Реформа бюджетного образования. Просто уже - КРИК!!!
Добавлено: 26 сен 2010, 19:20:15
Учителя возмущены законом о «платном» образовании
Реформа бюджетных образований не сделает российское образование платным, убеждают россиян в Минобразования.
Эксперты же говорят, что новый закон окончательно добьет школы и даст возможность развития «киргизского сценария».
В 2012 году начнется масштабная реформа бюджетных учреждений — школ, больниц, училищ. Им предоставят право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения.
Эти автономные бюджетные организации предложили перевести со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Как этот госзаказ получить, в законе прописано очень смутно. Сразу же стали высказываться опасения, что бюджетная автономия школ и вузов может привести к тому, что бесплатно будет оказываться только минимум услуг, а за все, что сверх госзаказа, россиянам придется доплачивать из собственного кармана.
Однако глава Минобразования Фурсенко на все вопросы отвечает, что «никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может».
Эксперты сравнили утвержденный закон с лучевой болезнью и пояснили — сразу российское образование не умрет, а будет долго корчиться в предсмертных судорогах. По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, самая негативная идея закона — это существенное расширение платных услуг во всех социальных сферах.
«Многие бюджетные учреждения уже давно таковыми не являются, оказывая населению в массовом порядке коммерческие услуги. Теперь это узаконят и окончательно поставят на поток. Кроме того, отмена ответственности государства по субсидиям приведет к фактическому банкротству социальных учреждений», - рассказала Дмитриева.
Депутат пояснила, что номинально в России не существует понятия «банкротство» в отношении школ или больниц. Но на деле, когда учреждение будет предоставлено самому себе, и его долги не будет покрывать государство, там очень быстро арестуют все счета, опишут мебель вплоть до парт и стульев и закроют школу или больницу.
Российское образование ждет мучительная и смертельная болезнь — «Пострадают малые города, села, деревни. В сельской местности больницы и школы не будут выполнять формальное плановое задание, а на платных услугах там не заработаешь — брать не с кого. Множество школ, училищ, больниц в России просто молча закроют, а что будут делать люди — никого не волнует», - подчеркнула Дмитриева.
Согласен с такими выводами и председатель Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он отметил, что государство решило таким образом сбросить с себя базовую социальную ответственность.
«А это, извините, гибель государства в будущем. Благая идея - дать школам и вузам большую самостоятельность - обернется только неразберихой и усиленными поборами. Каждая школа будет стараться выжить за счет родителей, часть образовательных предметов не войдет в обязательный образовательный компонент», - рассказал Комков.
Государство якобы обезопасило себя этим самым обязательным образовательным компонентом, где будет прописан минимум бесплатных предметов в школе. Но, по словам Комкова, это будет действительно минимум. А все, что «не влезет» в обязательную бесплатную программу, родители должны будут оплачивать.
«Социальное расслоение людей ускорится в разы. Будет элита, которая сможет позволить себе 5 дополнительных уроков французского в неделю, а будут те, кто и рисование-то не сможет оплатить. Малые сельские школы понесут наибольший урон», - отметил Комков.
По его мнению, до «киргизского сценария» России в таком случае идти недалеко.
Наиболее реактивной группой населения окажется та самая молодежь, у которой не будет ни образования, ни денег. Социальная напряженность вырастет, и не исключено, что люди выйдут на улицы — протестовать, ломать, крушить.
«Учителя, к сожалению, на акции протеста не пойдут, а надо бы. Большая их часть далека от политики, они очень скрытные, запуганные и гораздо слабее реагируют даже на сильные раздражители», - отметил Комков.
С таким мнение не совсем согласен главный редактор портала «Завуч Инфо» Евгений Барановский. По его словам, учителя уже давно поговаривают о том, чтобы хоть как-то выразить свой протест.
«У людей накопилось, и они все чаще об этом говорят. Конечно, не сегодня и даже не завтра, но через некоторое время может прорвать — и тогда станет страшно. Сейчас педагогические коллективы по всей России и не только в Петербурге пишут письма в правительство РФ, Путину, Медведеву. Пытаются хоть как-то достучаться», - отметил Барановский.
Однако все надежды на президентское вето по отношению к новому закону очень слабы. При этом закон настолько пестрит какими-то несуразностями, что разобраться в нем не может никто.
«Например, что такое госзаказ и кто его будет выдавать? А как учебному заведению этому госзаказу соответствовать? Вот что беспокоит педагогов. А Министерство образования от нас просто забаррикадировалось. Сидят там, придумывают что-то, а потом выдают за сенсацию», - отметил Барановский.
