1993, 03 октября. Сомали. Могадишо.
Добавлено: 06 янв 2007, 11:30:28
После просмотра кучки фоток и пары документальных фильмов.
– На Блэкхоках все сидения, кроме сидений пилотов и бортстрелков были сняты. В десантных отсеках были установлены ДЕРЕВЯННЫЕ скамейки или вообще не было скамеек.
– Двери кабин пилотов на Блэкхоках были сняты, а двери десантных отсеков зафиксированы в открытом положении. Сняты были также дополнительные внутренние топливные баки. На некоторых (?) Блэкхоках было снято звукоизолирующее покрытие на потолке грузового отсека.
– ЛиттлБерды АН6 вооружены 2-мя блоками НУРСов по 7 штук.
– Довольно много карабинов М4 (верхняя ручка несъемная) у рейнджеров, причем некоторые со «щекой» на складном прикладе. Похоже, что у сержантов, медиков и не только у них, были карабины.
– М203 встречается только на М16, на М4 его нигде не видно.
– Пулеметы на фото встречаются и М60 (почудился даже М60Е3) и М240 и М249 (привиделся даже вариант со складным вбок прикладом и без хэт-ковера на стволе).
– Немало дробовиков…
– На вооружении 3/75 были М3 «Карл Густав», М72А1, М139 (АТ4), Барреты, но, похоже, в город их с собой не тащили (разве что М72).
– Не совсем понятно, пилоты вертолетов были вооружены MP5A5, MP5K, M16 или кто чем?
– Много оптики и коллиматоров (примерно 1/3). У рейнджеров примерно 1/4 часть с подствольными фонарями.
– На Хаммерах примерно 1/1 соотношение 12,7-мм М2 и 40-мм Мк19.
– Бронежилеты у рейнджеров-экипажей Хаммеров черные (модель, к сожалению, опознать не смог).
– Соотношение бойцов в 6-цветке и в 3-цветке примерно как 4 к 5.
– Каски у рейнджеров не очень видны, но показалось, что они без «затылочных» ремней, т.е. обычный, а не airborne вариант.
– У нескольких рейнджеров на форме только нашивка US Army, Name-Tape отсутствует.
– У сомалийцев на вооружении, помимо АК/АКМ/ПК/РПГ-7 и т.п. в нескольких кадрах попадались: М16А1, что-то похожее на AR18/180 (SIG-550?), G3, Стерлинг L2A3 со складным прикладом.
– На пикапах встречаются ДШК и даже КПВТ.
– Среди местных жителей попадались негры, одетые (полностью или частично) в вудланд, трех- и шестицветку.
Состав сил.
Разведывательные операции проводили агенты ЦРУ, входившие в состав подразделения под названием Intelligence Support Activity (ISA).
22 получили приказ и 26 августа 1993 года TFR прибыли в Могадишо.
Это был 7-й рейд за те 6 недель, что TFR находилась в Могадишо (операция «Gothic Serpent»).
В состав Joint Task Force SOMALIA под командованием генерал-майора Томаса М.Монтгомери (командира 10-й горной дивизии) входили:
Подразделения 10-й горной дивизии (10th Mountain Division).
Оперативно-тактическая группа Task Force RANGER (примерно 450 человек) под командованием генерал-майора Уильяма Ф.Гаррисона (командира «Дельты») в составе:
– одна рота 3-го батальона 75-го полка рейнджеров (Bravo Co 3/75th Ranger Rgt (Airborne)) – примерно 140 человек,
– подразделение (1st Special Forces Group (Airborne) Operational Detachment-Delta),
– подразделение 160th Spec Ops Avn Rgt,
– подразделение Navy Seals,
– подразделение Air Force Pararescue.
В начале операции 3 октября 1993 года участвовало 19 единиц авиатехники, 12 единиц автомобильной техники, примерно 160 человек личного состава (из них примерно 75 рейнджеров и 40 операторов «Дельты», с воздуха высаживались примерно 90 человек).
Помимо ударной и спасательной группы было задействовано 3 вертолета воздушной разведки (скорее всего OH-58) и 1 самолет-разведчик (скорее всего Р-3С Orion).
Примерный порядок следования вертолетов ударной и спасательной группы.
Barber 51, 52, 53 и 54 – Ударные АН6 Little Bird (Гаррисон в последнюю минуту, когда вертолеты уже готовились к взлету, решил снарядить их НУРСами, что несколько странно, т.к. на фото они только с блоками НУРС, без пулеметов. М.б. имеется в виду, что заменили подвешенные пулеметы на блоки НУРС). При этом 2 машины должны были осуществить первоначальную зачистку района цели, а еще 2 – непосредственно поддерживать десант во время высадки.
Super 61 – «Ведущий» MH-60L Blackhawk, на борту командир штурмовой группы капитан Миллер (позывной Kilo 61) и операторы «Дельты» резервного подразделения. «Thunderstruck».
