Курск является одним из старейших городов России, хотя первое летописное упоминание датируется "лишь" 1032 годом. Археологические исследования показывают, что на месте нынешнего Знаменского монастыря Курска существовал крупный населённый пункт не позднее VIII века. В средние века — столица Курского княжества. Входил в состав Великого княжества Литовского (с 1360 года), в 1508 г. отошёл к Московскому государству. Губернский город (с 1797 года). В годы Второй Мировой войны имя Курска оказалось связано с одной из крупнейших битв в истории.
Дореволюционный Курск был относительно небольшим губернским центром (87 тыс. чел. в 1914 г.), но с весьма развитой промышленностью. Не отличался особыми архитектурно-историческими-богатствами, но был весьма живописен. Его сердцем был Знаменский монастырь, стоявший на краю обрыва, на высоком берегу реки Тускарь.
Хотя при освобождении город был сильно разрушен, ему удалось сохранить главные архитектурные доминанты, определяющие его неповторимое историческое лицо.
На этом сравнении мы видим центр Курска в 1983 и 2010 гг.
На переднем плане собор на территории Курского Знаменского Богородицкого мужского монастыря, построенный в 1816—1826 гг. в честь победы в Отечественной войне 1812 года. Прежде у него было две колокольни, как у католического храма. В 1930-е снесли обе, в начале 2000-х восстановили только одну.
Далее видна главная площадь Курска — Красная, современный ансамбль которой был завершён в послевоенные годы административным зданием (1948), гостиницей (1956), Домом связи (1960).
Вид Красной площади до 1917 г.
Таким был Знаменский собор до 1917.
А так он выглядел в 1986-м.
Вид примерно в том же ракурсе в 2002-м.
А так Красная площадь выглядела в 1944-м.
1984 г., Вид на площадь Советов
За рекой Тускарь открывается вид на курское заречье — Стрелецкую слободу с частной застройкой.
А вот так живописно смотрелся центр дореволюционного Курска из Стелецкой слободы.
От Красной площади начинается главная магистраль Курска, которая прежде носила название Московской улицы.
Трамвай по ней был пущен ещё в 1897 г. В советское время она стала носить имя Ленина.
Начало улицы, гостиница "Курск", 1984 г.
То же место в 1960-м г.
Ул. Ленина в 1962-1965 гг.
И в 1950-х гг.
В послевоенные годы на месте выбитой губернской застройки на ул. Ленина появились типичные сталинские дома, 1952.
Трамвайные пути с ул. Ленина убрали в 1973 г.
Вернёмся на Красную площадь, 1967 г.
Так она выглядит в наши дни.
Очень монументален ж.д. вокзал 1952 г. постройки, на снимке 1984 г.
Помню, на нём всегда предлагали раков с перрона.
1984 г., Вид на центральную часть города и Сергиево-Казанский кафедральный собор.
В завершение замечательный трамвайный снимок 1960 г., который до недавнего времени был известен в Интернете как сделанный в Орле, но потом обнаружилось, что на нём ул. Энгельса в Курске.
Несмотря на то, что крупные города России и СНГ один за другим уничтожают у себя этот вид транспорта, Курский трамвай здравствует и поныне. Горожане им гордятся. В 1998 г. в Курске был сделан репликар бельгийского вагона 1898 г., который впервые вышел на улицы города 9 мая 1998 г.. и впоследствии принимал участие во многих городских праздниках. Этот ретро-вагон находится в коллекции Курского музея городского электротранспорта.