Все последовательно проводимые реформы последних лет, включая подушевое финансирование для учителей (когда деньги идут за количество детей в классе), привлечение в школу менеджеров, развитие «образовательных услуг» - это все звенья одной цепи, которые легко нанизываются на идею платного образования.
«Причем заметьте — платного сверху донизу, - отметил Барановский, - от детских садов и до вузов. Боюсь, что «наша новая школа» будет магазином по предоставлению услуг, а не твердым столпом общества».
Кроме того, добавляет Дмитриева, можно забыть о перспективе государственной службы для врачей и учителей. Огромный бумажный вал документов и два разных баланса ждут все школы. Первый баланс — на бюджетные средства, второй — на небюджетные. Отчеты придется делать постоянно, «выбивать» средства — тоже.
«Отменяется обязательная индексация зарплаты учителей и врачей. Теперь только директор учреждения будет решать, кому работать, а кому нет, и сколько за это платить. Не надо забывать и о том, что придется в обязательном порядке нанимать бухгалтера, что далеко не все школы потянут», - отметила Дмитриева.
Барановский убежден, что «дальше разваливать российское образование уже некуда».
Дмитриева прибавляет к этому, что новый закон станет лучевой болезнью: «сразу не убьет, а заставит долго корчиться». Комков уверен, что системе образования мог бы помочь действительно грамотный менеджерский подход (например, предоставление аренды на спортзалы и стадионы), но на все российские школы менеджеров явно не хватит.
Напомним, закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.
Госдума РФ одобрила закон в третьем чтении 23 апреля.
Теперь его предстоит рассмотреть Совету Федерации и президенту РФ.
Согласно новому документу, бюджетные организации будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках госзадания, они получают право заниматься приносящей доходы деятельностью (платные услуги, сдача имущества в аренду) с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение.
При этом субсидарная ответственность государства по обязательствам бюджетных организаций отменяется. Порядок финансирования казенных организаций фактически остается тем же.
Анна Юдина
Реформа бюджетных образований не сделает российское образование платным, убеждают россиян в Минобразования.
Эксперты же говорят, что новый закон окончательно добьет школы и даст возможность развития «киргизского сценария».
В 2012 году начнется масштабная реформа бюджетных учреждений — школ, больниц, училищ. Им предоставят право заниматься деятельностью, приносящей доход, которым они смогут распоряжаться сами. Закон вводит новый тип учреждений - казенные. В этот новый тип переводится большое количество бюджетников, в том числе армия и силовики. Для образовательных учреждений преимущественно предполагается перевод в автономные бюджетные учреждения.
Эти автономные бюджетные организации предложили перевести со сметного финансирования на бюджетные субсидии в рамках госзаказа. Как этот госзаказ получить, в законе прописано очень смутно. Сразу же стали высказываться опасения, что бюджетная автономия школ и вузов может привести к тому, что бесплатно будет оказываться только минимум услуг, а за все, что сверх госзаказа, россиянам придется доплачивать из собственного кармана.
Однако глава Минобразования Фурсенко на все вопросы отвечает, что «никакого увеличения доли платности в образовании нет и быть не может».
Эксперты сравнили утвержденный закон с лучевой болезнью и пояснили — сразу российское образование не умрет, а будет долго корчиться в предсмертных судорогах. По мнению депутата Госдумы Оксаны Дмитриевой, самая негативная идея закона — это существенное расширение платных услуг во всех социальных сферах.
«Многие бюджетные учреждения уже давно таковыми не являются, оказывая населению в массовом порядке коммерческие услуги. Теперь это узаконят и окончательно поставят на поток. Кроме того, отмена ответственности государства по субсидиям приведет к фактическому банкротству социальных учреждений», - рассказала Дмитриева.
Депутат пояснила, что номинально в России не существует понятия «банкротство» в отношении школ или больниц. Но на деле, когда учреждение будет предоставлено самому себе, и его долги не будет покрывать государство, там очень быстро арестуют все счета, опишут мебель вплоть до парт и стульев и закроют школу или больницу.
Российское образование ждет мучительная и смертельная болезнь — «Пострадают малые города, села, деревни. В сельской местности больницы и школы не будут выполнять формальное плановое задание, а на платных услугах там не заработаешь — брать не с кого. Множество школ, училищ, больниц в России просто молча закроют, а что будут делать люди — никого не волнует», - подчеркнула Дмитриева.
Согласен с такими выводами и председатель Всероссийского фонда образования Сергей Комков. Он отметил, что государство решило таким образом сбросить с себя базовую социальную ответственность.