Star 41, 42, 43 и 44 – МН6 Little Bird на которых находились 16 бойцов взвода «С» одного из эскадронов «Дельты».
Super 62 – «Ведомый» MH-60 Blackhawk, на борту операторы «Дельты».
Super 64 – вертолет MH-60 Blackhawk, на борту капитан Стил (позывной Juliet 64) и рейнджеры (Chalk 1).
Super 65, 66 и 67 (Chalk 2, 3 и 4) – вертолеты MH-60 Blackhawk с рейнджерами на борту (на 67-м – Эверсмен). На 67-м не был установлен метеорадар.
Super 63 – вертолет MH-60 Blackhawk, воздушный пункт управления и координации действий. На борту находились командир воздушной группировки подполковник Мэтьюз и командир наземной группировки подполковник Хэррел (позывной Romeo 64) из «Дельты».
Super 68 – вертолет ПСС (MH-60 Blackhawk), на борту 15 операторов Air Force Pararescue.
Uniform 64 – Колонна из 9 Хаммеров и 3 пятитонных грузовиков под командованием подполковника Мак Найта (примерно 52 человека – бойцы «Дельты», рейнджеры и 4 бойца SEAL Team 6).
Резервная группа – подразделение быстрого реагирования в составе одной роты 10-й горной дивизии (QRF – 2 company 14/10). Базировалась в районе порта Могадишо. Командир группы – подполковник Билл Дэвид.
Действия (то, чего нет в фильме).
В 15:00 подразделения электронной разведки и РЭБ начали глушить все радиочастоты (кроме частот, отведенных для операции TFR) и линии сотовой связи в Могадишо, так как в городе еще не было стационарной телефонной сети.
Super 61 – После высадки, на борту 61-го оставались 2 пилота (Волкотт и Брайли), 2 бортстрелка (Доуди и Уоррен) и 3 снайпера (Буш, Смит, МакМахон, все из «Дельты»). Вертолет перешел в барражирование с целью прикрытия места высадки (sniper cover).
В 16:20 был сбит гранатой РПГ. Упал примерно в 270 метрах (в 4-х кварталах) от места проведения операции. При падении погибли оба пилота, стрелок правого борта и 1 снайпер. Стрелок левого борта (Доуди) находился без сознания до прибытия спасательной группы. Один из снайперов (Смит) выбрался из под обломков и открыл огонь по приближающимся сомалийцам. Прибывший на место аварии Star 41 забрал Смита и Буша и доставил их в госпиталь, Доуди оставался без сознания под обломками.
Super 62 – высадил двух снайперов «Дельты», Ранди Шугарта и Гэри Гордона в районе падения Super 64. Почти сразу после того, как Гордон и Шугарт были высажены, вертолет был поражен в фюзеляж гранатой РПГ. Правая сторона фюзеляжа была сильно повреждена, и снайперу сидящему справа оторвало ногу. Вертолет совершил вынужденную посадку в районе порта, откуда его экипаж был эвакуирован экипажем Super 68, который к тому времени уже действовал на другой машине.
Super 64 – сбит из РПГ. Упал примерно в 17:00.
Super 66 – после выполнения высадки, уже около 20:00 выполнял задачу снабжения группы рейнджеров, оказавшейся в окружении. Боеприпасы закончились и рейнджеры были вынуждены идти в рукопашный бой. Во время выброски грузов левый бортстрелок израсходовал примерно 1600 патронов из пулемёта. При выходе из района объекта, правый бортстрелок был ранен, также как и два рейнджера которые сбрасывали груз. При приземлении выяснилось, что вертолет был поражен примерно 40-50 пулями, из его трансмиссии лилось масло, задняя часть вертолета выглядела как решето.
Super 68 – выполнил спасательную операцию на месте первой аварии, при отходе от места высадки был поражен из РПГ. На последних каплях масла дотянул до базы, после чего экипаж пересел в запасную машину и продолжил выполнение операции.
Когда стемнело, только Super 65 и 67 не были выведены из строя.
Каждый Barber за время операции успел перезарядиться по 6 раз! Все 8 пилотов этих вертолетов были представлены к награждению медалью «Серебряная звезда» (Silver Star).
Резервная группа 10-й горной дивизии. Поднята по тревоге после того, как был сбит Super 61. Вышла из гарнизона в 16:29, прибыла к аэропорту (базе TFR) в 17:24, приняла пополнение из числа оставшихся на базе рейнджеров (в основном из состава управления и штаба). Выдвинулась в город в 17:47 на 22 Хаммерах. В 17:54 колонна роты попала под обстрел, личный состав спешился и вступил в бой. Рота пыталась пробиться к рейнджерам до 18:21, когда было принято решение отойти из-за невозможности продвижения вперед. Несмотря на поддержку вертолетов, рота потратила еще час, чтобы выйти из боя.
