучшем случае возвращён в банк отправитель. Это медицинский факт. Можете внимательно прочитать обе санкционные резолюции по КНДР – там ничего этого нет, есть пункт о недопущении транзакций, связанных с закупкой запрещённых резолюцией предметов, но о тотальном запрете на какие бы то ни было расчёты с КНДР там ничего нет, да и быть не могло. У нас гуманизм-с, знаете ли. Но загвоздка в том, что большая часть международных расчётов осуществляется в долларах, а это национальная валюта не мирового сообщества, а вполне конкретной страны – Соединённых Штатов. И им достаточно применять всего лишь внутренне законодательство, чтобы надёжно загнать КНДР в финансовую изоляцию.
Цели у США вполне определённые – естественно это не недопущение распространения ядерного оружия, а экономическая изоляция страны и расшатывание социально-политической обстановки внутри КНДР, иначе трудно понять предназначение буквально тотальных санкции, применяемых ими в одностороннем порядке против Пхеньяна. И вот тут-то и выступает на сцену OFAC. Действительность она несколько не такая как видится некоторым товарищам пересмотревшим телевизор и перечитавшихся иносми, в действительности достаточно даже не окрика, а легкого намёка из Минфина США, чтобы практически любая сколь угодно негосударственная из сколь угодно суверенной страны компания тот час же отдала под козырёк и прекратила всяческие контакты с КНДР. За 5 лет, что я тут нахожусь, такую ситуацию видел ни раз и ни два.
Последний случай, вообще удивил, теперь уже крупнейший датский банк отказывается принимать наши переводы, поскольку они оплачены через Внешторгбанк КНДР. Евровые переводы между прочим. До этого они хотя бы на постановления Еврокомиссии ссылались, а теперь прямо написали, мол американский минфин не велит.
Да кстати, мой аккаунт в PayPal заблокировали, только за то, что вошёл в него с северокорейского IP. Когда я было заикнулся про свои дипломатических статус и незаконность подобных действий, вежливо намекнули, что против меня OFAC может начать персональное расследование, а всякие венские конвенции и резолюции СБ ООН их абсолютно не интересуют. Такое вот верховенство права.
(C) Даниил Чехлань
И когда вам будут рассказывать про "рыночную свободу", "открытость рынков" и что "никто не мешает делать бизнес с <название_страны>" - можете давать ссылку на Это.
История с банком в Макао - это наиболее явный пример, где засветился еще и Патриотический Акт.
Для тех кто не в танке, напоминаю, что в рамках борьбы с терроризмом теперь можно сначала заморозить подозрительные счета, чтоб с них никто ничего не увел, а потом начать расследование и, теоретически, если "ошибочка вышла", возвернуть и извиниться. Вот только "осадочек" остается почти всегда, да и общественное мнение вкупе со СМИ обычно не ставит телегу впереди лошади и полагает, что раз счета арестовали, значит они криминальные, а если их потом разморозили, то может, просто не нашлось достаточно улик.