«А это, извините, гибель государства в будущем. Благая идея - дать школам и вузам большую самостоятельность - обернется только неразберихой и усиленными поборами. Каждая школа будет стараться выжить за счет родителей, часть образовательных предметов не войдет в обязательный образовательный компонент», - рассказал Комков.
Государство якобы обезопасило себя этим самым обязательным образовательным компонентом, где будет прописан минимум бесплатных предметов в школе. Но, по словам Комкова, это будет действительно минимум. А все, что «не влезет» в обязательную бесплатную программу, родители должны будут оплачивать.
«Социальное расслоение людей ускорится в разы. Будет элита, которая сможет позволить себе 5 дополнительных уроков французского в неделю, а будут те, кто и рисование-то не сможет оплатить. Малые сельские школы понесут наибольший урон», - отметил Комков.
По его мнению, до «киргизского сценария» России в таком случае идти недалеко.
Наиболее реактивной группой населения окажется та самая молодежь, у которой не будет ни образования, ни денег. Социальная напряженность вырастет, и не исключено, что люди выйдут на улицы — протестовать, ломать, крушить.
«Учителя, к сожалению, на акции протеста не пойдут, а надо бы. Большая их часть далека от политики, они очень скрытные, запуганные и гораздо слабее реагируют даже на сильные раздражители», - отметил Комков.
С таким мнение не совсем согласен главный редактор портала «Завуч Инфо» Евгений Барановский. По его словам, учителя уже давно поговаривают о том, чтобы хоть как-то выразить свой протест.
«У людей накопилось, и они все чаще об этом говорят. Конечно, не сегодня и даже не завтра, но через некоторое время может прорвать — и тогда станет страшно. Сейчас педагогические коллективы по всей России и не только в Петербурге пишут письма в правительство РФ, Путину, Медведеву. Пытаются хоть как-то достучаться», - отметил Барановский.
Однако все надежды на президентское вето по отношению к новому закону очень слабы. При этом закон настолько пестрит какими-то несуразностями, что разобраться в нем не может никто.
«Например, что такое госзаказ и кто его будет выдавать? А как учебному заведению этому госзаказу соответствовать? Вот что беспокоит педагогов. А Министерство образования от нас просто забаррикадировалось. Сидят там, придумывают что-то, а потом выдают за сенсацию», - отметил Барановский.
Все последовательно проводимые реформы последних лет, включая подушевое финансирование для учителей (когда деньги идут за количество детей в классе), привлечение в школу менеджеров, развитие «образовательных услуг» - это все звенья одной цепи, которые легко нанизываются на идею платного образования.
«Причем заметьте — платного сверху донизу, - отметил Барановский, - от детских садов и до вузов. Боюсь, что «наша новая школа» будет магазином по предоставлению услуг, а не твердым столпом общества».
Кроме того, добавляет Дмитриева, можно забыть о перспективе государственной службы для врачей и учителей. Огромный бумажный вал документов и два разных баланса ждут все школы. Первый баланс — на бюджетные средства, второй — на небюджетные. Отчеты придется делать постоянно, «выбивать» средства — тоже.
«Отменяется обязательная индексация зарплаты учителей и врачей. Теперь только директор учреждения будет решать, кому работать, а кому нет, и сколько за это платить. Не надо забывать и о том, что придется в обязательном порядке нанимать бухгалтера, что далеко не все школы потянут», - отметила Дмитриева.
Барановский убежден, что «дальше разваливать российское образование уже некуда».
Дмитриева прибавляет к этому, что новый закон станет лучевой болезнью: «сразу не убьет, а заставит долго корчиться». Комков уверен, что системе образования мог бы помочь действительно грамотный менеджерский подход (например, предоставление аренды на спортзалы и стадионы), но на все российские школы менеджеров явно не хватит.
Напомним, закон, реформирующий сеть бюджетных учреждений, должен вступить в силу с 1 января 2011 года, но до 1 июля 2012 года предлагается установить переходный период.
Госдума РФ одобрила закон в третьем чтении 23 апреля.
Теперь его предстоит рассмотреть Совету Федерации и президенту РФ.
Согласно новому документу, бюджетные организации будут переведены со сметного финансирования на субсидии в рамках госзадания, они получают право заниматься приносящей доходы деятельностью (платные услуги, сдача имущества в аренду) с поступлением этих доходов в их самостоятельное распоряжение.
При этом субсидарная ответственность государства по обязательствам бюджетных организаций отменяется. Порядок финансирования казенных организаций фактически остается тем же.
Анна Юдина