…
– На Блэкхоках все сидения, кроме сидений пилотов и бортстрелков были сняты. В десантных отсеках были установлены ДЕРЕВЯННЫЕ скамейки или вообще не было скамеек.
– Двери кабин пилотов на Блэкхоках были сняты, а двери десантных отсеков зафиксированы в открытом положении. Сняты были также дополнительные внутренние топливные баки. На некоторых (?) Блэкхоках было снято звукоизолирующее покрытие на потолке грузового отсека.
– ЛиттлБерды АН6 вооружены 2-мя блоками НУРСов по 7 штук.
– Довольно много карабинов М4 (верхняя ручка несъемная) у рейнджеров, причем некоторые со «щекой» на складном прикладе. Похоже, что у сержантов, медиков и не только у них, были карабины.
– М203 встречается только на М16, на М4 его нигде не видно.
– Пулеметы на фото встречаются и М60 (почудился даже М60Е3) и М240 и М249 (привиделся даже вариант со складным вбок прикладом и без хэт-ковера на стволе).
– Немало дробовиков…
– На вооружении 3/75 были М3 «Карл Густав», М72А1, М139 (АТ4), Барреты, но, похоже, в город их с собой не тащили (разве что М72).
– Не совсем понятно, пилоты вертолетов были вооружены MP5A5, MP5K, M16 или кто чем?
– Много оптики и коллиматоров (примерно 1/3). У рейнджеров примерно 1/4 часть с подствольными фонарями.
– На Хаммерах примерно 1/1 соотношение 12,7-мм М2 и 40-мм Мк19.
– Бронежилеты у рейнджеров-экипажей Хаммеров черные (модель, к сожалению, опознать не смог).
– Соотношение бойцов в 6-цветке и в 3-цветке примерно как 4 к 5.
– Каски у рейнджеров не очень видны, но показалось, что они без «затылочных» ремней, т.е. обычный, а не airborne вариант.
– У нескольких рейнджеров на форме только нашивка US Army, Name-Tape отсутствует.
– У сомалийцев на вооружении, помимо АК/АКМ/ПК/РПГ-7 и т.п. в нескольких кадрах попадались: М16А1, что-то похожее на AR18/180 (SIG-550?), G3, Стерлинг L2A3 со складным прикладом.
– На пикапах встречаются ДШК и даже КПВТ.
– Среди местных жителей попадались негры, одетые (полностью или частично) в вудланд, трех- и шестицветку.
Состав сил.
Разведывательные операции проводили агенты ЦРУ, входившие в состав подразделения под названием Intelligence Support Activity (ISA).
22 получили приказ и 26 августа 1993 года TFR прибыли в Могадишо.
Это был 7-й рейд за те 6 недель, что TFR находилась в Могадишо (операция «Gothic Serpent»).
В состав Joint Task Force SOMALIA под командованием генерал-майора Томаса М.Монтгомери (командира 10-й горной дивизии) входили:
Подразделения 10-й горной дивизии (10th Mountain Division).
Оперативно-тактическая группа Task Force RANGER (примерно 450 человек) под командованием генерал-майора Уильяма Ф.Гаррисона (командира «Дельты») в составе:
– одна рота 3-го батальона 75-го полка рейнджеров (Bravo Co 3/75th Ranger Rgt (Airborne)) – примерно 140 человек,
– подразделение (1st Special Forces Group (Airborne) Operational Detachment-Delta),
– подразделение 160th Spec Ops Avn Rgt,
– подразделение Navy Seals,
– подразделение Air Force Pararescue.
В начале операции 3 октября 1993 года участвовало 19 единиц авиатехники, 12 единиц автомобильной техники, примерно 160 человек личного состава (из них примерно 75 рейнджеров и 40 операторов «Дельты», с воздуха высаживались примерно 90 человек).
Помимо ударной и спасательной группы было задействовано 3 вертолета воздушной разведки (скорее всего OH-58) и 1 самолет-разведчик (скорее всего Р-3С Orion).
Примерный порядок следования вертолетов ударной и спасательной группы.
Barber 51, 52, 53 и 54 – Ударные АН6 Little Bird (Гаррисон в последнюю минуту, когда вертолеты уже готовились к взлету, решил снарядить их НУРСами, что несколько странно, т.к. на фото они только с блоками НУРС, без пулеметов. М.б. имеется в виду, что заменили подвешенные пулеметы на блоки НУРС). При этом 2 машины должны были осуществить первоначальную зачистку района цели, а еще 2 – непосредственно поддерживать десант во время высадки.
Super 61 – «Ведущий» MH-60L Blackhawk, на борту командир штурмовой группы капитан Миллер (позывной Kilo 61) и операторы «Дельты» резервного подразделения. «Thunderstruck».
Star 41, 42, 43 и 44 – МН6 Little Bird на которых находились 16 бойцов взвода «С» одного из эскадронов «Дельты».
Super 62 – «Ведомый» MH-60 Blackhawk, на борту операторы «Дельты».
Super 64 – вертолет MH-60 Blackhawk, на борту капитан Стил (позывной Juliet 64) и рейнджеры (Chalk 1).
Super 65, 66 и 67 (Chalk 2, 3 и 4) – вертолеты MH-60 Blackhawk с рейнджерами на борту (на 67-м – Эверсмен). На 67-м не был установлен метеорадар.
Super 63 – вертолет MH-60 Blackhawk, воздушный пункт управления и координации действий. На борту находились командир воздушной группировки подполковник Мэтьюз и командир наземной группировки подполковник Хэррел (позывной Romeo 64) из «Дельты».
Super 68 – вертолет ПСС (MH-60 Blackhawk), на борту 15 операторов Air Force Pararescue.
Uniform 64 – Колонна из 9 Хаммеров и 3 пятитонных грузовиков под командованием подполковника Мак Найта (примерно 52 человека – бойцы «Дельты», рейнджеры и 4 бойца SEAL Team 6).
Резервная группа – подразделение быстрого реагирования в составе одной роты 10-й горной дивизии (QRF – 2 company 14/10). Базировалась в районе порта Могадишо. Командир группы – подполковник Билл Дэвид.
Действия (то, чего нет в фильме).
В 15:00 подразделения электронной разведки и РЭБ начали глушить все радиочастоты (кроме частот, отведенных для операции TFR) и линии сотовой связи в Могадишо, так как в городе еще не было стационарной телефонной сети.
Super 61 – После высадки, на борту 61-го оставались 2 пилота (Волкотт и Брайли), 2 бортстрелка (Доуди и Уоррен) и 3 снайпера (Буш, Смит, МакМахон, все из «Дельты»). Вертолет перешел в барражирование с целью прикрытия места высадки (sniper cover).
В 16:20 был сбит гранатой РПГ. Упал примерно в 270 метрах (в 4-х кварталах) от места проведения операции. При падении погибли оба пилота, стрелок правого борта и 1 снайпер. Стрелок левого борта (Доуди) находился без сознания до прибытия спасательной группы. Один из снайперов (Смит) выбрался из под обломков и открыл огонь по приближающимся сомалийцам. Прибывший на место аварии Star 41 забрал Смита и Буша и доставил их в госпиталь, Доуди оставался без сознания под обломками.
Super 62 – высадил двух снайперов «Дельты», Ранди Шугарта и Гэри Гордона в районе падения Super 64. Почти сразу после того, как Гордон и Шугарт были высажены, вертолет был поражен в фюзеляж гранатой РПГ. Правая сторона фюзеляжа была сильно повреждена, и снайперу сидящему справа оторвало ногу. Вертолет совершил вынужденную посадку в районе порта, откуда его экипаж был эвакуирован экипажем Super 68, который к тому времени уже действовал на другой машине.
Super 64 – сбит из РПГ. Упал примерно в 17:00.
Super 66 – после выполнения высадки, уже около 20:00 выполнял задачу снабжения группы рейнджеров, оказавшейся в окружении. Боеприпасы закончились и рейнджеры были вынуждены идти в рукопашный бой. Во время выброски грузов левый бортстрелок израсходовал примерно 1600 патронов из пулемёта. При выходе из района объекта, правый бортстрелок был ранен, также как и два рейнджера которые сбрасывали груз. При приземлении выяснилось, что вертолет был поражен примерно 40-50 пулями, из его трансмиссии лилось масло, задняя часть вертолета выглядела как решето.
Super 68 – выполнил спасательную операцию на месте первой аварии, при отходе от места высадки был поражен из РПГ. На последних каплях масла дотянул до базы, после чего экипаж пересел в запасную машину и продолжил выполнение операции.
Когда стемнело, только Super 65 и 67 не были выведены из строя.
Каждый Barber за время операции успел перезарядиться по 6 раз! Все 8 пилотов этих вертолетов были представлены к награждению медалью «Серебряная звезда» (Silver Star).
Резервная группа 10-й горной дивизии. Поднята по тревоге после того, как был сбит Super 61. Вышла из гарнизона в 16:29, прибыла к аэропорту (базе TFR) в 17:24, приняла пополнение из числа оставшихся на базе рейнджеров (в основном из состава управления и штаба). Выдвинулась в город в 17:47 на 22 Хаммерах. В 17:54 колонна роты попала под обстрел, личный состав спешился и вступил в бой. Рота пыталась пробиться к рейнджерам до 18:21, когда было принято решение отойти из-за невозможности продвижения вперед. Несмотря на поддержку вертолетов, рота потратила еще час, чтобы выйти из боя.
…